доклад 27.12. Архетип понятие, которое древнегреческие философы использовали в значении первообраз, образ, образец
Скачать 17.96 Kb.
|
Архетип – понятие, которое древнегреческие философы использовали в значении «первообраз, образ, образец». Начиная с великого Платона, философы неизменно обращались к обсуждению: идей в качестве образа или образца, образа – как подобия истинного, образца – как идеи. Понятие «архетип» философы того периода истории использовали в диапазоне достаточно большого числа значений и смыслов. Архетипы древних греков касались форм, цветов, идей и многих других предметов их внимания. Заинтересованный читатель может изучить собрания сочинений Платона, Аристотеля и других философов Древней Греции. Спустя тысячелетия, в XX веке, швейцарский психиатр и психолог К.Г. Юнг обратился к понятию «архетип», которым постоянно и свободно пользовались великие греки, и стал рассматривать его, исходя из собственных соображений и, прежде всего, в связи с теоретическим анализом мифов. К. Юнг использовал понятие «архетип» в значении первичных схем образов, которые воспроизводились людьми бессознательно и априорно формировали обновленные образы, подспудно существующие в мифах и верованиях. В понимании К. Юнга, архетипы – это не сами образы, а схемы образов. Обсуждая феномен коллективного бессознательного, К.Г. Юнг обращался к архетипам мужчины и женщины, колдунов и демонов, колдовских демонов, тени, мудрого старца и ко многим другим архетипам. Исследуя мифы и сказки, психолог писал, что «архетипы появляются по большей части в виде проекций… эти проекции проявляются в том случае, если они бессознательны, на людях соответствующего круга, как правило, в виде аномальных недо или переоценок, как возбудители всяческого рода недоразумений, споров, грез, сумасбродств». Демидов А. Б. в работе «Феномены человеческого бытия» под архетипами подразумевает образы (или даже «предначертания», структуры образов), выработанные множеством предыдущих поколений и влияющие на мировосприятие и мышление живущих людей. Набор архетипов, доступный для нашего осознания, достаточно велик, мы‚ лишь остановимся на тех, которые позволяют произвести реконструкцию понятий, символов, программ поведения, направленных на формирование отношения к природе с помощью средств народной педагогики. Это архетипы, воплощающие пространственно-временную организацию, архетипы отношения к природе, архетипы ценностного сознания. Прометей (его имя можно перевести как «предусмотрительный» или «промыслитель») был титаном и принадлежал к поколению отца Зевса —Кроноса и его супруги Реи. Он был двоюродным братом Зевса. Во время захвата власти Зевсом он встал на сторону последнего, так как предвидел, что победа будет за новым поколением богов. Он сам воевал на стороне Зевса и убедил поступить также своего брата Эпиметея, который по большей части его слушался. Существует немало свидетельств того, что Прометей был создателем рода человеческого, иногда вместе с Афиной. По некоторым версиям, не Гефест помог рождению Афины из головы Зевса, а Прометей. И Афина за это научила его всяческим точным наукам и ремеслам: архитектуре, астрономии, математике, металлургии. Все это Прометей передал людям (по другим версиям, этим занимались Афина и Гефест), именно он ответственен за технический прогресс человечества. Таким образом, архетип Прометея – это олицетворение человеческого духа, восстающего против злой воли стихий, неправедной власти. Символ западной цивилизации, основания которой были заложены в античной культуре Греции и Рима, Прометей выступает в качестве культурного героя, то есть мифологического персонажа, с которым связываются те или иные достижения цивилизации (технические инновации, социальные установления и т.п.). Кража огня у богов (олицетворяющих, прежде всего, природные, космические силы) становится выражением системной установки на подчинение природы, господство над ней. Символично последующее примирение Прометея и Зевса (на позднем этапе предстающего не столько небесным божеством-громовержцем, сколько гарантом законности). Образ Прометея, несущего людям огонь, традиционно используется в качестве символа просвещения. Также олицетворение богоборческого начала (в искусстве романтизма). Европейское революционное движение сделало Прометея, разрывающего цепи, эмблемой пролетариата. Орфей — один из самых известных сыновей Аполлона. Его матерью была муза Каллиопа (по другой версии — Урания). Он славился как певец и музыкант, игравший на лире, способный силой своего искусства подчинять стихии. Его взяли с собой в поход аргонавты, и Орфей усмирял бурные волны. Его слушали дикие звери, птицы, деревья, реки, горы. В этом описании мы видим героя, который обрел гармонию и был способен дарить ее окружающим. Все подчинялось его волшебной силе и приходило в спокойный порядок. Неудивительно, что Орфей повсюду строил храмы Аполлона и был его жрецом. Он так же любил правила, «золотую середину» и эмоциональное равновесие, как и его отец. Таким образом, образ Орфея, легендарного поэта и певца божественного происхождения, обрёл бесконечную жизнь в континууме мировой культуры. Для русской культуры образ Орфея особенно значим: он стоит на перекрёстке духовных поисков поэтов Серебряного века- А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, О. Мандельштама, К. Бальмонта, М. Цветаевой. Орфей очаровывал сердца богов и людей не только волшебством музыка, вся его личность была созвучна аполлоническим канонам. Кроме игры на лире, он умел сочинять стихи и слагать их в песни. Он обладал красивым, выразительным голосом, внешность его была утончённой, движения- грациозны, одежда-лёгкой. Стихийные силы природы казались непонятными, непознаваемыми, хаотичными. Хотелось видеть во всем окружающем покой, меру и порядок. Противясь хаосу, греки создали в своих мифах примечательное божество-Гармонию. Ее имя стало нарицательным для обозначения меры и порядка во всем, в том числе в музыке. Сегодня совместными усилиями физиологов и психологов доказано, что различные эмоции человека, вызываемые музыкой, представляют собой сложные ответные реакции его центральной нервной системы. Этим объясняется, например, бодрящее действие музыки марша или героической песни, которые поднимают настроение. Известный древнегреческий герой Одиссей по материнской линии является потомком самого бога Гермеса. Он объединяет в себе черты как трикстера-обманщика, так настоящего патриархального героя-воина. Полагают, что первоначально Одиссей был типичным хитроумным героем, о котором рассказывалось множество историй. Такие анекдоты и авантюрные истории с удовольствием сочиняют и рассказываются испокон веков: о Койоте и Братце Кролике, о Ходже Насреддине и докторе Фаусте, да хоть бы и о Вовочке. Однако эпос о Троянской войне придал этому персонажу героический ореол. Так Одиссей придумал трюк с Троянским конем, храбро сражался, много путешествовал по воле ревнивых богов, потерял всех своих товарищей, но в конце концов вернулся домой. Одиссей в эпосе представляет весьма успешного мужчину-Гермеса. Его поступками руководит прежде всего здравый смысл (чем он отличается от многих пылких героев-воинов и тщеславных царей). Он очень настойчив и энергичен, красноречив и умеет убеждать людей, волшебниц, даже богов. В общем и целом он владеет ситуацией. Таким образом, в нашей памяти Одиссей остался олицетворением хитрости и изобретательности. Это имя стало нарицательным. Словом Одиссея стало обозначаться любое долгое странствие. Так всем известны книга «Одиссея капитана Блада», фильм «Космическая Одиссея». Положение небесных светил, о которых упоминается в «Одиссее», дало учёным возможность назвать день, когда царь Итаки вернулся на родину после Троянской войны и десятилетних странствий. В наши дни есть люди, названные этим красивым именем. Что же несёт в себе имя Одиссей? Итак, Одиссей - это глубочайший патриот, храбрейший воин, страдалей, дипломат, купец, предприниматель, изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач. Вывод Исходя из всего изложенного, следует сказать, что в каждом человеке, будь то мужчина или женщина, присутствует какой-либо архетип древнегреческого бога (как правило, даже не один). Можно сказать, что человек, пытаясь управлять своим поведением, пытается управлять тем божественным архетипом, к которому он относится. Каждый архетип имеет как положительные, так и отрицательные качества, то есть идеала не существует, однако человек может пытаться достичь этого идеала. Зная архетипические причины того или иного поведения, легче найти общий язык с человеком и принять неприемлемое для себя приемлемым для него. |