Дипломная работа ГОТОВО. Археологические свидетельства и библейские повествования эпохи неразделенного царства
Скачать 104.2 Kb.
|
1.2 Царь Давид. Археологическое изучение Иерусалима.1.2.1 Библейское повествование о ДавидеДавид был последним сыном в большой, но небогатой семье пастуха Иессея. Божий посланник, пророк Самуил, стремившийся помазать царя Израиля, когда пришел к Иессею, нашел только старших братьев Давида. Но Бог открыл Самуилу, что Божий избранник для царства — это Давид, пасший стада своего отца. Возлив святой елей на голову юного пастуха, пророк помазал его на царство. Теперь Давид — помазанник Божий, но на самом деле он еще очень долго не становится царем. До сих пор он остается пастухом, сочиняющим свои первые псалмы. Царь Саул, страдающий от болезни, призвал к себе юношу, чтобы тот пел ему в утешение. Когда пророк Самуил искал будущего наследника престола среди детей Иессея, угодного Богу, о Давиде даже не упоминалось. Пророк не подозревал о его существовании и не понимал, почему Бог не избирает никого из семи сыновей пастуха21. Высшее выражение преданности Давида Богу мы видим в победе над Голиафом. Когда Саул, находившийся около Сокхофа, слышал насмешки Голиафа, но не осмелился напасть на филистимлян. Саул, собрав множество воинов своих, пообещал победителю большие дары. В этот неспокойный период в войско пришел Давид, который по поручению отца принес еды своим старшим братьям. Несмотря на указ своего старшего брата, Давид не послушал его, не вернулся домой, а явился Саулу готовый сразиться с Голиафом. Когда царь решил спросить, чем Давид может гарантировать победу над гигантом филистимлянином, Давид указывает на божественную помощь. Давид рассказывает о своей встрече, битве и победе над львом и медведем. Он возненавидел лицемера-Голиафа, напал на него и, бросив камни из пращи, победил. Такой храбрости не оказалось ни у одного из воинов Саула, более зрелых и опытных людей, чем Давид. Но Давид победил Голиафа благодаря наличию у него особых отношений с Богом, которые Библия называет верностью Богу22. Вооруженный только пращей и метательными камнями он выступил против гиганта, одетого в тяжёлые доспехи и победил его. Мечом поверженного Голиафа Давид отсёк ему его же собственную голову. Исход кампании был, таким образом, решен, и филистимляне обратились в паническое бегство; израильтяне же, ободренные этим успехом, бросились за ними в погоню и преследовали их от Гата до самых ворот города Экрона (1 Цар. 17). Но Давид не сразу начал свое царствование. Храбрый и находчивый воин, победитель Голиафа, искренне надеющийся на Бога, сражался намного усерднее и в начале был любимым царем. Ему еще предстоит пройти долгий путь перед лицом испытаний и несправедливых преследований со стороны Саула, который постепенно возненавидел Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как юный Давид убил маленьким камнем доселе непобедимого филистимлянского великана Голиафа и тем самым дал победу израильской армии. После этого народ говорил: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч (1 Цар. 18:7). Радостная весть о победе над филистимлянами, распространившаяся по всей стране, в то же время раскрыла имя героя, которому Израиль был обязан своим спасением. Высокая популярность Давида среди народа поначалу была предметом тайной зависти царя Саула. Не желая выставлять свое беспокойство напоказ, Саул взял Давида в свой дворец и поставил во главе особого отряда, который должен был впредь совершать частые нападения на филистимлян. Во всех схватках с последними Давид оказался счастливее Саула, и это еще больше разозлило последнего, тем более что именно он был избран для избавления Израиля от рук филистимлян (1 Цар. 9:16), и Давид оказался настоящим освободителем. С каждой новой победой слава Давида росла. стал любимцем народа и завоевал благосклонность даже придворных приближенных Саула. Давид стал зятем Саула и, благодаря своим личным качествам, стал известен во дворе. Здесь Давид сблизился и подружился со старшим сыном Саула Ионафаном, который, чувствуя превосходство Давида и преклоняясь перед ним, вступил с ним в братский союз на жизнь и смерть. Эта дружба сослужила Давиду большую службу, и благодаря Ионафану он дважды избежал неминуемой смерти, уготованной ему приспешниками царя Саула23. Репутация Давида росла по мере того, как он одерживал одну победу за другой над филистимлянами, что в глазах народа имело большое значение, так как давало ему необходимую свободу. Вот почему Саул так завидовал Давиду, что неоднократно пытался убить его лично, несмотря на то, что последний снова и снова доказывал свою веру. Дважды в Давида бросали копье, затем дочь Саула, жена Давида, спасла своего мужа, спустив его через окно (1 Цар. 19:13). Тогда сын Саула Ионафан сказал, что царь Израиля принял безоговорочное решение уничтожить Давида любой ценой. И Давид, оставив жену, ушел от Саула (1 Цар. 19:20). Давление было настолько сильным, что страх перед людьми и смертью наполнил сердце будущего царя Израиля. Давид поддался страху и, придя к священнику, шалил перед ним, чтобы обрести спасение (1 Цар. 21:1,2). Кроме того, в тот же день Давид бежит к царю Гефа (3 Царств 21:10). Как мог Давид забыть, что убитый им филистимский великан Голиаф был родом из Гефа? Как он мог укрыться в городе, где его ненавидели и жаждали смерти? Скорее всего, страх Саула настолько затмил его разум, что Давид пошел к своим врагам. И там продолжает лукавить, унижаясь, лицемерно притворяясь безумным, поступая недостойно, спасая себе жизнь (1 Цар. 21:11-13). При всем этом унижении, Бог не перестал любить и заботиться о Своем помазаннике: Давид убегает оттуда в пещеру Одолламскую, и его родные и друзья присоединяются к нему (1 Цар. 22:1). Господь расположил сердца многих людей, и они в это трудное время пришли на помощь. Чтобы избежать преследований Саула, Давид и его отряд скитались в течение почти пятнадцати лет, найдя убежище в горах. Несколько раз жизнь его была под угрозой, но каждый раз Божья воля спасала его от меча врагов. У Давида была возможность расквитаться с Саулом, но счел это невозможным для себя, а только дал понять, что может, но желает этого делать, отрезав у царя край одеяния. По этому поводу Давид обратился с речью к Саулу: в ней отразилась вся нравственная высота Давида, которого не ожесточили страдания, связанные с изгнанием. В глазах Давида царь, как помазанник Божий, неприкосновенен; судьей в их споре никто, кроме самого Бога, быть не может. В сравнении с величием Саула, как царя и помазанника Божия, он — «мертвый пес» и «блоха». Но тогда тем более несправедливыми являются его преследования Давида и желание его убить. (1 Цар. 24: 9—17). Саул был потрясен речью Давида. Он горько плакал, понимая праведность сказанного Давидом, и даже исповедовался ему в этом. В этот момент Саул понял, что его гнев был несправедлив, что это Давид был помазан Богом и станет царем Израиля. Он признал это перед Давидом, попросив его не мстить своим потомкам за их беззакония. Но это временное раскаяние не изменило отношения Саула с Давидом. На совесть Саула никак не повлиял второй, подобный ему случай, когда Давид снова избегает возможности убить его, но вновь дает знак своей веры: крадет личные вещи царя с изголовья ложа. Саулу должно было быть ясно, что Давид скорее рискнет своей жизнью, чем прикоснется к тому, кого он считает помазанником своего Бога. На этом этапе Давид присоединился к филистимлянам как враг Саула и, желая завоевать доверие и проявить веру, он вместе со своей семьей и народом переезжает к филистимскому царю Ахитту. Снова обман - теперь он обманывает своего нового защитника, уничтожая племена своих союзников. Господь избавил Давида от искушения идти войной на свой народ и царя, но освободил его, послав ему суровое испытание. Город, в котором они жили, и все родственники Давида и его солдаты были сожжены филистимлянами, а все женщины и дети взяты в плен, пока войско Давида стояло лагерем. По возвращении его начался великий плач и скорбь, и войско его восстало против Давида, они уже хотели побить его камнями, обвиняя в этой беде своего несчастного начальника24. В этой ситуации Давид показал твердость своей веры в Господа. Он обратился к священнику за советом, а затем стал действовать по откровению от Господа. В результате была одержана славная победа, и царь разделил всю добычу поровну между теми, кто сражался, и теми, кто остался в тылу, о чем будет сказано в третьей главе. Наградой Давида было то, что он сел на царский трон. Еще позже, когда царь Саул, преследовавший его столько лет, был убит ночью без его приказа, Давид казнил убийцу и написал покаянную элегию-эпитафию на смерть своего недавнего гонителя. Давид находился на территории филистимлян, когда Саул потерпел окончательное поражение и умер на горе Гелвуй ок. 1009 г. до н.э. Вскоре после того, как Давид вернул свое имущество и своих жен из плена амаликитян, гонец сообщил ему о судьбоносных событиях, произошедших в Израиле. Это убийство было в глазах Давида ужасным нарушением священной воли его Бога. Ввестника, принесшего печальную весть и ожидавшего за это награды, Давид наказал за то, что тот прикоснулся к помазаннику Божию. Такая жестокость в этой ситуации была для Давида еще и проявлением веры в Бога, который впоследствии показал, что эти кровопролития были для него неприемлемы25. Вскоре после гибели Саула, получив одобрение от Бога, Давид возвратился в Израиль. В Хевроне старейшины его собственного колена (Иуды) помазали и признали его своим царем. Давид становится новым помазанным царём Израиля. В этот момент ему примерно тридцать лет от роду. Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе многие ценные качества: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, — крепкую веру в Бога. Прежде чем решать какой-либо государственный вопрос, царь Давид усердно молился Богу, прося вразумления. Господь во всем помогал Давиду и благословил его сорокалетнее царствование крупными успехами. Он царствовал в Хевроне более семи лет, после чего атаковал и захватил Иерусалим, где и построил свой дом. Одним из первых дел Давида после того, как он воцарился над всем Израилем, было основание им Иерусалима как столицы Израиля и центром поклонения Богу. По распоряжению Давида Ковчег Завета был доставлен в Иерусалим. Далее Давид замышляет построить в городе Храм. Когда были готовы архитектурный план будущего храма, Давид поведал об этом пророку Нафану. Нафан похвалил Давида за такое предвидение. Но воплотить эту мечту Бог ему не позволил. На следующую ночь после разговора с царем Нафан получает от Бога видение, о котором Он повелел рассказать Давиду: Давид не должен строить храм, его построит Соломон26. Храм Господень (прообраз Церкви Христовой, Его Невесты) должен был построить мирный человек — царь Соломон, который является прообразом Христа. Как отмечает Леонид Грилехес, Давид был воином по Божией воле, он участвовал в битве, чтобы изгнать язычников и подготовить последующее строительства Иерусалима и Храма. Но Давиду нравилось быть во ином, он слишком наслаждался жаром битвы27. И библейские авторы открыто рассказывают, что Бог не был доволен кровопролитиями Давида. Наступала пора сохранять человеческую жизнь, вложить меч в ножны. И все же, как пишет профессор Богородский, за такое прекрасное намерение, за то, что Давид ключом веры и любви сумел открыть сердце Божие и прочесть в нем сокровенное желание о Храме, а главное, за то, что он готов был исполнить это желание и загорелся стать таким человеком, Господь весьма и весьма почтил и благословил его. В этом Давид отобразил Иисуса Христа, Который так любил Своего Отца, что ни на йоту не отступил от исполнения Его воли на земле. Он отказался от Своей воли и во всем подчинился воле Отца, исполнив ее до конца (Ни. 6:38-40; Лк. 22:42) 28. Давид будет править ещё долго, более тридцати лет, страна его сделается сильной и независимой, и потомки назовут его лучшим из царей. Однако, отнюдь не безоблачным предстаёт нам исторический фон его. Прежде всего, следует начать с наиболее известных и хронологически предшествующих другим событиям истории взаимоотношений царя Давида с его ближайшим военачальником и верным другом Урией, чью жену, Вирсавию, Давид возжелал. Подробно останавливаться на этой истории не будем, т.к. это не входит в задачи нашей работы. В этой ситуации Библия показывает нам, как низко пал Давид. И тогда мы видим пример искреннего и глубокого покаяния царя, который ясно увидел себя и дело рук своих, когда снова обратил свои мысли и сердце к Богу. Но Давид не избежал трудностей. Теперь не только грех Давида известен всему Израилю. Первый сын Давида от Вирсавии умирает вскоре после рождения в наказание за измену. Затем, его старший сын Амнон насильно похищает сводную сестру Фамарь, дочь Давида, у другой женщины. В отместку через два года другой его сын, Авессалом, брат Фамари, убивает Амнона, снискав гнев царя Давида и три года изгнания. Может быть, это, а может быть, что-то другое подтолкнуло Авессалома к открытому военному мятежу против Давида и преждевременному объявлению себя «владыкой Хеврона». Это было самым тяжелым наказанием для Давида. Все исторические реалии предвещали Авессалому победу. Так, народ в большинстве своем был занего. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)»29. Но Бог на стороне праведников. Дальнейшее развитие конфликта оказывается для Авессалома неудачным. Ахитофел совершает самоубийство. Войско Авессалома терпит поражение от сторонников Давида, но сам он в одном из сражений, запутавшись длинными волосами в ветвях дуба, пронзается стрелами. Хотя сам Давид дал воинам четкий приказ не убивать его сына30. Историография последних лет царствования Давида, созданная очевидцами, показывает, что все разорения, обрушившиеся на царский дом в этот период, и особенно братоубийство и восстание Авессалома против отца, были искуплением непростительного греха Давида. В 24-й главе Второй Книги Царств Ветхий Завет рассказывает нам о гневе Господнем, который излился на Давида за последнюю перепись Израиля и еврейского народа. Наиболее распространенное толкование этого не совсем ясного эпизода состоит в том, что в данном случае царь Давид отвернулся от Бога, полагаясь более на большое количество своих подданных, чем на помощь свыше. Другое толкование предполагает, что в Давиде вдруг возобладала жадность: желание эффективнее собирать налоги и на них обогащаться. А. П. Лопухин полагает, что в числе причин, побудивших царя устроить перепись своего народа, имело место тщеславное любование своей властью и несмиренное желание ее усилить31. И, всё-таки, несмотря на все эти небогоугодные поступки, которые столь открыто и честно освещает нам библейская летопись, царь Давид предстаёт перед нами великим человеком и провиденциальным правителем. Царь Давид явил уникальный образец верности Богу во всей полноте: и в своей любви к Богу, и в том, как искал Его и желал Ему угодить, соблюдать его завет и слушаться Его Закона, и в том, как получал по вере помощь от Господа, и как служил Ему и Его народу в полную силу своей одаренности. |