средневековье. Финальный ВКР. Античное письменное наследие в культуре раннего средневековья исторический и методический аспекты
Скачать 6.27 Mb.
|
ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XI в.3.1. Письменное наследие античности в литературе и философии XI в.Литература Средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству. Средневековая литература - наследница литературы Античности. Античность – это эпоха цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. Античная литература была написана различных диалектах латыни и древнегреческого. Средневековая литература, оставаясь верной традицией, по большей части была также написана на латыни, однако в этот период начали развиваться национальные литературы и, соответственно, количество языков заметно увеличилось. Именно античная литература задала тон всей будущей европейской литературе. Эталоны и эстетические идеалы Античности в дальнейшем были переняты писателями европейских стран. Средневековые писатели сильно опирались на сформулированные античными авторами понятия и каноны. Для литературы Средних веков были характерны демифологизация, то есть отход от опоры на мифы и легенды, что было свойственно античным авторам, и, при этом, тесная связь с фольклором. Античное наследие является основой дальнейшего развития европейской литературы. Поэтому изучение этого периода имеет большое значение для развития позднейшего европейского художественного сознания. В частности, в античности формируются важные литературные формы, жанры и формы выражения, происходит общее распространение, подчеркиваются принципы художественного изображения действительности. Период археологии в дальнейшем влияет на теоретическую разработку (Аристотель), структурную структуру произведений и их рецепцию. Античные писатели (Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Анакреон, Сафо, Пиндар) создают шедевры мировой литературы, уникальные памятники, ставшие образцом для будущих поколений. Культура античности оказала значительное влияние на развитие Европы и всего современного мира. В ней находятся истоки европейской цивилизации. Реальная революция в развитии средневековой европейской культуры началась в XI веке. Социально-экономической основой мощного культурного бума явилось процветание городов, что связано с развитием рыночной экономики. Средние века достигли своей классической зрелости. Это означало полный переворот в истории культуры, но не сразу и не легко. Обсуждение средневекового литературного процесса и начала средневековой литературы следует направить на источники, на которых базируется новая литературная традиция: это древнейшие следы античной культуры и литература, которую латинские и раннехристианские писатели стремились сохранить и передать из поколения в поколение. И тогда мыслители, являющиеся христианской литературной традицией, связывают ее как с переводами, так и с толкованиями Священного Писания. Эпическая традиция хорошо известна, кроме того, первые упоминания о древних эпических (кельтских сагах, Беовульфе, песне Хильдибранта) сюжетах. Товарное производство и всеобщая неграмотность были несовместимы, поэтому развитие грамотности и обучение письму и чтению распространились по городам. Практический опыт, связанный с подъемом производительных сил, постепенно распространялся и менял научные теории. Буржуазная атмосфера создала новый для Средневековья рациональный образ мышления. Психология деятельных торговцев, ремесленников и тружеников, мировоззрение, ратовавшее за независимость местных сообществ от посягательств древних, неизбежно вели к пересмотру и обновлению понимания науки и искусства, в том числе и литературы. 35 Первые начальные школы зарождались в монастырях, домах епископов и пресвитеров. Что еще более важно, там дети учились читать. Долгое время умение писать не числилось нужным и не преподавалось в западноевропейских школах. Только в XI в. грамотная практика начала играть важную роль в жизни общества, а обучение ее методикам стало играть важную роль в школьной программе. Развитие торговли требовало знания считать, и эти знания излагались поначалу на кончиках пальцев, потом арабскими цифрами, а с 11 века – на счетах, которые были похожи на шахматную доску, которая представляла собой прямоугольник, разделенный на несколько столбиков, единиц, десятков и сотен. К примеру, при показе числа 304 на данной доске число 3 вставляли в сотни столбцов, десятки оставляли незаполненными, а вместо единиц размещали четверки. Однако, поскольку ноль был введен гораздо позже, число 304 было затруднительно описать письменно. Иногда вместо этого по ошибке вводили число 34. Детей элитных слоев общества эти науки начали привлекать с XI в., а детей буржуазии - с XII по XIII ст. Мы не знаем, имели ли девушки доступ к ранней грамотности, но известный энциклопедист 13 века Винсент де Бовэ сказал, что женщины в то время умели и читать, и считать. Только в XI в. открываются школы, оплачиваемые простыми людьми, а не церквями, но неизменным оставалось то, что учителя в данных школах по-прежнему оставались духовными лицами. Отсюда можно сделать вывод о том, что духовенство в то время рассматривало образование как свою монополию, что приводит к логическому объяснению, почему церковь всегда играла важную роль в средневековом образовании.36 Таким образом, можно сказать, что первое место в XI в. занимает образование и создание школ. Это центр внимания, гордость монастыря. Несмотря на все заботы и бытовые трудности, школа вот уже 60 лет занимает первое место. В городах существуют частные школы, в которых учатся дети знатных и зажиточных горожан. Число соборных школ с архиерейскими кафедрами, еще закрытых, быстро увеличивается, которые были практически независимы от епископов. Самое главное в данный период времени, что наука и образование стали профессией еще до появления «общих школ», университетов, школ-корпораций, которые могут быть независимы от епископов и монастырей и самостоятельно представлять решение организационных задач. Если говорить о литературе, то самыми ранними образцами средневековой литературы и поэзии XI в. являются произведения рыцарской поэзии. Древние события пересматриваются через теорию и парадигму рыцарской жизни. В рыцарских романах персонажи античного мира переносились в феодальную среду и выступали в роли идеальных рыцарей. В этом типе христианской литературы мы находим замечательные стихи необычайной силы и красоты. Мужество, объединенное в единстве воинской профессии, что было основой ее господства в обществе, еще до крестовых походов начало осознавать свою социальную обособленность и вырабатывать идеальную для своего состояния нравственность. Необходимость совместных действий на войне породила идеал мужества, отваги, верности слову. Рыцари всегда воевали: гражданские и иностранные. Они принадлежали к европейской военной элите, объединились в великое братство и презирали всех. На самом деле они жили вдали от многочисленного населения города и особенно села, невольно принявшего его покровительство, пусть и романтически, несмотря на то, что оно было священным. Им постоянно угрожали другие рыцари извне, но они были верны своему господину и собирали вокруг себя тех, кто не мог гордиться такой верностью ему. И они создали особую общественную добродетель, добродетель правящего класса, которым гордятся управлять. Эта функция называется «рыцарская честь». Своеобразие поведения элиты по отношению к одному члену рыцарского государства перед другим требовало, чтобы каждый принадлежал к своему «великому» государству и дорожил своей честью больше, чем собственной жизнью. По сравнению с представителями других низших сословий, в том числе с большим количеством людей, которые не воевали и не молились, а работали для всех, эта добродетель превращалась во зло, поскольку со всем «знатством» рыцари вели себя высокомерно. Поэзия Рыцаря дает нам самые яркие примеры этого. Особенно ярко это проявляется в эпических песнях цикла «героический эпос». В первый раз они возникли в средневековой Северной Франции. Всего в истории XI века существует около 100 известных французских стихов. Их источником стала храбрая народная песня о подвигах богатырей рыцарского клана, поэтому эти стихи на французском называют chanson de gest, что означает «песня про подвиги». Поначалу у них не было поэзии. Их играли на маленькой арфе или альте (альтернатива скрипке). Если стихотворение было большим, человек мог исполнять его несколько дней.37 «Французский рыцарский роман по тематике условно можно разделить на три цикла: античный, бретноский и византийский. Особое внимание для нас стоит уделить античному циклу». Античный материал стал основой для первых образцов средневекового рыцарского романа: - «Романа об Александре»; - «Романа о Трое (Бенуа де Сент-Мор). Роман «об Александре» посвящен жизни и деятельности Александра Македонского. Эта тема была очень популярна у некоторых средневековых поэтов, каждый из которых дополнял и интерпретировал уже написанную легендарную биографию Александра. Поздняя поэтическая версия романа (около 1175 г.) полностью сохранилась. «Роман об Александре» - это мифологизированный рассказ с крайне малой частицей историзма. Александр Македонский — это легендарная история с коротким сюжетом. Александр изображался идеальным рыцарем. В романе он не только совершает собственные подвиги покорения мира, но и управляет ими с тягой к знаниям. Он хотел спуститься на дно океана в стеклянном шаре (собственно факт) и подняться на небо с помощью птиц. Главным романным признаком такого произведения является акцент на личной судьбе главного персонажа, что берет свое начало из античных времен. С этого момента великий полководец и мировая история разделились. Судьба Александра Македонского единственная, а сам он смертен, жизнь его обозрима. Рыцарский кодекс героя – это не только его воинская доблесть, мужество и сила, но и щедрость, великодушие, галантность. В сюжетной линии раннего рыцарского романа отсутствует мотив служения даме, хотя в системе воспитания Александра Македонского была наука «куртуазно разговаривать с дамой о любви». Кроме того, был создан огромный «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора, основанный на двух средневековых рассказах Гомера. Бенуа начал рассказ об осаде Трои издалека и не только рассказал древние мифы о Трое, но и рассказал все, что знал о Ближнем Востоке.38 Роман насыщен подробностями сражений, осад, военных консультаций и переговоров. Кстати, роман Сент-Мора послужил основой для многих экранизаций, и со временем он вызвал неподдельный интерес Чосера, Боккаччо и Шекспира. Тема любви в «Романе о Трое» играет большую роль. Здесь так же на первом плане батальные сцены, но с ними рядом появляются рассказы о любви Медеи и Ясона, Поликсены и Ахилла, Брисеиды и Троила. Любовь уже много определяет в жизни каждого рыцаря, хоть им еще и незнаком культу служения даме. Изюминкой французского эпоса, безусловно, считается поэма «Песнь Роланда», которая создавалась постепенно. Стоит отметить тот факт, что когда-то ее пели норманнские и французские солдаты герцога Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе в 1066 году, но окончательно она была окончена в конце 11-го и начале 12-го веков. Самым старым оригиналом является оксфордская рукопись 12 века. Главным героем известной песни является граф Роланд, которого называют племянником 200-летнего Карла Великого.39 Сюжет этой песни основан на мусульманском походе Карла Великого в Испанию против арабов-сарацин, с которыми он якобы воевал семь лет и хотел привить им христианство. Он завоевал все испанские города, кроме Сарагосы, где король Марсилий советовался со своими великими землевладельцами, как избавиться от могущественных и храбрых франков. Бланкандриан, обещает ему присягнуть Карлу в крепкой дружбе и принять христианство, если франки выведут в ближайшее время свою армию. В ответ на предложение послов Карл по совету своего племянника рыцаря Роланда проводит переговоры при помощи Ганелона, который являлся отчимом Роланда. Ганелон готов выполнить эту миссию, но, похоже, подозревает, что Роланд намерен погубить его столь опасной миссией и в гневе решает отомстить Роланду любой ценой. Ганелон описывается как хороший рыцарь, но без главной черты характера – беззаветной верности своему господину. Он заключает тайную сделку с Марсилием и уговаривает Карла отвезти уставших солдат домой. В то же время, по совету Ганелона, Карл поручает Роланду прикрыть тыл французской армии. В Пиренеях, в ущельях Ронсеваля, войско в количестве 20 000 франков во главе с Роландом атакует 100 000 марсельцев. Завязался ожесточенный бой, в котором войска под руководством Марсилия уничтожили войска Роланда. Поэма включает известный случай, в котором Роланд до последнего момента отказывается трубить от имени Оливье, несмотря на просьбу своего друга, отказываясь звать на помощь армию Карла, считая, что поздно покаяться в своем безрассудстве и тщеславии. Роланд погиб, схватив свой меч Дюрендаля. Карл торопится ему на помощь. Солнце уже заходит, но молитва к Богу продолжает день, чтобы Карл наказал вражеских изменников. Ганелон, предатель, ставящий собственные интересы выше интересов Франции и ее лорда Карла, приговорен к позорной смерти – его тело разрывают лошадьми. 40 Поэма в себе отразила также очень важные аспекты жизни в Европе 11 века в период античности. И это не для того, чтобы искажать историческую правду. Поход Карла против мусульман в Испании преследует цель захвата Сарагосу, которую ему обещали отдать без боя, и данный поход был на самом деле, в реальности, но на самом деле прошел довольно неудачно. Город не сдался даже после осады, и войска Карла покинули Испанию, чтобы захватить и разграбить христианский город Памплону, чтобы закрыть расходы на неудавшийся поход и выразить свое неудовольствие по поводу того, что произошло. Местные христиане решили отомстить за измену. Так, в долине Ронсеваля в Пиренеях большой караван с разграбленным контингентом корнингов и франкским арьергардом подвергся нападению не мавров, а баскских горцев, которые умело, устроили ему засаду. Караван погиб, что нанесло тяжелый удар по военным приключениям Карла. Есть и еще одно открытие – на самом деле настоящий Роланд не был племянником Карла. Он был маркграфом бретонской деревни на северо-западе Франкского государства и, по свидетельству историков, в 778 году ему не могло быть больше 12-13 лет. Возможно, он был сыном Карла, которого любила его сестра Гисла, но его внебрачное и скандальное происхождение было скрыто.41 Еще один очень важный момент – это очень точный и убедительный переход от борьбы с феодальной анархией и сепаратизмом к единству и централизму страны. Автор восхвалял верность королеве и идею служения своей родине – Франции. Данная поэма написана на старофранцузском языке. Его автор анонимен, но он, безусловно, был маяком своего времени, осуждая произвол старейшин страны и восхваляя идеи патриотизма. Также нельзя не отметить лирику 11 века – первый опыт европейских лирических авторов на народном языке. Благодаря высокому качеству лирики трубадуров, провинциальный язык на время стал международным языком лирики. Слова прованса породили самые лучшие поэтические традиции последних веков. В нем говорится о фольклоре и античной поэзии, а также об арабо-испанских словах любви, а также о средневековой латинской поэзии, особенно о творчестве странствующих школьников. 42 Важное наследие античности в области философии 11 века несомненно заключено в системах Платона и Аристотеля. Но в отличие от богословия, видевшего в этих системах лишь один крупный религиозный конфликт, у древних писателей современности была обнаружена новая линия мысли, связанная с гуманизмом, противостоявшая церковной. Важную роль в дальнейшем развитии философии сыграло расширение круга памятников античной литературы, которые открывались или восстанавливались в первоначальном виде благодаря философской деятельности. Греческие ученые Георгий Платон, Георгий Трапезунтский и Феодор Газа, которые были вынуждены покинуть свою родину из-за турецкого вторжения, помогли передать истинный облик средневековых классических мыслителей через свои переводы с греческого языка. Изучение античных авторов познакомило гуманистическую литературу с отрывками из произведений раннегреческих материалистов. Таким образом, в философской мысли Возрождения вступили в силу простые, но глубокие положения Гераклита и других ионийских натурфилософов. Эти абсурдные материалистические идеи получили распространение в 11 в., когда достижения естествознания отставали от живой потребности в общей картине мира, что могло противоречить средневековому мировоззрению. Более зрелые формы античного материализма возникли в трудах Цицерона (конфликт с Эпикуром). Важную роль в возрождении материалистической традиции сыграло знакомство с поэмой великого римского мыслителя Лукреция – «О природе вещей».43 В центре философской мысли в этой эпохи переход от идеализма к материализму. Однако борьба передовых умов против средневекового мировоззрения происходила в обстановке величайших трудностей и противоречий. Отсюда настроение упадка и отчаяния. Поэтому делается попытка заменить реальные утраченные части науки мистическими понятиями. Новые представления о природе и человеке предстают в сложной и громоздкой форме со средневековыми мотивами и абстрактными формами, часто меняющимися до неузнаваемости. Цитируя Аристотеля, наука свела все многообразие природы к мертвой классификации форм. Он считал Бога внешней причиной мира и вскоре отделил бессмертную душу от человеческого тела. Наряду с аристотелевской системой познания идеализм Платона как бы прокладывал дорогу живому и непобедимому мировоззрению. Особенно в эпоху Возрождения теория Платона о душе мира была известна как непосредственное начало жизни в природе. Теории Платона часто представляют собой пантеистическую форму представления идей, особенно близкую к материализму. Признаки влияния Платона можно найти у таких мыслителей, как Джордано Бруно. Сохраняя материализм учения Аристотеля, он изложил его в пантеистической форме, заимствованной из платонизма. Таким образом, с точки зрения науки две системы, наиболее смертельные и ценные для теологии, были исключены или, по крайней мере, оказались в более слабом виде. Символически трактуются религиозные понятия: Бог слился с природой, бессмертие души – со всеми людьми, с дальнейшим духовным развитием человечества. Чтобы создать такую систему в эпоху религиозного доминирования, Эверроуз и его последователи разработали то, что известно как «теория двух истин». Он назвал учение о религии ложным с точки зрения разума, но совершенно обязательным с точки зрения веры. Аверроизм, берущий за основу мир, — это уникальная и вечная субстанция, способная развиваться во всех формах жизни, высшей формой всей жизни есть безличный дух мира. Самые известные среди множества воздушной акробатики, среди самых известных – Николетто Верни, Алессандро Ахиллини. По мере обострения идеологической борьбы эта школа теряет свое значение. 3.2. Античная литературная традиция в искусстве XI в. Искусство XI в. принять называть романским искусством. Это период в европейском искусстве, культура которого сложилась на основе античного искусства после раннехристианского периода и византийского искусства IV—VII веков. Романская эпоха, согласно общепринятой периодизации, длилась до возникновения готического стиля в XII веке или позднее, в зависимости от особенностей того или иного региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь полуциркульные арки и цилиндрические своды, апсиды, «лиственные капители», украшенные рельефами в виде листьев-акантов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в иконописи и мозаике.44 Средневековое исскуство очень сильно находилось под влиянием античности. Купольный храм, базилика, как форма архитектуры, были заимствованы из римской культуры. Художники используют традиции старых мастеров. Связь между греческой живописью и иконографией как символом христианского заговора отражается в технике, форме и фактическом использовании древнего заговора. Но средневековое искусство было призвано приблизить человека к Богу, к вечности, освободиться от природного начала, а не подчеркнуть гармонию физического и духовного, материи и формы. Символическая структура средневекового искусства восходит к античности. С признанием Константина, как императора и полным завоеванием Феодосии, христианство приняло большую часть символической структуры искусства в соответствии с религиозными обрядами и древними обычаями. Рожденное в рамках иудаизма, отвергавшего священные образы («не делай себе кумиров»), христианство оставалось на протяжении двух столетий символическим и непримиримым с языческим «идолопоклонством». Третий век был переломным моментом в глубочайшем кризисе Римской империи, когда поиски пути заставляли нас постоянно обращаться к верованиям и учениям, обещавшим спасение. Такой религией для римлян стало христианство. Несмотря на все гонения римского правительства, число последователей христианства росло, и люди все больше придерживались символической системы эллинизма. Дух христианства, который хочет быть глобальным, нуждался в поддержке Рима, мировой державы. Став государственной религией, оно вобрало в себя некоторые аспекты официальной концепции богослужения и древних философских учений. Древние картины легли в основу неохристианской живописи. Это стало возможным потому, что христианское учение изначально основывалось на двойственности, двойственной природе Христа, как Бога, так и человека. Поэтому метафоры и символы христианских толкований лишь указывают на скрытый и необходимый смысл явлений. Приблизительно в середине XI в. искусство уже приобрело сильную репрезентацию и во многом высокую духовность, стало лучше и традиционнее. Из многочисленных интерпретаций сакральных приемов и формальных образов он избрал самые строгие и совершенные формулы, которые позволили раскрыть наиболее интимную сущность события. Этот ритуал, который Константин блестяще описал в статье «О византийских ритуалах», распространился на все сферы византийской светской и церковной жизни. В историю спасения Византийская церковь ввела идею воплощения Логоса, воплощение Христа – как свидетельствует провозглашение. В византийских обрядах и церемониях значение приобрели следы евангелизации. Изменяется стиль картины, ее старая основа не тускнеет, но выразительность пластичности уступает место графической игре линий, пропорции фигур удлиняются, позы становятся пластичнее. Средневековых книжников также привлекали многие античные образы. Прежде всего, это галерея персонажей – участников Троянской войны. Также интерес вызывали многочисленные божества, особенно, боги подземного мира. Частыми героями средневековых произведений были реальные исторические лица эпохи античности. Например, одним из любимых героев средневековой литературы был Александр Македонский. Произведения о нем преследуют две главные цели: развлечение читателя и поучение. Повествования о царе, великом покорителе и завоеватели многочисленных территорий, пронизаны мыслью о суетности жизни и бренности земного. Важную роль в средневековых поэмах играют черты рыцарского быта. Этот анахронизм типичен для средневековых повествований об античных героических личностях. Реальный же исторический контекст принципиального значения не имеет. В средневековых произведениях об Александре Македонском акцент делается на его ярком полуфантастическом образе, его подвигах, стремлении выйти за пределы земли. Интерес к образу македонского царя вспыхивает в период крестовых походов и завоеваний Востока. Как только они отошли в прошлое, постепенно угас и интерес к победам Александра. Вергилий – еще один любимый персонаж средневековых произведений. В эпоху Средневековья у него сложилась особая репутация. Вергилий в народных преданиях выступал как кудесник и волхв. Также он является частым персонажем в «Римских деяниях». Часто в рассказах этого сборника фигурирует Сократ. Известны средневековых фаблио об Аристотеле. В средневековых произведениях по-своему интерпретируются не только исторические образы античности, но и мифологические. Часто средневековые бестиарии заимствуют некоторых существ из античной мифологии. Авторы бестиарий к их описаниям часто присоединяют назидательные толкования. Так, кентавр у Гервасия выступает как образ еретика, лицемера, двоедушного человека, так как он соединяет в себе человеческую и животную природу. Коварные сирены, которые, согласно древнегреческой мифологии, своим пением очаровывают моряков, в Средневековье интерпретируются как аллегория мирских благ, губящих человеческие души. Внешний облик сирен тоже переживает метаморфозы. В древнегреческой мифологии и в произведениях Гомера сирены изображались полуженщинами-полуптицами. Первоначально Средневековье их перенимает именно такими. Но постепенно в народном сознании их образ соединяется с представлениями об ундинах и русалках. С 12 века появляются изображения сирен-полурыб, сохраняющих птичьи черты. Наполненность загробной жизни античными образами можно проиллюстрировать также на примере одного из важнейших и известных произведений средневековой культуры – «Божественной комедии» Данте. Древние изображения в «Божественной комедии» можно разделить на три группы: реальные исторические личности, эпические герои и легендарные существа и чудовища. Созерцание античных образов и сюжетов «Божественной комедии» следует начать со спутника Данте – Вергилия в Аду. Возможно, для Данте Вергилий был поэтом, которым он руководил и копировал в своем творчестве, особенно великие поэмы, такие как «Божественная комедия», в которых произведения древних писателей составляют их важнейшую часть. Именно «Энеида» Вергилия стала одним из важнейших источников Данте (песня из «Энеиды VI» повествует о том, как Эней вошел в подземный мир). Данте называет Вергилия отцом, учителем. Древнеримский поэт является не только предводителем героя, но и его покровителем. Первый круг ада длинный. Данте и Вергилий пересекают одну из тартарских рек, чтобы добраться до Ахирона. Согласно католическому учению, души некрещеных детей покоятся в подвешенном состоянии. Они не чувствуют боли, а только испытывают переживания о невозможности достичь Бога. Здесь Данте познакомился с великими античными поэтами: Горацием, Гомером, Лукианом, Ювеналом, философами и учеными – Сократом, Платоном, Евклидом, Гиппократом и многими другими. Во втором круге (сладострастники), Данте встречается с Клеопатрой, Парис и Еленой. Здесь поэт содержит душу Ахилла, за что этого героя наказывают за супружескую измену. Сложно определить, почему героя наказали именно за этот грех, но можно предположить то, что Ахилл соблазнил Деидамию, за что и понес заслуженное наказание. Следующий круг, в котором поэт встретит множество античных персонажей, - это седьмой круг, осуждающий насилие. Здесь, среди тиранов, Секст Тарквиний, сын Александра Македонского и последнего римского императора Тарквиния Гордого, который жестоко истребил жителей города Габия, а его приговорил к смерти за оскорбление Лукреции Бхагат. В седьмой круг Данте также помещает Пирра, сына Ахилла, убийцу короля Приама. Последний круг ада – девятый, здесь души предателей испытывают очень жестокие мучения. Старые персонажи «Ад» предстают не только как души замученных грешников. Подземный мир также населен легендарными монстрами. Важной особенностью этих образов у Данте есть то, что в христианском мировоззрении все они превратились в демонов. Следует также отметить, что романская культура является органическим продолжением культуры римской цивилизации и поэтому в целом антична. Это была такая художественно-стилистическая смена, свидетелями которой были дикари, унаследовавшие просторы империи. Романское искусство можно считать декадансом или декадансом античности. Это можно считать естественным изменением – хорошо будет и то, и другое. Оригинальный стиль – это не просто формальный набор наглядных пособий, а очень сложный разноцветный синтез внешней мысли. Стиль неизбежно изменяется с изменением местоположения. Движение времени и жизни определяет усовершенствование цивилизации в целом. Формы смены идей, средств выразительности и культуры. Связь с античностью также выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда «чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи». |