Эссе. Работа эссе. Архетипы часто проявляются в сказках, у многих народов одни и те же сказочные сюжеты. Приведите примеры архетипов в сказках или в художеств
Скачать 18.56 Kb.
|
Эссе
дисциплине
Пермь 2020 Особое внимание уделено анализу архетипов древности, находящих свое отражение в русских народных сказках. Архетипы часто проявляются в сказках, у многих народов одни и те же сказочные сюжеты, приведите примеры архетипов в сказках или в художественнойлитературе.Рассматриваются архетипы, существующие в пространстве русской культурной традиции. 1.Кощей бессмертный- архетип могучего война,бунтаря,разрушающего все,обладает сверхспособностями,в сказках похищает девушек,превращая их в рабынь 2.Дурак- архетип глупый,несуразный,сентиментальный,готов помочь безвозмездно,его поступки лишены здравого смысла, но в итоге оказываются мудрыми и правельными. 3.Иван Царевич- архетип всязан с геройством,мужеством, готовность идти к смерти,смысл архетипа раскрывается в испытаниях, которые он преодоливает. 4.Солдат- архетип верности и мудрости,человек подчиняемый,верный товарищ,помошник, готов служить народу, вступить в борьбу с нечестью,ему не чужды человеческие слабости: любить,погулять,выпить. 5.Баба Яга- архетип мудрой всезнающей старухи,владеет магическими предметами, помогающеми героям пройти различные испытания. 6.Золотая рыбка- архетип магии, волшебства, помощник главного героя сказки, спавляющейся с любой задачей, но дасталось все помощнику героя с помщью труда или каких то лишений. 7.Царь- данный архетип неоднозначен. С одной стороны, Царь – это «царь-батюшка».С другой стороны,Царь может выступать и как социальное зло, притесняющее обычных людей. В пространстве архетипов русской культуры архетип Царя следует относить к группе архетипов Возвращения/Королевского двора и идентифицировать с архетипом «Власть». 8.Василиса Прекрасная- несмотря на то что данный архетип, как правило, является второстепенным в сюжетах народных сказок, роль его значительна. Персонифицируясь в образах собственно Василисы Прекрасной, Марьи Моревны, Ольги-Царевны, Ненаглядной Красоты и проч., данный архетип (отметим, что он женский) дарит главному герою любовь.В пространстве архетипов русской культуры данный архетип следует относить к группе архетипов Превращения/Пути и идентифицировать с архетипом «Любовь». 9.Кощей- доминирующими характеристиками в архетипе Кощея являются разрушение,насилие, человеконенавистничество: «Кощей поскакал, догнал Ивана царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море». 10.Творчество- анализируя пласт древних русских народных сказок, мы не обнаружили четко очерченного архетипа, который соответствовал бы архетипу «Творчества». 11.Мать (Мачеха).Смысл архетипа Матери проявляется в дихотомии Мать-Мачеха. Родная мать дарит любовь, тепло и заботу, мачеха же – полная ее противоположность:«…мачеха была ненавистная…»; «…дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести».Отметим, что в русских народных сказках образ Мачехи выведен значительно ярче образа Матери. Мачеха – это «перевернутый» отрицательный архетип, это Мать, но неродная Мать. Список литературы: 1. М. Марк и К. Пирсон. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. 2. Иудин А.А. Архетипы в брендинге: специфика русской культурной традиции. Нижний Новгород:НИСОЦ, 2008. С. 5, 13. 3. Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба.1990. № 2. С. 110–118. 4. Иванов В.В., Топоров В.Н. Иван Царевич //Славянская мифология. Энциклопедический словарь.М., 1995. С. 229. 5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 253–277. |