Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд

  • доклад ивановой. Архитектурные ансамбли Москвы первой половины 18 века Начать можно с архитектурных стилей. В первой половине xviii века в архитектуре преобладало русское барокко


    Скачать 29.48 Kb.
    НазваниеАрхитектурные ансамбли Москвы первой половины 18 века Начать можно с архитектурных стилей. В первой половине xviii века в архитектуре преобладало русское барокко
    Дата27.04.2022
    Размер29.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад ивановой.docx
    ТипРешение
    #501085

    Архитектурные ансамбли Москвы первой половины 18 века

    Начать можно с архитектурных стилей. В первой половине XVIII века в архитектуре преобладало «русское барокко», состоявшее из разных видов.

    Слайд В последнюю четверть XVII — первое десятилетие XVIII века сформировалось так называемое «московское барокко», для которого характерно двухцветное решение: ярко-красные кирпичные стены с белокаменным декором. Это переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.

    Слайд - Петровское барокко (направление 1703–1730 годов). Свойственны простота объёмных построений, плоские фасады зданий, сочетание отдельных ордерных элементов, присущих классицизму, с барочными деталями. Сдержанность декора и убранства. К этому стилю в Москве относятся, например: пе­ре­строй­ка па­лат Авер­кия Ки­рил­ло­ва (об­ра­зец транс­фор­ма­ции тра­диционного ти­па жи­ли­ща в но­вый - городской особ­няк, 1703-1711гг). Один из самых выразительных московских храмов этого времени - Церковь Ивана Воина на Якиманке (1704-1713), также Церковь Петра и Павла (1705-1728)

    Слайд Аннинское барокко – переходный период в архитектуре России с 1731 по 1740 год. Оно отличалось тем, что зодчие отталкивались при проектировке от стиля северного барокко, где важны были строгость, простота, изящество и отсутствие пышности. Пример - Церковь Симеона и Анны.

    Слайд - Елизаветинское барокко (направление 1741-1761 годов) Свойственны масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота, наличие элементов русских храмов. Это самый редкий архитектурный стиль для Москвы, например, к нему относится здание усадьбы Апраксиных-Трубецких.

    Слайд Ряд московских построек начала XVIII в. имел даже определенное влияние на петербургскую архитектуру, например возведенный Арсенал с его геометрически правильной и симметричной формой плана (начало строительства – 1702 год).

    После возвращения Петра из первого заграничного путешествия, в Москве начинается строительство, более ориентированное на западные образцы.

    Слайд В этот период основное строительство велось в Петербурге, но из сооружений Москвы выделяется Лефортовский дворец — архитектурный ансамбль на правом берегу реки Яузы.

    Дворец, возведённый архитектором Аксамитовым, представлял собой смесь западноевропейской архитектуры и московского барокко. Необычное строение из красного кирпича вызвало интерес москвичей. Лефортовский дворец стал первым в России частным домом с симметричной планировкой, большим двухсветным залом в центре, высокими окнами и плоскими потолками в помещениях верхних этажей.

    После смерти адмирала Лефорта, в 1707 г. дворец перешел во владение А. Меншикова, который предпринял широкую перестройку с целью расширения. На слайде вы можете видеть генеральный план дворца и его макет. Слайд. Восточный фасад дворца на начало 18 века и современный вид после всех пожаров и перестроек.

    Слайд. Итальянский архитектор Франческо Фонтана пристроил к дворцу три новых корпуса, создав прямоугольный парадный двор, окруженный открытыми аркадами.

    После возведения флигелей перед домом образовалась небольшая площадь, на которую изначально выходили открытые галереи, характерные для петровской архитектуры. Позднее сквозные арочные проёмы заложили, образовав внутренний коридор. Слайд. Простенки аркады занимают композитные пилястры, объединяющие два этажа - сочетание элементов ионического и коринфского ордеров. Углы зданий обработаны двусторонними пилястрами. Слайд. Торцевые фасады, обращённые к реке, украшены полуколоннами. При этом более широкая северная стена обладает тремя пролётами, южная — только двумя, её также украшает декоративная аркада.

    Слайд. Центр парадного фасада дворца со стороны улицы акцентирован массивным портиком с широкой аркой, обрамленной сдвоенными пилястрами. Аналогичный портик устроен со стороны двора.

    В новой части дворца сохраняется много традиционных особенностей. Присутствует сходство плана с построением древнерусских гостиных дворов, для которых типичным был план в форме замкнутого прямоугольника с помещениями, выходившими на открытую галерею большого внутреннего двора.

    Слайд. При Павле I восстановлением дома Лефорта занимался архитектор М. Казаков. В это время здание стало замкнутым четырехугольником. Во внутреннем дворе для хозяйственных нужд были построены две циркумференции — два флигеля в форме четверти круга. Новые постройки также украсили арками.

    В XIX веке здание дворца было передано военному ведомству. Ныне здесь располагается Российский государственный военно-исторический архив.

    Слайд. Наиболее развитым и выдающимся подмосковным ансамблем является усадьба Кусково. С 1719 года началось его развитие, как архитектурного ансамбля.

    Симметрично центральной оси располагаются павильоны Эрмитаж, «Вольер», напротив Дворца - Большая каменная оранжерея. «Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский домики, сохранившиеся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.

    Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай».

    Слайд. Центром ансамбля является дворец - одноэтажное деревянное здание с антресолями на каменном цокольном этаже. Архитектура дворца представляет собой образец ранней русской классики. Здание простое, фасады обработаны в формах каменной архитектуры. Колонны размещены не равномерно и акцентируют центральную ось здания. Слайд. Подходы к главному входу представляет собой сложную композицию с подъездными пандусами и парадной полукруглой лестницей.

    Рядом с главным домом в 1737-1739 гг. сооружена Спасская церковь, построенная в стиле «аннинского барокко» Такая постановка определяла важную роль церкви в парадной композиции усадьбы.

    Слайд. Регулярный парк близок к квадрату по своим пропорциям. Размеры его большие, парк разбит на отдельные планировочные зоны. Главной зоной, является центральный партер, украшенный мраморными скульптурами, колоннами и обелисками, рядами дорожек разбит на цветники сложной формы.

    Слайд. Второе по важности здание усадьбы–оранжерея, замыкающая парадный партер. Она вмещает высокий центральный зал и две остекленные галереи, заканчивающиеся двухэтажными павильонами.

    Слайд. В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны. Голландский домик выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I.

    Итальянский домик – смесь строгих форм классицизма и декора барокко. Выстроен в 1754-55 годах. Его построили с высокими оконными проёмами, на лоджии и балконе – ажурные ограждения, карниз завершался нарядной балюстрадой.

    Слайд. В восточной части усадьбы на берегу небольшого пруда располагается павильон Грот. Построен в 1756 году, это единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века. Каменный павильон в стиле барокко щедро украшен скульптурой, стены оформлены цветным стеклом.

    Слайд. В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, присутствуют и барочные черты.

    Усадьба сохранилась почти без изменений. Наиболее полно сохранилась ее центральная часть. С 1918 года Кусково имеет статус музея.

    Слайд: Можно выделить основные особенности в архитектуре в первой половине XVIII в.

    Архитектура петровского и послепетровского периодов первой половины 18 века характеризуется распространением стиля русского барокко, сложившегося на основе дальнейшего развития русского зодчества и особенно его предшествующей стадии — архитектуры московского барокко в сочетании с использованием достижений западного зодчества.

    В этот период широко ведется строительство дворцово-парковых и усадебных резиденций-ансамблей, для которых характерны широкий пространственный размах, показная пышность и парадность. Это достигается регулярным построением плана и развитием композиции по главной оси.

    • Характерно: композиция, на основе ордера, симметричность

    • Происходит слияние двух культур - западноевропейской и русской.

    • В сочетании с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах — живописное убранство.

    • Характерно бурное развитие градостроительства (формирование рационально спланированного единого архитектурного ансамбля)

    • Появление новых типов зданий (административного, промышленного, учебного, научного назначения); – введение государством «образцовых» проектов для массового строительства, отличавшихся простотой планировки.

    • С 60-х годов XVIII в. намечается отход от барокко, особенно заметный в садово-парковых комплексах, где появляются строгие, классические формы. Происходит переход от барокко (московского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.


    написать администратору сайта