Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый (IX—XI вв.)

  • Второй период охватывает XII — XIII вв.

  • Ибн Сина создал оригинальную классификацию наук. Он делит науки на теоретические и практические. Теоретические науки

  • К «первичной»

  • В учении о душе

  • Ибн Рушда получил почетное прозвище Великого комментатора

  • Средневековая арабоязычная философия. Арабомусульманская философия. Периодизация истории развития арабской философии


    Скачать 1.8 Mb.
    НазваниеАрабомусульманская философия. Периодизация истории развития арабской философии
    Дата26.03.2022
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСредневековая арабоязычная философия.pptx
    ТипДокументы
    #418730

    Арабо-мусульманская философия.

    1.Периодизация истории развития арабской философии.

    2. Жизнь и творчество Ибн Сины (Авиценна).

    3. Жизнь и творчество ибн Рушды (Аверроэс).

    Периодизация истории развития арабской философии.

    Истории арабо-мусульманской философии можно разделить на два периода:

    1) IX—XI вв. – первый период.

    2) Второй период охватывает XII — XIII вв.


    Первый (IX—XI вв.):

    Связан с деятельностью мыслителей восточных областей халифата: араба из Басры аль-Кинди, выходца из Средней Азии Аль-Фараби и иранца из Хорасана Ибн Сины (Авиценны),а также ученых-энциклопедистов из группы «Чистые братья» (Ихван ас-са-фа, X—XI вв.)

    Второй период охватывает XII — XIII вв.

    представлен в основном арабскими учеными и мыслителями мусульманской Испании. К этому периоду относится деятельность Ибн Баджжа, Ибн Рушда, Ибн Ту-файля.

    Ибн Сина

    Полное имя его — Абу Али Хусейн Ибн-Сина, через еврейское прочтение, как Авен Сена и получилось современное Авиценна. Родился он близ Бухары в 980 году и прожил до 1037 года. Авиценна снискал себе славу не только как гениального философа, но и как гениального врача, поэта и ученого.

    Ибн Сина создал оригинальную классификацию наук.

    Он делит науки на теоретические и практические.

    Теоретические науки — физика, математика, метафизика. Последовательность, в которой он рассматривает эти науки, воспроизводит постепенный переход от конкретных к отвлеченным знаниям.

    «Физику» он подразделяет на «первичную» и «вторичную».

    К «первичной» относит учение о материи, о формах движения, о растениях и животных, о минералах.

    К «вторичной» — медицину, астрологию, физиогномику, алхимию, науку о волшебстве, объяснение снов.

    К «практическим» наукам Ибн Сина причисляет учение об управлении государством, а также весь круг проблем, связанных с семьей, имуществом и хозяйством.


    Главная книга Ибн-Сины — это «Книга исцеления», насчитывающая 18 томов. Сокращенный ее вариант Ибн-Сина назвал «Книга спасения», сократив до одной книги, он назвал ее «Книгой знания».
    В философском учении Ибн Сины переплетаются идеи Аристотеля и неоплатоников с общими принципами мусульманской теологии. Вслед за неоплатониками Ибн Сина утверждал, что мир возникает путем эманации из божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости.
    В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения о переселении душ, ибо это учение тесно связывает душу с телом. Согласно Ибн-Сине, цель существования человеческой души состоит в том, чтобы максимально освободиться от чувств, ибо чувства мешают познанию Бога. Ибн-Сина считал, что душа бессмертна и постоянно будет существовать только лишь в своей духовной сущности.

    На Страшном суде не будет воскресения человека в его телесном виде; душа будет существовать именно как душа. Отрешившись от чувств и от тела после смерти, душа праведника уподобляется ангелам. В этом состоянии душа человека, лишенная чувств, т.е. того, что мешает познанию истины, становится подобной ангелам и знает всю истину без учителей и без грамоты.

    Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия:

    чисто духовные существа, и Бог,

    духовные предметы, связанные с материей — небесные сферы;

    предметы, связанные с телесностью, а иногда и не связанные. Здесь находятся все философские категории: субстанция, свойство, необходимость, свобода и т.д., и именно эти предметы третьего уровня составляют основу метафизики.

    понятия, связанные с материей, существование и сущность индивидуальной конкретной вещи.

    Ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — араб. философ, ученый, медик.

    Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы.


    Научное наследие Ибн Рушды включает в себя самостоятельные труды и комментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знаний.

    Большинство сочинений комментаторского характера представляют собой толкования к трудам Аристотеля, написанные в форме малых, средних и больших комментариев. За что Ибн Рушда получил почетное прозвище Великого комментатора.
    философскиЕ произведения : «Непоследовательность Непоследовательности», «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», «Книга об открытии путей аргументирования догм общения».
    В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал возможным по-новому интерпретировать мусульманские священные тексты и понимать их метафорически. Однако подобную свободу интерпретации он допускал лишь для избранных, ибо непосвященные способны реагировать лишь на образную риторику, в то время как философы во всем должны искать логику и убедительные доказательства.

    Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь в вопросах, доступных человеческому разуму, но оно бессильно в высших метафизических вопросах. Философия бессильна проникнуть в тайну творения и загробной жизни и постичь атрибуты божества, она способна лишь порождать различные сомнения, в то время как познание «откровением», само по себе более примитивное, дает необходимую «уверенность» в достоверности высших истин.

    Учение о душе Ибн Рушды

    Душа тесно связана с телом, бессмертие души и загробная жизнь не существуют.

    Бессмертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни человеческих поколений, но индивидуальный разум смертен.


    написать администратору сайта