|
Модерн. Характерные черты. Аrt nouveau (Арнуво), fin de sicle (конец века) Великобритания, Россия Modern style (модерн стайл
Франция, Бельгия Аrt nouveau («Ар-нуво»), fin de siècle («конец века»)
Великобритания, Россия Modern style («модерн стайл», «современный стиль»)
Австрия Secessionsstil («стиль Сецессион»)
Германия, Латвия Jugendstil («югендстиль»)
Испания Modernismo («модернизм»)
США Tiffany Style («Тиффани»)
Италия Style Liberty («стиль либерти»)
Нидерланды «Nieuwe Kunst» («новое искусство»)
Швейцария Style sapin («еловый стиль»)
***
Модерн
Период: с конца 1880-х гг. до 1914 г. (начала первой мировой войны)
Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Визитная карточка модерна – «Удар бича» Германа Обриста.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приемов, современных материалов и конструкций.
Период становления модерна (рубеж XIX-ХХ веков) отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству.
На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А.Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX века. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу». При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов.
Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ – приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись.
В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.
Модерн хотел возродить дух стилевого единства художественных организмов, присущий средневековому или народному искусству, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика.
Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии ХХ века. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).
В живописи и скульптуре модерн неразрывно связан с символизмом. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры и для произведений декоративно-прикладного искусства, уподобляющихся феноменам природы с их органическими внутренними силами.
Основной выразительной формой и мотивом стиля модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства модерна – это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.
Характерные черты архитектуры модерна
Архитектура модерна разнообразна. Этот стиль вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей, но в отличие от эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.
Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Главный принцип модерна — интерьер и архитектура должны по возможности максимально повторять и продолжать друг друга. Иначе говоря, нельзя строить особняк в стиле модерн, а комнаты обставлять по канонам барокко. В ту эпоху немало дизайнеров наряду с проектом здания и внутреннего убранства даже разрабатывали эскизы костюмов для обитателей дома.
Художники и архитекторы нового времени черпали вдохновение в природе, прежде всего в растительном мире. В декоре постоянно использовали и обыгрывали флористические мотивы. Флористические мотивы повторяются не только на ограде, но и на лестнице, балконах, дверных ручках, декоративных засовах и фонарях. Для стиля модерн характерны тонкие линии с плавными изгибами, имитирующие отдельные травинки, стебли, лианы и узкие листья. Их переплетения напоминают одновременно и арабески, и народные кельтские узоры. При этом в почете непышные розы или пионы, а цветы, отличающиеся вытянутостью очертаний: ирисы, орхидеи, лилии, колокольчики.
В декоре часто используют изображения птиц, например лебедей и павлинов. Не обошли вниманием и морские волны. Более сложные композиции эксплуатируют образы речных и лесных нимф, одетых в длинные ниспадающие туники, в венках из цветов, с длинными, струящимися до земли волосами, девы с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд томными и бледными лицами. Присутствуют и восточные мотивы — ветки цветущих сакуры и сливы, бабочки.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.
Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.
В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. Стены здания в стиле арнуво часто имеют изогнутую поверхность.
Большой популярностью пользуются кованые решетки нечастого плетения, в узоре которых легко угадать уже известный нам удар бича. В архитектуре арнуво нашли применение и колонны, но они не так заметны, как в античных постройках. Портик (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны) отсутствует, однако узкие столбы поддерживают широкий балкон или навес над крыльцом. Эти элементы можно увидеть и в интерьере — главным образом на лестницах. Еще один типичный для модерна элемент — асимметричные арки (они бывают и внутри, и снаружи здания).
В интерьере в стиле модерн преобладают естественные пастельные тона: бежевый, теплый коричневый, светло-серый, серо-голубой, «соломенный», палевый, бледно-розовый, бордовый, различные варианты зеленого, в том числе болотный, оливковый и бледно-изумрудный, как у лесной листвы и травы. Отдельные элементы могут быть солнечно-золотистыми. Эффектнее всего в декоре арнуво смотрятся однотонные настенные покрытия из ткани с тисненым флористическим рисунком. Еще один вариант — художественная штукатурка. С ее помощью удается воспроизвести практически любое изображение, подходящее для стиля Тиффани: от гибких тонких цветов на всю стену до репродукций шедевров Врубеля, Сомова, Климта или Бердслея.
В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство.
В работах художников все более стала прослеживается увлеченность не только искусством Востока и эстетикой изогнутых линий, но также и стремление к рациональности и конструктивности, геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости. Некоторые архитекторы начала ХХ века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания.
Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде». Классическая колоннада дорического ордера сочетается с растительным орнаментом в стиле Ар Нуво и открытыми железными конструкциями. То же смешение элементов разных стилей можно видеть в зданиях Торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге.
Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику».
Основным средством выражения в стиле модерна является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов, стремлением передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Огюст Роден (Вечная весна), Камилла Клодель (Бронзовый вальс), Аристид Майоль (Ночью), все — Франция; Франтишек Билек (скульптура Моисей) — Чехия; Герман Обрист (фонтан) — Германия; Жан Минне (Горюющая мать с двумя детьми) — Бельгия.
«Стиль модерн» в живописи заключал в себе отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований: идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Только в мире искусства создается истинная красота. Искусство рассматривалось в этот период как средство возможного социального и нравственного совершенствования и даже преобразования общества – идея утопическая. Стиль модерн возник как отклик на изломы и противоречия самой жизни, чреватой революциями и войнами. Эстетическим увлечением модернистов была также античность. «Мир Искусства». Самые типичные представители Мира искусства – Сомов, Бакст, Бенуа, Лансере, Дягилев, Васнецов, Врубель, Билибин. Для творческой манеры художников Мира искусства характерно стремление использовать особенности предшествующих исторических стилей. Сомова вдохновляли рокко и русский ампир, Серова и Бакста – греческая архаика, Билибина, Васнецова Рериха – древнерусское искусство. Но все это переплавляется в новый стиль, что и определяет общность русского модерна как стилевого направления в живописи и графике. Пристрастие к лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам цвета панно, => загадочность, таинственность, что вполне отвечало духу модерна, европейского и русского, склонного к мифиологизации пространства. Некоторым членам объединения Мир искусства была свойственна национальная романтика. В их произведениях оживали народное устно-поэтическое творчество и отечественная история. К таким художникам можно отнести Виктора Михайловича Васнецова (Царь Грозный) и Николай Константинович Рерих (Заморские гости).
Европейская живопись. Крупнейший представитель стиля модерн Густав Климт стал лидером венского направления Сецессион. Для его живописи характерно плоскостное изображение, подчиненное орнаментальному ритму, дробному узору («Поцелуй», «Юдифь»). Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов.
Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую "Павлинью комнату", оформленную Д. Уистлером в Лондоне. Фигуры гигантских птиц - павлинов, написанные на стене, несколько раз повторяются в общей композиции комнаты. Сами фигуры павлинов, ставших в модерне своеобразным знаком стиля, трактованы плоскостно. Графическое начало сочетается в этой росписи с декоративностью; гнутые линии контуров укладываются в строгие прямоугольные рамы: обилие деталей, сконцентрированных в некоторых местах, соседствует с пустотами. Интерьер стал играть более важную роль.
Декоративно-прикладное искусство. Луис Комфорт Тиффани — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Франция оказалась в положении распространителя, реализатора стиля модерн. Нельзя не отметить таких мастеров, как Эмиль Галле (фр. Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле) в своих произведениях прикладного искусства. Не зря современники называли предметы, выполненные им из стекла "говорящим стеклом".
Ювелирные украшения. Рене́ Лали́к — французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Фаберже «Кле́вер» и «Ландыши» - Яйца в стиле модерн.
Костюм. 1890 - образ цветка-хризантемы. Господствует идеализированный образ женщины: неземной, праздной, утонченной и изнеженной с томным взглядом и вытянутой фигурой. Стиль модерн обогатил искусство костюма новой цветовой гаммой – бледно-серые, зеленые, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафты, муслины и крепдешина блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Женская фигура при этом имела далекий от естественных пропорций S-образный силуэт, корсет. В моде маленькие пышногрудые женщины. Кружево, муфты, огромные шляпы с перьями. Веера. В костюмах 1910-х гг. все чаще заметны отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье этого времени приобретает стройный и строгий силуэт. ХХ век - новая форма мягкого лифа, который мог носиться без корсета, значительно уменьшение количества нижних юбок, более простые, лишённые тяжёлой многослойности платья значительно облегчили наряд. Мужчины: Идеальные типы лица мужчины эпохи модерна – мужчина мужественный с ярко выраженными признаками: аккуратные борода, усы, короткая стрижка. На рубеже веков идеалом считается закрытый с ног до головы джентльмен, денди, поражающий своей строгостью и неприступностью. Изменился фасон воротника: теперь в моде стоячий воротник с отворотами. Манжеты рубашки туго крахмалились. В эти годы исчезли цветные фраки, остались лишь черные. Костюм отличался от прежнего только более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят мешковатые, широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу брюки «французского покроя».
Прически – стали чаще мыть голову. Изобретен новый метод горячей завивки. Шиньоны. В 1890-е вместе с закрытыми платьями пришла и мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко» и т.д. Готовую, довольно объемную, прическу оформляли при помощи щипцов «волнами» (волна — один из излюбленных мотивов модерна). Бандо. Мужчины. К концу столетия все, кроме пожилых людей, носили совсем короткие стрижки. Только нищие, люди из простонародья и представители богемы: музыканты, поэты, художники — носили довольно длинные волосы. В 1900–1910-е годы в мужской прическе особенно ценился идеальный пробор, который порой даже специально протравливали сильными химическими средствами. Бороды исчезали.
Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщенный рисунок, резко контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.
В конце 19 века сформировался тот вид графики, который мы привыкли называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. тираж мог составлять несколько тысяч оттисков. Франция – страна плаката. Первым мастером был Жюль Шере («Жирары»). Эжен Грассе создает афиши с плавным рисунком в легких полупрозрачных тонах. Альфонс Муха создавал незабываемые афиши театральных спектаклей. Итальянские художники: Марчелло Дудович и Леопольдо Метликовиц. Уильям Бредли делал плакаты в флореальном стиле (Велосипеды Виктор), бельгиец ван де Вельде выступил в качестве автора рекламы «Тропон». К числу венских мастеров принадлежал Коломан Мозер (афиша). Обри Бердсли представитель стиля модерн в Англии. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
В России большую роль в становлении плаката сыграли мирискуссники. Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством. Одно из важнейших достижений русского дореволюционного плаката – плакат Серова с изображением Анны Павловой. Прекрасно ощущая воздушность и грациозность балетного танца, художник передает это ощущение зрителю и делает акцент на индивидуальности артиста.
Интерес к национальной культуре является характерной чертой мастеров модерна, не только русского, но и европейского. Например, знаменитую французскую художницу Элизабет Сонрель вдохновляли романтические легенды о короле Артуре, библейские сюжеты, древние и средневековые легенды о любви. Неповторимый стиль в русской графике создал Иван Яковлевич Билибин – стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации народного искусства – лубка, резьбы по дереву, древнерусских миниатюр. Его книжные иллюстрации отличались взволнованной поэтичностью, яркой цветовой гаммой.
Орнамент модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъема. Животные, птицы (лебедь, павлин, фазан, голубь, орел), цветы (розы, вишни, гвоздики, плюща, ириса, шиповника, орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), листья, деревья - излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, волосы. Разумеется, все эти "объекты" переходят в орнамент стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре.
Важное и особое место в орнаменте югендстиля занимал образ Женщины. Такие художники модернисты как Михаил Врубель, Анри Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан создавали образ женщины-героини, женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы, насыщая и дополняя орнаментальную композицию.
Модерн породил огромное количество новых шрифтов.
Достижения русского книжного дизайна начала ХХ века во многом определяют сегодняшний полиграфический язык. Книжный модерн поэтично называют «эпохой красивой книги». Знаменитые художники начала XX века: Гончарова, Ларионов, Розанова, Родченко, Степанова, Чекрыгин, Филонов и Эль Лисицкий создавали шрифты, обложки, титульные листы, рисунки, находя предельное графическое выражение экзальтированного, чувственного или мистического содержания книг; составляя законченное единство иллюстрации и печатного слова, воздействовавших на читающую публику подобно безукоризненным произведениям искусства. Это были книги, рожденные фантазией художника и поэтами, бесконечно далекими от обыденности.
Далее мой доклад по модерну, full version, для тех кто хочет знать о модерне мельчайшие подробности!
Термин "модерн" следует отличать от общего смысла слова "современный" и от понятия современное искусство, а также от модернизма. Термин МОДЕ́РН означает период развития европейского искусства на рубеже XIX—XX вв., включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение. По своей сути эклектика (отсутствие оригинальности, поверхностное заимствование, противоречивое смешение) - это цитирование многих предыдущих течений. Зачастую эти разностилевые элементы смотрелись безвкусно и громоздко. Исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к естественному существованию.
Рубеж XIX—XX вв. имел значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. В период Модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу. Однако в сравнении с предыдущим периодом эклектики применялся принцип формообразования, обеспечивающий пластичность и целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях, поэтому в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: флореальное, в Австрии и Шотландии — геометрическое. Этот стиль имеет множество названий, в каждой стране он именовался по-разному и имел характерные особенности. Столь многочисленные названия этого стиля лишь подчеркивало его широкое распространение и популярность. Этот стиль достиг своего расцвета в 1900 году и почти весь цикл его жизни — зарождение, развитие, упадок — уместился в два десятилетия.
Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в "стиле модерна". Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики. Однако особенности трактовки форм, силуэта и внутренний декор демонстрируют новые черты — культ изогнутой линии, натуралистичность изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов.
С достоверностью сказать, где именно зародился модерн, очень сложно. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест не остался без внимания. В работах мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже, которую посетили более 51 млн человек.
Визитная карточка модерна — так называемый «удар бича» (второе название «цикламен»). Этот узор был придуман Германом Обристом и впервые использован в вышивке золотым шелком по шерсти; рисунок напоминал извивающуюся плеть. «Удар бича» – яркая демонстрация любви к изогнутой линии, являвшейся сутью ар нуво. Полное отсутствие прямых линий и углов - девиз стиля, пришедшего на смену эклектике. Герман Обрист находил вдохновение в мире растений. В изысканном рисунке можно рассмотреть корни, листья, цветы растения.
Несмотря на то, что модерн хаотично распространялся в Европе, под "стилем модерна" обычно понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков — флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием (Ар Нуво). Архитектура модерна Бельгия Викто́р Орта́ — бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Дом Тасселя (1893) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний. Главную роль играет лестница, которая ведет наверх, становясь едва ли не самым парадным местом в интерьере. Внутри Орта использует тонкие металлические колонны. Их расходящиеся стеблями капители гнутся, закручиваются. Орта много работал с таким новым для интерьера материалом как сталь. Стоит отметить, что это было одно из первых зданий, когда не только архитектурный план, но и внутренний декор и детали экстерьера и интерьера здания были разработаны архитектором. Виктор Орта разработал форму ручек, витражей, окон, мозаик и т.п. Внимание привлекает необычная текучая форма лестницы. Изящная композиция ее железных перил, напоминающих водные растения, включает многочисленные цветочные орнаменты, которые, подобно расписной декорации, покрывают стены. Вообще для бельгийского модерна характерно использование изогнутых абстрактных согласованных линий, которым подчинены все элементы интерьера, включая мебель. Находясь на вершине славы, Орта строит вошедшие в список ЮНЕСКО брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный (ныне Музей Орта). Другое крупное явление, порожденное Бельгией в 90-е годы,- творчество знаменитого мастера Анри ван де Вельде (Отель Отлет).
Франция Свое название стиль Ар-нуво получил в 1895 году в Париже, на открытии галереи «Maison de l'Art Nouveau». По другим источникам, название ArtNouveau появилось от названия магазина в Париже. Его владелец, Сэмюэль Бинг, назвал так свой магазин, подразумевая новое искусство. Бинг специализировался на предметах и аксессуарах, выполненных в этом стиле. Его магазин, место выставок изобразительного искусства, встреч, лекций стал центром нового художественного выражения.
Во Франции ведущим архитектором «Ар-нуво» был Гектор Гимар. Когда Гимар в 1895 г. во время поездки в Брюссель увидел работы Орта, он немедленно изменил проекты своего дома с роскошными квартирами на Рюде Афонтен в Париже, известного как Кастель Беранже (1894—1899) . В результате возник поразительный лестничный пролет, сравнимый с металлическим каркасом из железа, стеклянных элементов и плитки, войти в который можно было через красивые ворота из кованого железа и меди. Была создана живая композиция из готического и японского стилей. В украшении фасада он использовал кирпич, щебень, частично цветной мельничный камень, песчаник и глазурованную керамическую плитку, создав впечатляющую рекламу материалов «ручной работы».
Всемирная выставка 1900 г. в Париже совпала со строительством павильонов, ведущих в только что завершенную парижскую подземку — метрополитен. В период между 1900 и 1913 гг. его своеобразные металлические конструкции в виде причудливых зарослей фантастических цветов и стрекоз, защитными стеклянными крышами и зелеными стойками в форме усиков заполонили город, словно стая саранчи. Со временем они стали восприниматься как составная часть традиционного парижского облика. Именно поэтому другим названием стиля Модерн во Франции стал «стиль Метро».
Архитектура Модерна в Англии и Шотландии
В Англии существует очень немного примеров значительной архитектуры в стиле «арт нуво», несмотря на то что начиная с 80-х гг. XIX в. англичане разработали множество декоративных форм этого стиля, прежде всего в области оформления книг и тканей.
В то же время в Шотландии широкую международную известность приобрел архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868—1928), особенно благодаря своим интерьерам и мебели.
За пределами Глазго Макинтош построил амбициозный Хилл-хаус (1902—1903) в Эленсбурге. Со своими стенами из песчаника, защищенными от непогоды обычной грубой штукатуркой, дом в Эленсбурге становится примером упрощенной шотландской традиции. Но за стенами скрывались белые, светлые интерьеры, оживленные нежными орнаментами цвета мальвы и зеленого, а также покрашенной в белый цвет древесиной. Исключительно органично выглядела и импозантная удлиненная мебель. Стилевые особенности Макинтоша - эффектное сочетание прямых линий, прямоугольных форм с гнутыми линиями; лаконизм, умение обыграть какую-то одну декоративную деталь на фоне пустой стены, интересно сочетать камень, металл и стекло. Макинтош более последовательно, чем другие мастера, разработал эту систему "конструктивного орнамента".
Конструкцию здания и интерьер (мебель в том числе) архитектор представлял себе как единое целое. Все проекты определяет абсолютная выверенность и чистота стиля. Чарльз Макинтош применяет принцип тотального дизайна, разрабатывая и рисуя для дома все: от мебели, чайного сервиза и столовых приборов до самого здания. Основополагающим принципом при создании интерьера была взаимосвязь всех элементов. В его архитектурных постройках и предметах интерьера прослеживается стремление подчеркнуть простые геометрические формы, графичность всех элементов. Пожалуй, самые известные проявления стиля Макинтош в интерьере - знаменитые стулья дизайнера с высокими решетчатыми спинками. Стулья стали визитной карточкой Макинтоша и до сих пор вдохновляют дизайнеров на создание коллекций в этом стиле и интерьеров в стиле модерн, сочетающих в себе строгость прямых линий и элегантность ар нуво.
Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине.
|
|
|