Архитектура Древней Руси. Архитектура в Древней Руси. Архитектура Руси x xiii вв. Введение
Скачать 31.73 Kb.
|
Архитектура Руси X – XIII вв. ВВЕДЕНИЕ В Древней Руси традиционным строительным материалом, из которого возводились все культовые и гражданские постройки, крепостные стены и башни, было дерево, как правило, дуб или сосна. Однако с принятием христианства на Русь довольно быстро проникает каменное зодчество, что во многом было вызвано потребностями Русской Православной Церкви в укреплении своей значимости и положения на Руси. Между тем, следует отметить тот факт, что в отличие от Запада, где переход от традиционных деревянных конструкций к каменным постройкам проходил довольно медленно, Киевская Русь очень быстро восприняла довольно изощренную систему византийских сводчатых и купольных перекрытий, изысканных пространственных конфигураций, характерную форму куполов и т.д. Именно благодаря этому обстоятельству характерной чертой древнерусской архитектуры стал монументализм. Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. С начала каменного строительства на Руси получил распространение старовизантийский архитектурный стиль, в основе которого лежал крестово-купольный тип храма, имевший следующую схему построения. Внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части — купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря — апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части здания располагался балкон — хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом. ЧАСТЬ 1 Среди самых значительных памятников древнерусской архитектуры конца Х - первой половины ХI вв. следует назвать следующие постройки: Десятинная церковь. Строительство Десятинной церкви в Киеве началось в 989 году, сразу же после установления на Руси христианства. Для строительства великий киевский князь Владимир Святославович (980-1015) пригласил из столицы Византийской империи (Константинополя) греческих зодчих. Десятинная церковь сооружалась на том месте, где по приказу Владимира языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан — младенец Иоанн и отец его Федор. В 996 году постройку закончили и торжественно освятили. Ее первоначальное название — церковь Успения Пресвятой Богородицы. Князь Владимир даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего се стали называть Богородицей Десятинной. Построена Десятинная церковь была русскими и греческими мастерами их первоклассного белого камня – туфа и знаменитого тонкостенного кирпича – «греческой плинфы». Первоначально эта церковь являлась кафедральным собором Киева и представляла собой небольшой шестистолпный трехнефный храм, увенчанный семью куполами. Однако затем, за счет боковых пристроек, Десятинная церковь значительно расширилась и превратилась в пятинефный крестово-купольный храм, увенчанный 25 куполами. Десятинная церковь не дошла до наших дней, она рухнула в 1240 году во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Существует две точки зрения на причины этого печального события. Одна традиционная — храм рухнул от того, что его своды не выдержали тяжести набившегося в него народа, спасавшегося от захватчиков. Вторая принадлежит Ю.С. Асееву, высказавшему предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий. Судя по раскопкам археологов, которые смогли реконструировать отдельные части Десятинной церкви, при ее строительстве и отделке широко использовали мрамор, а также смальтовую мозаику и фрески, технология производства которых была привнесена из Византии. Софийский собор в Киеве. В исторической науке до сих пор нет единой точки зрения относительно даты постройки этого собора. Одни историки (Н. Никитенко, В. Корниенко) датируют время закладки этого собора 1011 г., т.е. временем правления Великого киевского князя Владимира Святого. Другие авторы (А. Шахматов, В. Кусков) считают, что этот собор был заложен Ярославом Мудрым в 1017 г., сразу после грандиозного пожара в Киеве. Третья группа авторов (А. Рогов) утверждает, что строительство этого храма было начато только в 1040-х гг. Однако большинство историков (М. Каргер, П. Толочко, А. Муравьев) датируют начало строительство Софийского собора 1037 г. и напрямую связывают это эпохальное событие с сокрушительным разгромом печенегов на реке Альте в 1036г. Софийский собор стал главным культурным центром Русского государства, сосредоточив вокруг себя всю религиозную и общественно-политическим жизнь: здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей на престол, у его стен собиралось киевское вече, в храме трудились летописцы и размещалась первая русская библиотека. Только по старинным письменным источникам мы можем судить о том, как выглядел этот храм в период расцвета Киевской Руси. Предполагается, что его окружали широкие и просторные галереи-гульбища, из которых «вырастали» неокрашенные кирпичные стены основного массива здания. Кровлю же собора венчали 13 глав, динамично сужающимися кверху уступами. Киевская София, как и многие монументальные постройки той поры, была построена из камня и оранжево-розовой плинфы, а сам фасад этого храма был украшен красным кварцитом и серым гранитом, что придавало всему зданию особую торжественность и нарядность. Интерьеры собора Святой Софии были не менее роскошны. Их украшали многоцветные мозаики и настенные росписи – фрески, немалая часть которых сохранилась до наших дней. Согласно Киево-Печерскому патерику, когда мастера украшали алтарь Софийского Собора, произошло чудо. Образ Богородицы изобразился сам и засиял ярче солнце. Из уст появившегося образа Богородицы вылетел белый голубь и полетел вверх к образу Спасителя: Также были построены софийские соборы в Новгороде (сохранился) и в Пскове (не сохранился). ! Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке стало знаменательным событием той поры и особо подчеркивало политическое, духовное и культурное единство Древней Руси. При этом надо отметить тот факт, что именно в этот период особенно интенсивно стал застраиваться Киево-Печерский монастырь, основанный Феодосием Печерским в 1062 г. ЧАСТЬ 2 Первая треть XII в. стала временем расцвета новгородского культового зодчества. Именно в этот период по «просьбе» новгородского князя Мстислава Великого архитектор Петр построил в городе и его окрестностях Церковь Николы на Ярославовом дворище (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), Собор Рождества Боrородицы Антониева монастыря (1117-1119) и другие культовые здания. Выдающиеся памятники древнерусского зодчества середины - второй половины XII в. были созданы и в Чернигове, в частности изящный Борисоглебский собор (1128) с изумительным аркатурным резным поясом и Церковь Пятницы на Торгу (1130-1133), архитектура которой отличалась своим особым динамизмом и устремленностью ввысь. ЧАСТЬ 3 Практически во всех новых феодальных княжествах, которые к середине ХII в. окончательно освободились от опеки Киева, велось грандиозное каменное строительство. Многие столицы новых русских княжеств как бы соперничали между собой, стараясь всеми силами и средствами подчеркнуть либо могущество и значение своих правителей-князей, либо политическую и экономическую мощь своих боярских кланов. Надо особо отметить тот факт, что русская архитектура второй половины ХII - первой трети XIII вв. в целом сохраняла те общие черты, которые были присущи предыдущему периоду, поскольку практически все культовые постройки той поры имели традиционную крестово-купольную композицию, апсиды, мощные световые барабаны и купола. Вместе с тем, именно в этот период все отчетливее стал проявляться местный архитектурный стиль, который постепенно получил устойчивый характер и определил облик многих русских городов на несколько десятилетий и даже столетий вперед. Например, новгородские постройки отличались строгими пропорциями и отсутствием каких-либо внешних украшений. Для ростово-суздальской архитектурной школы, напротив, была характерна изящная декоративная выразительность в виде разнообразных аркатурных поясов и каменной резьбы. А в культовых памятниках южнорусских земель было заметно стремление частично переработать крестово-купольную композицию и найти башеннообразное решение верхней части храмовых построек. При этом следует отметить тот факт, что архитектурная стилистика второй половины XII - первой трети XII вв. отличалось от зодчества Киевской Руси: 1) значительно меньшей масштабностью самих культовых построек 2) поиском более простых, но в тоже время более изящных архитектурных форм 3) более сдержанной и менее вычурной отделкой внутреннего убранства каменных соборов, храмов Северо-Восточной Руси 6 и церквей. Новгород: В Новгородских землях в тот период, как правило, строили кубические четырехстолпные однокупольные церкви с тремя апсидами и деревянными хорами, которые отличались особой северной суровостью, монументальностью и простотой форм. К таким характерным постройкам, которые сохранились до наших дней, относятся Церковь Благовещения в Аркажах (1179), Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192), Церковь Спаса на Нередице (1198) и Церковь Праскевы Пятницы на Ярославовом дворище (1207). Помимо Новгорода и его окрестностей, довольно много памятников русского зодчества было создано в Пскове и Старой Ладоге. Владимиро-Суздальское княжество: Не менее широкий размах получило каменное зодчество и во Владимиро-Суздальском княжестве. Самыми известными ранними постройками той поры стали Спасский собор на реке Трубеж в Переяславле-Залесском (1152-1160) и Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше под Суздалем (1152). При этом надо подчеркнуть то обстоятельство, что практически все залесские церкви и храмы строились из местного белого известняка, придававшего культовым постройкам особенно светлый и нарядный вид. Как установил профессор Н.Н. Воронин, в строительстве многих здешних храмов принимали самое активное участие выходцы из южнорусских земель. Наибольшего расцвета архитектура Владимиро-Суздальской Руси достигла во второй половине ХII - начале XIII вв., когда во Владимире были построены белокаменные Золотые ворота с надвратной Церковью Ризоположения (1158-1164), увенчанной массивным золотым куполом, а на территории самого Владимирского детинца были воздвигнуты два выдающихся памятника русской архитектуры - Успенский и Дмитриевский соборы. Кафедральный Успенский собор был воздвигнуг по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1161 гг., который именно тогда перенес во Владимир столицу своего княжества. Затем, во времена Всеволода Большое Гнездо, после грандиозного пожара, в 1185 г. этот собор был частично перестроен, и в результате первоначально одноглавый шестистолпный трехнефный храм, стал пятинефным и пятиглавым. Внешняя и внутренняя отделка Успенского собора поражала современников и потомков своей красотой и роскошью: тонкие и изящные столпы внутри храма создавали впечатление значительно большей высоты и более широкого пространства, а богато декорированный аркатурно-колончатый пояс, украшавший внешний фасад здания, придавал ему необычайно праздничный и светлый облик. Между колоннами поясного украшения помещались фресковые изображения святых, а в алтарной части храма помещался очень красивый и изящный иконостас, центральное место в котором занимала знаменитая икона «Владимирской богоматери», вывезенная Андреем Боголюбским из Киева в 1169 г. Не менее великолепным был Дмитриевский собор, построенный в 1194-1197 rr. по приказу Всеволода Большое Гнездо. Значительно уступая по своим размерам Успенскому собору, он был построен в стилистике обычных четырехстолпных одноглавых храмов и выполнял роль княжеской домовой церкви на государевом (княжеском) дворе. Дмитриевский собор особо выделялся исключительно богатой отделкой. Надо отметить, что в этом богатом и изящном орнаменте русские камнерезы не только изобразили многих православных святых, в том числе равноапостольных князей Бориса и Глеба, но и украсили фасад здания изображением различных растений, птиц и библейских животных. Кроме того, в центральной (портальной) части собора из камня были вырезаны три фигуры библейского царя Давида, а в одной из закомар был изображен Великий князь Всеволод Большое Гнездо в окружении своих сыновей. Покрова на Нерли. Среди этих многочисленных построек подлинным шедевром русского зодчества по праву считается Церковь Покрова на Нерли под княжеским селом Боголюбовым, которая была построена в 1165 г. в честь победы русского оружия над соседней Волжской Болгарией. Эта церковь была построена в традициях четырехстолпного однокупольного храма и украшена небольшим, но очень выразительным аркатурным пояском и прекрасной резьбой по камню с изображением библейского царя Давида и множества фигур библейских птиц, львов и грифонов. Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества. Ко времени создания Церкви Покрова на Нерли относится и строительство грандиозного Дворцового комплекса в селе Боголюбово на реке Клязьме под Владимиром, который стал главной княжеской резиденцией Андрея Боголюбского. По данным профессора И.И. Воронина, проводившего раскопки этого дворцового комплекса, замок Великого князя представлял собой хорошо укрепленный каменный детинец с высокими земляными валами и множеством деревянных и каменных построек внутри. В центре замка находился одноглавый каменный собор и двухэтажный каменный дворец, который, увы, был полностью разрушен в годы Батыева нашествия. В начале XIII в. на Северо-Востоке Руси возникают новые центры каменного зодчества, в частности Ростов Великий, Суздаль, Ярославль, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский и многие другие города. Среди культовых построек той поры одним из наиболее интересных памятников был Георгиевский собор Юрьева-Польского, построенный в 1230-1234 гг. по указанию здешнего князя Святослава Всеволодовича (1212-1246). К сожалению, этот собор не сохранился в первозданном виде, поскольку после обрушения верхних сводов и купольного барабана, в 1471r. он был неверно перестроен московским зодчим Василием Ермолиным, и в силу этого печального обстоятельства утратил свой первоначальный вид. Архитектура Южной, Юго-Западной и Западной Руси, в силу целого ряда объективных причин и, прежде всего, разрушительных последствий монгольского нашествия и постоянных пограничных войн с соседями, сохранилась гораздо хуже, чем в новгородских и владимиро-суздальских землях. В настоящее время уцелело всего несколько культовых построек, созданных в ту эпоху. Литература: 1) Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т1 - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961–62. — 584 с.2) История культуры Древней Руси. Т.1: Домонгольский период: Материальная культура / Под. общ. ред. акад. Б.Д. Грекова и проф. М.И. Артамонова; под ред. Н.Н. Воронина и др. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 484 с.3) Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.. - М.: Просвещение, 1984. - 336 с. 4) Сиренов А.В. Когда была построена церковь Покрова на Нерли? // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2010. - №2. - С. 114-118. 5)Трехбратов Б.А. Десятинная церковь в Киеве - мать православных храмов на Руси // Культурная жизнь Юга России. - 2016. - №3 (62). - С. 91-95. |