Зарубежная литература. 2 задание зарубежная лит. Тема. Дж. Боккаччо Декамерон человек в его многообразии
Скачать 76.72 Kb.
|
Задание к 2 практич зан Тема. Дж.Боккаччо «Декамерон» - человек в его многообразии Жизнь и творчество Дж.Боккаччо. Джованни Боккаччо - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477). Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты. Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу Бранденбургскому, сыну Людвига Баварского, испросить у него помощи против (Висконти). В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер. Список произведений неаполитанский период 1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana) ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo) ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato) ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia) флорентийский период: 1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d'Ameto; Ameto) начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione) 1343-44, повесть Фьяметта (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta) 1345, поэма Фьезоланские нимфы (Ninfale fiesolano) 1350-е: Декамерон (Decameron) 1354—1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore») ок. 1360, книга Жизнь Данте («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название — «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция — 1352, третья — до 1372) Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершён Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355—1357, лат. яз. «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз. «О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз. «О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий Буколические песни (Bucolicum carmen) Сонеты Письма Анализ «Декамерона» Когда создавался «Декамерон»? “Декамерон”: Сразу после эпидемии чумы, разразившейся в Флоренции в 1348 г., за очень краткий период времени (до 1351 г.), Боккаччо создает главное свое произведение - собрание из ста новелл под названием “Декамерон”. Отношение современников к произведению. В начале XIV века в Италии, а затем во всей Европе началась эпоха Возрождения. Однако Ренессанс возник не сразу, а постепенно благодаря пробуждению интереса к античному наследию, произведениям Данте Алигьери, а также распространению среди простого народа фацеций — юмористических рассказов, повествующих о различных смешных выходках, главным образом высмеивающих людские пороки. Фацеции, после культурной обработки, оседали в книгах, что в свою очередь и привело к зарождению нового литературного жанра — новеллы. От устного рассказа новелла переняла разговорный итальянский язык, изобиловавший пословицами и крылатыми выражениями. Именно это обеспечило ей быстрое распространение на итальянской земле, как среди богачей, так и среди бедняков. Но лишь в руках писателя Джованни Боккаччо новелла обрела ту форму, которая позднее стала классической. Именно поэтому Боккаччо, наравне с Данте и Петраркой называют основоположником литературы Возрождения. Но, чтобы проследить развитие новеллы, нам необходимо ознакомится с биографией писателя. О месте его рождения и о том, кем была мать Джованни Боккаччо, до сих пор идут споры, однако доподлинно известно, что он родился в семье флорентийского купца. Отец будущего писателя желал, чтобы его сын стал купцом или юристом. Поэтому он в 1330 году поспособствовал отправке Джованни в Неаполь для изучения права. Юриспруденция не привлекала молодого человека, но именно в этом городе Боккаччо, сблизился с кружком гуманистов, после чего стал изучать древнегреческий язык и античную литературу. Вскоре Джованни попал ко двору короля Роберта Анжуйского, где познакомился с его внебрачной дочерью Марией Аквиной. Эта встреча стала судьбоносной для молодого человека. Боккаччо влюбился в Марию, а любовь к ней, по мнению современников и исследователей, дала толчок его творческому развитию. Впоследствии он воспел возлюбленную под именем Фьяметта и посвятил ей свои первые крупные произведения: «Филоколо», «Тезеида» и «Филострато». Примечательно, что во всех этих произведениях Боккаччо смешивал античные и средневековые элементы, которые затем интерпретировал с позиции гуманистической этики. Но все его ранние работы остались в тени «Декамерона», который писатель создал ок.1349–1351 гг. Работая над ним, Джованни Боккаччо привнёс в него лучшие традиции устного рассказа и обогатил их опытом итальянской и мировой литературы. В частности, автор использовал французские фаблио, литературу древних греков и римлян, а в результате создал новеллу, которую поднял до уровня формирующейся гуманистической идеологии. Автор в ходе своего литературного эксперимента коренным образом изменил традиции короткого повествования. До него рассказы были автономны, а в «Декамероне» они уже не живут отдельно друг от друга, а связаны единой рамкой. Кроме того, он пошёл наперекор традициям, написав произведение не на латинском, а на итальянском языке. Своё произведение Боккаччо начал описанием эпидемии чумы во Флоренции в 1348 году. Затем он повествует о том, что семь девушек и трое юношей удаляются за город на виллу, где они танцуют, играют и рассказывают новеллы. И чтобы этот порядок не нарушился, они решили ежедневно избирать себе короля, который бы определял тему рассказов. То есть, Боккаччо противопоставил в своём произведении два мира: неидеальный (зачумлённая Флоренция) и идеальный (общество «Декамерона»). Помимо литературы, писатель черпал вдохновение из анекдотических историй и народного фольклора, которые основательно переработал и вложил в уста рассказчиков. Это подтверждает то, что герои многих новелл «Декамерона» имели широкое распространение в средневековом фольклоре и как правило, представляли собой тот или иной архетип. Например, библейский царь Соломон символизировал безграничную мудрость, полководец Саладин ассоциировал мужество и щедрость, а поэт Гвидо Кавальканти олицетворял собой остроумие и находчивость. «Декамерон» принёс Джованни Боккаччо славу и обессмертил его имя. Современники объявили, что в этой книге автор сумел собрать воедино все сокровища итальянского языка, доведенного до чистоты и красоты. Помимо языка и содержания восхищение у них вызвала рамка, объединяющая новеллы в одно произведение, которая состоит из поэтических описаний природы и занимательных диалогов между рассказчиками. Но эта книга также принесла автору немало неприятностей из-за того, что он в некоторых новеллах беспощадно высмеял пороки духовенства, которое проповедовало воздержание, а на деле его не соблюдало. Противники писателя заявляли, что эти рассказы Боккаччо написал только для праздного развлечения. Но сам автор, заранее подготовившийся к возможной критике, в послесловии написал, что ничего не видит постыдного, если любую неприличную вещь рассказать приличными словами, поскольку это необходимо для нравоучительных целей. Кроме того, Боккаччо осудил ханжей и открыто заявил, что читатель может пропускать повести, которые сочтёт безнравственными при этом, заметив, что дал всем новеллам название, раскрывающее их содержание. Подобным образом писатели стали озаглавливать последующие новеллы, что говорит о сильном влиянии «Декамерона» на культуру и литературу эпохи Возрождения. Таким образом, Джованни Боккаччо, переосмыслив античное и средневековое наследие, сумел объединить его в «Декамероне». Писателю благодаря этому удалось поднять значение новеллы в глазах людей, которую до этого считали низким жанром, а также ускорить формирование и развитие итальянского литературного языка. Название новелл, рамка повествования «Декамерона» и многое другое стало шаблоном для последующих поколений новеллистов. Так, Боккаччо удалось придать новелле классический вид и выработать канон её написания, который в целом определил развитие жанра и по которому, например, впоследствии Маргаритой Наваррской был написан «Гептамерон». Сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие. В этой книге Боккаччо наносит сокрушительный удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное отражение современной итальянской действительности. В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть–новеллу. Своими корнями этот жанр уходит в средневековую литературу, когда появился первый оригинальный сборник итальянских новелл – «Новеллино, или Сто древних новелл». Самую интересную группу в сборнике составляют бытовые рассказы и анекдоты, почерпнутые из живой итальянской действительности. Подобно «Новеллино» «Декамерон» состоит из ста новелл. Они скреплены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композицоинный стержень. Рассказчики новелл. Рассказчики и рассказчицы новелл — трое молодых людей (Памфило, Филострато, Дионео) и семь дам (Пампинея, Фьям-метта, Филомена, Эмилия, Лауретта, Нейфила, Элисса), которые, встретившись во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, решают удалиться из охваченной чумой Флоренции (время действия — 1348 г., печально прославленный страшным чумным поветрием) в загородное поместье. Специфика хронотопа. «Декамерон» («Il Decameron») — сборник новелл Джованни Боккаччо. Произведение написано в период с 1350 по 1353 гг., впервые издано в 1470 г. Существует рукописная копия («ватиканский канон»), датированная 10 октября 1427 г., содержащая 112 рисунков пером. ... Пестрое содержание разнородных новелл объединяет единство замысла, единство хронотопа, продуманная архитектоника. «Декамерону» предшествует богатая литературная традиция организации разносюжетных повествований в единое целое. Специфика новеллы как жанра. Какая концепция жизни лежит в основе произведения (и всей ренес лит-ры)? Новелла родилась вместе с эпохой Возрождения. В ней так же, как в лирике, менее интенсивно, но, пожалуй, более широко и наглядно выявился новый взгляд человека на самого себя, на окружающее его общество, быт, практику социальных и экономических отношений, на природу, на ценность и смысл земной жизни. Гуманистический индивидуализм дал новелле ее главное художественное содержание, в значительной мере предопределив характеризующие ее жанровые черты и особенности. Со своей стороны, новелла в немалой мере повлияла на формирование нравственных и эстетических идеалов итальянского Возрождения. Стоящий у самого начала европейского гуманизма «Декамерон» не только создал классический стиль и язык тогда еще только зарождающейся ренессансной прозы — в новеллистической книге Джованни Боккаччо четко обозначились как эстетические, так и общественные контуры своего рода идеальной модели гуманистической культуры Возрождения, постепенная реализация которой в литературе и изобразительном искусстве политически раздробленной Италии завершилась в XVI в. созданием истинно национальной классики Высокого Ренессанса За пределами Италии новелла считалась, да и до сих пор считается едва ли не самым типичным жанром итальянского Возрождения. Такую оценку новеллы породила прежде всего эстетическая беспрецедентность «Декамерона»: но потом оценка эта была распространена на всю итальянскую новеллистику как зрелого, так и позднего Возрождения. В период расцвета в Западной Европе социального реалистического романа в ренессансной новелле видели прежде всего человеческий документ и ценили в ней главным образом общественно-историческую достоверность сюжетного материала. Жизненное правдоподобие почиталось в то время основной предпосылкой художественности, и у Сеймондса не возникло ни малейшего сомнения в том, что именно Банделло — «Ариосто в прозе» Тематический принцип в основе каждого дня. Особенности композиции «Декамерона» Д. Боккаччо. Наиболее знаменитым из всех сочинений Боккаччо является «Декамерон» (греч. «десятидневник») - сборник новелл, задуманный в 1348 и созданный между 1349-1353 гг. Книга состоит из 100 новелл, которые 10 молодых людей (3 молодых ужчин и 7 юных дам, девушек; в литературной критике их называют «персонажами обрамления») рассказывают друг другу в течение 10 дней в загородном доме во время разбушевавшейся во Флоренции эпидемии чумы. Таким образом, новеллы «Декамерона» рассказываются в обстановке своего рода «пира во время чумы». Академик А. Н. Веселовский замечает по этому поводу: «Боккаччо схватил живую, психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти». Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция, Тунис...). В большинстве новелл события происходят во времена Боккаччо или непосредственно предшествующие им. Сюжеты новелл заимствованы из разных уровней культуры: высокой куртуазной, низовой городской традиции. Пожалуй, нет такого сюжета в книге Боккаччо, который не был бы почерпнут из более раннего источника: средневековые сборники прозаических новелл, в частности итал. «Новеллино» и их стихотворные аналоги; книги нравоучительных примеров; рыцарские романы; восточные сказки («Тысячу и одну ночь» в Европе впервые прочитали в 18 веке, но некоторые ее сюжеты стали кочующими гораздо раньше); сборники анекдотов. Повествование начинается утром в среду, события длятся 10 дней, и в каждый день рассказано по 10 историй. Каждый день избирается «король» или «королева», которые устанавливают порядок дня и назначают тему для рассказов, которыми собеседники занимают друг друга. Этой темы должны придерживаться все рассказчики, за исключением Дионео, который получает привилегию рассказывать свою историю последним и на любую тему. В пятницу и субботу правители не избираются и новеллы не рассказываются. После того, как все 10 новелл в один день рассказаны, автор их «обрамляет» — показывает читателю рассказчиков, показывает, как они обмениваются впечатлениями от новелл. В конце каждого дня одна из дам исполняет стихотворную балладу, являющуюся своего рода музыкальным контрапунктом для рассказываемых историй. Эти баллады — лучшие образцы лирики Боккаччо, в них «по большей части воспеваются радости простой и чистой любви или страдания любящих, которым что-нибудь мешает соединиться». Поскольку в выходные истории не рассказываются, всего события занимают 2 недели, и после окончания действия, опять-таки в среду, молодые люди возвращаются во Флоренцию. Каждый день начинается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных правилам благородства и воспитанности. В обрамлении новелл «Декамерона» можно видеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом этого идеального сообщества. В композиции «Декамерона» максимально важен принцип РАМЫ: история сбежавших юношей и девушек, пролог, описывающий зачумленный город, послесловие автора, тематическое расположение рассказов. Десять дней «Декамерона» - десять тематических блоков. В рассказах первого дня нет единой темы. Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью. День четвёртый - любовным историям с несчастливым концом, день пятый - со счастливым. Новеллы шестого дня касаются удачно сказанного словца, седьмого - хитроумных поступков жён, которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных ситуациях. В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных проделках и обманах. В девятый день «каждый рассказывает о чём угодно и о чём ему больше нравится», но здесь намечается поворот к серьёзной интонации и новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день - это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто соревнуются: чей герой окажется более душевно щедрым - монарх, рыцарь, клирик или мудрец? Новеллы последнего дня стоят в книге особняком: в них сильна назидательность и оживает средневековая, рыцарская этика. Героиня итоговой новеллы сборника - Гризельда - дочь крестьянина, ставшая женой маркиза, в противовес многим женским персонажам «Декамерона», является воплощением добродетели. Порочная и нечистая жизнь священнослужителей - одна из сквозных тем «Декамерона». Критика духовенства часто вполне добродушна - в духе средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей выделяется любострастие: все клирики в «Декамероне» неизменно похотливы. Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место. Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в её изображения преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягчённых, уклончивых выражений). Обилие в «Декамероне» новелл с пикантными эротическими сюжетами сам автор впоследствии объяснял ошибками молодости. Многие новеллы композиционно весьма пространны, в них нанизываются переодевания, кораблекрушения, неожиданные узнавания, резкие смены социального положения, пламенные любовные увлечения, коварные и кровавые убийства, похищения... Общая мораль этих сюжетов незамысловата: Амур правит миром, сопротивление ему бессмысленно. Автор «Декамерона» высмеивает адвокатов и судей, чиновников и ростовщиков; он хорошо знает и охотно изображает мир купцов, описание житейской прозы перемежается с фантастикой. Каким предстаёт человек в «Декамероне»? Герой — человек, цель которого — нажива. С ним происходят многочисленные приключения, но судьба его вознаграждает за активность, настойчивость, целеустремлённость. Тема судьбы получает в “Декамероне” ренессансную трактовку, важную роль играет сам человек. - Темы и мотивы с примерами. а) Тематический центр произведения. В основных точках повествования расположены новеллы, в которых даются примеры образцовых героев. Почти полностью им посвящены новеллы шестого и десятого дня. В новеллах шестого дня значительность таких героев определяется их умелым использованием языка, умением употребить острое словцо, шутку (motto di spirito), при помощи которой улаживается конфликт между другими героями, а агрессивность превращается в выражение воспитанности и цивилизованности. В новеллах десятого дня такое же значение придается щедрости и любезности. Посредством отсылок и намеков в тексте эти новеллы связаны с другими, уже включенными в предыдущие дни, в которых основными качествами персонажей являются хитрость и агрессивность. Шестой день несет основную смысловую нагрузку всей структуры произведения, в нем в обратной форме сосредоточена вся суть “Декамерона”: введение к этому дню содержит диалог, полный двусмысленностей, между слугами Личиской и Тиндаро, представляющий собой вывернутую наизнанку благородную манеру разговора, характерную для рассказчиков. Первая и очень краткая новелла шестого дня содержит рассказ некоего рыцаря, настолько беспорядочный и запутанный, что благородная мадонна Оретта заставляет его замолчать. б) Религиозная тематика и изображение духовенства. Этот тематический пласт также представляет собой сложную систему, затрагивает характер героев и присутствует во всех частях книги. Боккаччо учитывает тот факт, что религия и лица духовного звания представляют один из самых значительных элементов современного ему общества, - однако не придает своему произведению ни какой-либо духовной направленности, ни резкой критики по отношению к религиозному миру. Опираясь на антимонашескую традицию, широко распространенную в культуре 14 века, он ограничивается только эпизодическими, хотя и едкими замечаниями по поводу лицемерия и недостойного поведения служек церкви. Тот же принцип “изнанки” применен автором и в знаменитой новелле о Чапеллетто (создается “антипод” исповеди и святости). в) Любовная тематика - самая всеобъемлющая, универсальная, и Боккаччо изображает ее в самых разных вариациях. Ситуации могут быть комическими и веселыми, агрессивными и неприличными; может быть нежной - и бороться против социальных условностей и принуждения; любовные истории могут заканчиваться счастливо либо трагически. г) Тема юности непосредственно связана с тематикой любви. Писатель восхваляет неподдельность чувств и побуждений, которые движут молодыми людьми, и осмеивает расчетливость и несправедливость желаний стариков. д) Женская тематика. В “Декамероне” много героинь-женщин. Нередко они предстают как объект желаний, скрывают в себе тайну и неразгаданность. Есть также женские персонажи-матери либо проявляющие материнские чувства (как Гризельда в финале произведения, воплощающая многие черты матери автора, умершей очень рано, - именно эту новеллу перевел на латынь Петрарка, и она пользовалась большим успехом у читателей). е) Тема насмешек, иронии занимает в “Декамероне” значительное место, прежде всего в новеллах седьмого и восьмого дня. Автор приводит в движение особый “механизм смеха”, причем он не превозносит ум либо качества того, кто высмеивает, - это своего рода игра, стремление создать иллюзорные либо двусмысленные ситуации, дать возможность читателю отождествить себя с персонажами, представить себя на их месте. Большое число этих новелл посвящено Каландрину (вместе с другими новеллами восьмого и девятого дня они образуют отдельный цикл). Стоит упомянуть здесь и историю монаха Чиполла (Луковица, VI,10), и священника Варлунго (VIII, 7). - Типология героев «Декамерона». Герои «Декамерона» Десять рассказчиков «Декамерона» — brigata, описаны как реальные люди с вымышленными именами, выведенными из их характеров. Рассказчиками являются некоторые герои прежних поэм. Как отмечают исследователи, почти все женские образы с такими именами встречались в ранних произведениях писателя и были персонажами любовных историй, в то время как в трех юношах Боккаччо дает читателю три различных образа самого себя — так как он уже выводил себя под этими псевдонимами в предыдущих сочинениях. Дамы (возраст от 18 до 28 лет): Пампинея (итал. Pampinea, «цветущая») — родственница одного из юношей Фьяметта (Фиаметта) (итал. Fiammetta, «огонек») — возлюбленная автора, как считается, настоящее имя Мария д’Аквино, внебрачная дочь Роберта Анжуйского[1] Филомена (греч. Filomena, «любительница пения») — псевдоним дамы, в которую Боккаччо был влюблен до Фьямметты. Ей посвящена его поэма «Филострато». Это имя встречается также у Кретьена де Труа. Емилия (Эмилия) (лат. Emilia, «ласковая»). Это имя использовалось Боккаччо в нескольких произведениях («Тезеида», «Амето», «Любовное видение»). Особо отмечается её красота. Лауретта (итал. Lauretta) отсылает к образу Лауры — возлюбленной Петрарки. Особо хороша в танце и пении. Неифила (Нейфила) (греч. Neifile, «новая для любви») — любима одним из юношей, скорее всего Памфило. Отличается кротостью нрава. Елиза (Элисса) (итал. Elissa, второе имя Дидоны Вергилия). Отличается насмешливостью. Юноши (возраст от 25 лет): Панфило (греч. Panfilo , «весь любовь; полностью влюбленный») — характер серьёзный, рассудительный. Имя неверного любовника, встречающееся в эклогах Боккаччо и в его «Фьямметте». Филострато (греч. Filostrato, «раздавленный любовью») — характер чувствительный, меланхоличный. Предположительно влюблен в Филомену. Его имя встречается в названии юношеской поэмы Боккаччо, посвященной трагической любви Троила к Крисеиде. Дионео (Дионей) (итал. Dioneo, «сладострастный», «преданный Венере»), обладает чувственно-веселым характером, оговаривает себе привилегию рассказывать историю последним и уклоняться от темы дня. Также предполагается, что набор рассказчиков Боккаччо создаётся под влиянием средневековой нумерологии и мистицизма: например, предполагают, что 7 дам символизируют четыре натуральных добродетели (Благоразумие, Справедливость, Воздержание и Стойкость) и три богословские (Вера, Надежда, Любовь); а 3 юношей — три традиционные деления души древними греками (Разум, Гнев и Страсть). Также дам семеро по числу дней недели, планет, и свободных искусств. «Соединившись (что дает совершенное число — десять), они образуют идеальное общество, построенное на началах разума, добродетели и красоты, сочетающее свободу и порядок (выборность и сменяемость короля или королевы, которые правят слугами, дают тему дня и устанавливают последовательность рассказчиков) и противопоставленное тому социальному хаосу, который царит в охваченном чумой внешнем мире»[6]. Слуги: Пармено (слуга Дионео), Сирис (слуга Панфило), Тиндаро, Мизия (служанка Пампинеи), Личиска (прислужница Филомены), Кимера и Стратилия (горничные Лауретты и Фьямметты). Все их имена греческого происхождения и происходят из античных комедий. Единственными сквозными персонажами собственно новелл являются три реально существовавших художника — Каландрино, Бруно и Буффальмакко (VIII, 3; VIII, 6; VIII, 9; IX, 3; IX, 5), где рассказывается не об их искусстве, а о веселых проделках: Бруно и Буффальмакко постоянно обманывают и дурачат недалёкого Каландрино. |