эссе. эссе по иппу. Дрягина. Политическая и деспотическая власти у Аристотеля
Скачать 26.93 Kb.
|
_____________________________________ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Эссе по дисциплине «история политико-правовых учений» на тему: «Политическая и деспотическая власти у Аристотеля». Выполнила: Дрягина.В.С. Проверил: Назмутдинов Б.В. Москва, 2020 Введение Аристотель (р. 384 - ум. 322 г. до н. Э.) Был греческим философом, логиком и ученым. Вместе со своим учителем Платоном Аристотель обычно считается одним из самых влиятельных античных мыслителей в ряде философских областей, включая политическую теорию. Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Стагирит). В молодости он учился в Академии Платона в Афинах. После смерти Платона он покинул Афины, чтобы проводить философские и биологические исследования в Малой Азии и на Лесбосе, а затем был приглашен королем Македонским Филиппом II для обучения своего маленького сына Александра Великого. Политическое учение Аристотеля изложено в большом трактате, так и называющемся «Политика» (335–323 гг. До н.э.). Трактат состоит из 8 книг, каждая из которых посвящена одной – двум проблемам. Книги не имеют между собой строгой логической связи, видимо потому что писались в разное время. Жизнь Аристотеля, кажется, повлияла на его политическую мысль разными способами: его интерес к биологии, кажется, выражается в натурализме его политики; его интерес к сравнительной политике и его симпатии к демократии, а также к монархии, возможно, поощрялись его путешествиями и опытом различных политических систем; он резко критикует, в то же время широко заимствуя у Платона «Республика , государственный деятель и законы» ; а его собственная Политика предназначена для руководства правителями и государственными деятелями, отражая высокие политические круги, в которых он двигался. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений были утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политике предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней. Актуальность идей Аристотеля. Несмотря на всю мировую значимость Аристотеля, слишком часто в прошлом многие недооценивали жизненную направленность его философии и его общественно-политической деятельности. О политической деятельности Аристотеля вообще не говорили достаточно отчетливо и тем более не пытались существенным образом объединить политическую деятельность Аристотеля с его философией. В своей «Политике», произведении, которое стоит в ряду наиболее известных и содержательных трактатов человечества о государстве, Аристотель описал проект идеального государства. Написанная более чем за две тысячи лет до нас, она не теряет своей актуальности и по отношению к современным общественно-политическим реалиям. Идеи, высказанные Аристотелем в "Политике", проверены временем и практикой. Конечной целью политики, по его мнению, должен стать приближенный к этому идеальный общественный строй, который позволяет всем гражданам участвовать в управлении государством и формировании закона. Однако в рамках тех искаженных форм, что реально существуют в истории человечества, политик должен стремиться к тому, чтобы избегать крайних извращений, рассудительно смешивая олигархию с демократией и, достигая, таким образом, относительной стабильности, когда мир и порядок сделают возможным дальнейшее воспитание граждан и прогресс общества. Формы правления. Аристотель утверждал, что существует шесть общих способов организации обществ при политическом правлении, в зависимости от того, кто правит и для кого они правят. Их можно разделить на 2 группы: Монархия, Аристократия, Полития. Тирания, Олигархия, Демократия. Те, что в первом группе, он назвал «истинными формами» правительства, а те, что во второй группе, были «дефектными и извращенными формами» первых трех. Истинные формы правления, таким образом, это те, при которых один, или немногие, или многие правят ради общих интересов; но правительства, которые правят ради частных интересов, будь то один, немногие или многие, являются извращениями. Также Аристотель думает, что: «Большинство полагает, что счастливое государство должно быть большим по своим размерам. Но если даже это мнение справедливо, все же они не понимают того, какое государство является большим и какое небольшим. Величину государства они измеряют количеством его населения; но скорее нужно обращать внимание не на количество, а на возможности. Ведь и у государства есть свои задачи, а потому величайшим государством следует признать такое, которое в состоянии выполнить эти задачи наилучшим образом».1 Тирания - это разновидность монархии, имеющая в виду интересы только монарха; олигархия имеет в виду интересы богатых; демократия нуждающихся: никто из них не является общим благом для всех. Важно отметить, что во времена Аристотеля государства были сравнительно меньше, чем сегодня. Таким образом, в демократических странах многие могли напрямую управлять через участие в открытых советах. Хотя наши демократии сейчас намного больше, основные концепции остаются прежними: наш голос - это наше средство осуществления нашего правления, и любой из нас может выбрать баллотироваться на пост в государстве. Аристотель утверждал, что олигархия и демократия являются наиболее распространенными формами правления, у которых много общего, кроме распределения власти; и поэтому он тратит много времени на их обсуждение. Важно отметить, что Аристотель не считал олигархии и демократии плохими по своей сути. Несмотря на то, что они управляют в интересах тех, кто держит власть, они способны создавать приемлемые для жизни общества, в отличие от тирании, которую ни один свободный человек в здравом уме не выбрал бы. Но он также стремится продемонстрировать, что есть более эффективные способы управления.Эти более совершенные системы, однако, зависят от качества характера лидера, что является редкостью. Поэтому для него не существовало четкой и лучшей системы: « Ни один из принципов, на которых люди утверждают, что они правят, и заставляет других людей подчиняться им, не является строго правильным». Особенности идеального государства Аристотеля. В его идеальном состоянии есть верховенство закона. Он выступает за безличное верховенство закона, которое издавна олицетворяет мудрость общества. Это этический институт, направленный на развитие моральных качеств граждан, способствующих хорошей и счастливой жизни каждого. Частная собственность, но общее пользование имуществом. Идеальное государство Аристотеля отмечено разделением труда, при котором рабы занимаются сельским хозяйством, жители занимаются торговлей, а граждане - политической деятельностью. Идеальное государство Аристотеля -это город-государство среднего размера. Население должно быть управляемым. Оно должно быть самодостаточным, без агрессивного замысла против зарубежных стран. Должно быть шесть классов, а именно земледелие, ремесленники и военный класс, праздный класс, священники и администраторы. Только четверо последних имеют право на гражданство. Преобладание среднего класса, обеспечивающего стабильность, поскольку он обладает двойными качествами послушания и командования. Деспотия у Аристотеля. Аристотель объяснил власть деспота словами, которые соответствуют власти господина над своим слугой. Деспотическая монархия четко отличается от тирании, которая осуществляется над людьми против их воли и, следовательно, является незаконной, тогда как деспотизм осуществляется над людьми, которые добровольно или пассивно принимают такую власть. Деспотическое правительство как таковое не является незаконным или произвольным. Это особая форма монархии которую можно спутать с тиранией, потому что ее власть осуществляется аналогичным образом. Однако она существенно отличается, потому что деспотическая монархия одновременно законная и наследственная.2 Во многих отношениях это было решающим различием, которое позволило грекам теоретически обосновать свое будущее отношение к азиатским обществам и политическим системам. Во-первых, теория Аристотеля четко квалифицировала деспотизм как несовместимый с естественным характером греческого народа, который был свободен и мог лишь временно подвергнуться тирании, потому что восстал бы против него как можно скорее. Напротив, деспотизм считался наиболее подходящей формой правления для варварских народов, в основном персов, которые, как считалось, имели естественную склонность к подчинению и, таким образом, без сопротивления или очевидной боли принимали власти, которые были бы нетерпимы для греков. Поэтому деспотизм для Аристотеля был не дефектной, а правильной и, возможно, прочной системой, радикально противоположной греческому миру и разуму. Заключение. Для Аристотеля организация людей в государства с властью была ключевым компонентом для достижения счастья и удовлетворения в жизни. Тогда ясно, что государство - это не просто общество, имеющее общее место, созданное для предотвращения преступлений и для обмена. Это все условия, без которых государство не может существовать; но все они вместе не образуют состояние, которое является сообществом благополучия в семьях и скоплениями семей, ради совершенной и самодостаточной жизни3. Лучший способ организовать государство -это тот, который приносит наибольшее счастье его гражданам. По мнению Аристотеля, государственное устройство, идеальная демократия соответствовали этим критериям - она позволяла развивать добродетели, поддерживающие общие интересы, и ограничивала акцент на богатстве, позволяя создать желаемый средний класс. Счастье, будь то удовольствие или добродетель, или и то, и другое, чаще встречается у тех, кто наиболее развит в своем уме и характере и имеет лишь умеренную долю внешних благ, чем среди тех, кто обладает внешними благами по сравнению с другими бесполезны, но лишены высших качеств. 1 Аристотель. Политика. Книга 7. IV.3. 2 Аристотель. Политика. Книга 3. III. 3. 3 Аристотель. Политика. Книга 2. I.4-6. |