Главная страница
Навигация по странице:

  • Патристика (IV-VIII вв. н.э.)

  • Схоластика (VIII-XV вв.)

  • средневековье. Финальный ВКР. Античное письменное наследие в культуре раннего средневековья исторический и методический аспекты


    Скачать 6.27 Mb.
    НазваниеАнтичное письменное наследие в культуре раннего средневековья исторический и методический аспекты
    Анкорсредневековье
    Дата07.01.2023
    Размер6.27 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФинальный ВКР.docx
    ТипДокументы
    #875147
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    2.3. Философия в VIII – X вв.


    Средневековая философия – длительный и сложный период в развитии философской мысли человечества. Его пространственно-временные границы не совпадают со средневековыми границами пространства-времени.

    «Средневековая европейская философия насчитывает около тысячи лет и традиционно делится на более поздние периоды.

    Патристика (IV-VIII вв. н.э.):

    а) апологетика (II-III вв.)

    б) классическая патристика (IV-V вв.)

    в) поздняя патристика (VI-VIII вв.)

    Схоластика (VIII-XV вв.):

    а) возникновение схоластики (VI-IX вв.)

    б) зрелая схоластика (X-XIII вв.)

    в) поздняя схоластика (XIV-XV вв.)

    Рассмотрим более подробно направление, которое захватывает необходимый нам временной отрезок – схоластику VIII-X вв».

    В средние века философию преподавали только в религиозных школах. Слово «схоластика» означает «школа», её по праву можно отнести к зрелому этапу средневековой философии. В эпоху развития такого вида философии, как «схоластика» философия подчиняется теологии. Функция философии состоит в том, чтобы доказать доктрину христианской веры. Одним из наиболее актуальных предметов изучения философии была божественная сущность. Теология вводит принцип абсолютной истины, чтобы восполнить любой пробел между наукой и философией. Если научные результаты противоречили христианским учениям, они не подлежали разделению и обсуждению, и любой научный результат мог быть отменен церковным решением.28

    Взаимоотношения между религией и философией в средние века можно охарактеризовать как сложные и непонятные. Если античная философия развивалась в период кризиса мифического мировоззрения, то средневековая философия быстро нашла свое место в эпоху возникновения, распространения и господства средневековых монотеистических религий. Учитывая роль ислама и христианства в жизни феодального общества, философия должна быть религиозна. Поэтому свобода философии была ограничена религиозными убеждениями не только из-за классификации, но и из-за постоянного контроля над людьми.29

    По своей природе схоластическая философия – это религиозная философия в смысле свободного мировоззрения в вопросах религиозного и нравственного характера, как это имеет место в более поздних системах греческой философии, с использованием философских понятий и мыслительных методов. Схоластика базировалась на учении церкви и учениях античной средневековой философии. В этой двойственной религиозно-философской традиции церковное образование, несомненно, являлось наивысшим приоритетом. Однако соблюдалась и философская традиция: естественно было ожидать, что новые люди, только начавшие понимать себя с научной точки зрения, с детской преданностью посвятят себя науке, унаследованной от древних времен. Задача состояла в том, чтобы соединить это все в одну общую концепцию и философию. В то же время люди считали, что между разумом и откровением не может быть противоречия, источник света – от Бога, а значит, нет никакого противоречия.30

    На пике развития схоластики философия и теология были практически тесно переплетены. Однако различия в их природе были явными и к концу средневековья теология и философия вскоре распались и стали независимыми и автономными друг от друга. Если развитием христианского образования, формированием христианской веры занимались последователи патристики, то разъяснением этих верований и организацией христианского воспитания занимались уже последователи схоластики.

    Аргументом для изучения была конкретная религиозно-мистическая версия диалектики: сопоставление разных теорий (за и против) приводило к выводам, подтверждающим реальность христианства. Религиозные мыслители эпохи развития схоластики считали, что поиск истины более чем не нужен — она уже дана в божественном откровении. Его нужно только организовать в форме интеллекта, то есть в форме философии.31

    В схоластике, в отличие от античных времен, стали формироваться следующие виды научных знаний. В древности мыслители были заняты созерцанием окружающего мира, осмыслением и систематизацией полученных знаний. Основным методом восприятия было наблюдение. В средние века вопрос о необходимости экспериментов не возникал. Считалось, что знание – это не знание окружающего нас мира, а знание Библии – божественное откровение. Основным методом познания является герменевтика. В эпоху Возрождения научная мысль вернется к необходимости познания окружающего мира, но первым источником познания будет практический эксперимент.32

    Схоластики называли античных философов людьми, достигшими вершин естественных знаний, но это не значит, что философы отвергли все возможные истины для человека: Использование теологии для философии состоит из двух истин. Эти истины, открытые учеными, действительно являются существенным элементом их системы, тогда как философия служит лишь вспомогательным инструментом для религиозной деятельности. Таким образом, философия стоит на службе теологии (лат. ancilla theologiae). Она была такой слугой в двух аспектах: во-первых, она сделала теологию научной. Во-вторых, теология черпает из нее рациональные факты, на основе которых она может рассуждать о христианской тайне, насколько она вообще доступна человеческой душе.

    В начале эпохи схоластики философская мысль еще не была подчинена учению церкви. Хоть и утверждалось, что все наши исследования должны начинаться с веры в открытую истину, в толковании которой мы должны полностью следовать советам наших предков, истинная религия – это простой выбор между разумом и авторитетом, в котором в большинстве случаев предпочтение отдается первому. С середины XIII века трактат согласия разума и учения был достигнут с большим трудом, но прежде всего некоторые догматы христианской веры были исключены из области разумного рассуждения. 33

    Теория философии как служанки богословия является господствующей в том течении времени, несмотря на то, что не все ученые строго придерживались ее. Тон и устремление всей духовной жизни в Средние века задавала церковь. Естественно, в это время и философия достигает религиозного перелома, и ее судьба связана с судьбой определенной иерархии: с ее подъемом и падением она достигает своего пика. Отсюда историки выводят несколько других показателей философии схоластики.

    Учреждения практического характера должны иметь хорошо организованную систему: это одно из условий их процветания. Таким образом, католическая иерархия во время своего постепенного подъема стремилась объединиться в систему принципов, которые легли в основу ее структуры. Это желание отразилось и в средневековой философии, которая тоже хотела быть единой системой и давала более или менее систему интеграции, а не более или менее случайный опыт патриархальной философии. Особенно это проявляется в создании богословия, когда появляются религиозно-философские системы Альберта ВеликогоФомы Аквината и Дунса Скота.34

    Поэтому на это нужно было обратить внимание схоластиков, так как в прошлом у них был материал, на котором не было нужды ни в критической дискуссии, ни в апологетической политической работе. Это объясняет еще одну характеристику схоластики: стремление ее формировать, формальную интерпретацию идей, построение формальных выводов. Но не следует забывать, что данные формальности неизбежны. В другое время схоластическая мысль сталкивалась с экспериментальным материалом и разными богатствами. С другой стороны, материал, на котором работала схоластика, был ограничен, и новые умственные способности ученых быстро нашли свое применение в формальной работе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта