Главная страница
Навигация по странице:

  • Управляемая самостоятельная работа на тему: Ассортимент древесных растений

  • 1.Применение древесных растений в зеленых композициях экстерьера

  • Рисунок 1 – Озелененный экстерьер дома

  • Одиночные посадки, или солитеры.

  • 2.Декоративная роль растений в озеленении, их декоративные качества

  • Художественная выразительность

  • Список используемой литературы

  • Уср Ассортимент древесных растений. УСР1Ассортимент(Леончук17СПС). Ассортимент древесных растений


    Скачать 143.03 Kb.
    НазваниеАссортимент древесных растений
    АнкорУср Ассортимент древесных растений
    Дата08.01.2021
    Размер143.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУСР1Ассортимент(Леончук17СПС).docx
    ТипСамостоятельная работа
    #166436

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ”ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ“


    Кафедра ландшафтного проектирования

    Специальность 1-75 02 01 Садово-парковое строительство

    Специализация 1-75 02 01-01 Ландшафтное проектирование

    Управляемая самостоятельная работа
    на тему: Ассортимент древесных растений

    (лекционное занятие)


    Выполнил

    Студент

    4 курс, группа 17СПС-1




    А.П. Леончук


    Проверил

    Кандидат сельскохозяйственных наук,

    доцент




    О.В. Нилова



    ПИНСК 2020

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..

    3

    1. Применение древесных растений в зеленых композициях экстерьера…….

    4

    2. Декоративная роль растений в озеленении, их декоративные качества…..

    7

    Заключение………………………………………………………………………..

    12

    Список используемой литературы………………………………………………

    13


    ВВЕДЕНИЕ


    Декоративные древесные растения являются неотъемлемой частью при создании любых объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства. Древесные растения составляют основу практически любого сада и в значительной степени формируют его облик. Древесными растениями называют многолетние растения с деревянистыми надземными и подземными морфологическими частями. 

    Для грамотного внедрения и использования декоративных древесных растений на объектах ландшафтной архитектуры необходимы морфологические, биолого-экологические и агротехнические знания, характеризующие каждое древесное растения.

    В городах с многочисленным населением, плотной жилой, промышленной и общественной застройкой, густой сетью автомобильных дорог наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды: запыленность, высокая концентрация токсичных выбросов промышленных предприятий, уровень шума, превышающий предельно допустимые медицинские нормы.
    В решении вопросов улучшения и охраны внешней среды большую роль играют зеленые насаждения городов, промышленных территорий, зон отдыха.

    Зеленые насаждения также играют важную архитектурную и композиционную роль в ландшафте современного города, смягчают суровость архитектуры; снижают скорость ветра, уровень шума, увлажняют и очищают воздух, регулируют температуру воздуха, стерилизуют воздух фитонцидами, а так же создают комфортные условия для труда и отдыха. По выражению академика Д. С. Лихачева: "Насаждения в городе являются самым гуманистическим элементом, смягчающим суровость архитектуры". [1, с.16]

    Поэтому, благодаря поиску информации при составлении данного реферата, будущий специалист сможет более глубоко расширить свои знания касательно ассортимента древесных растений.

    1.Применение древесных растений в зеленых композициях экстерьера


    Рассматривая данный вопрос, важно понимать, что экстерьер — это особенность художественного оформления внешнего облика объектов, в том числе и зелеными насаждениями. Проще говоря, экстерьер — это внешний вид обычно каких-либо сооружений, который призван обеспечивать человеку максимально приятное эстетическое восприятие(Рис.1). В основе понятия «дизайн экстерьера» лежит идея художественного восприятия мира человеком через совершенство архитектурных форм.



    Рисунок 1 – Озелененный экстерьер дома

    Основным материалом для зеленого строительства, конечно же, являются деревья и кустарники. Видовой состав (ассортиментдревесных и кустарниковых растенийопределяет архитектурные качества насаждений, их санитарно-гигиенические свойства, долговечность и экономическую эффективность применения. При размещении различных видов насаждений учитывают местные природные условия, планировочные условия и экономические возможности.

    Массивы представляют собой насаждения лесного типа с горизонтальной и вертикальной сомкнутостью. Они создаются искусственной посадкой или формируются из естественных лесных насаждений. В крупных парках и лесопарках массив занимает площадь от одного до нескольких гектаров.

    По составу пород массивы бывают чистыми, состоящими из деревьев одной породы, и смешанными, образованными деревьями различных пород. Последние в свою очередь подразделяются на одноярусные и многоярусные. При этом выделяются породы первого, второго и последующих ярусов. Порода, преобладающая численно в составе массива, называется главной, а остальные — сопутствующими. При формировании массивов из естественных насаждений прежде всего выделяют главную лесообразующую породу, которая и определяет характер насаждения. Правильный выбор главной и сопутствующих пород является основой устойчивости и декоративности насаждения.

    Древесные породы для создания массивов подбирают таким образом, чтобы в данных экологических условиях они могли образовывать устойчивое сообщество. Индивидуальные особенности деревьев в массивных посадках обезличиваются, так как здесь воспринимаются не отдельные экземпляры, а посадка в целом. Кроме того, большое количество видов может усложнить их взаимоотношения.

    Массивам по возможности придают естественный характер. Рядовая посадка, особенно при создании небольших парковых массивов нежелательна, так как усиливает впечатление искусственности. Контурам массива придают неправильную, естественную форму. При формировании опушек используют наиболее декоративные и красивоцветущие растения.

    Рощидревесные насаждения меньших размеров, чем массивы (до 0,5 га) и состоящие из одной породы. Этот вид насаждений не воссоздает естественного лесного ландшафта в той мере, в какой это присуще крупным массивам, но, являясь соединением большого количества деревьев, имеет ясно выраженные черты природной группировки. При однородном составе она очень хорошо передает своеобразие древесной породы.

    Групповые посадки придают посадкам необходимую естественность.По составу пород группы подразделяют на чистые и смешанные. По величине различают малые группы (3-5), средние (7-15) и крупные (более 15). Деревья в группах размещаются произвольно. Редкие и ценные декоративные породы необходимо размещать малыми группами, чтобы наиболее полно показать форму кроны, рисунок ветвей и характер облиствения.

    Кустарниковые группы при формировании садово-паркового пейзажа играют в основном вспомогательную роль. Кустарники подсаживают к деревьям как в виде подлеска, для чего используются только теневыносливые породы, так и для формирования опушки. В результате увеличивается плотность древесной посадки, особенно в нижней части, и достигается плавность перехода от древесной группы к газону.

    Наибольшей декоративности и размеров деревья достигают к 20-30 годам, а кустарники — к 3-5, поэтому в отдельных видах посадок кустарниковые группы могут выполнять и самостоятельную роль. Это позволяет быстро оформить озеленяемый участок, придать на первых порах необходимую объемность посадкам, усилить декоративный эффект. Кроме того, широкое использование кустарников в озеленении позволяет сократить количество саженцев деревьев. Преимущество кустарников состоит и в том, что они более устойчивы, чем деревья, к неблагоприятным условиям среды, отличаются исключительной красотой во время цветения, часто продолжительного.

    Одиночные посадки, или солитеры. Для таких посадок подбирают виды и формы, отличающиеся высокой декоративностью в течение всего сезона. Вблизи зданий, на партерах целесообразны деревья с правильной конусовидной или шаровидной кроной; на полянах, на фоне зеленого массива — деревья с раскидистой кроной; на небольших площадках с ограниченным обзором — низкие растения или кустарники; для посадки у воды — плакучие формы. На небольших участках эффектны редкие экзоты и садовые формы, а также красивоцветущие кустарники.

    Аллеи. Их декоративность зависит от величины и формы деревьев, а также от ее длины и ширины. Для ширококронных и теневыносливых пород, у которых крона опущена до самой земли ширина аллеи должна быть 14-16 м. Деревья с более узкой кроной требуют ширины 10-12 м. Если аллея имеет ширину менее 10 м, ее можно оформить низкорослыми растениями и деревьями с пирамидальной кроной. Аллеи шириной менее 6 м не допускаются, так как они не обеспечивают разъезда двух автомашин. Деревья с очень раскидистыми кронами для аллейных посадок мало пригодны. Совсем не годятся деревья, дающие корневые отпрыски. Использование нескольких пород в аллейных посадках не допускается, так как снижается декоративность и устойчивость деревьев.

    Живые изгороди создают для ограждения, защиты от холодных ветров и снежных заносов, маскировки отдельных участков и сооружений, оформления партерных площадей и садово-парковых дорожек.

    Живые изгороди подразделяют на листопадные и вечнозеленые; по способу формирования — на стригущиеся и свободнорастущие; по форме поперечного сечения — на прямоугольные, треугольные, трапециевидные, округлые, овальные или ступенчатые; по продольному профилю — прямолинейные, волнистые, зубчатые; по количеству рядов — однорядные, двурядные и многорядные; по конструктивным особенностям — бескаркасные или с применением каркаса, особенно если изгородь устраивают из вьющихся растений.

    К ассортименту древесно-кустарниковых пород для живых изгородей предъявляют следующие требования: устойчивость к местным почвенно-климатическим условиям; способность к густому ветвлению от основания до верхушки, что присуще преимущественно теневыносливым породам; способность переносить стрижку и обрезку.

    С помощью вьющихся растений можно не только украсить отдельные здания или их ансамбли, сделать нарядными сады и парки, скверы и бульвары, но и улучшить санитарно-гигиенические условия в городе или поселке. Они уменьшают шум в домах от уличных магистралей, задерживают сажу и пыль. Вьющимися растениями драпируют в парках служебные помещения, озеленяют подпорные стенки, укрепляют откосы и склоны.

    Все вьющиеся растения, чтобы уберечь здание от сырости, обычно высаживают на некотором расстоянии от фасада. Для переброски стеблей к озеленяемой стене используют деревянные или металлические опоры. Вьющиеся растения в первые годы после посадки ежегодно сильно обрезают, в последующем удаляют только сухие части растений. У многих вьющихся растений с возрастом оголяется нижняя часть стеблей. Чтобы скрыть это, около них высаживают в виде бордюра бирючину, пироханту или другие декоративные кустарники. [2, с.41]

    2.Декоративная роль растений в озеленении, их декоративные качества

    При выборе материала в ходе ландшафтного проектирования огромное значение имеют эстетические особенности деревьев и кустарников, они характеризуются изменением размеров, формы, цвета, облиственности, что обусловлено их ростом и развитием, а также сезонными циклами жизнедеятельности. Каждое растение, особенно отдельно стоящее, имеет свои индивидуальны черты. В то же время в групповых посадках деревья и кустарники обладают способностью «притираться» друг к другу, образуя не набор отдельных растений, а единую взаимосвязанную группу, обладающую определенной способностью к саморегулированию и формированию уравновешенного объема.

    При формировании объемно-пространственной композиции парка габитусы насаждений, их высота, долговечность и динамика развития по отношению друг к другу имеют главенствующее значение. Каждый вид растений характеризуется присущей ему высотой, формой и силуэтом кроны.

    Помимо общего рисунка кроны большое значение имеет характер ветвления, рисунок и архитектоника основных «скелетных» ветвей, особенно в те времена года, когда дерево сбрасывает листву.

    Художественная выразительность того или иного вида растений определяется размерами, формой, оттенком, фактурой и подвижностью листвы, а также ее цветовой динамикой в различные времена года, характером, фактурой и цветом коры, характером цветения и плодоношения. Деревья, обладающие большой высотой, кряжистым толстым стволом и мощными ветвями, воспринимаются олицетворяющими силу, прочность. Тонкие стволики и ветви, свисающие ажурные кроны ассоциируются с грустью, нежностью, хрупкостью. Сообразно этому определяется их местоположение в ландшафте парка.

    Характер ветвления и облиствления определяет ажурность или плотность кроны дерева или кустарника и обусловливает их художественные особенности. Крона в зависимости от своей формы, отношения к высоте штамба, плотности, цветовой окраски в большей или меньшей степени влияет на «массу» всего растения. У одиночных экземпляров, растущих на открытом месте, развивается более мощная раскидистая крона, а ствол низкий и толстый.

      Архитектонические качества зеленых насаждений наиболее выражены размерами, характером ветвления, формой кроны и соотношением ее со стволом. Эти факторы в значительной мере определяют возможности композиционного пространственного использования растений и условия их восприятия в парковом ансамбле. Так, по наблюдениям В. А. Артамонова, если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт рассматриваемых насаждений, то при ближнем восприятии (в пределах одной высоты) приобретают главное значение декоративные детали, например листва и ее фактура, текстура коры, рисунок сучьев.

      Подбор ассортимента растений для создания композиций является сложной задачей, поэтому возникает острая необходимость в анализе их декоративных качеств и классификации по следующим признакам:

    1. Высота древесных растений  (I, II, III величины) и форма крон (регулярная, иррегулярная).

    2. Тип ветвления и цвет ветвей.

    3. Форма стволов, структура и цвет коры.

    4. Характер облиствения (грубая, средняя, тонкая фактура) и цвет листьев.

    5. Морфология и окраска цветков и плодов.

      Сложность построения паркового пейзажа заключается не только в подборе растений, но и учете изменений их внешнего облика и цвета в течение года, а также возраста.

      Принципы композиции и подбора пород для крупных парковых композиций отличаются от принципов подбора их в небольших садах и скверах. В малом саду особую роль приобретают отдельные декоративные свойства растений: форма и цвет листа, характер ветвления каждого дерева, строение и тон цветка, аромат, а в крупных парковых объектах зрителем воспринимается величина массива или группы, силуэт, цвет и т. д.

      Каждое древесное растение оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие благодаря форме кроны, характеру ветвления, форме и расположению листьев, окраске листвы, ветвей, ствола, цветам, плодам. При формировании группы по одному или нескольким вышеперечисленным признакам древесных и кустарниковых пород может получиться группа, интересная либо по окраске, либо по форме или ветвлению, либо по всем этим признакам одновременно.

      Современное формовое и видовое богатство древесных растений представляет потенциальную возможность для создания парковых пейзажей, но процесс отбора растений для композиции является сложной задачей, требующей учета не только биологических свойств растений, но и их декоративности. [1, с.9]

      Декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними формами, представляющими совокупность морфологических признаков. Сюда входят высота растений, форма ствола и ветвей, их соотношение между собой, архитектоника кроны, характер облиствения, форма и окраска листьев, цветков, плодов, сезонная декоративность и возрастная изменчивость — словом, все те признаки, которые отличают один вид от другого. В декоративной дендрологии имеется ряд фундаментальных работ (А. Колесников, Л. Рубцов, А. Ву и И. Галактионов) и справочников, систематизирующих и характеризующих декоративные свойства растений.

      Наиболее весомым признаком является архитектоника кроны. Она определяется по следующим показателям: форма — общий контур или силуэт, структура — характер ветвления, размещение скелетных ветвей и побегов II порядка, их мощь и просматриваемость в рисунке кроны (плотность кроны), фактура — облиственность, объемный рисунок кроны (размещение листьев и их расположение на ветвях).Для определения декоративности древесных растений по совокупности перечисленных свойств Н. Котеловой и О. Виноградовой был разработан метод комплексной оценки по формуле:



    где А1, А2...— баллы оценки декоративности каждого признака (величина, форма, фактура, окраска листьев; цветение — сроки; цветки — форма, окраска, запах; плоды — форма, окраска; форма ствола, фактура и цвет коры и т. д.); Р1 Р2...— переводные коэффициенты весомости, определяющие значимость каждого признака для данного вида, при установлении которых учитываются продолжительность и сила эмоционального воздействия. Коэффициенты определяют экспертным методом.

     

      Приведенный метод оценки позволяет вести сопоставление видов для выявления наиболее перспективных. Однако следует иметь в виду, что степень перспективности того или иного вида определяется прежде всего его соответствием художественному замыслу и отведенной этому виду композиционной роли.

      В современном озеленении декоративность является главным внешним признаком оценки состояния растений, их устойчивости в экстремальных городских условиях. Оценка ведется путем сопоставления оцениваемых экземпляров того или иного вида с эталоном — экземпляром, получившим свое развитие в оптимальных условиях и наилучшим образом проявляющим свойства своего габитуса. Чем ближе оцениваемый экземпляр к эталону, тем выше его декоративность. И здесь наиболее существенным признаком оказалась также архитектоника кроны. [3, с.146]

      Проявления декоративности растений в их внешних признаках, таких, как форма, силуэт, структура, фактура, цвет, являются так называемыми формально-эстетическими признаками.

      Л. Рубцов отмечал, что характер садово-паркового ландшафта в первую очередь зависит от физиономического облика растений, входящих в состав его растительных группировок.

      Физиономический облик растений определяется как комплексом присущих виду формально-эстетических признаков, так и индивидуальными особенностями того или иного экземпляра. Он наиболее ярко проявляется там, где выражено нерасторжимое единство внешних видовых свойств с условиями произрастания. Поэтому мы можем считать равноценными, например, роскошный экземпляр сосны, выросшей в благоприятных условиях, и сосну, выросшую в горах, прилепившуюся своим кривым стволом к скалам. Особую физиономическую выразительность имеют старые отдельно стоящие деревья, выросшие на свободе. Облик растений определяется не только их внешними признаками, но тем впечатлением, ассоциациями, с которыми в нашем сознании связано то или иное растение: «траурный кипарис», «печальная ива», «строгие ели», «мощные дубы», «кудрявые березы», «скромная незабудка», «гордая лилия», «пышная роза»... При создании садово-парковых пейзажей до некоторой степени нужно считаться с этими ассоциациями и символикой, связанной с тем или иным растением.

      Большинство древесных видов несут свою эмоциональную нагрузку, имеют характер, часто настолько выразительный, что именно он становится определяющим в формировании облика пейзажей парка и создании художественного образа парка. Так, одни растения воплощают в себе черты естественного леса, другие ассоциируются со старинными парками, третьи, в силу своей новизны, имеют явно экзотический характер, четвертые представляются как результат творчества селекционеров (различные сорта декоративных растений). Поэтому подбор растений только по цвету и форме является недостаточным и требует учета их физиономического облика, на основе единства которого и формируется целостный художественный образ парка.

      Исходя из физиономического облика растений, объекты ландшафтного искусства можно разделить на следующие группы, условно именуемые: 1) природные, 2) парковые, 3) экзотические, 4) садовые.

      Группу природных объектов образуют такие, где ассортимент, группировка растений и общая структура композиции передают облик естественного ландшафта (лесного, горного, лугового и т. д.). Чаще всего — это образ леса. Группа парковых объектов в своей основе воспроизводит образ парка, где исторически сформировались свои приемы и традиционный ассортимент. В группе экзотических объектов ведущую роль играют интродуценты или виды растений разнообразных форм, т. е. растения, по своему характеру необычные для местного природного ландшафта. Группа садовых объектов включает возможность показа всего разнообразия творчества садоводов — богатство сортов, красок и садовых форм. Каждая из этих групп имеет свое место в истории садово-паркового искусства и формирования его композиционных приемов. [4, с.70-71]

      Так, задавшись идеей формирования сада как уголка естественного ландшафта, следует использовать виды, соответствующие первой группе. Если же сад решается в традициях русских исторических парков, то здесь преимущественную роль будут играть растения из второй группы. В пределах этих группировок деревья и кустарники достаточно хорошо сочетаются между собой в силу их соответствия определенному физиономическому облику. Несколько сложнее решать вопрос формирования экзотического сада, поскольку экзоты имеют различное происхождение и соответствуют характеру своего родного ландшафта. Будучи соединенными на одной площади они часто не сочетаются друг с другом по облику. В таком случае сочетания столь различных видов целесообразно вести по форме и архитектонике кроны, окраске листвы и т. д. Такие композиции получаются несколько напряженными, поэтому иногда для их смягчения в качестве фона в ассортимент вводят традиционные виды (липа). В группировку растений садового типа включают преимущественно невысокие растения. Здесь возможно введение видов из других группировок, более крупных по своим размерам, которые позволят создать высокие изолирующие «стены» фона и, если нужно, более монументально решить объемно-пространственные задачи.

      Подбор растений по сходству их физиономического облика является одной из важнейших задач формирования художественно полноценных парковых объектов. Это потребовало соответствующей оценки ассортимента. Она была проведена с помощью экспертов, проанализировавших около 70 видов древесно-кустарниковых растений средней полосы. В результате был составлен список этих растений по группам. При этом отдельные виды были отнесены к двум или даже трем группам, что говорит либо о нейтральности характера этих растений по отношению к предлагаемым группировкам, обусловившим противоречия мнений экспертов (клен татарский, тополя — канадский и берлинский), либо, наоборот, о пластичном характере их облика, позволяющем использовать их в разных группах (спиреи, шиповники и др.). Это обстоятельство говорит также о несколько условном характере предлагаемой группировки, которую не следует понимать как абсолютную, относя растения только к какой-либо одной из физиономических групп и полностью исключая возможность сочетания растений, принадлежащих к разным группам.

      Подбор ассортимента в садово-парковом искусстве является творческим процессом, требующим знания, художественного чутья и мастерства, а значит, и совершенствования принятых правил.

      Следует также учитывать, что в различных географических районах оценка будет меняться в зависимости от местных растений, экзотов, а также традиций паркостроения.

      По степени возможного участия растений в парковых пейзажах О. Блиновский подразделяет их на следующие группы:

    • ландшафтообразующие, или ведущие, сюда входят породы с наиболее ценными  декоративными  качествами, способные при доминировании придать территории определенный характер (клен   остролистный, береза  повислая, липа  мелколистная, лиственница сибирская).

    • сопутствующие, которые играют вспомогательную роль в формировании объема пейзажа (рябина обыкновенная, груша уссурийская, черемуха обыкновенная);

    • красивоцветущие — близки к группе сопутствующих. На небольших участках во время цветения они играют роль ведущих;

    • садово-декоративные деревья и кустарники, выведенные человеком и отличающиеся особыми декоративными качествами. Рекомендуется использовать как акценты, отмечающие входы, площадки, сооружения и пр.

      Так, в защитных насаждениях, изолирующих сад от уличного движения, следует использовать виды, не только устойчивые против пыли и других вредных выбросов, но обладающие также высокими пылезадерживающими и шумозащитными свойствами. Желательно вводить быстрорастущие породы. Подпологовые кустарники должны быть теневыносливыми. [3, с.36]

     

    Заключение


    Подбор растений для объектов ландшафтного искусства — это комплексный процесс, требующий не только эстетической оценки зеленых насаждений, но и учета устойчивости в городских условиях и соответствия функциональному назначению объекта.

    Зеленые насаждения также играют важную архитектурную и композиционную роль в ландшафте современного города, смягчают суровость архитектуры; снижают скорость ветра, уровень шума, увлажняют и очищают воздух, регулируют температуру воздуха, стерилизуют воздух фитонцидами, а так же создают комфортные условия для труда и отдыха. По выражению академика Д. С. Лихачева: "Насаждения в городе являются самым гуманистическим элементом, смягчающим суровость архитектуры".

    Поэтому, благодаря поиску информации при составлении данного реферата, будущий специалист более глубоко расширяет свои знания касательно ассортимента древесных растений.
    Список используемой литературы



    1. Соколова, Татьяна Александровна. Декоративное растениеводство. Древоводство: учеб. для студентов вузов/ Т.А. Соколова.Москва: Академия, 2004.

    2. Грачева А.В. Озеленение и благоустройство территорий. Основы зеленого строительства: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / А.В. Грачева.Москва: Форум, 2009.

    3. Лысиков А.Б. Вертикальное озеленение: уроки садового дизайна / Андрей Лысиков.Москва: 2008.

    4. Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады: ист.-дидакт. очерк инж. Арнольда Регеля.по изд. Г.Б. Винклера, Санкт-Петербург, 1896 г..Москва: Фитон +, 2007.


    написать администратору сайта