Главная страница

АРХИТЕКТУРА АССИРИИ. Архитектура ассирии


Скачать 312.92 Kb.
НазваниеАрхитектура ассирии
Дата09.05.2018
Размер312.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАРХИТЕКТУРА АССИРИИ.docx
ТипДокументы
#43219

АРХИТЕКТУРА АССИРИИ
Особенности архитектуры Ассирии определили более суровый климат, чем в южной части Двуречья, горы, богатые камнем, лесом, рудой. Военный уклад сложившегося здесь во II тыс. до н. э. государства также сказался на характере строительства - ассирийцы возводили крепости, дворцы, мосты, строили прочные каменные дороги. Благодаря успешным военным походам Ассирия становится к VII в. до н. э. огромной державой, включавшей и территории Двуречья.

Архитектурные типы, выработанные в покоренных областях, становятся достоянием ассирийского зодчества, обогащая арсенал строительных и художественных приемов, сложившихся в самой Ассирии. Так, из архитектуры хеттов и сирийцев был заимствован опыт крепостного строительства с возведением основания стен из огромных каменных блоков, надстроенных стенами и башнями из сырцового кирпича; высокие каменные цоколи зданий (ортостаты) украшались скульптурным рельефом; ниши главных входов превращаются в портик, встроенный между двумя башнями. Из архитектуры Двуречья была воспринята монументальная образность высоких платформ и зинкуратов.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели.
http://s44.radikal.ru/i103/0808/df/831b8f0eb17et.jpg
Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) был построен ассирийским царем Саргоном II (722-705 гг. до н.э.) за короткий срок с 711 по 707 г. до н. э. и это отразилось на регулярности его планировки. Дур-Шаррукин был объявлен Саргоном II столицей Асси-рии, поэтому строительство этого города велось быстрыми темпами при участии большого числа рабов и строительных рабочих.

Дворец был возведен на платформе высотой 14 м вровень с крепостными стенами, охватывающими территорию прилегающего города размером 1730х1685 м. Более 200 помещений дворца окружали парадные дворы. Главная улица города подходила к воротам дворца, монументально оформленным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду.
http://s41.radikal.ru/i091/0808/84/f34147cdd0d4.jpg


Внутри дворец Саргона был украшен алебастровыми раскрашенными рельефными изображениями военных походов этого царя, который сумел подчинить себе за короткий срок огромные территории и такие государства, как Египет, Иерусалим, финикийские города и Сирию. В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств. Стены дворцов и залов были оштукатурены и украшены алебастровыми панелями с рельефами, полы вымощены орнаментированными керамическими и каменными плитами. Залы перекрывались кедровыми балками, небольшие помещения имели сводчатые и купольные покрытия.

В планировке Дур-Шаррукина можно обнаружить модульное построение, модуль здесь имел размер 61 м. Стороны города, равные 1800 и 1650 м, делились в соответствии с этим модулем на 30 и 27 модулей; кратны модулям и расстояния между воротами и углами города.

Столицей Ассирии становится Ниневия, город, соперничавший с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, по-скольку в 612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, который был раскопан экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не позволяют с достоверностью судить об очертаниях города и расположении его главных улиц. Экономика Ассирии была подорвана войнами и грандиозным строительством. Вавилон же, несмотря на то, что и был разрушен до основания и затоплен в 689 г. до н. э, расположенный на выгодных торговых путях Древнего Востока, отстраивается и достигает прежнего величия. В союзе с мидийцами вавилоняне уничтожили Ассирийскую империю, а столицу Ассирии Ниневию сравняли с землей.
http://s52.radikal.ru/i136/0808/51/7ac5cd78d45d.jpg

О живописи древнего Вавилона, Ассирии и Персии мы имеем лишь самое приблизительное понятие по нескольким осколкам майолик, найденных в развалинах Варки, Нимруда, Хорсабада, Вавилона, по цветным фризам из Сузы и, косвенно, по алебастровым барельефам из Ниневии (VIII–VII вв. до н.э.), украшавшим дворцы Ашшурнасирпала (884–860), Салманассара, Саргона, Санхериба и последнего ассирийского царя Ашшурбанипала (Сарданапала, 668–626 до н. э.) Эти барельефы не что иное, как слегка выпуклые (сегодня однотонные, а некогда окрашенные) картины, в которых очень наглядно рассказана жизнь монархов: войны, охоты, казни пленников, приемы покоренных народов, пиры и проч.

По сравнению с египетскими барельефами и стенописью, эти ассирийские пластические летописи означают дальнейший шаг в смысл изучения жизни. Особенно хороши встречающиеся и здесь звери. Изображения львов и других хищников исполнены с живостью и точностью, вдохновившими в XIX в. Бари и Кэна. Помимо передачи внешних образов и движений, замечаются здесь и очень удачные попытки выразить ярость, страдание от ран, предсмертные судороги. Замечательно, что при этом на людских лицах не видно еще никаких эмоций, они остаются во всех случаях жизни (и торжествующие, и побежденные) одинаково ясными, строгими и величественными.

В пейзажных схемах Ассирия наиболее грамотна, нежели Египет. Разумеется, что и им не известна перспектива, но все же некоторой иллюзии пространства им удается достичь, особенно в изображениях рек. Больше разнообразия и больше сочности форм встречается у Ассирии также и в передаче растительного царства, а также в изображениях замков, дворцов и городов. Горы же, наоборот, представлены в очень странной стилизации – покрытые правильной чешуей.


Эта сцена являлась смысловым и логическим центром декоративного ансамбля, включавшего изображения военных триумфов и спортивных достижений, которыми так гордился царь Ашшурбанипал (правил в 669—631 гг. до н. э.). Рельеф, по-видимому, украшал личные апартаменты царя, поскольку техника его исполнения исключительно высока. Напротив Ашшурбанипала сидит царица. Вообще говоря, изображения женщин достаточно редки в ассирийской скульптуре. За спинами царя и царицы стоят царские сановники с опахалами. Слух пирующих услаждает своей игрой арфист.
http://s41.radikal.ru/i094/0808/3a/d65aa39f80cft.jpg
Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю. Однако, как известно, в Месопотамии лев являлся символом, враждебным человеческой цивилизации, следовательно, скорее всего, предполагалось, что, наблюдая эту картину, зритель будет торжествовать, а не жалеть.

На рельефе изображена типичная сцена, имевшая место после окончания ассирийских сражений, — ревизия военнопленных и захваченной добычи. Ассирийские записи предоставляют весьма точные цифры, касающиеся военных трофеев, что позволяет предположить, что писцы были важнейшими участниками военных кампаний. Иногда их даже изображали на рельефах. Ассирийские начальники и солдаты ведут пленных к царю. Один из них, с широкой лентой вокруг головы, удостоился особого внимания. Добыча, по-видимому, изображается плывущей по воздуху. Скорее всего, это стилистический прием или же результат того, что скульптор не использует перспективу. Военные трофеи включают котлы и пару слоновьих бивней. Заметим, что в ряде комнат дворца в Кальху хранились различные изделия из металла и слоновой кости (сосуды, фурнитура для мебели и т. п.).
http://i080.radikal.ru/0808/86/74359de847e7t.jpg
Статуя Ашшурнасирапала II . 883—859 гг. до н.э.
Магнезит. Высота 113 см, ширина 32 см
Британский музей, Лондон Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этого монумента, представляющего сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица. Посвящение, вырезанное клинописью поперек груди правителя, перечисляет титулы монарха и его генеалогию, а также упоминает предпринятую царем экспедицию к Средиземному морю. Статуя, сделанная из магнезита, установлена на пьедестал из красного камня.

Бронзовая голова из Ниневии . XXIII в. до н. э.
Бронза, литье.
Иракский музей, Багдад
Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

Герой, укрощающий льва . VIII в. до н. э.
Алебастр, резец, горельеф. Высота 5,52 м, ширина 2,18 м, глубина 0,63 м
Лувр, Париж .
Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Внешний фасад тронного зала дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (совр. Хорсабад, Ирак) содержал фриз с изображением процессии; проходы охранялись парой быков с человеческими головами и парой крылатых гениев. В центральном проходе, помимо пары быков с человеческими головами, было еще четыре быка, вдоль стены, с головами, повернутыми к визитеру. Между каждой парой быков стоял укротитель львов. Один из них в настоящее время находится в Лувре. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее — шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя. Голова героя почти отделена от массива камня, волосы и борода подстрижены «по-царски». На запястье у него браслет с розеткой. Дух укротителя львов, часто идентифицируемый с героем Гильгамешем, полулегендарным правителем Урука, вероятно, символизирует безграничность царской власти: герой без малейших усилий укрощает страшного зверя. Непоколебимая сила героя олицетворяет магическую власть.

http://i030.radikal.ru/0808/13/6e3efe37230d.jpg
Зиккурат в Уре
Зиккура?т (от вавилонского слова sigguratu — вершина, в том числе вершина горы) — культовое сооружение в древнем Междуречье.


Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумерийцы, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумерийцы строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамащ)[источник?]

Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в 6 век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).
http://i006.radikal.ru/0808/3e/1b5d127043f4.jpg
Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов.

Вавилонская башня.
Вавилонская башня — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли в землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который «смешал» язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, сказание о вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Ряд ученых-библеистов прослеживает связь истории о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселенные Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. Не исключено, хотя этому нет никаких исторических свидетельств, что пленные евреи участвовали в восстановлении Этеменанки.

Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней, и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчеты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Реконструкция зиккурата в Уре

Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (т. н. Вавилонская башня). Середина 7 в. до н. э. Архитектор Арадаххешу. Реконструкция.
http://i037.radikal.ru/0808/3b/903fd91faf65.jpg

ГДЕ НАХОДИТСЯ УР?

http://s49.radikal.ru/i124/0808/af/919fff3b8e08.jpg
Ирак, около 4000 - 2000 лет до н. э.


Древний шумерский город и место расположения великолепной башни зиккурат. Кто были те люди, которые дали нам первые в мире образцы литературы, до сих пор украшающие странные и зловещие королевские гробницы?


Около 7500 лет назад племена кочевников начали создавать поселения в плодородной долине между реками Тигр и Евфрат, там, где сейчас расположен современный Ирак. Эта земля называлась Шумер или Месопотамия. Люди, поселившиеся здесь, постепенно создали развитую цивилизацию. Они научились писать и дали миру свою первую литературу. Они также построили один из самых великих городов древнего мира. Этим замечательным городом был Ур. В Библии содержится упоминание об Уре. Согласно книге Бытия в Ветхом Завете, Ур был возведен предками Авраама, которые хотели построить город и башню до небес.
Иногда города-государства воевали друг с другом и на какое-то время один правитель становился могущественнее другого. По-видимому, в истории Ура было два важных периода. Первый период начался около 2800 года до н. э. Археологи обнаружили в земле огромное царское захоронение с тысячами могил, относящихся к этому периоду. Похоронные предметы (захороненные вместе с телом), найденные в могилах, рассказывают нам о людях, которые жили в Уре в то время. Они были похоронены с предметами торговли, оружием, сосудами и украшениями. Короли и королевы имели красивые головные уборы, украшенные драгоценными камнями и металлами, из чего мы можем понять, что это был период мощи и процветания города.
Этот период закончился в 2300 году до н. э., когда шумеры были покорены Саргоном Древним, царем Аккада -этот народ жил севернее Шумера. Саргон был первым в мире правителем, создавшем империю. Он объединил Аккад и Шумер в одно королевство, затем покорил северную Месопотамию и Анатолию (современная Турция). Саргон управлял своим королевством в течение 56 лет. После его смерти стра-
на подвергалась набегам горцев гутиев. Великая империя Саргона постепенно разваливалась и около 2100 года до н. э. шумеры обрели прежнюю силу. Это было началом второго важного периода в истории Ура.
В то время Шумер имел много сильных правителей, но самым прекрасным был царь по имени Ур-Намму. Именно в период его правления был простроен самый прекрасный зиккурат в Уре. Приблизительно в это же время город начал расти и процветать. Мы не можем точно сказать, почему это происходило, возможно, из-за удачного расположения пирамиды на берегу реки Евфрат. Здесь была плодородная земля и много воды для успешного земледелия. Все первые поселенцы занимались ее возделыванием и производили для себя достаточное количество пищи, а со временем достаточно и для того, чтобы прокормить других. Это означает, что часть людей могла оставить земледелие и заняться чем-то другим, например, стать ремесленниками, строителями или писцами. Процветание городов вдохновляло многих людей селиться в этих местах. Так образовывались города.
Из найденных рукописей мы знаем, что шумеры поклонялись более чем 2000 различных богов. Почему их было так много? Одна причина в том, что каждый горожанин выбирал бога только для себя, он покровительствовал только ему и при этом имел свою точку зрения на главных богов. Самым главным богом шумеров был Нанна, бог Луны. Маленькие луны, которые были сделаны из меди и находились на зиккурате в Уре, показывали, что Нанна и его жена молились здесь.
Шумеры писали на глиняных табличках, а в качестве алфавита использовали клинопись (см. стр. 19). Многие такие таблички были найдены при раскопках Ура. Некоторые таблички рассказывают нам о земледелии. Мы знаем, что шумеры выращивали хлебные злаки, такие как ячмень и держали крупный рогатый скот. Были также найдены таблички, описывающие работу горожан - каменщиков, плотников, кузнецов, поваров и врачей.
В Шумере были школы, и в одной табличке представлено удивительно знакомое описание школьного дня. Школьник бежал в школу, потому что знал, что за опоздание будет подвергнут наказанию палками. Он повторял наизусть то, что выучил по табличке и записывал на уроке новую. Мы узнали о том, что дети подвергались телесным наказаниям за разговоры, стояние в классе или плохое ведение записей. Шумерская империя стала терять свою силу около2000 лет до н. э., когда соседние народы завоевали ее, но таблички, написанные шумерами, пережили те времена и сохранились в библиотеках. Поэтому мы и узнали так много об их жизни.

Один из первых царей Ура.


Ур-Намму управлял огромным царством, столицами которого были города Ур и Урук. В империю входили земли между низовьями Тигра и Евфрата, город Ассур ниже по реке Тигр и город Сузы, теперь находящийся на территории современного Ирана. Царь управлял своей империей, разделенной примерно на 40 районов. Каждый район имел своего местного правителя, который подчинялся непосредственно царю.
Когда империя стала разрастаться, Ур-Намму разбогател и использовал свое богатство для ремонта и реконструк-
ции столичных городов. На равнинах Шумера не было камня, поэтому в строительстве использовались глиняные кирпичи, высушенные на солнце до твердого состояния. Эти кирпичи были, однако, недостаточно прочны для того, чтобы выдерживать горячие солнечные лучи и сезоны сильных дождей. Поэтому во влажную погоду постройки часто разрушались.
Ур-Намму хотел построить такие дома, которые не нуждались бы в постоянном ремонте, поэтому он приказал обжигать кирпич в сушильных печах, который в результате этого становился тверже и прочнее.
Зиккурат в Уре.В отличие от египетских пирамид, стены зиккурата не гладкие и наклонные, а имеют множество ступенек и террас. Идея зиккурата состояла в том, чтобы священник был ближе к небесам, как будто он стоит на вершине горы. Зиккурат в Уре был одним из первых замков в форме горы. Он был построен в священной части города, на участке земли поблизости от дворца короля Ур-Намму. Развалины зиккурата существуют до сих пор, спустя 4000 лет после того, как он был построен. Даже сейчас он впечатляет, так что можно представить, насколько эффектно должна была выглядеть вся постройка в древности. Фундамент зиккурата имел площадь основания 63 х 43 метра и был около 30 метров высотой.
По сравнению с современными зданиями, такой фундамент не кажется очень высоким, однако его размеры невероятны, если вспомнить, что весь зиккурат был построен из маленьких кирпичей. Для его возведения и ремонтных работ требовалась целая армия рабочих. Он имел три террасы, стены были наклонными и это делало его еще более похожим на гору. Попасть на террасы можно было по трем лестницам. Па самой вершине было святое место - убежище, где жил бог и где священники оставляли для него пищу и вино. Зиккурат выглядит как здание, в которое можно попасть, но на самом деле это целостный массив из глиняных кирпичей.На большей части наружных кирпичей было высечено имя Ур-Намму, на некоторых были имена более поздних правителей. Но с течением времени кирпичи нуждались в замене.

http://i007.radikal.ru/0808/d8/a4b006447cfft.jpg

Королевские похороны и самоубийства

Когда археолог Леонард Вули занимался раскопками царского захоронения в Уре, он обнаружил странную вещь. Когда шумерские цари и царицы умирали, вместе с ними хоронили также их подданных и слуг. Некоторые цари имели до восьмидесяти приближенных, и все они были захоронены вместе с ними. Возле каждого тела стояла чаша, что позволило Вули предположить, что слугам, лежащим в захоронении, давали яд. Вули начал собирать вместе все загадочные и ужасные предметы и факты, связанные с захо-ронением. Первым в могилу ложили монарха. Затем вместе с ним трех или четырех выбранных сопровождающих и давали им яд. Внутреннюю могилу заделывали слоем кирпича, сделанного из грязи и гипса. Затем большая погребальная процессия проходила в наружное помещение могилы. Первыми шли женщины двора, одетые в пышные наряды. За ними следовали многочисленные прислужники. Они все шли к могиле и принимали яд. Затем могила закрывалась, а народ справлял тризну.
http://s53.radikal.ru/i142/0808/54/de131ae976fbt.jpg
Образец царского головного убора, найденного в могиле в Уре.
Города-государства имели очень выгодное расположение, что позволяло им успешно вести торговлю, поскольку товары могли транспортироваться вдоль рек, в частности, по реке Евфрат. Найденные в царских могилах ювелирные изделия и украшения показывают, что шумеры были искусными ремесленниками по работе с металлами и драгоценными камнями.
Необходимое для работы сырье они могли импортировать и затем продавать изготовленные ими изделия. О торговле сохранились письменные свидетельства. Из глиняных табличек, найденных в Уре, мы знаем, что полудрагоценные камни, такие как ляпис-лазурь и сердолик, попали в Ур из Ирана и Афганистана. Золото попало в Ур из Анатолии (совр.Турция), а серебро из Тавр -горной системы в Южной Турции.
Зарождение письменности.
Шумеры разработали способ письма, известный под названием клинописного (в нем использовались значки, похожие на клинья). Предполагается, что это старейшая форма письменности на земле. Для письма люди использовали палочку, называемую пером, она имела на конце треугольную форму. Пером надавливали на табличку из мягкой глины, нанося тем самым значки, в результате получалось письмо. Оно было очень сложным и состояло из 2000 различных значков. Каждый город имел своих писцов, которые должны были напряженно учиться, чтобы хорошо писать такие знаки. Сначала писцы просто вели записи, касающиеся города и храма. С течением времени, однако, они начали записывать истории, легенды и поэмы, которые рассказывались людьми на протяжении многих веков. До сих пор эти истории от одного поколения к другому передавались устно. Но когда писцы стали их записывать, это стало началом литературы.


Из книги
Филиппа Вилкинсона и Жаклин Дайнин
"Библейские истории"


Ассирия — (ассир. Атур), древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.

Различают три периода в истории Ассирии:

Староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.)
 
Среднеассирийский (XV—XI вв. до н. э.)
Новоассирийский (X—VII вв. до н. э.)
 
В XIV—IX веках до н. э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии — VIII—VII век до н. э. Новая Ассирийская империя (750—620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества.

Краткая хронология
Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племен к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.

Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) — они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до 15 в до н. э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Так, Ниневия (ассир. Нинуя, вавил. Нина), по-видимому, первоначально была хурритским городом. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть город или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.

Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум (аккадизация шумерского слова энси). Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу) и военным вождем. Обычно он же занимал и должность укуллу, то есть, видимо, верховного землеустроителя и главы совета старейшин. Этот совет, называемый «домом города», пользовался в Ашшуре значительным влиянием, в его ведении было решение важнейших государственных дел. Члены совета именовали себя «лимму». Каждый из них поочередно выполнял в течение года функции управления (под контролем всего совета) и, видимо, возглавлял казначейство. По имени очередного лимму получал своё наименование год. (Поэтому лимму обозначают часто в современной науке греческим термином эпоним). Но постепенно состав совета всё больше замещался людьми, близкими к правителю. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало. Хотя порядок выдвижения лимму сохранился и впоследствии, когда ишшиаккум превратился в настоящего монарха.

В 23 в до н. э. вся Сев. Месопотамия, в том числе и город Ашшур, оказались под властью могущественного Аккадского царства. В начале 22 в. до н. э. Аккадское царство пало под ударами горного народа кутиев и Ашшур, на некоторое время получил самостоятельность.

С III тыс. до н. э. — номовое государство Ашшур на среднем Тигре
В XXI в до н. э. — входил в державу III династии Ура
Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам
Около 1720 г. до н. э. — правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость
Середина XV в. до н. э. — зависимость от Митании
Ашшур-убаллит I (1353—1318 гг. до н. э.) — начало формирования империи
Адад-нирари I (1295—1264 гг. до н. э.) — закончил оформление империи
Вторая половина XIV—XIII вв. до н. э. — войны с хеттами и вавилонянами
XII в. до н. э. — полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков
Тиглатпаласар I (1114—1076 гг. до н. э.) — новый подъем
Около 1000 г. до н. э. — интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок.После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но и даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и поли-тическая жизнь пришла в полный упадок. С конца II по конец X в в до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения.
Адад-нирари II (911—891 гг. до н. э.) — вывел страну из кризиса, последующие правители — в основном завоеватели
Адад-нирари III (810—783 гг. до н. э.) — вначале правил под опекой матери Семирамиды
Первая половина VIII в. до н. э. — потеря владений под ударами Урарту
Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.) — новое возвышение Ассирии, разгром Урарту
671 г. до н. э. — Ассархаддон (680—669 гг. до н. э.) — завоевание Египта
Ашшурбанапал (668—627 гг. до н. э.) — распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив
630-е гг. до н. э. — нападение скифов, до этого бывших в союзе
609 г. до н. э. — последняя территория — Харран на западе Верхней Месопотамии — завоевана Вавилонией

Ниневия — с VIII—VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака, на расположенных холмах на левом берегу реки Тигр холмах Куюнджик.

Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV—XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни. Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII—VII вв. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала. В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.

Во время царствования Ашшурбанипала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян.

В время археологических раскопок, проводимых с 1840-х гг. вплоть до 1930-х гг. были открыты культурные слои, начиная с 5-го тыс. до н. э. (полихромная керамика конца 5—4-го тыс.; скульптурная бронзовая голова — предполагаемое изображение Саргона Древнего Аккадского (2-я половина 3-го тыс., Иракский музей, Багдад); надписи). Во время раскопок дворцов ассирийских правителей Сеннахириба и Ашшурбанипала найдены многочисленные рельефы с изображениями (ныне хранящиеся в Британском музее, в Лондоне). Во дворце Сеннахириба на рельефах были изображены преимущественно военные и строительные сцены, в то время как во дворце Ашшурбанипала — в основном сцены охоты. Также были обнаружены статуи крылатых быков и львов — хранителей врат.

Нимруд (aссир. Калху, библ. Калах) — древний город в Месопотамии. Его руины находятся юго-восточнее города Мосул у реки Тигр в Ираке.

Нимруд был основан в XIII веке до н. э. Салманасаром I и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 до н. э. был разрушен мидийцами и халдеям.

http://s60.radikal.ru/i167/0808/5e/6ba631354dbbt.jpg
Статуя стража ворот Нимруда
Археология.
Первые раскопки проводились в 1846 англичанином Остеном Генри Лэярдом. Были обнаружены остатки большого дворца и крепостных сооружений. Были найдены многочисленные рельефы из алебастра и резные фигурки из слоновой кости, а также Чёрный обелиск и статуи. В 1955 во время раскопок, проводившихся Максом Меллованом в храме Набу, были обнаружены глиняные плиты с клинописью, содержащие клятвы вассалов и ассирийских сановников, датируемые 672 до н. э. Эти записи послужили важным пособием для изучения ассирийского права и религии.

Вторжение американских войск во время Иракской войны в 2003 привело к крупным разрушениям на месте древнего города.

http://i071.radikal.ru/0808/3e/ea95d43bafb8t.jpg
Нимруд сегодня
Сокровища Нимруда. Раскопки могилы ассирийской царицы Ябы.

Её прозвали Мона Лиза.

Статуэтка царицы.

Изделия из горного хрусталя, найденные в захоронении.
http://s60.radikal.ru/i167/0808/7e/a65367133fb3t.jpg
Ювелирные украшения.
http://i006.radikal.ru/0808/cc/e28a4935067ft.jpg
Золотой сосуд (тринадцатисантиметровой высоты) украшен головами змей и львов. Фриз в середине изображает сцены охоты. В верхней части сосуда археологи обнаружили клинописный текст: "Аталия, хозяйка дворца Саргона, царя Ассирии".
http://s50.radikal.ru/i129/0808/05/0b57d06859ebt.jpg
Корона (на фото ее фрагмент) словно сплетена из виноградных листьев, украшена раскрытыми коробочками мака и восемью крылатыми фигурками. К нижнему кольцу венца подвешены гроздья винограда из ляпис-лазури. Здесь же ученые прочли надпись: "Это принадлежит Ябе, хозяйке дворца Тиглатпилезера"
http://i007.radikal.ru/0808/f6/e175a78afc49t.jpg
Золотое блюдо

Зеркало, найденное, но ещё не извлечённое археологами из породы.
http://s47.radikal.ru/i117/0808/c8/1c524f66eaa0t.jpg
Заколка для волос. Кто сказал, что английскую булавку придумали англичане?
Последнее десятилетие минувшего века принесло археологам, работающим в Ираке, удивительные открытия. Первое. Найдены усыпальницы древнеассирийских цариц с надписями на саркофагах, позволившими историкам по-новому увидеть роль женщин в кругах людей, олицетворявших верховную власть древнего Ассирийского царства. И второе. Клад золотых изделий, обнаруженный в усыпальницах, ничуть не уступает по художественному уровню драгоценностям, извлеченным археологами из гробницы египетского фараона Тутанхамона.
История древнейших цивилизаций - Ассирии и Вавилонии, - сложившихся некогда на территории, занимаемой ныне Ираком, насчитывает не одно тысячелетие. Не случайно работа археологических экспедиций на этой земле отмечена серьезными открытиями. Об одном из них и пойдет речь.

Приступив к расчистке развалин дворца царей в нынешнем Нимруде (когда-то он был одной из древних столиц Ассирии), иракские археологи случайно обнаружили в полу дворца, покрытом каменными плитами, отверстие. Расчистив его, они увидели свод подземной камеры, оказавшейся усыпальницей: в ней стоял саркофаг с расколотой крышкой, а сам каменный гроб был пуст. Все как будто говорило об ограблении, совершенном еще в древние времена. Но археологи были рады уже и тому, что на крышке саркофага сохранилась надпись, по смыслу похожая на заклятье: "У того, кто потревожит усопшего, его дух не будет принят небесами".
Однако самое большое удивление археологов вызвало имя, начертанное на саркофаге: "Муллиссу-Муканисат-Нинуа". Женское имя! И следующая надпись: "Госпожа во дворце Ассурназирпала, царя Ассирии, не фаворитка, не прислужница". Так впервые исследователи узнали имя одной из ассирийских цариц. Время, в которое она жила, определить было нетрудно, поскольку уже давно составлен перечень ассирийских владык, где приведены годы их правления.

А между тем новые значительные находки еще только ждали иракских ученых. По соседству они открыли вторую камеру с женскими захоронениями, где вечным сном покоились другие ассирийские царицы. Неожиданно ученые натолкнулись на содержимое первого, пустого, саркофага - останки царицы Муллиссу и некоторые ее украшения, сложенные в бронзовый гроб, оказались в соседнем склепе. Такое перемещение, считают ученые, состоялось почти 3000 лет назад, и, по всей видимости, сделано оно не грабителями. Но кем и для чего? Пока это загадка, на которую нет даже и примерного ответа.

Второй такой же гроб содержал кости скелета и похоронные дары. В третьем перед археологами открылся клад: тончайшей работы золотые изделия - корона, чаши, кувшин, множество браслетов для рук и ног, застежки, серьги из сердолика, схваченного золотом, и другие искусно сделанные украшения. Если судить по весу - 23 килограмма, - то найденные сокровища занимают второе место после драгоценностей, извлеченных из гробницы Тутанхамона. Но ведь предметы искусства не оценивают с помощью весов.

Итак, подведем итоги. Всего в Нимруде открыто пять захоронений цариц. Вот их имена и время, в которое они были царицами.

Муллиссу, жена царя Ассурназирпала II, который царствовал в 883-859 годы до н. э.
Яба, жена Тиглатпилезера III, правившего с 744 по 727 год до н. э.

Баниту, жена Салманассара V (время его правления: 726-722 годы до н. э.).

Аталия, жена Саргона II, занимавшего трон в 721-705 годы до н. э.

Только у пятой из цариц, похороненной с такой же роскошью, как и остальные, не удалось установить имени - на саркофаге не оказалось надписей. По мнению немецких археологов, царица умерла, когда ей было 50 или 55 лет.

Наибольшую ценность открытию, как считают исследователи, придает необыкновенная сохранность могил цариц, особенно в сравнении с тем, с чем встречались археологи в склепах ассирийских царей: те попросту оказывались пустыми.

Но главное значение последних открытий все же в другом. До сих пор наука имела дело не с предметами ассирийского быта, а лишь с их изображениями на уцелевших рельефах - хотя и довольно многочисленных. Теперь жизнь высших кругов ассирийского общества обрела конкретные, вещественные формы. Да и о женской половине этого общества прежде ничего не было известно, за исключением упоминания в Библии царицы Савской да одного рельефа, запечатлевшего царя Ассурбанипала с его супругой. Именно поэтому считалось, что женщина в Ассирии не имела никакого веса в обществе. Об этом же как будто должны свидетельствовать и недавние раскопки во дворце Нимруда: могилы цариц находятся далеко от священного города Ассур, где покоятся умершие цари. Однако более обстоятельный анализ надгробных текстов в склепах Нимруда помог установить, что жене царя не только устраивали пышные похороны, но и при жизни она имела высокое положение в иерархии общества. Например, Муллиссу упоминается в текстах с приложением титула, который в переводе означает "хозяйка дворца". Причем этот титул вписан дважды. В первом случае в связи с тем, что она была женой Ассурназирпала II, во втором - как мать следующего правителя, царя Салманассара III. Следовательно, Муллиссу оставалась владетельницей дворца и после смерти мужа - факт, впервые ставший известным современной науке и требующий нового рассмотрения социальной структуры высшего общества древней Ассирии.

Иракские открытия археологов - захоронение цариц и клад, - пополнив и расширив историю древнейшего мира, поставили перед наукой и множество вопросов. Главный из них: где покоятся останки жен других многочисленных царей страны, многие столетия остававшейся ведущей силой Древнего Востока.

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ,
По материалам немецкого журнала "Bild der Wissenschaft".


написать администратору сайта