Авторская песня
Скачать 37.98 Kb.
|
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды» ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА по предмету «История» Реферат на тему: «Авторская песня» Выполнила студентка группы 27-3 Сычёва Юлия Павловна Проверила преподаватель Павлович Елена Борисовна Оценка _________________ Санкт-Петербург 2021 Содержание Введение 3 1 часть. Что из себя представляет авторская песня 4 2 часть История авторской песни 5 3 часть Отношение властей к авторской песне 6 Заключение 9 Список использованных источников 10 Введение Цель работы - познакомиться с авторской песней, узнать о её истории значении в СССР. Задачи: - дать определение данному явлению, - изучить доступную информацию на данную тему, - рассмотреть отношение народа и власти СССР к данному явлению. Феномен авторской (как её ещё называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает её далёким прошлым. Трудно отрицать, что авторская песня с её тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий. Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племён галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они ещё не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало… Что из себя представляет авторская песня Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъёме внезапно и самопроизвольно. Главной особенностью Авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего сочинения. Важно ещё отметить, что Авторскую песню принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого Авторскую песню называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем. Тематика, затрагиваемая в Авторской песне весьма разнообразна. В композициях повествуется о мужественных, смелых и стойких людях, о романтиках, путешествующих с гитарой и рюкзаком, а также особое внимание уделяется таким истинным ценностям, как любовь, дружба и верность. В них с восхищением рассказывается о красоте родной природы, но презирается мещанский уют, который в большинстве случаев высмеивается в сатирической форме. В Авторской песне, которую также именуют бардовской, весьма часто используется своего рода драматургия и потому некоторые композиции представляют собой, наполненные монологами, диалогами и даже сценками, маленькие спектакли. История авторской песни Авторская песня, которую помимо того заслуженно величают поющей поэзией, как жанр возникла в Советском Союзе, в середине пятидесятых годов, однако необходимо заметить, что истоки её истории необходимо искать по всему миру в глубине древних веков. В страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, и так называемые самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине. Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней. Изначально его активное проявление было отмечено в студенческом обществе. Именно в молодёжной среде стали создаваться ироничные песни на социальную тематику, особенно волнующую юное поколение. Это были непривычные для того времени композиции. В них были простенькие тексты и незамысловатые мелодии с гармонией в три аккорда. Однако неформальный подход к темам и постоянно звучащие в текстах местоимения «я» и «мы» наполняли песни необычайной магией и делали их необычайно популярными. В результате молодёжь стала активно осваивать гитару, и самодеятельная песня задорно зазвучала не только на выездах студенческих стройотрядов, но и в туристических походах. Необходимо отметить, что такое интенсивное развитие авторской песни совпало с периодом, которое в нынешнее время называют «хрущёвской оттепелью». В нашей стране, где тоталитарный режим, подразумевал полный государственный контроль над общественной и частной жизнью своих граждан, это ощущалось глотком свежего воздуха, который имел вкус свободы. При этом на данном начальном этапе авторскую песню власти серьёзно не воспринимали, так как считали это безвредной демонстрацией самодеятельности, которая публично почти не исполнялась и распространялась только из уст в уста и на магнитофонных записях. Первый этап формирования жанра авторской песни, который довольно часто называют романтическим, закончился в середине 60-х годов. На смену ему пришёл совершенно иной период. Наступало время «заморозков», а затем идеологической «зимы». Авторы самодеятельной песни смело обратились к острой критике действующего строя. Их протестные композиции не только сатирически трактовали окружающую жизнь, но и откровенно поддерживали диссидентов, то есть инакомыслящих членов общества, преследуемых официальными властями. Именно в эти годы самодеятельная песня, обретя зрелость и жанрово сформировавшись, стала настоящей авторской песней, которая собирала молодёжь в клубы и на многотысячные слёты - фестивали, где поруганные идеалы интеллектуалов-шестидесятников находили свое выражение. В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов. Отношение властей к авторской песне Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака». Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать. А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные». Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат». Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…» С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту. В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне. И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить… Заключение Авторская песня стала полем взаимодействия песенно-фольклорной и литературной традиций, она обогатила поэтическую культуру и шедеврами утонченной исповедально-психологической, любовной, философской лирики, и оригинальными формами «сюжетной», «персонажной» поэзии; она явила достойное продолжение лучших традиций отечественной сатиры, гражданско-патриотической поэзии; поэтами-бардами были созданы и масштабные лиро-эпические полотна, заключающие художественное постижение судеб русской и мировой истории и культуры. Рожденная атмосферой послевоенной, «оттепельной» эпохи, бардовская поэзия в своих вершинных образцах вышла далеко за пределы того времени, став органичной составляющей национального культурного опыта. Авторская песня - это самобытный жанр, всегда стремившийся быть свободным и неподцензурным, сегодня считают уникальным явлением в отечественной культуре. Композиции, привлекающие душевными поэтическими текстами, обращёнными к каждому человеку, а кроме того запоминающимися мелодиями, сразу располагают слушателя к искреннему восприятию исповедальных песен их талантливых авторов. Список использованных источников Высоцкий Владимир: Ничипоров И.Б.: Авторская песня в 1950-1970-х гг. В русской поэтической традиции - творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи, http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/nichiporov-avtorskaya-pesnya/zaklyuchenie.htm Статья «Барды и авторская песня» https://back-in-ussr.com/2015/10/bardy-i-avtorskaya-pesnya.html Статья «Что такое авторская песня» https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/avtorskaya-pesnya |