Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема эгоизма и жадности

  • Мотив детства

  • Центральное событие сюжета

  • Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств


    Скачать 94.5 Kb.
    НазваниеРассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств
    Дата08.06.2022
    Размер94.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаAnalizy_povesti_i_rasskazov_Astafyeva_Starik_i_more (1).doc
    ТипРассказ
    #579710

    Царь-Рыба.
    Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. 

    Смысл названия


    Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.

    Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу: 

    «А ешли у вас, робяты, задушой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу.Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье…»

    Композиция


    Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка. 

    1. В экспозиции мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни. 

    2. Завязкой можно назвать момент, когда Игнатьич понял, что ему попался особенный улов. 

    3. Кульминацией является борьба рыбы и Игнатьича за жизнь, во время этих сцен появляются ретроспективные воспоминания героя о Глаше. 

    4. После покаяния в грехах наступает развязка – рыба отступает, и герой остается жив.

    Суть: о чем рассказ?


    Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств. 

    Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился. 

    По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.

    Главные герои и их характеристика




    Зиновий Игнатьич

    Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы.

    Глаша

    Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота. 

    Царь-рыба

    Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод.

    Темы


    1. Жизненный путь. Астафьев в небольшом рассказе показывает нам практически всю жизнь одного человека с помощью обобщающих отступлений: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Померкло, отодвинулось  в  сторону  даже  детство,  да  детства-то, считай, и не  было. В школе с трудом и мукой отсидел четыре зимы. На уроках, за  партой,  диктант  пишет, бывало, или  стишок слушает, а  сам на реке пребывает, сердце дергается, ноги дрыгаются, кость в теле воет — она, рыба, поймалась, идет! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой…».

    2. Быт и нравы деревни. Писатель рисует образ деревенского быта, описывая рыбацкие будни, используя особые термины, которыми пользовались браконьеры и рыбаки. Нравы деревенских жителей мы видим в описании отношений Игнатьича с односельчанами и его воспоминаниях о невесте. Она ему изменила, и он не смог этого простить, но вместо того чтобы сохранить в себе достоинство, он по-молодости поступил с ней жестоко, о чем жалел всю жизнь. Но самое интересное, что его поступок никто не порицал. Напротив, мужики сами подговорили его наказать Глашу. Так, мы видим довольно жестокие порядки, которые далеки от городских понятий о неприкосновенности женщины. В деревне слабость была личной проблемой каждого, и с нею никто не считался.

    3. Природа и человек — это основная тема рассказа «Царь-рыба». Зиновий был наказан за то, что пересек ту грань, за которой начиналось вредительство природе, не мотивированное выживанием. Он рыбачил так много из жадности, она же заставила его оказаться один на один с Царь-рыбой. Если бы он позвал на помощь, ничего бы не случилось. Но алчность отдалила героя от близких и друзей, от природы и родной стихии. Он перестал чувствовать меру, и природа его покарала. Между человеком и ею царит гармония, но стоит ей нарушиться, и стихийные силы ставят рыбаков на место.

    Проблемы


    1. Автор затрагивает проблемы экологии, в рассказе и во всем цикле основной линией становится браконьерство. Он описывает различные наказания за нарушение природного баланса. Люди берут у окружающего мира, не зная границ и не думая о том, что этот источник может иссякнуть. Если выудить и продать всю икру, осетров не будет вообще. Кстати, они и теперь находятся в Красной книге.

    2. Проблема эгоизма и жадности раскрывается в лице Игнатьича, когда он не хочет делиться возможным уловом и славой, рискуя из-за этого жизнью. Он помогает односельчанам, но в итоге чувствует свое превосходство над ними, гордится своей помощью: «…ко всем остальным чушанцам относился  с некой долей  снисходительности и превосходства,  которого, впрочем, не выказывал».

    3. Нищета. Не все герои рассказа удят рыбу из жадности. Автор показывает, как бедно и убого живут местные жители. У них нет другой работы, нет образования и перспектив в жизни. Они становятся рабами местной природы, хотя сами того не замечают.

    4. Невежество. Кроме рыболовного промысла и охоты, жители сел ничего не знают, поэтому их возможности сильно ограничены. Они не могут понять сути гуманизма и осознанного отношения к природе, им недоступны разумные доводы в пользу ее защиты.

    Основная идея


    Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше». 

    Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.

    Чему учит?


    Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.

    «…и емусделалосьлегче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

    О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.

    Старик и море

    На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу ), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».

    Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.

    Старик считает, что далёк от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

    День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.

    Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.

    В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

    Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

    Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

    - Кто же тебя победил, старик?, - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное.

    Конь с розовой гривой
    История создания произведения тесно связана с жизнью В. Астафьева. В нем отобразились воспоминания писателя о детстве. Известно, что Виктор Петрович в семь лет потерял мать. Женщина перевернулась на лодке и утонула. Отец мальчика женился во второй раз, а сына отправил в детский дом.

    Самым близким после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Ее соседом был дядя Левонтий – глава многодетной семьи. Витя дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи любили рыбачить, купаться на речке, вместе частенько попадали в веселые истории. Одна из них отобразилась в рассказе.

    Год написания произведения – 1963. На самом деле, «Конь с розовой гривой» – часть автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон».

    Тема


    В «Конь с розовой гривой» анализ стоит начинать с характеристики главных тем и системы образов.

    Мотив детства очень распространен в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

    Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник – коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.

    Бабушка и внук Витя – главные герои произведения. Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы – дед и мать Витьки.

    Центральное событие сюжета – сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туеску земляники, но часть его «добычи» съели, часть – рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.

    Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.

    Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату», но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения – ключ к толкованию названия рассказа. Розовый конь – символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть.

    В произведении раскрываются такие моральные проблемы: отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба.

    Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью.

    Основная мысль произведения: нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.

    Композиция


    Характеристика композиции – обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.

    Начинается рассказ завязкой – просьба бабушки. Далее следует экспозиция – знакомств семьей Витьки и Левонтия; развитие событий – сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация – переживания главного героя, заметит бабушка обман или нет; развязка – бабушка ругает внука, а потом Витька, по совету дедушки, мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение – часть повести.

    Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности. Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.

    Главные герои

    Мальчик автор


    Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок. Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов. Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своих поступков, его мучает совесть. Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), воспитанный, умный, ловкий мальчик.

    Екатерина Петровна



    Бабушка мальчика-рассказчика, добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, как радостно будет ребёнку.

    Дедушка


    Его поведение подчёркивает близость с внуком, он жалеет мальчика, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, жалеет, заботится.

    Санька


    Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит мальчика воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” – это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.

    Дядя Левонтий


    Сосед Екатерины Петровны. Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то работал, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.

    Тётка Васеня


    Жена Левонтия. Супруг получает зарплату и ежемесячно устраивает “пир”. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, щедро питаются дарами леса, реки, подворовывают у соседей.

    Жанр


    Жанр произведения В. Астафьева – рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объем, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.

    Фотография, на которой меня нет

    История создания


    Замысел рассказа возник у Виктора Астафьева при просмотре старых фотографий, среди них была одна, на которую автор, будучи маленьким ребенком, не попал из-за болезни. Старый снимок всколыхнул в памяти писателя события давно ушедших лет, и ему захотелось увековечить их на бумаге.

    Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — это часть масштабного произведения Астафьева автобиографической направленности. Его название — «Последний поклон». Писатель планировал написать о своей родине и земляках, о близких людях и своем детстве, прошедшем в Сибири.

    Главную роль автор рассказа отводит идее родства, связи и преемственности поколений. Эти понятия как нельзя лучше раскрываются через отношения главных героев произведения – бабушки и внука. Впервые о важности добра и дружбы в жизни человека именно бабушка рассказывает своему внуку.

    Работу над объемной книгой Астафьев начал в 1956 году, с небольших набросков, составленных из детских воспоминаний. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», вошел в сборник Астафьева «Далекая и близкая сказка», вышедший в 1968 году.
    Включить звук

    Тема


    Взявшись за написание такого сложного произведения, Астафьев преследовал очень важную цель – показать значимость таких понятий, как семейные ценности и традиции, доверительные взаимоотношения с близкими людьми, любовь и дружба.

    В автобиографическом рассказе «Фотография, на которой меня нет» автором описаны все перипетии деревенской жизни сибиряков в период близившейся войны.

    Значимым событием для жителей глухой деревушки становится приезд фотографа из города. Он был специально приглашен для того, чтобы сделать снимок сельских школьников. Главный герой оказывается не в состоянии пойти в школу в день фотографирования – он сильно простужен. Накануне он, вместе с другом провалился в глубокий сугроб и сильно замерз. Заботливая бабушка как может выхаживает захворавшего внука, но все тщетно. Верный Санька, узнав о болезни друга, тоже не идет фотографироваться. Этот момент показывает яркий пример настоящей дружбы, преданности и самоотверженности. Это – большая жертва, на которую способен далеко не каждый – отказаться от чего-то важного ради дружбы.

    Значимую роль в рассказе играет образ учителя. Он образован, вежлив и находится в почете у жителей деревни. Добродушные односельчане посильно помогают семье учителя: деревенские женщины угощают его разными вкусностями, мужчины – обеспечивают дровами. Они понимают, что учитель, пожертвовал городской жизнью со всеми удобствами и переехал в далекую деревушку, чтобы учить детей. Именно учитель принес Вите снимок его одноклассников, всех, кроме мальчика. Этим учитель показал пример доброты и сопереживания.

    Уже будучи взрослым, Витя, глядя на фотографию, погружается в воспоминания, дорогие его сердцу. Снимок – как летопись истории, хранит памятные события давно прошедших лет.

    Такова была цель писателя – показать, насколько важно сохранить в памяти свою историю, прошлое, без которого невозможно построить полноценное гармоничное будущее.

    Композиция


    Композиция рассказа характерна для многих произведений автора – повествование идет от двух рассказчиков. Вначале это маленький мальчик, описывающий события, немного наивно, как и полагается ребенку. Он верит в счастливое будущее. В конце произведения рассказчиком выступает уже взрослый, переживший войну, человек. В его руках – старая потрепанная фотография, на которой запечатлены лица тех, кого унесла жестокая война. Теперь память о них только здесь, на фото.

    Особенностью данного рассказа является отсутствие описания войны. Она здесь только подразумевается. Трудности довоенного периода и ужасы войны проносятся перед глазами читателей, заставляя их задуматься о ценности жизни и памятных вещах, хранящих в себе историю, таких, например, как старые фотографии…

    Жанр


    Виктор Астафьев создал ряд автобиографических рассказов, составивших затем повесть «Последний поклон». «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав этой повести.

    Произведение писателя сильно откликается в сердцах людей, герои его близки читателю, поэтому рассказ читается легко и с удовольствием. В свое творение автор вложил душу, что и объясняет его ценность и близость каждому человеку.


    написать администратору сайта