Астраханский вестник экологического образования 4 (22) 2012. с. 122129. О ключевых понятиях, связанных экологическим
Скачать 347.71 Kb.
|
122 АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 4 (22) 2012. с. 122-129. О КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЯХ, СВЯЗАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ, КАК ФАКТОРОМ, АКТИВНО ВЛИЯЮЩИМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Людмила Юрьевна Чуйкова Астраханский государственный университет lud_chuikova@mail.ru экологическое сознание, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое информационное пространство В публикации приведены результаты анализа основных понятий используемых в экологическом образовании ABOUT THE KEY CONCEPTS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENVIRONMENTAL INFORMATION SPACE AS A FACTOR AFFECTING THE FORMATION OF THE TYPE OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS Ludmila Chuikova Astrakhan State University lud_chuikova@mail.ru environmental awareness, environmental education, environmental information space in the publications are the results of the analysis of the basic concepts used in environmental education На протяжении последних были проведены исследования различных подходов к экологическому образованию в нашей стране и анализ используемых, при этом, основных понятий [1-16]. Итогом нашего исследования стали определения, понятия, особенности и процессы, характеризующие наши представления об экологическом сознании. Для экологического образования и экологического воспитания мы используем следующие базовые определения: 1. Экологическое образование (ЭО) - это процесс и результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений и навыков, как один из аспектов общего образования, который является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами. 2. Экологическое воспитание (ЭВ) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к экологически грамотной производственной, общественной и культурной жизни. В соответствии с нашими представлениями о целях, задачах и результатах экологического образования и воспитания, базисными категориями, отражающими функцию экологического образования, являются «экологическое мышление», «экологическая образованность», «экологическое мировоззрение». Экологическое мышление служит инструментом экологического познания мира, то есть познания взаимосвязей, взаимоотношений и самих объектов и субъектов экологических отношений. 123 Экологическая образованность отражает уровень (по отношению к идеальному результату) познанных экологических закономерностей, усвоенных экологических знаний и сформированных умений и навыков в этой области. Что касается экологического мировоззрения, то оно отражает степень соответствия картины мира, сформированной в сознании в результате экологического образования, объективной картине мира, отражающей взаимосвязанность и взаимозависимость природы и цивилизации. В то время как базисными категориями, отражающими функцию экологического воспитания, являются «экологическая культура» личности, «экологическая ответственность», «экологическая воспитанность». «Экологическая культура» индивидуального порядка представляет собой комбинацию определенных экологических знаний, представлений о экокультурных традициях в месте проживания, а также личностных качеств, сформированных в результате экологического воспитания, которые основаны на степени значимости экологических ценностей в системе ценностных приоритетов, проявляются в усвоении принятых в обществе правил и норм поведения по отношению к природе и к окружающей среде. Экологическая воспитанность – это внешнее поведенческое проявление уровня экологической культуры, а экологическая ответственность – это один из критериальных признаков сформированности определенного уровня экологической культуры. Все вышеназванные показатели отражают изменения, произошедшие в экологическом сознании ученика, в результате экологического образования. Задача школы и конечный результат экологического образования и воспитания заключается в формировании не просто экологического сознания (оно существует всегда, но оно может быть и пользовательским, и потребительским, и агрессивным и т.п.), а уровня, адекватного реальному состоянию отношений общества и природы, на котором личность реально осознает грядущие последствия и способна спрогнозировать варианты развития этих отношений. Среди этих факторов, влияющих на индивидуальное экологическое сознание, есть факторы социального уровня, отражающие условия социальной системы - это общественное экологическое сознание и экологическая культура общества и социальной системы в целом. Под экологическим сознанием, как социальной категорией, мы понимаем форму общественного сознания, включающую в себя совокупность идей, взглядов, мотиваций, оценок, отражающих экологический аспект бытия и практику отношений между человеком и природой. Становление адекватного экологического сознания общества характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление основных мировоззренческих парадигм в русле современных проблем, опора на науку, соединение науки с гуманистическими ценностями, способность подняться над личными интересами ради интересов не только всего человечества, но и конкретных людей (население), имеющих право на благоприятную среду жизни и сохранение здоровья. Оно проявляется стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Экологическая культура общества определяет социальный продукт, произведенный определенной (научной, культурной) частью общества, в такой исторический период его развития, который требует перманентного решения экологических проблем, не представляющих собой ближайшей угрозы для общества, а скорее имеющих характер дисбаланса в отношениях с природой. Экологическая культура личности выступает в двух уровнях: первичный (раннее детство – подростковый возраст) как продукт инкультурации и социализации; сформированный (подростковый – молодой) - как продукт сформированного экологического сознания. Мы пришли к выводу о том, что такие показатели как: совокупность экологических представлений, знаний, воззрений на отношения с природой и оценка отношений общества с природой, основанная на понимании неразрывных связей человека с природой 124 (экологическом мышлении) и экологическом императиве являются основными компонентами адекватного экологического сознания. Таким образом, в формировании адекватного экологического сознания, помимо факторов «экологическое образование» и «экологическое воспитание» - значительную роль играет социальная система, история ее отношений с природой, сохранившаяся в традициях, современные культурные достижения общества и качество социокультурного пространства. Изучение факторов социокультурного пространства социальной системы, оказывающих действенных влияние на формирование экологического сознания позволит воспроизвести эту модель на уровне образовательного пространства для более эффективного решения поставленных задач. В исследовании факторов социокультурного пространства важно иметь четкие представления о компонентах социальной системы и их влиянии на сознание населения. Нами были приняты следующие интерпретации состояния социальной системы. По аналогии с природными системами, социальная система может находиться в устойчивом состоянии или в стадии развития, представляющей собой состояние, связанное со сменой приоритетов развития, предшествующее стабильно устойчивому или стабильно – неустойчивому состоянию. Социальную систему, выработавшую на данном историческом этапе способы формирования и поддержания отношений (с природой, с людьми внутри системы, с другими социальными системами), которые дают ей устойчивое состояние, можно назвать устойчивой экосоциальной системой. Сама по себе экосоциальная система представляет собой интегративное, сложно структурированное культурное достижение, в виде социально-природного образования, функционирующего подобно экологической системе: в ней действуют социальные факторы и социальные механизмы, регулирующие дисбалансные состояния и приводящие их к состоянию равновесия. Механизм их взаимодействия можно определить следующим образом: 1) естественные условия окружающей среды формируют определенные культурные достижения в сфере взаимоотношений с природой, которые передаются новым поколениям; 2) накопление новых культурных достижений в отношениях с природой влечет за собой качественные изменения в этих отношениях и переводит социальную систему на другой, более высокий уровень развития, характеризующийся более высокой степенью сложности и при сбалансировании отношений – к большей устойчивости. Последнее означает, что общество, при накоплении экологической культуры будет стремиться не к техническому совершенствованию производства для больше эксплуатации природных ресурсов, а к научному и технологическому изучению природных процессов и закономерностей, совершенствованию антропогенной деятельности и направлению ее на: восстановление естественных ландшафтов и экосистем, совершенствование системы регулирования отношений с природой, усиление контроля над природопользованием, на практические действия по увеличению на урбанизированных территориях квазиприродных систем и ландшафтов и т.п., добиваясь устойчивого внутреннего состояния всей социальной системы и баланса взаимоотношений с природой. Процесс формирования экологической культуры населения, по нашему мнению, означает выработку качеств, необходимых сообществу людей, населяющих определенную территорию, для того чтобы сохранить жизненные качества природной среды, естественное развитие природы и устойчивость существования проживающего на этой территории сообщества. Этот процесс идет перманентно, так как люди рождаются, постигают уклад жизни, традиции в отношениях с природой, экологическую культуру социальной среды, основы культуры природопользования и отношения с природой своего народа, ощущают состояние природной среды, проходят через образовательные институты, также оказывающие влияние на развитие экологической культуры личности. Состояние природной среды в месте проживания населения, сложившееся в 125 каждый конкретный период времени, является продуктом экологической культуры населения в этот период времени. При этом нельзя не учитывать состояние социальной среды, характеризующееся отношением общества к природе, к экологическим проблемам. В каждый конкретный исторический период, состояние социальной среды также является продуктом культурных достижений прошлых поколений, населяющих эти территории (или отдельных личностей). Результат или продукт некой совокупности исторических и современных культурных достижений населения (или отдельных личностей) по отношению к природе, проявляющийся в состоянии социальной среды можно назвать экологической культурой социальной среды. Таким образом, уровень экологической культуры социальной системы, по нашему мнению, можно оценить по следующим показателям: 1) состояние природной среды, определяемое физико-химическими, биологическими (растительность, животный мир) и другими параметрами, которое в целом характеризует уровень развития общественного экологического сознания, кроме тех случаев, когда состояние природных сред деформировано природными событиями стихийного или чрезвычайного характера; 2) состояние социоинформационной среды, определяемое показателями, характеризующими: - степень насыщенности информационного пространства природоохранной и экологической тематикой, отражением проблем отношений общества с природой, нравственными проблемами в отношениях с природой, научными идеями и разработками, направленными на минимизацию, компенсацию антропогенного воздействия на природу, защиту природы и т.п. (показатель насыщенности эколого-культурного слоя информационного пространства), - уровень приоритетности экологических проблем в государственной политике (региональной, федеральной) или степень озабоченности государственных структур решением проблем взаимоотношений общества и природы (эколого- политический показатель), - степень соотношения (гармонии) природных и антропогенных компонентов в урбанизированной среде (эстетический показатель), - степень направленности общественного сознания на экологические проблемы (идеологический показатель), - степень вовлеченности населения в решение экологических проблем (показатель активности); 3) по состоянию экологической культуры населения, оцениваемому на основании замеров различных показателей (экологических знаний, умений обустроить среду вокруг жилища, навыков поведения в окружающей среде, экологических установок и ценностных ориентиров, передаваемых по каналам семейного воспитания, поведения в различных производственных ситуациях и др.). Социальная среда, компоненты ее культуры, население оказывают влияние на индивидуальное сознание. Обобщенный вывод о взаимосвязи социального и психического в формировании экологического сознания можно сформулировать таким образом: 1. доминирующие в социальной среде (в общественном сознании) ценности оказывают влияние на направленность индивидуального сознания; 2. базис индивидуального экологического сознания определяет комплекс факторов окружающей природно-социальной среды: состояния природы и природных ресурсов в месте проживания; состояния материальной культурной среды, отражающей отношения с природой; состояния социокультурной среды, отражающей традиции общества в отношениях с природой, экологическую культуру природопользования, уровень экологической культуры населения. 126 Доминирующее влияние на направленность и тип индивидуального экологического сознания оказывают по нашему мнению не столько традиционная экологическая культура общества, сколько влияние доминирующих в обществе ценностей и типов сознания, вызванные доминирующим типом общественного производства. Эти доминирующие факторы проявляются в типах доминирующих информационных полей в составе информационного пространства социальной системы. Информационное пространство социальной системы отражает состояние социокультурного пространства. Оно оказывает значительное воздействие на сознание населения. На основании принятой нами гипотезы и изучения информационного пространства социальной системы, мы сформулировали следующие свойства информационного пространства социальной системы: 1. Информационное пространство является информационной базой для 2 -го этапа инкультурации и социализации, который должны пройти молодые люди, переходящие поступательно из семейно-образовательного информационного пространства в социальное. 2. Информационное пространство структурировано по отдельным слоям (полям), представляющим определенные информационные области бытия. В процессе динамического развития информационных полей, в них возникают точки возбуждения, могущие стать аттракторами, приводящими к изменениям в развитии социальной системы (например, событие которое послужило поводом для военных действий, или, наоборот – для прекращения войны) и даже к переходу ее в другое социальное состояние. 3. Информационные поля единого информационного пространства взаимодействуют друг с другом, что приводит к проникновению одной социально значимой информации из слоя – носителя в другой информационный слой и влиянию одной тематической области на другую (например, к экологизации поля научно- технической информации). 4. Информационное пространство динамично развивается во времени и пространстве. В нем не бывает завершенного состояния, но есть депонированные источники информации – книги, архивные материалы, научные публикации, произведения культуры, учебные материалы и т.п. 5. В информационном пространстве общества складывается определенная эволюционно сформированная картина соотношения доминирующих информационных полей, которая отражает соотношение определенных сфер общественного бытия. Эта картина не всегда соответствует запросам общества, что способствует повышению роли тех информационных полей, которые, по мнению общества, не достаточно активны. 6. Активизация информационных полей различной направленности происходит в результате активной общественной, просветительской, культурной, научной деятельности наиболее активных его членов – пассионариев. 7. Между информационным пространством, его отдельными слоями и сознанием членов общества возникают индивидуальные связи, которые могут трансформироваться в каналы, по которых осуществляется «неосознанные» или «осознанные» взаимодействия. 8. Информационным пространством можно управлять, и тогда оно будет отражать неестественное развитие социальной системы, что в свою очередь может привести к временному дисбалансу внутрисоциальных отношений, которое может привести к нарушению структуры социальной системы. Однако, достаточно трудно достичь постоянного информационного доминирования, хотя возможно достижение временного информационного превосходства. Это состояние, отражающее неестественное информационное доминирование одних тематических слоев над другими, не может быть существовать длительное время. 127 9. Информационное пространство универсально: любая область человеческой деятельности опирается на него. 10. Информационное пространство обладает национальной и территориальной спецификой заполнения культурно-тематических слоев, информационных доминант и доступа к ним. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о влиянии информационного пространства на экологическое сознание населения: 1. Социокультурное пространство оказывает разностороннее влияние на формирование экологического сознания населения, детерминированное, главным образом, качеством его информационного пространства; 2. Экономические ценности, актуализированные социальными процессами, доминирующие в социокультурном пространстве, оказывают сильнейшее влияние на формирование адекватного им типа отношений с природой и, соответственно, экономического или пользовательского типа экологического сознания; 3. Влияние социокультурного пространства на формирование экологического сознания детерминируется также наличием и активностью информационного экологического поля в составе информационного пространства социальной системы; 4. Качество информационного экологического поля и степень его влияния на экологическое сознание людей, находящихся в зоне его влияния, обусловлено воздействием на него: личностей-инфомодуляторов информационного поля - это люди, которые своими умозаключениями, открытиями, исследованиями «взрывают» информационное пространство, модулируя в нем волновые процессы, которые способны вызвать резонанс в сознании людей; личностей-активизаторов информационного пространства - это люди, активизирующие информационное поле эмоциональной или познавательной информацией, делая ее простой и доступной для сознания населения, перемещая ее в доступную для обывателей окружающую информационную среду - это журналисты, общественные деятели и т.п.; личностей-трансформаторов, которые осуществляют адекватную трансформацию информации, не искажая ее сущности, но, используя специальные средства для образного представления информации и ее доведения до сознания людей (ученые-педагоги, просветители, журналисты-аналитики и т.п.); людей-проводников информации - они передают трансформированную информацию к индивидуальному сознанию (преподаватели, воспитатели, дикторы ТВ и ведущие телепрограмм и т.п.). Активные информационные поля способствуют развитию и социализации молодежи в области принятой сознанием информации. Формирование экологического сознания через информационное экологическое поле происходит следующим образом: самый короткий путь информации к сознанию людей - это эмоциональное потрясение, которое способствует раскрытию «диагональных» каналов между сознанием и информационным полем социальной системы; иначе говоря, эмоциональное потрясение делает «прочистку» каналов связи сознания с информационным полем; пробуждение сознания происходит на фазе понимания эмоционально окрашенной информации, полученной по «диагональным» каналам с помощью просветителей-инфомедиаторов и трансформаторов, а понимание происходит при использовании приемов мышления. формирование экологического сознания в школе происходит на основе специально сформированного в образовательном учреждении образовательного экологического пространства с помощью эффективных образовательных технологий; 128 критерием сформированного экологического сознания является утверждение в индивидуальном сознании приоритета экологических ценностей над экономическими; На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: восприятие и осознание экологических проблем, оценка экологических ценностей, состояния окружающей среды и положения дел с охраной природы в России – это функции экологизированного сознания. «Разруха» по словам известного персонажа М.Булгакова - в голове у людей - означает воздействие информации разрушающей систему традиционных ценностей, но не дающей адекватную им ценностную основу, сопрягающуюся с базовыми семейными и генетическими ценностями. Поэтому пробуждение и развитие экологического сознания людей – главная задача в условиях экологического кризиса. Анализ исторических фактов показывает, что экологическая идея, распространяясь, создает в информационном поле общественной системы, определенную свойственную ей «окраску», формирует в нем определенный уровень концентрации, при которой она (идея) способна проникать в сознание людей и придавать ему направленность на решение тех или иных проблем. Необходимым условием для формирования экологического сознания у населения, является создание мощного активного информационного экологического поля, в котором применяются образовательные технологии для формирования экологического сознания. Таким образом, для формирования экологического сознания школьников, необходимо создать на базе школьного учебного кабинета и школы в целом экологическое информационное пространство, в котором должны присутствовать его основные элементы, соответствующие социальному информационному пространству. На основе созданного образовательного информационного экологического базиса, используя психолого-педагогические приемы и средства, учитель должен формировать на различных возрастных уровнях содержательные и ценностные компоненты экологического сознания: 1. Посредством активизации ценностного (эмоционально-чувственного) аспекта сознания, используя информацию соответствующего характера необходимо формировать и закреплять систему экологических ценностей и систему ценностных доминант, которыми в дальнейшем ученик будет руководствоваться при выборе отношения, оценки экологических событий и ситуаций и своего действия; 2. Через познавательный аспект сознания, необходимо формировать в сознании учеников концептуальные представления, основанные на использовании экологической информации и обучении специфичной интеллектуальной деятельности, представляющей собой: умения осмысливать полученную информацию, преобразуя ее в знания, способность анализировать реальные события на основе этих знаний, сопоставлять их с теоретическими знаниями и имеющимся опытом, делать выводы, прогнозировать развитие процессов и событий; 3. На основе сформированных познавательного образа и ценностных доминирующих установок и ориентиров педагогическими методами осуществлять осмысленные практические действия учащихся в природе и социальной жизни. Литература 1.Чуйкова Л.Ю. Экологическая культура, как продукт экологического образования, и ее связи с культурой общества // Экология России: путь к инновациям: межвузовский сборник научных трудов / сост. Н.В.Качалина. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2011. С. 27-35 2.Чуйкова Л.Ю. Экологическая культура и экологическое сознание школьников: взаимосвязи и взаимодействия // Современная психология и педагогика: исследования и разработки [Текст]: Сборник докладов научной заочной конференции (Липецк, 25 июня 2011 г.). / Отв. Ред. А.В.Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – С.55-62 3.Чуйкова Л. Ю. Тенденции трансформации связей между природой, культурой и образованием //Человек и образование. № 3 (28), 2011. – С. 18-22. 129 4.Чуйкова Л.Ю. О соотношении понятий «экологическое сознание», «экологическая культура» и «экологической мышление» в контексте школьного экологического образования // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: сборник трудов III Международного экологического конгресса, научный симпозиум «Образование в области экологии и безопасности жизнедеятельности, Экологическая культура», 21-25 сентября 2011 года, Тольятти – Самара, Россия. - Тольятти: ТГУ, 2011. – Т.3. – С.220-225 5.Чуйкова Л. Ю. Социальные факторы, оказывающие влияние на формирование типа экологического сознания // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 29. С. 36-41. 6.Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования. № 1(17), 2011. – С. 7-19. 7.Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования. № 1(17), 2011. – С. 20-32. 8.Чуйкова Л.Ю. Экологическая модель социальной системы: взаимосвязь и взаимообусловленность развития социальной и природной систем // Астраханский вестник экологического образования. № 2(18), 2011. – С. 20-33. 9.Чуйкова Л.Ю. Влияние социальных факторов на экологическое информационное пространство и типообразование сознания населения. // Астраханский вестник экологического образования. № 2(18), 2011. – С. 35-45. 10.Чуйкова Л.Ю. Проблема устойчивости экологической культуры и экологического сознания личности в современных условиях. – Человек и образование. № 1 (30), 2012. – 49-53. 11.Чуйкова Л.Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок. // Астраханский вестник экологического образования. № 1(19), 2012. – С. 46-68. 12.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Инфомедиаторы (резонаторы) экологического информационного пространства социальной системы России и их влияние на экологическое сознание населения. // Астраханский вестник экологического образования. № 1(19), 2012. – С. 69-75. 13.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. К вопросу формирования адекватного экологического сознания учащихся на уроках биологии в школе - ж. Естественные науки. №1 (38), 2012 г. с. 107-113. 14.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Некоторые аспекты формирования экологического информационного пространства на различных социальных уровнях. – Инновации в развитии социально-экологического образования населения. Кластерный подход: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (29-30 мая 2012 г.): Сб. науч. Тр. – Курган. Изд-во Курганского гос. Ун- та, 2012. – с. 275-279. 15. Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры. // Гуманитарные исследования. 2012. № 2. – с. 342-352. 16.Чуйкова Л.Ю. Социальные факторы как условия, определяющие направленность сознания личности и его доминанты. // Астраханский вестник экологического образования. № 3(21), 2012. – С. 44-53. |