Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
https://www.pushkinmuseum. art/museum/buildings/main/floor1/4 _antique/index.php
| музей открылся в 1912 году. Его основателем и первым директором был Иван Цветаев, профессор Московского университета, отец поэтессы Марины Цветаевой. При его содействии музей получил превосходную «египетскую» коллекцию. Сейчас в залах искусства Древнего Египта выставлены экспонаты, представляющие все периоды его истории. Хранится в музее и «Золото Трои» — большая коллекция предметов, найденных первооткрывателем Трои Генрихом Шлиманом. Интересны также залы, посвященные античному искусству: Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим. Уникально собрание предметов с раскопок Пантикапеи — столицы античного Боспорского государства, существовавшего в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Коллекция античных памятников Музея относится к числу наиболее значительных в его собрании, охватывая период с конца III тысячелетия до н.э. по начало IV века. В четырех разделах новой экспозиции представлены самые интересные и характерные памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.
Первый раздел – искусство древнего Кипра, острова, лежащего на пересечении морских и торговых путей Восточного Средиземноморья. В его памятниках нашли отражение традиции и черты самых разных культур.
Второй раздел посвящен искусству Древней Греции. Особенно разнообразна коллекция расписной керамики, начиная с самых ранних образцов – микенских сосудов XIV–XIII вв. до н.э. со скромным декором, в котором преобладают линеарные мотивы, и до краснофигурных ваз Аттики и Южной Италии IV в. до н.э., украшенных сложными многофигурными композициями, часто на мифологические сюжеты.
Третий раздел экспозиции знакомит с искусством Древней Италии, в начале I тысячелетия до н.э. заселенной многочисленными народами – латинами, умбрами, осками, певцетами и другими.
Четвертый, заключительный раздел экспозиции посвящен искусству Древнего Рима. Впервые большое место отведено предметам декоративно-прикладного искусства – сосудам из стекла и керамики, мозаикам и фрагментам фресковых росписей, декоративный рельефу и бронзовой утвари, всему тому, что наполняло и украшало повседневный быт римлян.
| Музей Международного нумизматического клуба
https://coinmuseum.ru/exhibitions/from-antiquity-to-the-middle-ages/
| На выставке представлена уникальная возможность познакомиться с монетами Древней Греции и Древнего Рима, которые поведают вам о богах, императорах, быте, культуре прошлого и даже о природе. Римские монеты первоначально продолжали следовать греческой традиции, изображая богов и мифологические образы, но с развитием государственности становятся средством пропаганды официальной политики. На них начинают появляться портретные изображения, и уже со времен Юлия Цезаря монета стала чеканиться с портретом правителя. Благодаря мастерству древних медальеров мы знаем «в лицо» римских императоров. Выставка дополнена анимационными портретами римских императоров и интерактивными картами Древней Греции и Древнего Рима, а также империи Александра Македонского.
| 16 ноября 2016 в Государственном историческом музее открывается выставка "Боги и герои Древней Греции"
https://shm.ru/shows/8715/
| Выставка включает 135 произведений искусства из музеев и частных коллекций Греции, охватывающих весь период античности — от доисторической эпохи до Римской империи. Экспонаты представляют все виды древнегреческого художественного творчества: скульптуру, керамику, изделия из металла и монеты.
| Античная экспозиция — Постоянная экспозиция
Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический
https://chersonesos-sev.ru/have-a-look/antichnaya-ekspozitsiya/
| Античная экспозиция музея-заповедника отражает историю Херсонеса со времени его основания в V в. до н.э. до распада Римской империи в IV в. н. э. В этот период Херсонес представлял собой типичный греческий полис (город-государство с сельскохозяйственной округой) с демократической формой правления, развитой экономикой и культурой. В экспозиции представлены памятники, иллюстрирующие основные этапы политического, экономического и культурного развития античного Херсонеса на протяжении его тысячелетней истории. Новая античная экспозиция, открытая в 2017 г., стала результатом работы многих специалистов – сотрудников музея, археологов, исследователей, реставраторов, искусствоведов, архитекторов, дизайнеров. С 2010 по 2017 г. реставраторами музея-заповедника была проведена реставрация около 3000 древних предметов. Значительную помощь в реэкспозиции оказали меценаты – люди, которым дорог Херсонес и его история. В 2009 г. между музеем-заповедником и Благотворительным фондом А.Г. Левентиса (Кипр) был заключен договор об оказании помощи в создании новой экспозиции. В 2016 г. были выделены средства по Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Крыма и города федерального значения Севастополя до 2020 г.», что позволило наконец-то завершить ремонтные работы. Современная экспозиция истории античного Херсонеса, как и прежде, размещается в двух залах бывшей монастырской трапезной. За основу ее построения принят историко-тематический принцип показа. Первый зал посвящен истории Херсонеса в античный период. Во втором зале отражены основные занятия и различные сферы деятельности древних херсонеситов: сельское хозяйство, рыбный промысел, ремесла, торговля. Современная экспозиция истории античного Херсонеса, как и прежде, размещается в двух залах. Первый зал посвящен истории древнего города в различные периоды его существования. Представленные здесь важнейшие эпиграфические документы и выдающиеся памятники материальной и духовной культуры повествуют о характере государственного устройства, социальной и экономической жизни, а также об основных событиях во внутренней и внешней политике Херсонеса как одного из крупнейших античных государств Северного Причерноморья. Центральным экспонатом в экспозиции по праву считается небольшая мраморная стела рубежа IV–III вв. до н.э. с высеченной на ней Присягой граждан Херсонеса – уникальный памятник древнегреческой эпиграфики.
| Античный эрмитаж
https://peterburg.center/maps/antichnyy-ermitazh-skulptury-ermitazha.html
| Пройдя мимо грозных атлантов, стоящих на страже Эрмитажа, из просторного вестибюля можно попасть в 2 абсолютно разных измерения. Если на 2-ом этаже музея посетителей ждет огромная Картинная галерея, то сразу на 1-ом открываются двери в мистический античный мир. Здесь в секторах Древней Греции и Рима, а также Северного Причерноморья выставлено более ста семидесяти тысяч произведений античного искусства. История создания необычной коллекции
Пространство антики — одно из старейших и возникло задолго до образования Нового Эрмитажа, где экспонируется сейчас античная коллекция. Первое собрание античных скульптур появилось во времена Петра Первого, который с намерением привить своим согражданам европейские обычаи отправлял посланцев за границу для приобретения античных изваяний. В 1719-1720-х годах в Россию были доставлены первые античные статуи, среди которых была “Венера Таврическая” — одна из ярчайших жемчужин коллекции. В конце 18 столетия Екатерина Великая покупает резные камни, ценные произведения искусств у знатных европейских и русских семей, а также античные статуи у антиквара Лайда Брауна. Позже эти мраморные изваяния стали украшениями царских дворцов и парков. Скульптурам суждено было стать музейными экспонатами в девятнадцатом столетии. Они образовали ядро античных собраний. Вклад императора Николая Первого оказался весьма весомым. В 1852 году под его контролем возвели Новый Эрмитаж. Царь основательно занялся развитием музейной античности. Он стремился к тому, чтобы современное по тем временам экспозиционное пространство ни в чем не уступало известным мировым музеям. Тогда все большие сокровищницы искусства имели античные залы. Поэтому Николай Первый приказывает собрать античные изваяния, украшающие дворцовые интерьеры и парки города. В залах Нового Эрмитажа разместили всю античность Северной столицы. Были приобретены колоссальные статуи из особняка Демидовых. Наряду с этим, государь купил в Италии у антиквара Пиццати около 1000 античных экспонатов. Самый значительный вклад в формирование античной экспозиции сделал граф Лаваль, житель Петербурга, продавший Эрмитажу собственный “музей древностей”, в котором было 200 античных ваз, 54 изваяния и художественные бронзовые изделия. Археологические раскопки, проводимые в 19 столетии на Черноморском побережье, помогли пополнить античную коллекцию Эрмитажа. Императорское казначейство постоянно выделяло средства на проведение важных исторических изысканий. Лучшие произведения искусства, найденные во время раскопок, отправлялись в Петербург. Пополнение новыми античными экспонатами продолжилось и после кончины Николая Первого. В 1861 году для музея было куплена коллекция, которую собрал маркиз Джанпьетро Кампана. Сам коллекционер был приговорен за хищение государственных денег к 20 годам на галерах. Его коллекция была конфискована и выставлена на продажу. За ее приобретение сражались многие музеи мира. Первый директор Нового Эрмитажа Степан Гедеонов от имени императора, приобрел для Эрмитажа 767 предметов из собрания маркиза. При этом Гедеонову разрешили самостоятельно отобрать лучшие экспонаты. Это было одно из самых значительных пополнений античной коллекции музея. В петербуржскую экспозицию попало свыше сотни уникальных изваяний, среди которых были настоящие шедевры. Так, античные произведения искусства заняли залы всего 1-го этажа Нового Эрмитажа. Достойно разместить экспонаты доверили Лео фон Кленце – известному немецкому архитектору, который блестяще справился со сложной задачей. Завершилось формирование антики в 1930-е, когда были собраны все произведения искусств древности со всех музейных и частных коллекций. С 1941 года старейшие экспозиционные залы объединены в единое пространство под названием — Отдел Античного мира.
| Археологический музей Родоса
| Под исторические ценности выделено помещение, где во времена походов располагался госпиталь для рыцарских ордеров. Предметы собраны, в основном, на Родосе и представляют периоды античности и средневековья.
Даты строительства здания — 1140-1489 годы. Архитектура содержит элементы готического искусства. Особо выделяется статуя льва быком. Коллекция содержит статую Гелиоса, а также другие предметы эпохи эллинизма и периода правления Рима.
| Археологический музей Ираклиона
|
Музей образован в 1883. Его создание началось со сбора небольшой коллекции артефактов. В начале XX века археологи СтефаносКсантудидис и ЙозифХадзидакис из Греции значительно пополнили коллекцию, сделав эспозицию одной из самых известных в мире.
Повторно здание открыто в 1952 году.
В музее выделено 20 помещений с артефактами, собранными с острова Крит. Среди них предметы минойского периода, эпохи неолита и греко-римского правления.
Первый этаж представлен фрагментами фресок, найденных в Минойском дворце в городе Кносс. Коллекция содержит Фестский диск — один из первых образцов письменности. В музее также хранятся золотые украшения, рыцарские мечи.
| Новый музей Акрополя
| В залах музея Акрополя собраны артефакты с места раскопок у основания храма Парфенона. Современное помещение в десятки раз превышает по площади старую конструкцию, возведенную в 1834 году.
В музее представлены картины с изображением греческих культов Афродиты и Аполлона, Артемиды, уникальные статуи Посейдона, предметы, характерные для Римской эпохи.
Археологический музей Салоник
Коллекция посвящена развитию государства Македонии и греческому городу Салоники. Помещения вмещают 11 тысяч экспонатов, датированных периодом более 2000 лет. В залах собраны произведения искусства V-VII в. до н.э. и вазы XI в. до н.э.
В музее Греции собраны украшения из Египта и других восточных государств.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эрмитаж (от фр. «уединенный уголок») был основан благодаря деятельности Екатерины II. Датой основания музея считается 1764 г., когда у берлинского коммерсанта И. Гоцковского была приобретена крупная коллекция картин (более 200) западноевропейских мастеров (Рубенса, Рембранта, Тициана). В 1769 г. было куплено еще более значительное собрание (около 600 произведений) саксонского министра графа Брюлля из Дрездена. В их числе были полотна Тициана, Пуссена и др. Эти две коллекции легли в основу музея. Специально для их размещения был построен Малый Эрмитаж. Важную роль в формировании картинной галереи Эрмитажа сыграло приобретение в 1772 г. в Париже собрания живописи барона Кроза. Кроме того, по заказу императрицы была куплена коллекция британского премьер-министра Уопола (1779) и более 5 тыс. рисунков из собрания австрийского министра Кобенцля из Брюсселя (1781). В результате этих приобретений в картинной галерее Эрмитажа доминировали произведения итальянских, фламандских, голландских и французских мастеров XVI – XVIII вв. Среди них были шедевры Рембрандта («Жертвоприношение Авраама»), Рафаэля («Святое семейство»), Тициана («Даная»), Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто и др. При Екатерине II начинается коллекционирование скульптуры для Эрмитажа. Вначале в собрании музея преобладала мелкая пластика (например, бронзовые статуэтки из собрания Ланского). А в последствии была куплена коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая скульптурные произведения Микеланджело («Скорчившийся мальчик»), а также античные статуи и бюсты. Кроме того, императрица заказывала работы известному французскому скульптору Ж.- А. Гудону и другим мастерам. Еще более значительным собранием Эрмитажа стала коллекция резных камней. Екатерина II делала заказы на их изготовление различным мастерам, а также покупала геммы и камеи в Европе. Так, в Париже было приобретено собрание резных камней герцога Орлеанского. В результате, более 10 тыс. произведений находилось в коллекции императрицы. Екатерине II удалось создать и галерею драгоценностей, состоявшую из Золотой и Бриллиантовой кладовых. Еще одной значительной покупкой императрицы стало приобретение книжных собраний известных французских просветителей Вольтера и Дидро. Таким образом, основа богатейшей коллекции Эрмитажа сформировалась при Екатерине II за счет крупных приобретений произведений искусства, книг.
В научных программах Отдела Античного мира это направление активно развивается, в особенности, в связи с публикацией коллекций в каталогах международных серий – Корпуса античных ваз и Корпуса античной скульптуры. Хранители коллекций и реставраторы работают над исследованием реставраций собрания ваз из коллекций Дж.П. Кампана и Пицатти, (А.Е. Петракова, Н.Г. Букина), скульптуры из собраний Дж-П. Кампана и Лайд Брауна (Л.И. Давыдова, И.И. Никулина, Е.В. Андреева, С.Л. Петрова). Особенность эрмитажного собрания заключается в том, что исторические реставрации сохранились на своих местах, в отличие от многих европейских и американских музейных коллекций.
Собрание Эрмитажа носило характер придворной кунсткамеры. Первый документ, свидетельствующий о появлении музейных черт, относится к 1805 г. В нем говорилось о существовании пяти отделов. Среди них наиболее значимы были картинная галерея, минеральный кабинет и библиотека. Причем, в каждом отделе был свой собственный штат сотрудников, а также формировались принципы музейного хранения и учета (например, составлялись описи). С самого начала Эрмитаж был типичным музеем закрытого типа. Его посещение для публики стало возможным с 1852 г., когда завершилось строительство Нового Эрмитажа. Но во избежание большого количества посетителей печаталось ограниченное количество билетов. В дальнейшем собрания музея пополнялись за счет императорских коллекций; дворцовых собраний (Таврического, Екатерининского в Царском селе, Михайловского); посольских даров; подарков правителей других стран (например, знаменитая Камея Гонзаго, подаренная в 1814 г. Жозефиной Богарне) и частных лиц; археологических экспедиций (древности БоспораКиммерийского); а также конфискации собраний знати (после 1917). Архитектурный комплекс Эрмитажа Первый памятник ансамбля – Зимний дворец (1754 – 1762 гг. архитектор Ф. Б. Растрелли). В дальнейшем над созданием его интерьеров трудились Дж. Кваренги, О. Монферан, К. И. Росси. Зимний дворец служил парадной царской резиденцией свыше 150 лет. Внешний облик и внутренние интерьеры Зимнего дворца отличается роскошью и изысканностью. Наиболее великолепными залами считаются: Петровский (оформлен О. Монфераном), Гербовый (восстановлен В. П. Стасовым после пожара 1837 г.), Георгиевский или Большой Тронный (Дж. Кваренги), Малахитовый (К. П. Брюллов), а также Военная галерея 1812 г. (К. И. Росси), на стенах которой представлено более 300 портретов генералов-участников войны. Более поздними постройками архитектурного комплекса стали: Малый Эрмитаж (1764 – 1775 гг. Ж.-Б. Вален-Деламот, Ю. М. Фельетен, В. П. Стасов), Старый Эрмитаж(1771 – 1787 гг. Фельетен), Эрмитажный театр (1783 – 1787 гг. Дж. Кваренги), а также Новый Эрмитаж (1842 – 1852 гг. Лео фон Кленце) – первое музейное здание, построенное по специальному проекту. Таким образом, не смотря на то, что все здания возводились разными архитекторами, в разное время на протяжении целого столетия, все они имеют единый архитектурный облик и составляют один из величественных ансамблей Петербурга. Отделы и коллекции музея Эрмитаж – это сокровищница мировой культуры, музей который хранит около трех миллионов памятников мирового искусства, начиная с каменноговека и до современности. В его состав входят отделы истории, культуры и искусства: первобытного мира, античности, Востока, а также истории русской культуры, памятников Западноевропейского искусства. Отдел Западноевропейского искусства включает произведения итальянских (Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто и др.), испанских (Эль Греко, Веласкеса), нидерландских, голландских (Рембрандта «Возращение блудного сына», «Портрет старика в красном») и фламандских (Рубенс, Ван Дейк) мастеров. Английская школа представлена произведениями Дж. Доу, Т. Гейнсборо и др. К работам французских мастеров относятся полотна Пуссена, Ватто, Делакруа и импрессионистов. |