Главная страница
Навигация по странице:

  • Аалто – дизайнер и предприниматель

  • Библиотека Аалто в Выборге

  • Дом с рабочей студией Айно и Алвара Аалто

  • Как Алвар Аалто повлиял на развитие скейтбординга

  • Студгородок Отаниеми в Эспоо, 1949–1964

  • Восстановление Рованиеми, 1960–1986

  • Экспериментальный летний дом в Мууратсало, 1952−1954

  • Оперный театр в Эссене, Германия, 1959–1988

  • Дворец «Финляндия» в Хельсинки, 1971

  • Церковь Риола в Вергато, 1978

  • доклад. Архитектор Алвар Аалто. Архитектор Алвар Аалто


    Скачать 38.1 Kb.
    НазваниеАрхитектор Алвар Аалто
    Анкордоклад
    Дата12.05.2023
    Размер38.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхитектор Алвар Аалто.docx
    ТипДокументы
    #1125747

    Архитектор Алвар Аалто

    Алвар Аалто (1898-1979) – финский архитектор, дизайнер и академик, известный своим простым и функциональным стилем. Он родился в 1898 году в городе Куопио, находящемся в восточной части Финляндии.

    Алвар Аалто заинтересовался живописью и архитектурой ещё в юности, обучаясь в лицее города Ю́вяскюля. Рисование было его любимым предметом. Его первым учителем был график и импрессионист Йонас Хейска. В 1900 году художник представлял Финляндию на Всемирной выставке в Париже. Он научил Аалто графике и объёмно-пространственному мышлению.
    Его талант и профессионализм были отмечены множеством премий и наград, среди которых следует выделить:

    • Золотая медаль АИА (Американский институт архитекторов) в 1957 году. Эта премия была присуждена Аалто за выдающиеся достижения в архитектуре и его вклад в развитие зданий и сооружений в США.

    • Золотая медаль Ассоциации архитекторов Финляндии в 1958 году. Это признание было вручено Аалто за его значительный вклад в развитие финской архитектуры и дизайна.

    • Золотая медаль Федеральной архитектурной комиссии США в 1963 году. Эта награда была присуждена Аалто за его значительный вклад в архитектуру и дизайн в США.

    В дополнение к этим премиям, Аалто был удостоен почетного звания Доктора технических наук от Университета Хельсинки и финского Председателя Республики. Его работы также были признаны многими критиками и искусствоведами, которые почитали его как одного из величайших архитекторов своего времени. Он оставил неизгладимый след в мире архитектуры и дизайна, и его работы до сих пор вдохновляют новое поколение профессионалов.
    Алвар Аалто начал свой путь в архитектуре еще в молодости. Он поступил в Технический институт Хельсинки в 1916 году и начал изучать архитектуру. Однако, вскоре Аалто перешел в другой институт и начал изучать искусство и дизайн. Это решение оказало значительное влияние на его будущую карьеру, так как Аалто стал известен своими инновационными дизайнерскими решениями и необычным подходом к созданию архитектурных проектов.

    После получения диплома в 1921 году, Аалто работал в нескольких архитектурных фирмах в Финляндии, где он приобрел ценный опыт работы с различными проектами. В 1923 году Аалто открыл свою собственную фирму в Ювяскюля, где он начал работать над своими первыми значительными проектами. Один из первых проектов, над которым Аалто работал, был здание местной банковской фирмы, которое стало одним из его первых знаковых достижений.

    В 1927 году Аалто заключил брак с архитектором Аино Марсио, которая стала его бизнес-партнером и сотрудником. Вместе они создали множество проектов, среди которых были здания в Хельсинки, Турку и Ювяскюля. В 1933 году они победили в конкурсе на проектирование главного здания Хельсинкского университета, что стало одним из самых значительных достижений Аалто.
    В середине 1930-х годов Аалто начал работать над своими проектами за пределами Финляндии, включая здания в Риге и Париже. В 1938 году он получил приглашение на должность профессора архитектуры в Массачусетском технологическом институте в США, где он преподавал в течение нескольких лет.

    Во время Второй мировой войны Аалто продолжал работать над проектами в Финляндии, включая здания в Хельсинки и Тампере. В конце войны он начал работать над проектами в Германии и Польше, где он создал несколько знаковых зданий, включая концертный зал в Вроцлаве.

    После войны Аалто продолжал работать над проектами во всем мире, включая здания в Японии, Италии и Германии. Он оставался активным архитектором и дизайнером до конца своей жизни, и его работы до сих пор вдохновляют новое поколение профессионалов.

    В 1949 году Айно скончалась от рака, не дожив до своего 55-летия две недели. Потеря жены стала для Аалто настоящей трагедией, и впоследствии он о ней почти не говорил.

    Он женился снова спустя три года – на своей помощнице Элиссе Мякиниеми, ей тогда было 29 лет, ему 54. Она не столько работала с мужем над новыми идеями, сколько помогала осуществить старые задумки. После смерти Алвара Аалто в 1976 году она управляла бюро, довела до конца его незавершенные проекты (в том числе строительство Концертного зала в Эссене, который теперь носит имя Аалто), следила за реставрацией и перестройкой зданий Алвара Аалто, передавала фондам рисунки и чертежи архитектор – чтобы сохранить его наследие.

    На первых порах Аалто проектировал частные дома и писал статьи об архитектуре в местную газету.

    Его первый проект – реконструкция родительского дома и колокольни при церкви в деревне Алаярви (Финляндия), где он провёл своё детство. С этого начался интерес Аалто к работе с деревом в архитектуре и дизайне.
    Функционализм

    В 1930-е годы Алвар Аалто формирует свой авторский почерк и начинает работать в стиле функционализма. Идея этого направления в том, чтобы каждая деталь в архитектуре или дизайне несла практическую пользу.

    В это время Аалто выигрывает международные конкурсы и получает крупные заказы. Например, проект библиотеки в городе Виипури (сегодня — Выборг) в Восточной Финляндии принёс Аалто мировую известность и стал важной вехой в финской архитектуре XX века. Идеи и принципы из этого проекта стали основой стиля Аалто и других проектов его бюро.


    Аалто – дизайнер и предприниматель

    Аалто всегда работал как архитектор и дизайнер своих проектов. Он создавал мебель и предметы интерьера и вписывал их в пространство здания. В дизайне Алвар Аалто опирался на природные формы, выбирал натуральные материалы, такие как камень, дерево, кирпич, и в своих работах воспроизводил мотивы живой природы. Вместе с этим Аалто стремился сделать вещи удобными и практичными.

    Со временем мебель Аалто стала появляться не только в его авторских интерьерах, но и в обычных финских квартирах. Предметы обстановки из оригинальных зданий Алвара Аалто стали производить массово в 1953 году. Для этого Алвар и Айно Аалто, художница Майре Гулликсен и искусствовед Нильс-Густав Хал основали компанию Artek. Сегодня бренд владеет правами на наследие Аалто и до сих пор выпускает мебель и аксессуары по его эскизам.

    В 1930-е годы Аалто экспериментировал с гнутой фанерой и проектировал мебель, которую было бы удобно хранить. Итогом стала знаменитая трёхногая табуретка «Стул 60». Алвар Аалто создал табуретку «Стул 60» специально для лекционного зала Выборгской библиотеки. Табуретки с тремя ножками можно было укладывать друг на друга, чтобы они занимали меньше места.

    В дизайне вещей Аалто также стремился передать красоту финской природы. Дизайн стеклянных ваз «Савой» изображает одно из финских озёр. Алвар Аалто и его жена Айно спроектировали их для конкурса дизайнеров стекла, который проводили компании Karhula и Iittala. Бренд Iittala производит их до сих пор. На создание одной вазы требуется 30 часов ручной работы. Как и в других работах Аалто, в вазе «Савой» соединяется функция предмета и её поэтическое осмысление. Ваза получила название «Савой» по имени одноимённого отеля и ресторана в Хельсинки. В коллекции Iittala есть также вазы «Савой» из переработанного стекла.

    Библиотека Аалто в Выборге

    Единственным сооружением Алвара Аалто в России стала библиотека в Выборге. До 1944 года город назывался Виипури и принадлежал Восточной Финляндии.

    Библиотеку называют шедевром функционализма. При проектировании здания Аалто учёл все особенности библиотечного дела: режимы хранения книг, как работают библиотекари и как посетители пользуются библиотекой. Например, у взрослого и детского отделов и у читального зала есть входы с улицы, при этом сотрудники могут перемещаться по зданию по внутренним коридорам и лестницам и быстро доставлять книги в разные части библиотеки.

    Аалто спроектировал библиотеку как многофункциональное общественное пространство. Он предусмотрел помещения для различных мероприятий и досуга, что в то время было в новинку. В 1930-е годы в финских библиотеках только читали книги и хранили их. Главным пространством библиотеки Аалто стал лекционный зал с потолком из светлого дерева. Волнообразная форма обеспечивала отличную акустику.

    Санаторий в Паймио
    В 1927 году Аалто переезжает в Ту́рку. Там он находит заказчиков, которые разделяют его взгляды на архитектуру и хотят строить в его стиле. Он побеждает в конкурсе на проект туберкулёзного санатория в Паймио, близ Турку. Это здание изменило подход к лечебной архитектуре. Здесь впервые на первое место встали комфорт пациентов и удобство сервисов.

    Аалто и декораторы выбирали цвета по их воздействию на психику. Они использовали холодные, успокаивающие оттенки для комнат, где пациенты должны были проводить много времени, а тёплые и яркие — в проходных местах и общественных пространствах. Такая цветовая схема часто применяется в современных больничных интерьерах.

    Для санатория в городе Паймио Алвар Аалто создал деревянные кресла «Паймио». Изогнутая спинка позволяла сидящему раскрыть грудную клетку и дышать свободнее. От традиционных кресел Аалто оставил комфорт и функциональность, но одновременно с этим переосмыслил дизайн и сделал кресло современным и элегантным.
    Санаторий в Паймио и библиотека в Выборге принесли известность Аалто, и после них он стал чаще работать на общественных проектах и выигрывать конкурсы на крупные заказы. Также он продолжал строить свой дом в столичном районе Мунккиниеми в Хельсинки и экспериментировать со структурой и материалами. В это время он полностью раскрылся как архитектор.
    Дом с рабочей студией Айно и Алвара Аалто

    Айно и Алвар Аалто сами спроектировали свой дом. Они использовали простые натуральные материалы, которые смягчали формальный язык современной архитектуры. Сам дом построен на вершине скалистого склона и расположен в форме буквы L. Таким образом, здание образует место для сада или внутреннего дворика.

    Семья Аалто жила и работала в этом доме, поэтому им было важно отделить жилую зону от рабочей с помощью материалов. Это прослеживается как с внешней стороны здания, так и внутри в интерьере. Белое крыло на первом этаже относится к рабочей зоне, а второй этаж в тёмной деревянной отделке — к жилой зоне. Такая разбивка на офисную часть дома и жилую была характерна для финских сельских амбаров: внизу располагалась торговая лавка или склад, а наверху – жилая комната.

    Как и во всех в своих проектах, Алвар Аалто старался сделать дом удобным и комфортным для жизни. Например, на кухне были большие и высоко расположенные окна, чтобы в комнату попадало больше света, а рядом с кухней находился вход в кладовку. С улицы на кухню вела отдельная дверь для прислуги, так она не сталкивалась с хозяевами и гостями дома.

    Семья Аалто жила в этом доме с 1936 года. Дом принадлежал потомкам Алвара Аалто до 1998 года, а затем перешёл во владение фонда. В 2002 году его отреставрировали и открыли для публики. Сейчас здесь работает дом-музей Алвара Аалто.

    Вилла Майреа, 1939

    Следующей работой Аалто стала вилла Майре́а — загородный дом друзей архитектора возле деревушки Нормаркку. Семья Гулликсен поддерживала искусство и интересовалась модернизмом, поэтому в этом проекте Аалто и Айно получили полную свободу творить и экспериментировать. В доме есть открытый бассейн, террасы, сауна, зимний сад и даже японский сад камней на крыше. Айно полностью спроектировала интерьер виллы. Часть вещей она брала из коллекции «Артек», а часть мебели создавала специально для виллы.

    Целью Аалто было совместить красоту места и сосновый лес с жилым пространством и вписать его в окружающую среду. Вилла Майреа стала воплощением непрерывного пространства Аалто, связанного с природой, которое преображается и становится жилым только с помощью человека.

    Вилла Майреа стала воплощением непрерывного пространства Аалто, связанного с природой, которое преображается и становится жилым только с помощью человекаТема леса и деревьев прослеживается и в интерьере

    Сейчас на вилле Майреа работает музей.

    Как Алвар Аалто повлиял на развитие скейтбординга

    Алвар Аалто спроектировал бассейн в форме человеческой почки для виллы Майреа. В то время бассейны делали только прямоугольными, и необычная форма стала выходом за рамки традиционного дизайна. Помимо своей формы бассейн был уникален своим округлым дном и изменением глубины от одного конца к другому. Благодаря этому на глубоком конце создавался эффект «чаши». Подобная форма оказалась идеальной и в техническом плане: давление воды по всей площади бассейна распределялось равномерно, что отлично подходило для северных широт.

    Бассейны стали всё чаще появляться во дворах богатых американцев и вскоре стал хитом бэк-ярдов и символом хорошей жизни. Неожиданно они стали привлекать не только богачей, но и сёрфингистов. Когда не было волн, они залезали в чужие дворы, приделывали колёса к маленьким доскам и катались по пустым бассейнам. Так появился скейтбординг и скейт-парки, повторяющие форму чаши на вилле Майреа.

    В 1940 году Аалто с супругой переехал в США, где он заинтересовался городским планированием и строительством и начал искать новые подходы к обустройству послевоенной Финляндии. Это привело его в Массачусетский технологический институт в качестве приглашенного профессора. После войны Аалто проектирует своё первое здание за рубежом — студенческое общежитие Массачусетского технологического института.
    Кампус МИТ, 1948

    Здание общежития Массачусетского Технологического Института – один из первых экспериментов архитектора с кирпичом.

    Пятиэтажное общежитие расположено на северной стороне реки Чарльз. Вдоль реки проезжает много машин, поэтому здание нужно было спроектировать так, чтобы изолировать помещения от шума. Также Аалто хотел, чтобы каждый студент мог смотреть на воду из окна, поэтому он отказался проектировать комнаты, ориентированные на север, откуда реку не было видно. Архитектор создал большие двухместные и трёхместные блоки, чтобы вместить достаточное количество комнат с видом на воду, а также лично спроектировал встроенную мебель.

    Студгородок Отаниеми в Эспоо, 1949–1964

    Университетский городок Отаниеми — часть Университета Аалто. Здесь по его проектам построены здание Технологического института, электростанция, водонапорная башня, торговый центр и жилые дома. Аалто также разработал для Эспоо комплексные планы жилых районов, но эти планы не были реализованы.
    Восстановление Рованиеми, 1960–1986

    Алвар Аалто помогал с восстановлением разрушенных городов Финляндии и разрабатывал строительные стандарты для типовой застройки.

    Одним из них был план восстановления лапландского города Рованиеми. Архитектор спроектировал город в форме головы северного оленя — символа Рованиеми. Аалто наложил контур головы на топографию города. Глазом оленя стал футбольный стадион, а рогами — дороги на север, юг и запад. План Аалто был реализован не полностью: на карте Рованиеми так и не появились придуманные архитектором раздельные зоны для торговли, жилья и правительства.
    Экспериментальный летний дом в Мууратсало, 1952−1954

    Дом стал площадкой для экспериментов и идей в области архитектуры, материалов и философии. При проектировании Аалто исследовал здания без фундамента, свободные формы и кирпич как строительный материал и архитектурный элемент.

    Дом проектировали для жизни и работы. В более высокой части здания из белого кирпича располагался офис бюро с рабочими местами для 20 человек. Прилегающая невысокая постройка из дерева и стекла была жилой. Комнаты и окна расположены так, чтобы большую часть дня в доме светило солнце.

    Оперный театр в Эссене, Германия, 1959–1988

    Проект Алвара Аалто был единогласным победителем конкурса в 1959 году. Театр начали строить только в 1983 году, через семь лет после смерти Аалто. Руководил проектом немецкий архитектор Харальд Дайльманн. Особенностью зала стала его ассиметричная планировка и сиденья цвета индиго.

    Изогнутые алюминиевые панели на стенах и потолок с металлической сеткой создают объёмный звук в зале. Балконы расположены под наклоном, чтобы каждый ярус был на одинаковом расстоянии до сцены.
    Дворец «Финляндия» в Хельсинки, 1971

    Белоснежный дворец «Финляндия» — одна из главных концертных площадок Финляндии. Здание Дворца облицовано белым каррарским мрамором, который придает зданию возвышенную торжественность. Вдохновением в выборе материала послужила средиземноморская архитектура. Также Аалто разработал весь дизайн интерьера, включая светильники и ручки на мебели, чтобы сохранить общую гармонию дворца.
    Церковь Риола в Вергато, 1978

    Храм представляет собой асимметричную базилику слегка наклонной формы. В нём много света, который отражается от отполированных вертикальных поверхностей. Поддерживающие своды ассиметричные бетонные арки напоминают по форме деревянную мебель Аалто. Всё пространство церкви можно разделить на два зала: один для церковной службы, второй — для светских мероприятий.

    На 1950-е годы пришёлся пик карьеры Аалто. Он становится известным архитектором в Финляндии и в мире, всё чаще побеждает в конкурсах и создаёт общественные здания.

    В это время он становится почётным доктором Принстонского университета США, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института и Колумбийского университета в Нью-Йорке. Аалто награждают золотыми медалями Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.

    В 1960-е годы творчество Аалто становится все шире и многограннее, а география его работ расширяется — его здания строят в Швейцарии, США и Дании. Он остаётся верен своим принципам и композиционным приёмам и в каждой новой постройке находит их своеобразную интерпретацию.

    Аалто умер 11 мая 1976 года в Хельсинки, оставив после себя архитектурное наследие, которое определило понятие североевропейского модернизма и повлияло на современную школу дизайна.

    Наследие

    После смерти Алвара Аалто его имя увековечили в Финлядии и за её пределами.

    В 1966 году в Ювяскюля было создано музейное сообщество Алвара Аалто. Здание спроектировал Алвар Аалто в 1971 году, а строительство самого здания завершено в 1973 году.

    Лицо архитектора украшало финскую купюру в 50 марок с 1986 по 2002 год, пока страна не перешла на евро.

    Архитектурная награда — Медаль Алвара Аалто, дизайн которой архитектор разработал сам.

    В 1976 году, в год его смерти, в честь Алвара Аалто выпустили почтовую марку.

    Новаторские идеи и философия Аалто вдохновили испанских виноделов Мариано Гарсия и Хавьера Закчанини на создание вина премиум класса. Они основали винодельню «Аалто» в 1999 году к столетию со дня рождения Алвара Аалто.


    написать администратору сайта