Главная страница

средневековье. Финальный ВКР. Античное письменное наследие в культуре раннего средневековья исторический и методический аспекты


Скачать 6.27 Mb.
НазваниеАнтичное письменное наследие в культуре раннего средневековья исторический и методический аспекты
Анкорсредневековье
Дата07.01.2023
Размер6.27 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФинальный ВКР.docx
ТипДокументы
#875147
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ГЛАВА 1. АНТИЧНОЕ ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ VI – VII вв.

    1. Проблема перехода от античной литературы к средневековой


Переход от античности к средневековью был длительным и трудным процессом, затронувшим почти все слои общества и Римской империи. В конце II века нашей эры Римская империя переживала социальный, политический и духовный кризис. Этот кризис открывает двери к древним основам религии, политики, философии и литературного творчества. В древности история и культура определялись силой христианской веры и авторитетом Церкви. В конце римской письменности начало кризиса дало о себе знать во второй половине II века. В то же время поэтические энциклопедии и литературная критика способствуют самостоятельным исследованиям.

Характеризуя новейшую латинскую поэзию того времени, Михаил Гаспаров называл ее «поэзией риторического века», стремясь вернуться к практике преподавания учения риторической школы, где «не только создается новое, но и умело используется старое». В римском мире риторика часть образования, элемент образа жизни. Через риторику происходило вливание античной письменности в христианизировавшуюся культуры Западной Европы.11 В средневековых школах сохраняли и продолжали традицию риторики. Важную роль на средневековую письменность сыграла риторика.

М. Л. Гаспаров, описывая типологию новейших жанров латинской поэзии, ссылается на практические работы, представленные в риторических школах поздней Римской империи: «увидеть в знакомом предмете нечто неожиданное и выразить это в кратких словах; пересказать нечто общеизвестное; представить стихотворный пересказ мифа, из задач первого типа вырастают лирические жанры поздней латинской поэзии, из задач второго типа – дидактические, из задач третьего типа – эпические».

Первые письменные упоминания о греческой литературе относятся к VIII веку до н. э., а первые письменные следы римской литературы относятся к III веку до н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с ним упадок римской литературы относится к V веку нашей эры. Этот период также знаменует собой конец древнегреческой литературы, которая затем переходит к византийской литературе. Другими словами, от своего зарождения до средневековой литературы античная литература проходит очень долго, около 1200 лет. Наиболее ранней историей периода перехода от античной литературы к средневековой считается появление в Риме первых писателей, начиная с Аппия Клавдия Цека12 и Ливия Андроника13, деятельность которых связана с превращением Рима в могущественное государство с момента его существования. И конечная дата – это падение Западной Римской империи, когда Древний Рим теряет свое значение и начинается период средневековой латинской литературы.

Римская литература, как и вся культурная жизнь Рима, связана с Древней Грецией, и поэтому римскую литературу нельзя запретить независимо от греческой литературы или постклассической греческой литературы.

В 359 году официальной религией Римской империи стало христианство. В период патристики – IV-V вв. - складываются основы христианского мировоззрения, появляются учения отцов церкви. Возникает вопрос о создании принципиально новой культуры, рол зачинателей которой на себя взяли христианские книжники. Им пришлось задуматься и о том, как поступить с культурным наследием предшественников. Мнения в этом вопросе разделились. Одни считали античную литературу языческой и предлагали решительно отказаться от нее. Другие были более лояльны, считали, что знакомство с античной литературой необходимо. Например, это мнение разделяли Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Иероним и т.д., которые предопределяли античной литературе в христианской культуре две роли. Античная литература, с одной стороны, могла в комбинациях с библейской историей служить для ознакомления с историей человечества (примером этого подхода являются семь книг «Истории против язычников» Орозия. Орозий на материале античности доказывает превосходство христианства над языческой культурой), с другой стороны, сюжеты античности использовались как материал для аллегорических толкований («Мифология» Фульгеция, написанная с целью нравоучения)14. Фульгеций пытался аллегорически трактовать античные сюжеты с позиций христианской морали и христианских ценностей.

Раннее Средневековье приняло полностью только некоторых античных литературных классиков, например:

- Вергилия, который прославился своей IV эклогой15. Это произведение в Средние века трактовалось как пророчество о рождении Христа. В эклоге Вергилия повествуется о Золотом веке;

- Овидия. Его произведение «Метаморфозы» стало справочником по мифологии16;

- Теренция, главной заслугой которого считался «морализующий характер» его произведений17.

Средневековых книжников привлекали многие античные образы. Прежде всего, это галерея персонажей – участников Троянской войны. Также интерес вызывали многочисленные божества, особенно, боги подземного мира. Частыми героями средневековых произведений были реальные исторические лица эпохи античности. Например, одним из любимых героев средневековой литературы был Александр Македонский. Произведения о нем преследуют две главные цели: развлечение читателя и поучение. Повествования о царе, великом покорителе и завоеватели многочисленных территорий, пронизаны мыслью о суетности жизни и бренности земного. Важную роль в средневековых поэмах играют черты рыцарского быта. Этот анахронизм типичен для средневековых повествований об античных героических личностях. Реальный же исторический контекст принципиального значения не имеет. В средневековых произведениях об Александре Македонском акцент делается на его ярком полуфантастическом образе, его подвигах, стремлении выйти за пределы земли. Интерес к образу македонского царя вспыхивает в период крестовых походов и завоеваний Востока. Как только они отошли в прошлое, постепенно угас и интерес к победам Александра. Вергилий – еще один любимый персонаж средневековых произведений.

В эпоху Средневековья у него сложилась особая репутация. Вергилий в народных преданиях выступал как кудесник и волхв. Также он является частым персонажем в «Римских деяниях»18. Часто в рассказах этого сборника фигурирует Сократ. В средневековых произведениях по-своему интерпретируются не только исторические образы античности, но и мифологические. Часто средневековые бестиарии заимствуют некоторых существ из античной мифологии. Авторы бестиарий к их описаниям часто присоединяют назидательные толкования. Так, кентавр у Гервасия выступает как образ еретика, лицемера, двоедушного человека, так как он соединяет в себе человеческую и животную природу. Коварные сирены, которые, согласно древнегреческой мифологии, своим пением очаровывают моряков, в Средневековье интерпретируются как аллегория мирских благ, губящих человеческие души. Внешний облик сирен тоже переживает метаморфозы. В древнегреческой мифологии и в произведениях Гомера сирены изображались полуженщинами-полуптицами. Первоначально Средневековье их перенимает именно такими. Но постепенно в народном сознании их образ соединяется с представлениями об ундинах и русалках.

С некоторой натяжкой и с исключением итальянской литературы XIV—XV вв., значительно обогнавшей в отношении познания античности литературу всех других европейских стран, можно наметить три периода в истории литератур Западной Европы:

I период — с конца V в. до второй половины XI в. (медленное постепенное освоение античного наследия).

II период — XII—XIII вв. (активная переработка этого наследия в  оригинальных специфически средневековых формах и интерпретациях).

III период — XIV—XV вв. (в странах Европы, кроме Италии, последние попытки ассимиляции античности в ее средневековом аспекте. Обширная переводческая деятельность. В Италии – широкая реставрация подлинной античной литературы).

Таким образом, переход от античной культуры к средневековой начался в период политического, религиозного и культурного кризиса в Римской империи и был связан с христианизацией общества и культуры.

1.2. Античное письменное наследие и зарождение средневековой философии


Средневековая философия не имеет чётких хронологических границ, до сих пор нет чётких рамок, когда заканчивается античная философия и начинается средневековая. Главная черта, которая отличает философию средних веков, от философии других периодов это преданность и ориентация на христианство. Историю средневековой философии следует начинать с момента, когда философия осознанно начинает служить религии и теологии, а заключать, когда философия освобождается от веяний теологии и религии.

По мнению исследователя Геннадия Майорова, историю средневековой философии следует начинать с I—II вв. и заканчивать XIV—XV вв. Итак, период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э. Самые первые серьезные попытки использовать философию для целей религии предпринял Филон Александрийский.

Средневековая философия начинала свою историю в лоне позднеантичной культуры как абстрактно-теоретическое отражение этих реалий. Средневековая философия начала зарождаться намного раньше, чем завершилась античная, то есть средневековая и античная философия какой-то промежуток времени развивались параллельно. Античная философия, при появлении своей преемницы, стояла перед своими новыми открытиями, перед рождением в III в. неоплатонизма, просуществовавшего в его античной форме вплоть до VI в.19

Внес свой большой вклад для формирования философии периода средних веков Боэций своими переводами трудов Платона и Аристотеля. Он создал мост для сохранения и передачи античного письменного наследства будущим поколения и наукам, в том числе и для философии. Своими переводами Боэций подготовил почву для ускоренного усвоения логики и философии Аристотеля в средневековье. Он дал учению о философии сложную форму, при этом он использовал логические достижения для развития иерархической и спекулятивной концепции понятий неоплатоновской философии. 20

Хотя влияние классической языческой философии было очевидно в развитии средневековой философии, важно отметить, что к XII и XIII векам почти все оригинальные греческие тексты исчезли с латинского Запада. О «утерянной» античной средневековой философии можно говорить в том смысле, что текст был просто недоступен, в том смысле, что мало кто мог его прочитать, потому что он был написан на греческом языке. С падением Западной Римской империи знание греческого языка стало редкостью. Боэций (ок. 480–545/526) все еще свободно говорил по-гречески, но осознавал необходимость латинских переводов древних философов. После них греческий язык почти исчез на Западе.

Были еще небольшие островки греческой письменности, особенно вокруг таких деятелей, как Исидор Севильский и Беда Достопочтенный, которые сохранили и передали идеи древних, но надо признать, что их влияние было велико. Если речь идет о Платоне в раннем Средневековье, то он, вероятно, знает только тот текст, который является первой частью «Диалога» (до 53 века), но этого общего платонического диалога, возможно, в латинском переводе нет. Многие другие латинские переводы были сделаны давно, но исчезли из обращения задолго до рассматриваемого периода.21

Аристотель в средние века был востребован немного больше. Марий Викторин перевел «Категории» и «Об интерпретации». Столетие спустя, логические работы в целом, за исключением «Второй Аналитики», переведены Боэцием, но только его переводы «Категорий» и «Об истолковании» были доступны вплоть до двенадцатого века. Другие сочинения Аристотеля были со временем переведены на латынь, но гораздо позже — в середине XII века. Большая часть произведений была переведена в середине 13 века. Это «второе произведение» Аристотеля XII–XIII веков явилось важным событием в истории средневековой философии. Однако, хотя важно отметить отсутствие оригинального текста греческой философии на средневековой латыни, важно также признать, что средневековые философы были близко знакомы с греческой философией. Он учился у латинских патриархальных писателей, таких как Тертуллиан, Амвросий и Боэций, которые писали в то время, когда греческий язык исчез с Запада.

Также источником знания греческой античной мысли были Цицерон и Сенека. Стоит отметить, что собственно философских работ у названных авторов практически нет. Хорошо характеризует так называемый транзитный период Климент Александрийский: ««εκλεκτικος φιλοσοφία» называет он современное ему состояние дел в философии. И это положение дел не могло не сказаться на восприятии средневековыми философами античного наследия. В раннем средневековье в философской мысли преобладали платонические и неоплатонические влияния. «Чем больше вы изучаете Средневековье, тем больше становится очевидным влияние Платона. Самого Платона нет, а платонизм везде. Можно даже сказать, что везде — «платонизм». 12-13 веков, так что, хотя это еще иногда и случается, неправильно думать, что средневековая философия есть лишь удовлетворительная интерпретация Аристотеля. Аристотель, несомненно, был человеком посредственным».

По утверждению Маренбона наиболее влиятельным философом для западной традиции был все же Августин (как исторический, так и псевдоисторический)).

Резюмируя все вышесказанное можно утверждать, что в раннесредневековый период существовало три основных вида философской деятельности:

1) Изучение логики (она же диалектика)

2) Чтение и комментирование доступных античных текстов

3) Философская обработка христианской доктрины.

Примечательно, что в рассматриваемый период философы

сосредотачиваются в основном на комментировании и анализе текстов, то есть грамматическая традиция выступает первоосновой для философской спекуляции. Наука логики и грамматика еще не разведены, то, что в будущем будет рассматриваться в рамках метафизики, рассматривается в пределах грамматики.

Стоит оговориться, что Аристотель был не только отцом формальной логики, но и лингвистики. Категории Аристотеля, в отличие от таковых у стоиков или намного позже у Канта служат не только как предельные основания бытия, но еще и как языковые пределы. Десять категорий выступают во взаимодополняющей онтологически-лингвистической связи. К примеру, сущность по Аристотелю — это не только метафизическая категория, но и лингвистическая. И для раннего средневековья эта последняя представлялась более значимой. 22

Сохранение знаний древних в транзитный период происходит посредством переводов и комментариев на латинском языке, каковой, как уже отмечалось, неродной ни для кого из живущих на территориях современной Европы. По сути, он представляет собой угасающую классическую латынь, вследствие исчезновения культуры повседневной речи, мощного засилия так называемых «варварских» языков не имеющих алфавитов.23

Жанр комментария, наверное, самый распространенный в раннем средневековье. Его важность сформировалась в самой обстановке передачи

знаний греческой философии латинским философам. Такие переводчики как Боэций, Халкидий и другие считали своим долгом откомментировать приведённый ими греческий текст. Наверное, никакая другая эпоха не знала такого объема комментариев к философским текстам, именно этот жанр зиждил будущую схоластику. 24Ведь комментарий тогда – это текст, где автор рассматривает с разных точек зрения оригинальный текст философа и дает свое понимание его идей. Здесь необходимо привести комментарии Боэция к аристотелевским категориям. Из них можно будет получить яркое представление о культуре комментария в то время. Комментарий Боэция к «Категориям» Аристотеля: «Нет почти никакого сомнения, к какой части философии относится замысел этой книги. Действительно, тот, кто трактует об обозначающих звуках, будет в известной мере трактовать также и о вещах, поскольку вещь и обозначение вещей связаны. Но первично то исследование, которое относится к словам (sermo), и вторично — то, которое относится к смыслу (ratio) вещей. И поскольку все искусство логики относится к речи (oratione) и в этом труде повествуется преимущественно о звуках, то, хотя эта книга и сопряжена с другими частями философии, она все же преимущественно относится к логике, о некоторым образом простых элементах которой, то есть о словах (sermo), я в ней прежде всего и рассуждал. И эта книга принадлежит Аристотелю, а не кому-то другому, потому что вся его философия согласуется с предметом данного труда, кроме того, сама краткость и тонкость [повествования] неотличимы от [характерных для] Аристотеля, к тому же труд, который он написал о силлогизмах, выглядел бы неоконченным и незавершенным, если бы он не предпослал бы ему [книгу] о посылках или пренебрег бы трактатом о первых звуках, из которых состоят посылки. Хотя есть еще и другая книга Аристотеля, повествующая о том же самом, почти того же содержания, пусть и отличная по речи, но [именно] эта книга [то есть «Предикаменты»] открывает счет собственным [работам Аристотеля]».25

Полилог как жанр наиболее часто встречается у наследников Платона, не в последнюю очередь как подражание его диалогам. Тускуланские беседы Цицерона, «О порядке» Августина выполнены в этом жанре. Но у последнего они разительно отличаются от платоновской экспозиции. И в первую очередь отличие заключается в том, что и Августин, и Цицерон выступают сами участниками, написанных ими диалогов. Они ставят себя на место учителя и используют фигуры учеников для разворачивания своей собственной доктрины (у Платона ничего подобного не встречается, а в историчность его писем мы не верим).

Таким образом можно заключить, что полилог в раннем средневековье это маркер платонической ориентированности его автора.

Энциклопедия — это тот жанр, который позволил авторам, жившим на

рубеже античности и средневековья сохранить как можно больше знаний древних во всех областях. Самым известным энциклопедистом того времени был Исидор Севильский с его «Этимологиями» в двадцати книгах. Пожалуй, сложно переоценить весь масштаб и влияние этой энциклопедии не только на раннее средневековье, но и на последующие эпохи вплоть до изобретения книгопечатания. Это также компонент наследия, тоже пришедшего из Греции и переданного Средневековьем Европе.

В раннем Средневековье превалируют в основном несамостоятельные жанры философской литературы, что дает нам право утверждать, что в указанную эпоху важным виделось не самостоятельное накопление философского материала, а передача античного. Но при этом недостаток оригинальных текстов, почти полностью переводная литература и чужой для философов латинский язык, сформировали своеобразную «лингвистическую» картину мира для той эпохи.

Таким образом, средневековая философия не имеет чётких хронологических границ, до сих пор нет чётких рамок, когда заканчивается античная философия и начинается средневековая. Главная черта, которая отличает философию средних веков, от философии других периодов это ориентация на христианство. Историю средневековой философии следует начинать с момента, когда философия осознанно начинает служить религии и теологии, а заключать, когда философия освобождается от веяний теологии и религии. Сохранение знаний происходило посредством переводов с греческого на латинский. Наиболее значимые имена философов данного периода: Августин Блаженный, Боэций, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта