Главная страница
Навигация по странице:

  • Декоративно-прикладное искусство

  • Эмиль Галле

  • Костюм

  • XX век: век трансформаций.

  • Графика

  • Франция – страна плаката

  • Эжен Грассе создает афиши

  • Интерес к национальной культуре является характерной чертой мастеров модерна, не только русского, но и европейского. Например, знаменитую французскую художницу Элизабет Сонрель

  • Модерн. Характерные черты. Аrt nouveau (Арнуво), fin de sicle (конец века) Великобритания, Россия Modern style (модерн стайл


    Скачать 107.99 Kb.
    НазваниеАrt nouveau (Арнуво), fin de sicle (конец века) Великобритания, Россия Modern style (модерн стайл
    АнкорМодерн. Характерные черты.docx
    Дата12.04.2018
    Размер107.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМодерн. Характерные черты.docx
    ТипДокументы
    #17996
    страница3 из 3
    1   2   3

    Витражи. Луис Комфорт Тиффани — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия.


    Декоративно-прикладное искусство

    В модерне распространилась широкая мода на разного рода изделия, имитирующие цветок в стакане или вазе, букет. Делается такой предмет из разных материалов, окрашивается в различные цвета, уподобляясь натуре.

    Иногда предмет, имеющий функциональную задачу, приобретал форму цветка или листа. Причем, это самые рядовые вещи, предметы массовой продукции, которые были широко распространены в быту.

    Луис Комфорт Тиффани — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии. Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. Тиффани использовал такое «складчатое» стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев.

    Франция оказалась в положении распространителя, реализатора стиля модерн. Нельзя не отметить таких мастеров, как Эмиль Галле (фр. Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле) в своих произведениях прикладного искусства. Не зря современники называли предметы, выполненные им из стекла "говорящим стеклом". Выразительны его чаши и вазы. Одна из них, выполненная в технике гравированного хрусталя (1899), своей формой уподобляется раковине и одновременно обладает медузообразными чертами, из-за чего одна часть предмета перетекает в другую, не отделяясь никакими линиями или плоскостями. Гравированные детали напоминают морские растения.
    Ювелирные украшения
    Рене́ Лали́к — французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика.

    Вольферс Филипп, Брюссель. Подвеска Лебедь и змеи, 1898, 5 х 5 см, длина 40 см,
    опал, рубины, бриллианты, грушевидная жемчужина, золото, гравировка.

    Фаберже:

    «Кле́вер» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1902 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве. Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн. Его форму образует узор из стеблей и листьев клевера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами. По краю между верхней и нижней половинками яйца, скрытыми листьями, идет ажурный ободок с изображениями императорской короны, дата «1902» и монограммой императрицы Александры Федоровны. Яйцо стоит на изящной золотой подставке с тремя ножками и скобками из плавно изогнутых стеблей.

    «Ландыши». Яйцо выполнено в стиле модерн. Само яйцо, выполненное из полупрозрачной розовой эмали с гильошированой поверхностью, находится на золотой подставке с четырьмя ножками. На яйцо крепятся ландыши, выполненные из зелёной эмали, золота и жемчуга.

    Костюм

    Модерн (кон. XIX в. – нач. XX в. ): образ цветка-хризантемы.

    Господствует идеализированный образ женщины: неземной, праздной, утонченной и изнеженной с томным взглядом и вытянутой фигурой. Женщина была похожа на прекрасный цветок на тонком стебельке: с удлиненным торсом, сжатым, как стебелек цветка, корсетом. А увенчана  эта конструкция была прекрасным бутоном – высокой прической из пышно взбитых волос.

    На изгиб фигуры влиял также покрой и детали костюма (например, рукав жабо). «Женская фигура в костюме приобретала горделивую и грациозную осанку с выпрямленной спиной, втянутым животом, очень прямо поставленной головой и перегибом в области талии. В профиль этот перегиб распределял главные объёмы фигуры по обе стороны «вертикали»: подчёркнуто-пышный бюст выступал вперёд (опускаясь при этом несколько вниз), а столь же подчёркнутая покроем юбок и увеличенная накладками нижняя часть торса выступала назад. Плавная, текучая линия силуэта продолжалась в движениях гибкого, волочащегося по земле трену». Фигуры женщин напоминали волнообразную линию, ставшую идеалом эпохи модерн.

    Стиль модерн обогатил искусство костюма новой цветовой гаммой – бледно-серые, зеленые, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафты, муслины и крепдешина блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Трен на юбке (юбка, расклешенная сзади), создававшие впечатление растекающейся по полу ткани. Цветовые контрасты применялись редко.

    Женская фигура при этом имела далекий от естественных пропорций S-образный силуэт. Сам корсет того периода был очень длинным, утягивал  талию и всю фигуру до нечеловеческого объема – 42-47см, что иной раз влекло за собой летальные исходы. Корсеты служили объектом карикатур. Модный силуэт, создающий такой образ, состоял из непомерно утянутой корсетом "осиной" талии; широких бедер; расклешенной колоколообразной, похожей на цветок юбки, которая заканчивалась треном (шлейфом), создававшим иллюзию "пены волн", из которых выходит это прекрасное неземное создание. Эпоха 1900-х гг. была эпохой небольших женщин. В моде были женщины ростом 1,55 - 1,60 м, но очень пышногрудые. Поэтому в эти годы одежда стремилась к созданию иллюзии пышного бюста. Грудь поддерживалась корсетом и культивировалась. Россия 1900-х гг. была заполонена всевозможными рецептами увеличения бюста с помощью массажей, микстур, компрессов и т.п. В одежде бюст располагался единым пышным фронтом и драпировали его, используя всевозможные рюши и подкладные ватные подушечки, добиваясь, чтобы грудь выглядела пышно и вызывающе красиво. Актуальны были формы, напоминающие цветок или крылья насекомых - они прослеживаются и в форме рукава, и в формах головных уборов, и т.д.

    Русская мода 1900-х гг. тяготела к использованию отечественных материалов. В первую очередь, это касалось кружева. Огромной популярностью пользовались муфты:

    Встретил г-жу Кузнецову с огромной собольей муфтой, которые теперь в такой моде.
    - Я вам сейчас покажу фокус, - сказала артистка и стала вынимать из муфты целый ряд вещей: два длинных шарфа, легкий классический костюм, сандалии, портмонэ, носовой платок, маленькое зеркальце, перчатки, духи...


    Шляпы

    Наиболее высоко ценились перья - страуса, цапли и райской птицы. Шляпа с декором из таких перьев стоила очень дорого, что далеко не все могли себе позволить, поэтому в ход шли и перья отечественных птиц - чайка, орел, куропатка, лесные и даже домашние птицы. Размер шляпы имел в 1900-е гг. очень сильную тенденцию к увеличению, а силуэт представлял собой шляпу с очень широкими асимметрично изогнутыми полями. Для удержания этой формы в шляпу помещался проволочный каркас. К концу 1900-х гг. шляпы стали настолько огромными, что превратились в мишень для карикатуристов; они напоминали огромные бельевые корзины, наполненные перьями. Зонтик от солнца - также непременный дамский аксессуар того времени, предохранявший его владелицу от загара, ибо, как уже говорилось выше, непременным требованием к внешности тогда была "аристократическая бледность".

    Все дамы в 1900-е гг. пользовались веерами. Декор вееров выполнялся в стилистике модерна, характерными их чертами были неровный край и излюбленные цветочные мотивы модерна - маки, ирисы и т.п. Перьевые веера также распространены.

    В костюмах 1910-х гг. все чаще заметны отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье этого времени приобретает стройный и строгий силуэт. В 1910-е гг. творчество Н. Ламановой получает признание не только в России, но и в Европе.

    XX век: век трансформаций.

    В XX веке единого стандарта женского силуэта не наблюдается. Изменения непосредственно зависят от событий общественной жизни и быстро набирающего обороты технического прогресса. С 1890 по 1914 гг. стал уникальным в истории костюма. Новая форма мягкого лифа, который мог носиться без корсета, значительно уменьшение количества нижних юбок, более простые, лишённые тяжёлой многослойности платья значительно облегчили наряд. Новая женщина – подвижная и независимая – постепенно отказывается от замкнутости.

    Мужской костюм

    В моде:

    Светлые костюмы, брюки  и приталенные пиджаки, из-под которых виднеется белые воротники сорочки и галстуки. В 90-х в моде были брюки в полоску или клетку, узкие брюки с манжетами, освобождающие щиколотки. В конце XIX столетия в моде  котелок. Подобный головной убор носит средний буржуа эпохи модерна. Бархатный пиджак, с моноклем. Строгий по силуэту, монохромный официальный костюм создавал образ уверенного в себе делового человека. Черный цилиндр – один из популярнейших мужских головных уборов эпохи модерна, который можно по праву считать символом уверенности идеального мужчины. Наглухо застегнутый темный сюртук, жесткий воротник, объемный шейный платок были внешним выражением викторианской сдержанности и неприступности.

    Идеальные типы лица мужчины эпохи модерна – мужчина мужественный с ярко выраженными признаками: аккуратные борода, усы, короткая стрижка. На рубеже веков идеалом считается закрытый с ног до головы джентльмен, денди, поражающий своей строгостью и неприступностью.

    В целом мужчины носили те же рубашки, что и раньше, изменился лишь фасон воротника: теперь в моде стоячий воротник с отворотами. Манжеты рубашки так туго крахмалились, что на них можно было писать. В эти годы из употребления исчезли цветные фраки, остались лишь черные. Костюм отличался от прежнего только более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят мешковатые, широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу брюки «французского покроя».

    Мужская мода не переживала особых изменений. Обновление ее заключалось в изменении длины пиджаков и пальто, ширины брюк и лацканов.
    Прически

    Одним из характерных для этого времени нововведений было полное изменение представлений о гигиене вообще и о гигиене волос в частности. Если в XVII–XVIII веках мытье головы заменяли расчесыванием с пудрой, то с середины XIX столетия обязательный уход за женскими волосами, например, предполагал не только расчесывание и заплетание на ночь в косу, но и нечастое мытье (в конце столетия, например, рекомендовалось мыть голову один раз в две недели) мыльным раствором, а начиная с эпохи Третьей республики — только что изобретенным шампунем.

    Во Франции был изобретен новый метод горячей завивки щипцами, позволявший создавать характерную для той эпохи волнистость волос. Был открыт секрет химической завивки. Правда первое время сам процесс был чрезвычайно дорогим и занимал порой до восьми часов. В начале ХХ столетия стали использовать первые устройства для сушки волос — фены, рукава которых поначалу присоединялись к домашним печам и даже к только что появившимся пылесосам. В 1900-е годы переживала второе рождение мода на шиньоны.

    В эпоху господства стиля модерн, в 1890–1900-е годы, женские волосы сделались не просто предметом гордости их обладательниц, но и объектом творческой рефлексии: длинные волосы и локоны стали непременной частью орнаментов и декоративных работ в стиле модерн.

    В 1890-е вместе с закрытыми платьями пришла и мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко» и т.д. Готовую, довольно объемную, прическу оформляли при помощи щипцов «волнами» (волна — один из излюбленных мотивов модерна). В большинстве случаев для придания объема и «волн» использовались еще и дополнительные проволочные, картонные и роговые каркасы, а также фальшивые волосы. Объемные прически эпохи модерн влияли и на особенности дамских шляп того времени: их делали с чрезвычайно широкой тульей, поскольку такую шляпу надевали не столько на голову, сколько на прическу.

    Знаменитой персоной была бельгийская танцовщица Клео де Мерод. Она была всегда естественна и элегантна, в обществе всегда появлялась в бледных декадентских туалетах без излишеств. Потрясающая красавица, Клео первая совершила революцию в женской моде. В то время светские дамы в обязательном порядке завивали свои волосы в локоны. Выйти в свет простоволосой считалось верхом вульгарности и неприличия.

    Аристократка Клео упростила свою прическу: носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала). Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все женщины Европы стали делать себе бандо. Когда в конце XIX века в Москве открылся первый универмаг - «Мюр и Мерелиз» (сегодняшний ЦУМ) - все кассирши были в прическах а ля Клео де Мерод.

    Мужчины. К концу столетия все, кроме пожилых людей, носили совсем короткие стрижки. Только нищие, люди из простонародья и представители богемы: музыканты, поэты, художники — носили довольно длинные волосы. В 1900–1910-е годы в мужской прическе особенно ценился идеальный пробор, который порой даже специально протравливали сильными химическими средствами.

    Бороды постепенно исчезали: в 1890-е годы они оставались только у стариков и пожилых людей, а молодежь решительно от них отказалась. В кругу художников «Мира искусства», которые, в отличие от мастеров предыдущего поколения, передвижников, подчеркнуто подавали себя как светских людей, бороду носил только Александр Бенуа, претендовавший на роль идейного лидера группировки. Существовали и региональные моды: так, в США совсем не носили бород, а во Франции, наоборот, борода пользовалась популярностью. С началом нового столетия произошел окончательный отказ от бороды, бакенбардов, а иногда и от усов тоже.
    Графика
    Только в конце 19 века сформировался тот вид графики, который мы привыкли называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии, тираж мог составлять несколько тысяч оттисков. Хромолитография поднимает печать на высоту и как раз способствует расцвету графической продукции. Новые технические возможности литографии позволили использовать выразительные средства модерна с его энергичным обобщенным рисунком, плоским цветом и резко контрастными цветовыми соотношениями для широкого распространения афиши.

    Общедоступность красоты оказывается лозунгом времени. Развитие плаката стимулировало приток творческих сил в незнакомую сферу. Художники были призваны преодолеть разрыв между художественным творчеством и массовым потребителем и тем самым решительно изменить формы общественного бытования искусства. И художники превратили простое сообщение о новом товаре или о каком-нибудь событии в настоящее произведение искусства.

    Рубеж веков – это стремительное развитие промышленности и торговли, которое приводит к появлению новых фирм и товаров, о которых надо было сообщать покупателям. Торговые фирмы-заказчики требовали, чтобы плакат был доходчивым, понятным и представлял их продукцию с наилучшей стороны, мог заинтересовать покупателя.

    Надо сказать, что родоначальником стиля модерн стали графики. Первый шаг был сделан англичанами, художниками «Гильдии века», которые обратились не к прошлому и не к будущему, которого не видели, а к природе. Отсюда «флореальное» течение искусства модерна. Если Англия выступала как зачинатель, то Франция и Бельгия – как распространители нового стиля. Франция – страна плаката. Первым мастером был Жюль Шере. Плакат Шере «Жирары» показывает темпераментный танец, ставший впоследствии любимым мотивом живописи модерна.

    Яркими представителями модерна были француз Эжен Грассе. Эжен Грассе создает афиши с плавным рисунком в легких полупрозрачных тонах. Революционный шаг в искусстве плаката сделал Тулуз-Лотрек, который проявил умение достигать образной выразительности ограниченными средствами контурной линии и силуэта. Свободный рисунок, необычные композиции, вкус к японской простоте сделали его мастером плаката.

    Среди всех плакатистов лучшим был чешский художник Альфонс Муха, который создавал незабываемые афиши театральных спектаклей. Цветочные мотивы преобладали на декоративном фоне афиш.

    Мастерство и богатство фантазии в использовании цветовых сочетаний   присуще итальянским художникам — мастерам плаката: Марчелло Дудовичу и  Леопольдо Метликовицу. 

    Великолепные плакаты создавал Уильям Бредли, который делал плакаты в флореальном стиле (Велосипеды Виктор).

    Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщенный рисунок, резко контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.

    К примеру, бельгиец ван де Вельде, известный идеолог модерна, выступил в качестве автора рекламы «Тропон». К числу венских мастеров принадлежал, например, довольно известный Коломан Мозер (афиша).

    Афиши и рекламные плакаты эпохи модерна,  зачастую были основным источником информации о предстоящих театральных постановках или о продаваемых товарах. И именно поэтому афиши и плакаты того времени (которые часто разглядывали дамы той эпохи), отличаются лаконичной грацией и привлекательностью. Как правило, в них присутствует романтический женский образ.

    В России большую роль в становлении плаката сыграли мирискуссники. Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством. Одно из важнейших достижений русского дореволюционного плаката – плакат Серова с изображением Анны Павловой. Прекрасно ощущая воздушность и грациозность балетного танца, художник передает это ощущение зрителю и делает акцент на индивидуальности артиста.

    Говоря о графике модерна, нельзя не упомянуть Обри Бердсли, крупнейшего представителя стиля модерн в Англии. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.

    Интерес к национальной культуре является характерной чертой мастеров модерна, не только русского, но и европейского.

    Например, знаменитую французскую художницу Элизабет Сонрель вдохновляли романтические легенды о короле ​​Артуре, библейские сюжеты, древние и средневековые легенды о любви.

    Неповторимый стиль в русской графике создал Иван Яковлевич Билибин – стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации народного искусства – лубка, резьбы по дереву, древнерусских миниатюр. Его книжные иллюстрации отличались взволнованной поэтичностью, яркой цветовой гаммой.
    Орнамент
    Орнамент модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъема.

    Животные, птицы (лебедь, павлин, фазан, голубь, орел), цветы (розы, вишни, гвоздики, плюща, ириса, шиповника, орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), листья, деревья - излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, волосы. Разумеется, все эти "объекты" переходят в орнамент стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре.

    Роза являлась символом любви, счастья и красоты. Лилия – девственной красоты. Ирис ассоциировался с состоянием томности и неги.

    Важное и особое место в орнаменте югендстиля занимал образ Женщины. Такие художники модернисты как Михаил Врубель, Анри Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан создавали образ женщины-героини, женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы, насыщая и дополняя орнаментальную композицию.

    В стилевом наполнении югендстиля существовали различные типы орнаментного декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и целостные орнаментные композиции завораживали взгляд зрителя и придавали ему волшебное очарование.

    Эпоха модерна породила огромное количество книжных шрифтов.
    ***

    Далее зарождалось конструктивистское течение. Последнее, по мнению многих исследователей, свидетельствует о том, что искусство Модерна к началу XX в. завершило не только собственный цикл развития, но и вообще классическую эпоху европейского искусства. Модерн уже в то время называли "последней фазой искусства прошлого века... вздохом умирающего столетия". В истории искусства Модерн так и остался "переходным периодом". Последующий отказ от идей художественного преображения жизни привел к отказу от художественности вообще и появлению авангардистских течений конструктивизма, функционализма, абстрактивизма, футуризма.

    В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом "модерн" следует понимать прежде всего исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание "стиль модерна" конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.
    1   2   3


    написать администратору сайта