Главная страница
Навигация по странице:

  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ I тыс. н.э.

  • Архитектурные памятники и памятники материальной культуры саков, массагетов, сарматов, гуннов.. Памятники. Архитектурные памятники и памятники материальной культуры саков, массагетов, сарматов, гуннов


    Скачать 1.63 Mb.
    НазваниеАрхитектурные памятники и памятники материальной культуры саков, массагетов, сарматов, гуннов
    АнкорАрхитектурные памятники и памятники материальной культуры саков, массагетов, сарматов, гуннов
    Дата27.06.2021
    Размер1.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПамятники.docx
    ТипДокументы
    #221853

    Архитектурные  памятники и памятники материальной культуры саков, массагетов, сарматов, гуннов.

    Саки

    В первом тысячилетии до нашей эры приемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это были кочевые племена, саками их называли древние персы, китайцы называли сэ, а греки - скифами. Но не все саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку. В 5-3 веках до нашей эры саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу - Семиречья. Цари саков одновременно выполняли и роли верховных жрецов. Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием "искусство звериного стиля". 





    Царские курганы Шиликтинской долины до начала раскопок


    Царские курганы Шиликтинской долины в процессе раскопок
    Находки при раскопках Шиликтинского кургана





    Бесшатырский курган
    Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек».


    Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.

    Ювелирное искусство у саков было высоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота в формы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты, застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакских женщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий и украшений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусно изготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другие предметы быта.





    Гунны

    АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ I тыс. н.э.

    В середине 1 тыс. до н.э. на территории Нижнего Прикамья полностью перекраивается этническая карта. Бурные события эпохи “Великого переселения народов”, начатые движением гуннов, изменили обстановку в более северных регионах. Отошли в глухие лесные районы Волго-Вятского междуречья племена азелинской культуры. На нижней Каме появляется новое население. Наиболее ярким памятником пришлых воинственных племен являются Тураевские курганы V в. н. э. вблизи г. Менделеевска на р. Каме. Под ними в глубоких ямах были погребены мужчины-воины с богатыми наборами оружия (мечи, кольчуги, шлемы, копья, стрелы). К этому же времени относятся находки гуннских котлов в районе с. Татарское Сунчелеево в Аксубаевском районе и многие другие интересные находки. Примерно в те же годы на широкой территории Среднего Поволжья и Приуралья расселяются племена именьковской культуры, названной по первому наиболее изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района. Дата культуры – IV–VII вв. н. э. На территории Татарстана зафиксированы сотни именьковских селищ и городищ. Поселения располагались группами, включающими до десятка памятников. При раскопках поселений зафиксированы остатки жилищ – землянок и полуземлянок, ям – хранилищ для продуктов питания, горнов (долмниц) для выплавки железа, мастерских для отливки украшений и принадлежностей костюмов из цветных металлов.

    Основным занятием племен именьковской культуры было пашенное земледелие с использованием плугов с железными наконечниками. На второе место можно поставить скотоводство (разведение лошадей, крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота). На отдельных поселениях найдены кости верблюда, приведенного, по-видимому, с караванами с южных территорий. Имели место также охота и рыбная ловля. Основной погребальный обряд именьковских племен – трупосожжение. Остатки кремации ссыпали в небольшие ямы. Вместе с пережженными костями в могилы ставились глиняные сосуды, наполненные пищей. Во второй половине VI в. н. э. из Приуралья на территорию Нижнего Прикамья проникают полукочевые племена, оставившие памятники кушнаренковской культуры.


    Археологические памятники I тыс. н.э.
    Бронзовые гуннские котлы из деревни Татарское Сунчелеево



    Захоронения Гуннского вождя близ Актобе



    Золотое украшение гуннов найденное на территории Монголии

    Сарматы
    Археологические памятники оставшиеся после сарматов, свидетельствуют о былом величии этого народа. Одним из незаслуженно забытых древних народов, несомненно, являются сарматы, в более позднем времени именуемые аланами.





    написать администратору сайта