средневековье. Финальный ВКР. Античное письменное наследие в культуре раннего средневековья исторический и методический аспекты
Скачать 6.27 Mb.
|
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Факультет истории и права Кафедра истории и археологии на тему: «Античное письменное наследие в культуре раннего средневековья: исторический и методический аспекты» СОДЕРЖАНИ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНТИЧНОЕ ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ VI – VII вв. 12 1.1.Проблема перехода от античной литературы к средневековой 12 1.2. Античное письменное наследие и зарождение средневековой философии 17 ГЛАВА 2. АНТИЧНОЕ ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ VIII – X вв. 24 2.1 Письменное наследие античности в европейской литературе VIII – X вв. 24 2.2. Подъём изобразительного искусства 36 2.3. Философия в VIII – X вв. 43 ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XI в. 48 3.1. Письменное наследие античности в литературе и философии XI в. 48 3.2. Античная литературная традиция в искусстве XI в. 59 ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАННЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 66 4.1. Особенности изучения ранней средневековой культуры в школе 66 4.2. Разработка практического занятия (урока) для учащихся 6 класса на тему «Культура Византии» 71 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНТИЧНОЕ ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ VI – VII вв. 10 1.1. Проблема перехода от античной литературы к средневековой 10 1.2. Античное письменное наследие и зарождение средневековой философии 15 ГЛАВА 2. АНТИЧНОЕ ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ VIII – X вв. 22 2.1 Письменное наследие античности в европейской литературе VIII – X вв. 22 2.2. Подъём изобразительного искусства 33 2.3. Философия в VIII – X вв. 41 ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XI в. 47 3.1. Письменное наследие античности в литературе и философии XI в. 47 3.2. Античная литературная традиция в искусстве XI в. 59 ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАННЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 65 4.1. Особенности изучения ранней средневековой культуры в школе 65 4.2. Разработка практического занятия (урока) для учащихся 6 класса на тему «Культура Византии» 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79 ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Античная культура является колыбелью европейской цивилизации, высшим художественно-эстетическим идеалом, а ныне классикой в прямом смысле этого слова – примером подражания, изучения и творческого процесса. Античная культура является столь важным и фундаментальным событием мировой истории, что о ее детальном и всестороннем анализе следует написать десятки томов. Говоря об античной культуре, стоит отметить ее вклад и роль в становлении полноценной мировой культуры в целом. Изменение роли общества, отношения к нему людей и в первую очередь изменение отношения человека к самому себе – все это заслуга античной культуры, которая в дальнейшем также заложила фундамент западной культуры и мира. В средние века на европейском континенте происходили сложные и противоречивые процессы, одним из основных последствий которых стало появление западных стран в современном виде. Конечно, лидерами мировой истории и культуры того времени был не западный мир, а полувосточная часть Византии и восточный Китай, но важные события произошли и в западном мире. По соотношению античной и средневековой культуры некоторые направления средневековья (наука, философия, искусство) уступали античному, но в целом это неоспоримое развитие. Труды античных авторов по истории, философии, педагогике цитируют и современные авторы, на труды античных авторов ссылаются как на непререкаемые авторитеты. Е.Л. Ермолаева указывает, что «привлечение памятников античного искусства актуально при интерпретации, дошедших до нас античных текстов»1. В этом же контексте о значении античности высказывается И.В. Палагута: «…структурные аналогии европейской неолитической пластике дает анализ материалов античной культуры — не только памятников археологии, но и письменных источников». Александра Ускатеску, профессор Мадридского университета Комплутенсе, определяя роль античной культуры для эпохи Средневековья, пишет: «значение античной культуры в эпоху Средневековья не подлежит сомнению…»2. Однако, несмотря на имеющиеся, на сегодняшний день методические и исторически разработки, данная тем требует дальнейшего и более глубокого исследования, необходимо более подробно исследовать роль и место античности в культуре раннего средневековья в различных аспектах. Все вышесказанное, а также актуальность исследования определили тему настоящей выпускной квалификационной работы: «Античное письменное наследие в культуре раннего средневековья: исторический и методический аспекты» Объектом настоящего исследования является культура раннего средневековья. Предмет настоящего исследования – роль античного наследия в культуре раннего средневековья. Хронологические рамки исследования ограничены периодом раннего средневековья, охватывающего, согласно общепринятым представлениям, VI – XI вв. Территориальные рамки исследования ограничены территориями стран Западной и Центральной Европы. Целью работы является изучение роли античного наследия в культуре раннего средневековья, а также проведение практической работы по изучению ранней средневековой культуры в современных образовательных учреждениях и разработка урока по исследуемой теме. На основании поставленной цели нами были сформулированы задачи исследования: исследовать проблему перехода от античной литературы к средневековой; изучить роль античного письменного наследия в процессе зарождения средневековой философии, а также особенности античной литературной традиции в искусстве VI-VII вв.; проанализировать письменное наследие античности в европейской литературе VIII-X вв., а также подъем философии и изобразительного искусства в данный период времени; сформулировать закономерность влияния письменного наследия античности на литературу, философию и искусство XI в.; проследить особенности изучения ранней средневековой культуры в общеобразовательных организациях; разработать практическое занятие (урок) для учащихся 6 классов на тему «Культура Византии». Источники. Больший объем применяемого в работе круга источников приходится на письменные (исторические труды, законодательные акты, литературные произведения). Среди историографических сочинений раннего средневековья на первое место следует поставить «истории» — крупные произведения, посвященные серии значительных и в основном современных автору политических событий. Примером может служить «История войн Юстиниана» византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.)3, написанная в традициях классической античной историографии. Несколько иной характер имеют западноевропейские «истории» того времени: «История франков» Григория Турского (VI в.)4, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.)5. Они создавались в рамках позднеантичной христианской традиции, делавшей упор на изложение истории от сотворения мира. Текущие события занимают центральное место и здесь, но они лишь венчают пространные повествования о давних временах, построенные на Библии, сочинениях предшественников и устных преданиях. Такие повествования послужили одним из истоков жанра хроники, представляющего собой соединение оригинального конкретного рассказа о современных и хорошо известных автору событиях в одной стране (княжестве, городе) с компилятивным и схематичным очерком «мировой» истории предшествующего периода. Наряду с историями и хрониками важным письменным источником, представляющим бесспорный интерес в изучении данный темы, являются биографии (например, «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда, начало IX в.) и анналами — погодными записями наиболее важных событий. Анналы являются достаточно краткими, сухими, внешне беспристрастными перечнями малосвязанных между собой основных вех политической и церковной жизни, пришедшихся на тот или иной год. Большинство анналов называются по монастырям и кафедральным соборам, в которых они создавались. Расцвет западноевропейской анналистики приходится на VIII—X века. Будучи не всегда оригинальными, произведения раннесредневековых писателей являются именно поэтому важным источником по истории образованности и культуры в целом, так как позволяют понять, что читали изучаемые авторы и их современники, что и в каком виде сохранило раннефеодальное общество из классического наследия. Многое в этом плане может дать и анализ (качественный и количественный) рукописной традиции — ведь подавляющее большинство сочинений античных писателей дошло до нас именно в раннесредневековых списках, как византийских, так и западноевропейских. Помимо того что из нее можно почерпнуть сведения о многих сторонах придворной, военной, социально-политической, а иногда и хозяйственной жизни, сама тематика и стиль ее, ориентация на определенную (чаще всего античную или библейскую) систему художественных образов проливают свет на культурное развитие общества. Принципиально иной облик свойствен народной литературе раннего средневековья, тесно связанной с фольклором и представленной по преимуществу героическими песнями и сказаниями, создававшимися уже на народных языках. Таковы немецкая «Песнь о Хильдебранде»6 и английский «Беовульф»7, дошедшие в списках IX—X вв., германский эпический памятник «Песнь о Нибелунгах»8, французская «Песнь о Роланде»9, исландские саги, уцелевшие в записях и обработке XI—XIII вв. В любом случае, однако, это произведения раннего средневековья, отражающие реалии и мышление своего времени. Памятники раннесредневекового эпоса служат очень ценным, иногда незаменимым (как саги) источником по самым разным вопросам, рисуя нам живую, красочную картину общества. Также, особое внимание стоит уделить тому, что в раннее средневековье большинство населения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Это законы императоров II — начала VI в. (так называемый Кодекс Юстиниана), «Новые законы» (новеллы) самого Юстиниана10, систематизированные высказывания наиболее авторитетных юристов античности (Дигесты, или Пандекты), а также краткий специальный учебник права (Институции). Для разработки педагогической части выпускной квалификационной нами были проанализированы следующие источники: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование; История: Примерная программа основного общего образования ; Проект Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории; Ряд учебников за 6 класс по истории Древнего мира. Историография. Источники и историография тесно связаны друг с другом, так как большинство текстов до нас просто не дошли, а другая часть так и не переведена на русский язык. При переходе от античности к средневековой Европе непосредственные интеллектуальные связи между уходящим античным миром и складывающимся средневековым по-прежнему являлись основой культурной жизни общества. Уколова В. И. в своей работе отмечает, что закат Западной Римской империи был закатом великого государства, мощной цивилизации, но не закатом человеческого духа. В тот период формировался корпус идей, впоследствии унаследованный средневековьем. Время выдвинуло деятелей крупного интеллектуального масштаба, которые оказали заметное влияние на европейскую культурную традицию. Определенное значение имеет монография В. И. Уколовой, посвященная рассмотрению проблем преемственности культуры при переходе от античности к раннему средневековью на основании творчества крупнейших мыслителей конца V - начала VII вв. В контексте марксистской методологии был достигнут ряд несомненных успехов в изучении особенностей процесса перехода от античности к средневековью. В последние десятилетия XX в. появился ряд трудов, посвященных исследованию мировоззрения религиозно-политических деятелей IV - V вв., в которых отразился пересмотр прежних подходов. Среди них можно выделить работы М. М. Казакова, посвященные Амвросию Медиоланскому. Определенное значение имеет работа О. Н. Маминой, рассматривающей мировоззрение и психологию галло-римского нобилитета (на примере Сидония Аполлинария) на основе, главным образом, цивилизационного и антропологического подходов. Проблемы, связанные с ролью христианства и церкви в Поздней античности, постоянно затрагиваются и в общих работах, поэтому историческому периоду. Следует отметить, что публикации такого рода в последнее время отличаются тщательным анализом источников, хорошим качеством подбора исторического материала и высоким уровнем критических обобщений исторических событий и фактов. Авторы, как правило, не ограничиваются условной датой падения Западной Римской империи (476 г.), а рассматривают проблемы раннего средневековья, причем это делается в тесной связи с изучением наследия античной цивилизации. Методы исследования: изучение и анализ исторических источников, материалов по методике преподавания истории, учебных программ по предмету учебного цикла «История», обобщение информации, историко-сравнительный метод, историко-системный метод. Исследование опирается на такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение. Но в первую очередь основу работы составляют базовые принципы исторической науки – историзма, системности. Принцип историзма позволил изучить исследуемые явления в их конретно-исторической обусловленности, развитии и соотношении с другими явлениями. Принцип системности, подразумевающий анализ исторических явлений с точки зрения их системной взаимосвязи, позволил из отдельных фрагментов изучаемой проблемы воссоздать обобщенную картину, вывить закономерности исторических процессов. Соответственно, в качестве методологического средства реализации системного подхода при изучении заданной темы использовался комплексный анализ отдельных элементов, как части целого, несущего в себе систему, природу, основные свойства, рассматривалась связь между экономическими, политическими и социальными факторами. Также были использованы проблемно-хронологический, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Проблемно-хронологический метод проявляется в делении определенной темы на составляющие, после чего каждая из них изучается в хронологической последовательности. Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы в количестве 67 источников. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем материал может быть использован при чтении общего курса лекций по вопросам античного письменного наследия в культуре раннего средневековья, а также для дальнейших научных исследований исторического и методического аспектов данной темы. |