|
НПК .Арт-стрит.Яковлева. артстриткак реакция на социальные проблемы общества
XXIII районная научно-практическая конференция школьников и студентов
«Шаг в науку»
«АРТ-СТРИТ-КАК РЕАКЦИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА»
Российская Федерация
Забайкальский край
город Краснокаменск направление: социально-гуманитарные науки и искусство
Секция: социология, профориентация
Выполнил: ученица 10 «А» класса МАОУ «СОШ №4»
Яковлева Ксения Денисовна
Научный руководитель: Косяченко Евгения Николаевна
учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №4»
Яковлева Ксения Денисовна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» 10 «А» класс
Краткая аннотация
В Стамбуле прошёл митинг в поддержку приговорённого к тюрьме мэра города Имамоглу (16.12.2022г.) Восемь человек погибли в ходе акций протеста в Перу (15.12.2022г) Bloomberg: антиковидные протесты в Китае похожи на попытку устроить «цветную революцию» (15.12.2022г) Экс-вице-канцлер Австрии: протесты в Европе усилятся из-за санкций против России (15.12.2022г.) В регионах Греции проходят демонстрации из-за убийства подростка полицейским (15.12.2022г) В МИД России назвали протесты в Монголии внутренним делом страны (14.12.2022г) Полиция применила слезоточивый газ против протестующих в Черногории (14.12.2022г) Митингующие в Вене потребовали от властей Австрии отказаться от антироссийских санкций (14.12.2022г.)
Ежедневные сводки в интернете и СМИ говорят о том, что современный мир сотрясается от волны забастовок и массовых протестов. Новостные ленты буквально забиты сообщениями о забастовках во всем мире. Как правила, такие мероприятия сопровождаются массовыми погромами, столкновениями с правительственными войсками и побоями. Поэтому, когда мы слышим слово «протест», у нас возникают негативные ассоциации, чувство тревожности и возбуждения, опасения за собственную жизнь. История неоднократно доказывала, что мирные протесты вдвое чаще достигают своей цели, нежели вооруженные конфликты. В данной работе рассмотрена современная, совершенно новая форма протеста, которая проводится мирным путем и выражается через искусство, что немаловажно в современном неспокойном для всех мире.
В своей работе, я хочу рассмотреть стрит-арт как реакцию на социальные проблемы общества, в котором художник бросает вызов обществу и отражает в своих произведениях социальную несправедливость. Современное искусство поднимает острые социальные вопросы — это способ рефлексии для общества, зеркало, в которое смотрит наша цивилизация. Но главным «оружием» стрит-арта является обычные краски и стена, с помощью которых художники «пробивают» сердца людей. «Арт-стрит-как реакция на социальные проблемы общества»
Яковлева Ксения Денисовна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» 10 «А» класс
Аннотация
«Стена-очень большое оружие. Это одна из самых мерзких вещей, которой можно кого-то ударить»
- Бэнкси
Творчество украшает нашу жизнь и дает смысл, находит новые значения привычных вещей, открывает внутренний мир людей, которых мы никогда не встретим, но услышим их боль в музыке, прочитаем их переживания в книге, почувствуем их любовь в фильме, увидим их мысли в картине. В любом творческом процессе есть две составляющих: смысловая нагрузка и изобразительный способ, используемый для передачи этого смысла. Автор по своему усмотрению может отдать предпочтение смыслу произведения или его красоте.
Цель работы-рассмотреть стрит-арт, как протестный жанр, отражающий злободневность современной действительности через работы Бэнкси, рисунки обучающихся МАОУ «СОШ №4» и работы автора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать содержание работ; проанализировать связь содержание этих работ с реальной действительностью, людьми и проблемами; провести гугл-опрос о социальных проблемах общества, найти подтверждающую информацию об этих событиях или явлениях в жизни; доказать, что стрит-арт является мирной реакцией общества на современную действительность.
Объект - работы Бэнкси, рисунки обучающихся МАОУ «СОШ №4» и работы автора
Предмет исследования-смысловое содержание работ
Гипотеза-если мы изучим стрит-арт, как реакцию общества на современную действительность, то увидим ли мы в рисунках учащихся МАОУ «СОШ №4» и результатах опроса те же социальные проблемы, что поднимает Бенкси в своих произведениях.
В данной работе применялись следующие методы исследования:
-метод историзма, который позволил отнести работы Бенкси к конкретному историческому периоду, т.е современности;
-типологически-системный метод позволил выявить специфические черты арт-стрита;
-метод сравнительного анализа, при помощи которого были сделаны определенные выводы при сравнении работ Бенкси, работ учащихся МАОУ «СОШ №4» и результатов гугл-опроса.
Одними из самых провокационных, постоянно вызывающих споры, «долгоиграющих» и ныне процветающих направлений в искусстве является граффити и стрит-арт. Нашей задачей будет показать, что стрит-арт – это в первую очередь социальное действие, направленное на мирное решение острой социальной проблемы. В этом художественном направлении нет призыва к насильственным акциям, это способ вовлекать население в диалог и организовывать социальное взаимодействие.
Чтобы познакомиться с стрит-артом - этим видом современного искусства, не нужно посещать музеи и художественные галереи. Жители многих городов мира уже сталкиваются с ним на улицах и в подземках.
Сегодня стрит-арт могут представлять собой простейшие рисунки или надписи. Стрит-арт-одна из форм современного искусства, главная особенность которой заключается в том, что она определяется не техническими возможностями художника, его уровнем мастерства, а идеей, которая должна привлечь внимание зрителя. Стрит-арт — это процесс отражения сознания. Авторов граффити называют райтерами-«писателями».
Поэтому райтером является не только художник, который изображает картину на стене, но и обычный ребенок, рисующий картинки у себя на полях в тетради. Поэтому в данной работе, мы сравниваем работы Бенкси с рисунками учащихся МАОУ «СОШ №4», а также рисунками автора статьи для того, чтобы доказать, что арт-стрит отражает злободневность современной действительности.
По рисункам человека можно определить не только склад его личности, но и понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние человека. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования отражаются, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания.
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что арт-стрит является отражением общественных проблем, с которыми сталкивается общество в наши дни. Полученные данные гугл опроса убеждают нас, что общество не считает арт-стрит актом вандализма, призывом к общественным беспорядкам в стране, а наоборот, считает, что это современный вид искусства, в котором, художник живет среди людей, знает их быт, повседневную жизнь, понимает, что их радует и огорчает. Он обращает наше внимание на общие проблемы, иронизирует, разоблачает, призывает к их решению конструктивным и мирным путем.
«Арт-стрит-как реакция на социальные проблемы общества»
Яковлева Ксения Денисовна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» 10 «А» класс План исследования
Цель работы-рассмотреть стрит-арт, как протестный жанр, отражающий злободневность современной действительности через работы Бэнкси, рисунки обучающихся МАОУ «СОШ №4» и работы автора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-исследовать содержание работ;
-проанализировать связь содержание этих работ с реальной действительностью, людьми и проблемами;
-провести гугл-опрос о социальных проблемах общества, найти подтверждающую информацию об этих событиях или явлениях в жизни;
-доказать, что стрит-арт является мирной реакцией общества на современную действительность.
Гипотеза-если мы изучим стрит-арт, как реакцию общества на современную действительность, то увидим ли мы в рисунках учащихся МАОУ «СОШ №4» и результатах опроса те же социальные проблемы, что поднимает Бенкси в своих произведениях.
В данной работе применялись следующие методы исследования:
-метод историзма, который позволил отнести работы Бенкси к конкретному историческому периоду, т.е современности;
-типологически-системный метод позволил выявить специфические черты арт-стрита;
-метод сравнительного анализа, при помощи которого были сделаны определенные выводы при сравнении работ Бенкси, работ учащихся МАОУ «СОШ №4» и результатов гугл-опроса.
Список использованной литературы и источников:
1.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. − М.: Добросвет, 2000.− 387 с. 2. Голынко-Вольфсон Д. Стрит-арт: теория и практика обживание уличной среды // Художественный журнал.URL: http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225 (дата обращения 20.03.2017)
Мурзина И.Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал. Монография. – М.: Издательство Перо, 2014. – 197 с. 4. Радя Т. Все, что я знаю об уличном искусстве. URL: http://t-radya.com/street/39/(дата обращения 25.02.2017) 5. Савина А. Художник Тима Радя о стрит-арте.URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/191153-radya(дата обращения 01.03.2017) 6. Стрит-арт агентство Kreafish. URL: http://http://www.kreafish.ru/(дата обращения 20.03.2017) 7. Тимофей Радя − Streetartist. URL: http://nashural.ru/ural_characters/timofei-radya.htm(дата обращения 20.03.2017) 8. Тимофей Радя. URL: https://vk.com/vizer?w=wall2526967_8339 (дата обращения 01.11.2016) 9. Художник Тимофей Радя − о том, почему горожане должны выйти на улицы. URL: http://www.the-village.ru/village/city/city-interview/141743-radya (дата обращения
10.https://www.banksy.co.uk/in.asp
11.https://crossarea.ru/street-art/works/banksy-works/
12.https://www.pinterest.ru/pin/212865519860035612/
13.Биография:https:/artchive.ru/artists/67312Benksi/biography
«Арт-стрит-как реакция на социальные проблемы общества»
Яковлева Ксения Денисовна
Российская Федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» 10 «А» класс Научная статья
Протест — это реакция на общественную ситуацию. Протест-всегда публичная акция. В зависимости от характера общественной проблемы ,протесты бывают санкционированными и несанкционированными. В условиях современной действительности появились современные, совершенно новые формы протеста-флэш-мобы, хеппенинги, протестные виртуальные активности, протестные граффити.
Протестные граффити-изображения, написанные, нацарапанные на материальных объектах инфраструктуры (зданиях, крышах, деревьях, заборах)., т.е. в общественном пространстве доступном для человека. Через свои рисунки и надписи уличный художник выражает неприятие или несогласие какой –либо распространённой в обществе проблеме, привлекает внимание населения к данной проблеме. Уличное искусство отражает в основном бытовые и социальные противоречия в обществе. Граффити сегодня применяются как форма быстрого реагирования на происходящие события в городе, стране или мире.
Когда мы смотрим на произведения стрит-арта, мы не уделяем особого внимания самому произведению, его краскам, мастерству, качеству изображения, не интересуемся автором данного произведения. В глаза бросается вызов, который бросает художник обществу или отдельным субъектам общества. Художник стремится донести что то важное ,пролить свет на волнующую его проблему в обществе.
Таким образом, художественный активизм как современная форма политического протеста создает инновационные культурные смыслы и пытается бороться с идеологией крупного финансового капитала. Распространение и популярность художественного активизма и его разновидностей (акционизм, перформанс, хэппенинг, граффити, комиксы, партизанское искусство, стрит-арт) получает широкий отклик в связи с общим разочарованием в модели представительной демократии, законах и политических институтах.
Бэнкси (англ. Banksy, 1974 (?), Бристоль, Великобритания) – знаменитый на весь мир английский уличный художник, который уже более 20 лет умудряется сохранять анонимность несмотря на то, что его работы продаются за миллионы. Его настоящее имя является предметом десятка конспирологических теорий. Но принято считать, что Бэнкси родился приблизительно в 1974 году в Бристоле. Если верить Уиллу Симпсону, члену футбольного клуба Easton Cowboys, художник был вратарем в составе этой команды в 1990-х и начале 2000-х годов. Свой творческий путь Бэнкси начал в составе бристольской группы уличных художников под названием DryBreadZ (DBZ).
По одной из самых распространенных версий, за псевдонимом Бэнкси скрывается музыкант Роберт Дель Ная, участник группы Massive Attack и тоже уличный художник, творивший под псевдонимом 3D. Сторонники этой теории обращают внимание на то, что даты появления новых работ Бэнкси по всему миру подозрительно совпадают с гастрольным маршрутом музыкального коллектива.
В начале своей художественной карьеры Бэнкси рисовал «от руки», но после того, как однажды его чуть не поймали полицейские, стал работать с помощью трафаретов, которые существенно упрощают и ускоряют процесс нанесения рисунка. Его «фирменный стиль» — это черно-белые изображения, чаще всего, с одним или несколькими яркими цветными элементами, привлекающими внимание. Бэнкси оперативно реагирует на происходящие в мире события и обычно создает новые работы на злободневные темы.
Бенкси своими работами привлекает наше внимание к важным социальным, экономическим и политическим проблемам и использует очень быстрый и демократичный способ изображения – граффити по трафарету. Он известен своими рисунками, которые появляются на стенах домов в разных частях мира. Актуальность его творчества заключается в том, что оно отражает. Этот художник желает оставаться анонимным для общества и использует псевдоним Бэнкси.
Авторов граффити называют райтерами - "писателями". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.
Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.
Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта.
В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.
Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.
В данном исследовании мы ставим задачу ответить на вопрос «Является ли творчество данного художника отражением общественных проблем, или его работы – это всего лишь способ самовыражения?»
Творчество этого художника привлекает устойчивое внимание общественности, и простых граждан, политических деятелей.
Сейчас, Бэнкси мог бы открыть свою личность, ведь тогда его бы ждала слава и известность, вряд ли в современном обществе полиция бы осудила его за его работы, тем более некоторые его творения выставляются в музеях и на многие есть разрешение со стороны местных властей.
Следовательно, этот жест вызван чем-то иным, нежели простой целью самосохранения. Это помогает нам лучше понять философию его творчества. Он остается вольным художником улицы, вкладывающим в свои работы свои собственные мысли, удивительно единые с городскими пейзажами. Остается независимым от коммерческих запросов и законов «продаваемого искусства».
Также, некоторая безликость автора заставляет звучать его работы как глас народа, а не конкретного индивида. Благодаря этому, люди, а в том числе и правительство обращает больше внимания на проблемы, которые он изображает в своих работах.
Мы отобрали для более детального изучения более 100 работ (фотографий) Бэнкси и определили 20 тем, которые они отражают:
детский труд и детские мечты о лучшей жизни (23) война и ее последствия (18) зарисовки разоблачающего характера (16) бедность (6) отношения между людьми (11) сценки из жизни людей (10) экологические проблемы (9) расизм (10) проблемы мигрантов (11) идолы современных подростков (9) борьба с терроризмом (7) тотальная слежка за частной жизнью людей (6) отношение к граффити (4) проблема бездомных (3) критика деятельности церкви (3) сокрытие политических фактов (1) экономические проблемы (1) политические деятели (1)
Затем мы объединили работы по более широким темам и получили следующую таблицу. Социальные проблемы
| Повседневная жизнь
| Политика
| Экологические
проблемы
| Юмористические зарисовки
| Экономический
кризис
| -бедность (6)
-отсутствие жилья (3)
-детский труд(4)
-вовлечение детей в криминальную деятельность (1)
-мигранты, расизм, проблемы коренного населения (3)
| -детские мечты, увлечения, радости, огорчения (20)
-«идолы» современных подростков (6)
-сценки из жизни детей и взрослых, портрет (9)
-неоднозначное отношение к граффити (4)
| -политические деятели (1)
-сокрытие политически фактов (1)
-критика деятельности католической церкви (2)
-протесты, призывы (5)
-войны и их последствия, терроризм (7)
-нарушение свобод человека (4)
-критика политической системы (4)
| -экологические проблемы (9)
| -юмористические зарисовки (9)
| -экономический кризис (1)
| 18
| 39
| 22
| 9
| 9
| 1
|
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать следующие выводы. В данной выборке работ художника тема социальные темы, политика, повседневная жизнь, экология и экономика.
Наиболее яркие представители тем
|
| Идолы современных подростков
| Проблемы мигрантов
|
|
| Бедность, замалчивание фактов
| Детский труд
|
|
| Отношения между людьми
| Экологические проблемы
|
|
| Отношения к граффити
| Война и ее последствия
| Мы сравнили картины Бенкси с рисунками автора работы и рисунками учащихся МАОУ «СОШ №4».Автор в своих работах отражает ,по его мнению ,самые острые проблемы современной молодежи в школах. Рисунки учащихся ,изображены в обычных школьных тетрадях. Автора заинтересовало, что рисуют дети, какие рисунки по своему содержанию, о чем они могут нам рассказать?
Работы автора
|
| Отношение между людьми
| Отношение между людьми
|
|
| Идолы современных подростков
| Алкоголизм и наркомания
| Как мы видим, работы автора статьи перекликаются в тематике с работами Бенкси и отражают те же проблемы, что и Бенкси в своих знаменитых картинах.
Рисунки учащихся МАОУ «СОШ №4»
|
| Борьба добра и зла
| Идолы современных подростков (демон Заратос)
|
|
| Эмоция(страх)
| Отношение между людьми (герой аниме Джостар)
|
|
| Отношение между людьми (ребёнок ищет заботу и опеку в семье)
| Война и её последствия(терроризм)
|
|
| Агрессия, враждебность, злость.
| Отношение между людьми (Чернильный мальчик)
|
|
| Война и её последствия (угроза атомной войны)
| Идолы современных подростков (аниме)
| Рисунки учащихся МАОУ «СОШ №4» наглядно говорят нам о переживаниях и проблемах детей, их бессознательный импульс на современную действительность. Многие из них перекликаются с картинами Бенкси и работами автора. Наиболее острыми проблемами являются «Война и ее последствия», «Терроризм» , «Идолы современных подростков», «Отношение между людьми».
И наконец, результаты Гугл – Опроса.
В опросе «Арт-стрит- уличное искусство» приняли участие 92 респондента.
1.На вопрос, что такое арт-стрит? - 90,2 % ответили, что это направление в современном изобразительном искусстве, и всего лишь 5% респондентов считают, что это акт вандализма. Отсюда можно сделать вывод, что общественность положительно относится к этому направлению, и считает арт-стрит искусством. Никакого призыва к насилию и общественным беспорядкам в произведениях арт-стрита нет.
2.На вопрос, знакомы ли Вы с работами анонимного художника Бенкси ,75% респондентов ответили «нет» и лишь 25 %, знакомы с его работами.
3.На вопрос, какие проблемы современного мира Вы считаете наиболее актуальными?
88% респондентов – «Алкоголиз и наркомания»
79,3% ре-«Война и ее последствия», «Экологические проблемы»
70,7% респондентов-«Теракты»
41% респондентов –«Отношение между людьми»
34% респондентов –«Идолы современных подростков», «Виртуальный мир».
Все острые социальные проблемы, указанные респондентами 100% совпадают с произведениями Бенкси, работами автора статьи, как представителя молодежи и рисунками учащихся МАОУ «СОШ №4».
4. На вопрос, как Вы справляетесь с личными переживаниями?
35,9 % респондентов ответили, что стараются отвлечься от проблемы путем поиска новых занятий
25% респондентов смотрят фильмы и рисуют. Кино и рисунки ,сфера где человек по-настоящему может выразить свои эмоции ,свой внутренний мир, свое настроение.
Работа над данным проектом позволяет сделать выводы о том, что:
Во-первых, стрит-арт представляет собой протестный жанр современного искусства, его произведения часто обращаются к актуальнейшей мировой или локальной повестке, особо злободневно и остро отражают действительность.
Во –вторых, стрит-арт — это принципиально новый вид искусства: уличный художник обладает полной свободой выражения своей (в том числе острой и злободневной) идеи, без согласования с разными структурами и институциями, что и дает некоторым представителям общественности рассматривать его, как акт вандализма.
В-третьих, стрит-арт, как и любой другой вид искусства, является мирной реакцией человека на окружающую действительность.
Мы живем в мире, когда важно внимательно следить за политикой, диалогом общества и правительства. Улица — это пространство, где могут активно возникать эти дебаты, здесь можно громко и в то же время изящно говорить на самые животрепещущие темы. Стрит-арт у всех на виду. А у нас есть врожденная потребность (рисунки Бенкси, рисунки автора, рисунки учащихся МАОУ «СОШ №4») делиться своими переживаниями через картины, флэш-мобы, комиксы, хеппинги. И эта необходимость будет существовать вечно. Я считаю, что порой гораздо легче передать болезненные ощущения народа или даже всего человечества через творчество.
Приложение
Результаты опроса «Арт-стрит-современная искусство»
Дата проведения :14.12-17.12.2022г.
|
|
|