Краткий очерк истории методов обучения рисованию. Краткий очерк истории методов обучения рисованию
Скачать 229.44 Kb.
|
userdocs.ru КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ Зарубежные методы обучения рисованию Стремление человека изобразить окружающий мир наблюдается с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, изображения в пещерах (рис. 1, 2). Эти изображения носили магический характер. Они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникла письменность. Нет сомнения, что образцы изобразительного искусства первобытного человека являются не случайными достижениями, а результатом многолетнего опыта и развития предшествовавшей традиции. Ф. Энгельс писал: «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини». Первобытные люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим потомкам. Не сразу научились люди строить себе жилища, создавать предметы домашнего обихода, - так же не сразу научились они рисовать. Тысячелетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узоров, в изображении силуэтов птиц и животных. Обучение рисованию носило характер непосредственного, живого наблюдения - наглядного обучения. Г. В. Плеханов писал об этом: «Австралийская женщина изображает в пляске, между прочим, и то, как она вырывает из земли питательные корни растений. Эту пляску видит ее дочь, и, по свойственному детям стремлению к подражанию, она воспроизводит телодвижения своей матери». Таким образом, уже на низших ступенях развития человеческого общества старшее поколение передавало детям накопленные навыки и умения не только в процессе добывания средств к существованию, но и в искусстве, возникшем в тесной связи с трудовыми процессами. Навыки рисования дети усваивали путем подражания взрослым. 1. Мамонт из пещеры Комбарельс. 2.Северный олень из Тайнгена. Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изменился и метод обучения. Художник-ремесленник не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладел его мастерством. Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор. Таким образом стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации. Ф. Энгельс писал: «Цивилизация - период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства». Говоря о методах обучения рисованию в эпоху цивилизации, необходимо прежде всего рассмотреть наиболее раннюю и высокоразвитую культуру древнего Египта. Исторические документы свидетельствуют, что в древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как с предметом школьного обучения впервые мы встречаемся у древних египтян. При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов. Например, буква А изображалась рисунком ястреба, буква Б - рисунком ноги человека (рис. 3) и т. д. Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, что ученик долгое время находился связанным в темнице храма. Школьный закон гласил: «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит». На рисунке 4 показана древнеегипетская школа и ученики за работой. Итак, в эпоху древнего Египта мы впервые встречаемся с рисованием как с предметом школьного обучения. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм. Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения - дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики. Обучение рисованию в древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Обучая рисованию, художник-педагог не предлагал своему ученику наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным образцам, шаблонам. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию. 3. Египетские иероглифы. Древнегреческие художники подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Изучая природу, наблюдая прекрасное в жизни, они стали разрабатывать свои правила изобразительного искусства. Греки утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений Поликлет создал статую «Дорифор». М. М. Попов указывает: «Существуют данные, что мальчики, обучающиеся рисованию, должны были также исполнить рисунки одной из статуй Поликлета». В IV веке до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Эти школы имели различные методические установки. Фиванская школа большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор родом из Коринфа (по другим источникам - Зевксис), основывалась на восприятии природы и на внешней красоте. Особенно большое внимание в этой школе уделялось творческому вдохновению и эстетическому порыву. Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». 4. Египетская школа. Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красот природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес. Фактически главой Сикионской школы был Памфил - ученик и последователь Эвпомпа. Памфил был весьма образованным человеком своего времени. Плиний писал о нем: «Сам Памфил родом был македонянин, но он первый выступил в области живописи, обладая всесторонним образованием, особенно же знанием арифметики и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь совершенства в области искусства». Прекрасно понимая, что во время рисования с натуры человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил стал придавать большое значение рисованию как общеобразовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы. Плиний писал: «Благодаря ему сперва в Сикионе, а потом во всей Греции было установлено так, что свободные дети прежде всего учились рисованию, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования». Памфил впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобразительного искусства. Он стремился ввести в искусство научные принципы, стремился к «величайшей точности рисунка». Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. Знаток и теоретик рисунка эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти в трактате «Три книги о живописи» писал: «Мне любо изречение древнейшего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начали обучаться живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная хорошо геометрии». Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Как видим, у Памфила была своя система и методика обучения рисунку, основанная на строгих научно-теоретических положениях. Чтобы овладеть этой системой, а также установленными теоретическими и практическими положениями искусства, требовалось много времени: курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал большую плату - один талант (26,196 кг золота). «Никого он не учил дешевле одного таланта, и эту плату ему платили и Апеллес и Мелантий», - пишет Плиний. Итак, мы видим, что в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения. Памфил призывал своих воспитанников изучать природу, наблюдать ее красоту и показывал, в чем она заключается. В методических положениях греческие художники-педагоги указывали, что художник в творческой работе должен отдавать преимущество знанию, рассудку. В этом отношении весьма показательны рассуждения Платона. В своих «Законах» он писал, что художник должен следовать за музой мудрости, ибо она делает своих учеников лучше. Несколько слов о технике рисунка в древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой, - рис. 5) доски покрывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цветом; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали левкасом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок (абрис) какой-нибудь фигуры. Если рисунок получался неверный, он заминал его пальцем, разравнивал восковую плоскость и наносил новый. 5. Стилус. Итак, в древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры. В древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции. Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисованию входит не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания. На необходимость обучения молодого поколения искусствам не раз указывал Аристотель. Большое место в его трудах занимает проблема воспитательной роли искусства. Искусство, по его мнению, не имеет самодовлеющей ценности. Оно связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «совершенствования добродетели». Произведения искусства облагораживают человека тем, что посредством очищения (катарсиса) души освобождают его от отрицательных страстей. Указание на связь искусства с нравственной деятельностью людей является большой заслугой Аристотеля. Однако нужно отметить, что нравственным идеалом для Аристотеля является «созерцательная деятельность разума», не преследующая никаких практических целей. Эпоха древнего Рима, казалось бы, должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов. Римляне любили изобразительное искусство. Многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живописью, как, например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон. Плиний писал: «Было также достойное упоминания совещание первых лиц государства о занятиях живописью. Так как Квинт Педий, внук бывшего консула и триумфатора Педия, назначенного диктатором Цезарем в сонаследники Августу, был нем от рождения, то оратор Мессала, к семье которого принадлежала бабка этого мальчика, полагал, что нужно учить его живописи, и это одобрил император Август, но мальчик умер, сделав большие успехи». 6. Г. Кнакфус. Римская школа времен императоров. Рисованием занимались и в общеобразовательных школах. На рисунке Г. Кнакфуса показана школа времен императоров (рис. 6). Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки. Плиний писал: «Но в особенности широкое распространение картин ввел Цезарь, выставив во время своего диктаторства возле храма Венеры-Родительницы картины, изображающие Аякса и Медею. После него (в том же духе действовал) М. Агриппа, хотя характер этого человека был более подходящим к простому образу жизни, чем к утонченностям». Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. Греческие художники-педагоги стремились разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать искусством с помощью науки, стремились к вершинам творчества и осуждали художника, который поремесленнически подходил к искусству. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Церковные мракобесы варварски уничтожили теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства. Один из виднейших художников-гуманистов эпохи Возрождения - Гиберти - писал по этому поводу: «Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подвергалось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству». Свою долю в дело разрушения античной культуры внесли и турецкие завоевания; турки загасили последние очаги античной культуры. После завоевания Магометом II Византийской империи Греция, входившая в нее, также подверглась разгрому, и искусства пришли в упадок. Стендаль, занимавшийся историей живописи, так характеризовал эпоху средневековья: «Явились варвары, потом папы, святой Георгий Великий жег рукописи древних писателей, хотел истребить Цицерона, приказывал разбивать и бросать в Тибр статуи, считая их идолами или, в лучшем случае, изображениями языческих героев. Наступили века IX, X, XI, века самого темного невежества». Не умаляя своеобразия и художественной ценности средневекового искусства, о чем немало написано книг, необходимо все же отметить слабое владение рисунком, т. е. основой изобразительного искусства, а вместе с тем и застой в методах обучения рисунку. Не было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения. Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники эпохи Возрождения заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Альберти по этому поводу писал Брунеллеско: «Признаюсь тебе: если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные». Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие, многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Вдохновляющее действие в этом направлении оказали археологические раскопки, а также сведения историков о великом искусстве древней Греции. Давая характеристику эпохе Возрождения, Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации...». Художники Возрождения стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства, чтобы понять методы работы их создателей. Так, Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве древней Греции разработал «квадрат древних». Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Художники Возрождения сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически их решить в своих произведениях. Много ценных мыслей высказали художники Возрождения в области методики обучения рисунку. Они указывали, что в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. Эту мысль мы находим почти во всех трактатах. Например, Ченнини Ченнино в своем трактате пишет: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке» |