Возрождение (Ренессанс). Эпоху Возрождения принято условно подразделять на несколько
Скачать 23.62 Kb.
|
Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова «renaissance» — «возрождение». Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Учёные и мыслители XV-XVI веков поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя. В XVIII столетии значение термина «Возрождение» было расширено. Вольтер определял итальянский Ренессанс как эпоху важнейших достижений в культуре. В XIX веке Жюль Мишле и Якоб Буркхардт ввели и распространили понимание Возрождения как особого исторического периода, предвещавшего современный век и начавшего возвышение индивидуальности, рост научных и географических исследований, усиление значимости светских ценностей (секуляризацию). Сегодня Возрождение рассматривается как культурное и интеллектуальное движение, которое произвело в европейской культуре XV и XVI столетий радикальные и всесторонние изменения. В их основе был подъём интереса к учениям и идеалам античности. Эти преобразования знаменовали упадок Средневековья и впервые воплотили ценности современного мира. Эпоху Возрождения принято условно подразделять на несколько периодов. — проторенессанс (конец XIII — XIV вв.); — раннее Возрождение (XV в.); — высокое Возрождение (первая половина XVI в.); — позднее Возрождение (вторая половина XVI в.). Рассуждая о Возрождении, нужно отметить что влияние этой эпохи распространялось на все страны северной и западной Европы, в каждой из которых можно встретить своего яркого представителя Ренессанса. В Италии это были Данте Алигьери (Божественная комедия), Джованни Бокаччо (Декамерон), Николло Макиавелли (Государь), в Франции – Франсуа Рабле (Гаргантюа и Патагрюэль) и Пьер де Ронсар (О вечном), в Англии – Уильям Шекспир (Гамлет, Макбет) и Кристофер Марло (Трагическая история Доктора Фауста) Эпоха древнегреческой и древнеримской Античности стала фундаментом будущей западной цивилизации. Это были 2 стороны целого: Ø Греки были скорее идеалистами-романтиками. Они – великие ученые, философы, художники теоретизировали и эстетизировали мир. Ø Римляне – реалисты-практики. Они проявили себя как большие организаторы, администраторы, политики и юристы. С периодом античности связано возникновение основных ценностей будущего западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности. Историческая значимость античной культуры в том, что: · античные демократические системы впервые продемонстрировали верховенство закона для всех; · впервые была осознана роль образования как основополагающей общественной силы и предложена уникальная система образования, формирующая человека как достойного гражданина и цельную, всесторонне развитую личность; · античность была одержима знанием (эвристика); духом соперничества и полемики; · древнегреческая культура на века заложила классические художественные каноны искусства (поэзия, театр, скульптура, архитектура) и принципы калокагатии (красота + добро) и катарсиса. Т.о., в эпоху Античности были заложены фундаментальные основания европейской цивилизации. Греческий язык лег в основу – славянских, а римская латынь – романских языков. Именно к Античности восходят наиболее значимые этические и гражданско-правовые нормы, почти все ныне известные литературные жанры, философские системы с разработкой вечных проблем, основы научного знания, каноны художественные творчества. 3. Произведения Боккаччо неаполитанского периода. Произведения юности Боккаччо, написанные им в Неаполе, обращены главным образом к придворной публике, для которой большое значение приобретают женщины, в числе которых всегда есть та, в которую влюблен писатель. Каждое произведение в определенном плане есть отражение любовных отношений между автором и его героиней, избранной из числа других "любезных" женщин. Кроме некоторого количества стихотворений, первым достаточно серьезным произведением этого периода является написанная терцинами поэма "Охота Дианы" (Caccia di Diana), созданная ранее 1334 г. Она отдает дань бывшему тогда в моде жанру: это своего рода воспевание самых красивых женщин города и описание сцен охоты. Творчество Боккаччо флорентийского периода. Вернувшись во Флоренцию зимой 1340-41 гг., Боккаччо пытается связать куртуазную традицию, которой он отдал дань во время пребывания в Неаполе, и традицию, столь глубоко развитую в его родном городе, - т.е. с флорентийской прозой и новеллой в частности. В 1341-42 гг. он пишет "Комедию флорентийских нимф" (Commedia delle ninfe fiorentine) - произведение, в котором проза чередуется с поэзией, пространные повествовательные части сменяются поэтическими терцинами, которые поются различными персонажами. Весь сюжет разворачивается под знаком любви и любовных приключений. Из образов "флорентийской красоты" автор наверняка черпает определенное утешение в достаточно сложный момент своей жизни (по возвращении во Флоренцию писателю не сразу удается обустроить свое в ней существование). В "Комедии флорентийских нимф" Боккаччо применят те же схемы, что когда-то были хорошо развиты в античной пасторальной прозе: на лоне умиротворенной природы живут благородные пастухи и грациозные нимфы. Боккаччо переносит действие в окрестности Флоренции, где пастух Амето проводит время с семью нимфами, поклоняющимися Венере, влюбляется в одну из них - Лию - и превращается из "грубого животного" в "человека". На пасторальную схему писатель накладывает средневековую аллегорию (следуя за Данте), но новизна произведения заключается в том, что обе схемы - пасторальная и аллегорическая - переносятся в светскую среду: описание семи нимф не преследует только некую аллегорическую цель - аллегория появляется только в конце; взгляд пастуха (в котором очевидна и позиция автора) останавливается на физической красоте девушек, утонченности их одежд, движениях тела. Боккаччо вводит в литературу новое понятие женской красоты, отмеченное прежде всего чувственностью. Именно такой образ женщины получит дальнейшее развитие в литературе Возрождения, и в наибольшей степени в 16 веке. 4. «Книга песен» — главное произведение Петрарки. Это первый в истории европейской поэзии сборник, в который сам поэт включает только свои стихотворения. Индивидуальность поэта в ней не только не подавлена, но, напротив, подчеркнута и выдвинута на первый план. Личность нового поэта-гуманиста дает основное содержание сборнику и обусловливает внутреннее единство его автономных по отношению друг к другу лирических «фрагментов». Каждый отдельный сонет Франческо Петрарка отражает какое-то реальное состояние внутренней жизни поэта-гуманиста — историю его высокой и человеческой любви к Лауре, его впечатления от природы, его раздумья над судьбами Италии. Поэтому каждый сонет «Книги песен» имеет свое собственное содержание и может быть эстетически воспринят сам по себе. В то же время он включается в художественное целое сборника, определяемого иным, по сравнению со Средними веками, пониманием любви, природы и общества, характерным для нового человека Возрождения. Как фрагментальность, так и единство «Книги песен» в равной мере обусловлены своеобразием его «главного героя». Тема «Книги песен» — юношеская любовь, высокая, чистая, порывистая, но робкая и неразделенная. Диапазон любви определен так: «От пустых надежд до пустой скорби». В конце сонета говорится, что результатом любви явился «стыд, раскаянье, да ясное понимание того, что все то, что любезно миру — лишь краткий сон». В «Книге песен» рассказывается о муках отвергнутой любви, о несбывшихся надеждах, но страсть никогда не выплескивается на поверхность. В этом существенное отличие Петрарки от романтиков XIX века, с которыми его нередко сближали. В «Книге песен» Петрарка не изливается в переполняющих его чувствах, а вспоминает и грустно размышляет о своей прошлой любви. Безответность любви в «Книге песен» мотивирована добродетелью. «Книга песен» была устремлена в будущее итальянской поэзии. В ней уже были сформулированы основные мировоззренческие и формообразующие принципы индивидуалистической литературы Возрождения. 5. В 18 веке в европейском искусстве господствующим направлением становится классицизм. В основе новой художественной системы лежало стремление построить искусство по законам строгой логики. Классицизм не требовал от художника оригинальности. Подобно тому как математическую задачу следует решать, стремясь не к оригинальности, а к правильности, творение искусства ориентируется на вечные и единые для всех законы. Одним из основных правил классицистского искусства стала нормативность. Все жанры были распределены на «высокие», «средние» и «низкие». Каждый жанр имел свои строгие границы и четкие признаки. Нормой определялись выбор темы и героя, языковые особенности произведения. «Высокие» (героическая поэма, эпопея, трагедия, ода, ораторская речь) жанры были посвящены философской проблематике. В них изображались значимые исторические события, действовали героические личности, монархи. В «средних» (драма, идиллия, элегия) описывалась борьба между общими идеями (долгом) и стремлением к личному счастью (чувством). Конфликт «чувства и долга» неизменно разрешался в пользу последнего. Образно говоря, если бы Ромео и Джульетта жили в эпоху классицизма, то принадлежность к своей семье для них была бы выше любовного чувства. В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира) изображалась повседневная жизнь, открыто высмеивались человеческие недостатки. Литературное произведение должно было пробуждать у читателя и зрителя определенные чувства и эмоции. Для трагедии это сопереживание высоким стремлениям героев, их готовности пожертвовать собою ради родины, семьи, монарха. Благодаря комедии, бичующей пороки и низкие страсти, читатель должен был морально исправиться. 6. поэзия в стиле барокко Это стиль поэтического письма с конца 16-го века до начала 18-го века, характеризующийся своей риторической изощренностью и экстравагантностью. Первые демонстрации прошли в Италии; однако считается, что этот термин происходит от барокко (по-португальски) или barrueco (по-испански). Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы. Балладами называют лирические, эпические произведения. Они имеют выраженный бытовой или исторический сюжет. Зачастую можно встретить мифических героев, тематики мифического характера. Название появилось в эпоху средних лет, дословный перевод – танцевальные песни. Происхождение жанра относится к народным легендам, преданиям, объединяющим в себе песню с рассказом. Сонет в литературе - это поэтическая форма, которая относится к строгим формам и всегда состоит из определенного количества строк. Они образуют два четверостишия на две рифмы и два трехстишия на 2–3 рифмы в итальянской, французской или английской последовательности. 7. 18 век – эпоха Просвещения, эпоха господства Разума, философии, науки. В это время большинство писателей, мыслителей, считали основной своей задачей - просвещение, образование народа. Разум почитался главным достоинством человека, с помощью просветлённого, образованного разума человек может устроить себе лучшую жизнь, лучшее общество. Устройство реального общества 18 века просветители считали ужасным, несправедливым, они обличали социальную несправедливость, сословное неравенство, монархию, церковь – всё это создано, чтобы угнетать народ в пользу дворян. Каждый просвещённый, образованный человек, став активным гражданином, будет потихоньку, медленно, каждый на своём месте менять общество к лучшему. Таковы были взгляды большинства просветителей, деятелей эпохи Просвещения: в большинстве они были против революции, за естественную эволюцию. Наиболее прославлены философские повести Вольера, в которых сюжет является иллюстрацией к определённой идее (или комплексу идей). Герои философских повестей – это не живые люди, а похожие друг на друга носители идей. Наиболее значительны четыре философские повести. Самая его известна философская повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая является прямым спором с взглядом Лейбница, в ней разоблачается оптимизм как стремление видеть в любом зле – лишь зерно будущего добра. Взгляды Вольтера на зло поменялись. В 1755 году произошло знаменитое лиссабонское землетрясение. За 6 минут был полностью разрушен город Лиссабон, столица Португалии, в общей сложности погибло 100 тысяч человек. Вольтер после этого окончательно отверг теорию Лейбница. Основу сюжета повести составляют довольно запутанные приключения наивного юноши Кандида, его возлюбленной Кунигунды и философа, доктора Панглоса, без конца повторяющего, что всё к лучшему. Их преследует одно бедствие за другим, они непрерывно подвергают опасности свои жизни, они сидят в тюрьме, их приговаривают к смерти, они переживают лиссабонское землетрясение, их продают в рабство, Кунигунда становиться содержанкой, служанкой и много чего ещё. В результате по прошествии многих лет они находят спокойную жизнь, но им становится очень скучно, они спорят, что же лучше: жить в спокойствии, но скуке или путешествовать, испытывать яркие эмоции, но подвергать свою жизнь и честь постоянной опасности, сидеть в тюрьме, быть рабом (а женщине быть содержанкой, почти проституткой, служанкой). В результате размышлений они склоняются к тому что и то и другое плохо, и вообще в жизни преобладают страдания. Надежды на счастье – чаще всего оказываются иллюзиями. Кандид считал, что будет счастлив с Кунигундой, весь сюжет строился на его стремлении к ней, но когда он её нашёл, оказалось, что она стала некрасива и у неё испортился характер. И всё же финал более или менее оптимистичный. Они понимают, что единственное, что остаётся человеку – это смириться с тем, что у него есть, и учиться этим быть довольным. Единственное, что дано человеку – это трудиться. В конечном счёте герои приходят к выводу, что единственное, что им остаётся – это труд, они находят своё маленькое счастье в работе на своём клочке земли. Лейт-мотивом, повторяющейся фразой финала является призыв не рассуждать о жизни, а возделывать свой сад. |