Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Общие положения авторского права 1.1. Понятие и функции авторского права

  • 1.2. Исторические этапы развития авторского права в России

  • 1.3. Субъекты авторского права

  • 1.4. Объекты авторского права

  • 2. Содержание авторских прав 2.1. Личные неимущественные авторские права

  • 3. Защита авторских прав в гражданском праве Российской Федерации

  • Список использованных источников Нормативно-правовые акты

  • Учебная литература

  • Авторское право. Авторское право. Юридические аспекты. Авторское право. Юридические аспекты


    Скачать 69.23 Kb.
    НазваниеАвторское право. Юридические аспекты
    АнкорАвторское право
    Дата08.04.2022
    Размер69.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАвторское право. Юридические аспекты.docx
    ТипРеферат
    #455405


    РЕФЕРАТ

    на тему: «Авторское право.

    Юридические аспекты»

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………...3

    1. Общие положения авторского права……………………………………....5

    1.1. Понятие и функции авторского права…………………………………...5

    1.2. Исторические этапы развития авторского права в России…………….6

    1.3. Субъекты авторского права……………………………………………...10

    1.4. Объекты авторского права…………………………………………….....14

    2. Содержание авторского права…………………………………………….17

    2.1. Личные неимущественные авторские права…………………………...17

    2.2. Имущественные права…………………………………………………...18

    3. Защита авторских прав в гражданском праве Российской Федерации…21

    3.1. Понятие и способы защиты авторских прав……………………………21

    3.2. Защита авторских прав от нарушений в сети

    Интернет ……………………………………………………………………....23

    Заключение…………….………………………………………………………25

    Список использованных источников………………………………………...27



























    Введение



    Авторское право – это институт гражданского права, который регулирует и охраняет права создателей произведений науки, литературы, искусства.

    Специфика института авторского права состоит в том, что он охраняет не только имущественные права и интересы авторов, но и духовные интересы. Вместе с тем институт авторского права затрагивает также и общественные интересы: интересы культуры и просвещения, вследствие чего правоотношения, регулируемые законом об авторском праве, приобретают исключительный юридический и общественный интерес.

    В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Помимо этого к объектам авторского права относятся производные произведения и различные творческие составные произведения (различные сборники). Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме ( письменной, устной, и др.). Однако оно не распространяется на идеи, методы, процессы, концепции, принципы, открытия и факты.

    Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования. Авторское право поощряет стремления авторов создавать выдающиеся произведения науки и искусства, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях и тем самым способствует духовному взаимообогащению, свободе самовыражения и информации.

    Актуальность данной темы, прежде всего, обусловлена ролью института авторского права в развитии отечественной и мировой культуры.

    На данном историческом этапе развития общества авторские и смежные права часто нарушатся. Нарушения авторских прав наносят вред обладателям исключительных прав на произведения, государству, которое не получает причитающихся ему денежных средств и в целом негативно сказываются на развитии культуры. Поэтому в данной работе мы также остановимся на проблеме защиты авторских прав.

    Объектом исследования является авторское право как институт гражданского права.

    Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.

    Цель работы – анализ авторского права с позиции правового поля.

    Задачи работы:

    1) дать понятие и определить функции авторского права;

    2) рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России;

    3) определить субъекты авторского права;

    4) изучить объекты авторского права;

    5) проанализировать личные неимущественные авторские права;

    6) рассмотреть имущественные права;

    7) исследовать основные формы и способы защиты авторских прав;

    8) рассмотреть способы защиты авторских прав от нарушений в сети Интернет.

    Методологической основой работы послужили: методы сравнительного анализа, обобщение нормативных материалов, исторический метод, анализ научной литературы, классификация, теоретико-правовое прогнозирование.

    Теоретическую основу работы составляют труды И.А. Зенина, Е.А. Позднякова, Е.А. Суханова, Н.В. Щербак.

    Нормативно-правовую базу работы составили: Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ часть 4.

    Структура работы включает в себя введение, основное содержание, состоящее из трех глав, разделенных на параграфы, заключение и список

    использованных источников.

    1. Общие положения авторского права
    1.1. Понятие и функции авторского права
    В научной литературе существуют несколько подходов к определению понятия «авторское право».

    Проанализируем два определения исследуемого нами понятия. Е.А. Позднякова отмечает, что под авторским правом следует понимать совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в связи с созданием и использованием произведений наукилитературы или искусства1. Н.В. Щербак считает, что авторское право– это совокупность норм гражданского права, которые регулируют исключительное и независимое от третьих лиц господство над неповторимым результатом творческой деятельности и введением ее в экономический оборот1.

    Как мы видим, к понятию «авторское право» применяются два подхода: объективный и субъективный. В объективном смысле авторское право- это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право - это совокупность субъективных прав, которые возникают у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

    Авторское право должно обеспечить интересы авторов и их правопреемников, но в то же время обеспечить интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

    Е.А. Суханов выделяет четыре функции авторского права:

    Первая из них - признание авторства и охрана произведений науки,

    литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания.

    Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто
    и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение.

    Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

    Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.2

    Итак, авторское право — один из институтов гражданского права, который решает конкретные функции и задачи.

    1.2. Исторические этапы развития авторского права в России
    Современное российское авторское законодательство сложилось в результате длительного исторического развития.

    В России регулирование отношений, связанных с созданием и распространением литературных произведений, изначально возникло не в целях защиты интересов авторов. Российское авторское право было тесно связано с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело, с которым связывают начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. При этом запрещалось печатать книги на русском языке с целью сохранения государственной монополии. В 1816 г. был принят акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.

    В 1828 г. вступил в силу Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг». В ней впервые были прописаны специальные нормы в сфере авторского права. В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии авторское право стало распространяться на музыкальные, художественные и иные виды произведений. С 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. Эта норма соответствовало международной практике того времени.

    Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят закон об авторском праве Российской империи, который обеспечивал целесообразный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Стоит отметить, что в этот период Российская империя имела двусторонние отношения с Францией и Бельгией в области авторского права.

    Все вышеобозначенные законодательные акты сыграли положительную роль в развитии и совершенствовании авторских правоотношений.

    Рассмотрим эволюцию законодательства об авторском праве в советский период.

    В 1928 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Основы авторского права», которое устанавливало понятие авторства, объекты авторского права, а также значительно продлевало сроки охраны объектов авторского права и свободное использование произведений. Важной особенностью этого нормативно-правового акта являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование данного института гражданского права. Например, устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

    Важную роль в становлении авторского права сыграл Гражданский Кодекс РСФСР 1964 г. В отличие от Гражданского Кодекса 1923 г. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон. Кроме того, предусматривалась более полная и подробная разработка авторского права.

    Вышеупомянутые акты предусматривали возможность предоставления произведениям иностранных авторов, выпущенным заграницей, авторско-правовой охраны в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако вплоть до 1973 г. такого рода соглашения отсутствовали.

    В 1973 г. СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция). Это обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет заграницей: исключительное право автора переводить и выпускать переводы, произведений.

    Подробнее остановимся на развитии института авторского права в Российской Федерации.

    Перемены, происходящие в политической, экономической и духовной сферах жизни общества, определили правовые предпосылки для развития института авторского права

    9 июля 1993 г. был принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Он включает в себя пять разделов: Общие положения. Авторское право. Смежные права. Коллективное управление имущественными правами. Защита авторских и смежных прав. В 1995 г. Российской Федерации присоединилась ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года). В 2004 г. были внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах. В частности, был восстановлен режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией, скорректированы сроки предоставления охраны произведениям, введено «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое. В связи с введением в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ вышеобозначенный закон утратил свою силу.

    В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

    Часть четвертая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права.

    Ряд норм четвертой части ГК РФ посвящен защите прав авторов. Основной принцип защиты прав автора, реализованный в четвертой части ГК РФ, предусматривает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, которое первоначально возникает у автора, а к другим лицам может перейти только по договору или на иных основаниях, специально установленных законом.

    Кроме того, в ГК РФ была усилена охрана личных неимущественных прав авторов: восстановлено право автора на неприкосновенность произведения; определен порядок внесения наследниками или правопреемниками автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и по его истечении.

    Большое внимание в законе уделено характеристике и регламентации договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, с помощью которых осуществляется оборот прав на объекты интеллектуальной собственности.

    На наш взгляд, включение положений об авторском праве в ГК РФ позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.
    1.3. Субъекты авторского права
    Субъектами авторского права являются:

    1) автор – непосредственный создатель произведения;

    2) соавторы;

    3) составители – авторы сборников и других составных произведений;

    4) правопреемники автора.

    Остановимся на каждом субъекте авторского права.

    Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Таким образом, субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное. Закон не признает автором результата интеллектуальной деятельности гражданина, который не внес личный творческий вклад в создание такого результата. Под термином «гражданин», исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ, понимается как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства.

    В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности. Данное право включается в правоспособность, которая возникает в момент рождения и прекращается смертью лица. Однако для осуществления авторского права нужно достичь 14-летнего возраста ( ст. 26 ГК РФ). Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители. Следует отметить, что субъектами авторских прав могут быть как дееспособные, так и недееспособные лица.

    Право авторства и право автора на имя являются неимущественными правами, то есть они не имеют экономического содержания и являются непередаваемыми и неотчуждаемыми. После смерти автора они прекращаются. Защита авторства и имени автора в таком случае осуществляется уже не на основании субъективного права, а в общественных интересах.

    В ст. 1267 ГК РФ также говорится о частном случае охраны таких прав – после смерти автора. В соответствии с этой статьей, авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо. К их числу относятся наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица (органы, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, обладатели исключительного права, государственные органы в области культуры, фонда культурного наследия того или иного автора и т.д.).

    Исключение из данного правила в отношении защиты авторских прав содержит норма пункта 2 ст. 1267 ГК РФ, в которой говорится о том, что автор вправе в порядке, который предусмотрен для назначения исполнителя завещания (данный порядок установлен нормами ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Такое лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

    Также ГК РФ предусматривает, что в случае отсутствия таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти такого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

    Если в создании произведения участвовало несколько лиц, используют термин «соавторство». Закон называет соавторами граждан, создавших произведение совместным творческим трудом. Они признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. И. А Зенин уточняет: «Совместное создание результата не означает одновременного присутствия соавторов и одновременного совершения ими действий по созданию результата в одном и том же месте. Порядок совместного создания может быть регламентирован по соглашению сторон»1. Таким образом, для признания лиц соавторами необходимо существование совместного творческого замысла.

    Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений. Статья 1260 ГК РФ регулирует авторские права переводчика, составителя сборника и автора составного произведения.

    Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

    Составителю сборника и автору иного составного произведения (энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа и т.п.) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

    Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения вправе осуществлять свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

    Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

    Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и

    продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

    Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам, либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

    Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству. Правопреемники это физические и юридические лица, которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства, но обладают определенным объемом авторских правомочий по использованию произведений в результате наследования или действия определенных заключенных с автором договоров на использование его произведения. Правопреемниками могут быть: наследники, государство, юридические лица (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения.

    Наследники как субъекты авторского права приобретают права в силу закона или завещательных распоряжений. По закону и по завещанию наследнику принадлежит право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения, право на вознаграждение. Наследник вправе решить вопрос об использовании изданных произведений, а также тех, что еще не выходили в свет. Авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора.

    Государство становится субъектом авторского права в определенных законом случаях: при принудительном выкупе авторского права, объявлении произведения достоянием государства, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом.

    Стоит отметить, что наряду с физическими лицами обладателями авторских прав по российскому законодательству выступают и юридические лица. Юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, а также по завещанию автора. В этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права.
    1.4. Объекты авторского права
    Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под произведениями, которые следует считать объектами авторского права, подразумеваются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

    К объектам авторских прав Гражданский кодекс РФ также относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

    Помимо этого, к объектам авторских прав относятся:

    1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Произведение как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. Статья 1259 пункт 3 ГК РФ предусматривает общие требования к форме произведения. К ним относятся: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная форма.

    Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные

    Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

    Согласно статье 1259 п. 5 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

    Кроме того, объектами авторских прав не являются:

    1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

    3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (например, сообщения о новостях дня, программа телепередач и др.).

    Обобщая сказанное, следует отметить, что авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности: произведений науки, литературы и искусства. Однако само понятие произведения законодательно не закреплено, что создает определенные процессуальные сложности. Тем не менее закон устанавливает, что произведение должно быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме.

    2. Содержание авторских прав
    2.1. Личные неимущественные авторские права
    Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений широкий круг авторских прав, которые представляют собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав. Личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят срочный характер.

    В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

    Основным неимущественным правом автора является право авторства. Именно на его основании возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

    Важным личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения. Гражданский кодекс РФ (ст. 1266 п.1) не допускает без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Следует знать, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения, которые, однако, не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения.

    Искажение или иное посягательство на произведение, которое способно нанести ущерб чести и достоинству, дает автору право требовать защиты.1

    К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Если автор передает другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения. Статья 1269 ГК РФ дает автору право на отзыв. До фактического обнародования произведения автор может отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.

    Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме.



    2.2. Имущественные права



    К имущественным правам автора относятся следующие права: -

    - право на воспроизведение;

    - право на распространение, доведение до всеобщего сведения;

    - право на публичный показ, исполнение произведения;

    - право на трансляцию, передачу в эфир;

    - право на переработку;

    - право на перевод.

    Охарактеризуем каждое из этих прав.

    Право на воспроизведение. Под воспроизведением признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Закон не определяет условий осуществления и пределов рассматриваемого права, кроме единственного указания на то, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Самостоятельным способом использования произведения является его распространение. Автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности, продавать, сдавать в прокат и т. д.

    Право на публичный показ и право на публичное исполнение. Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра, или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Говорить о публичном показе можно только в том случае, когда показ или исполнение осуществляются в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

    Право на трансляцию или передачу в эфир. Данному праву в большей степени, чем любому другому, свойствен элемент публичности. Произведение может доводиться до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов (радиоволн) или через спутник.

    Право на переработку произведения. К формам использования произведений относятся:

    1) перевод на другой язык;

    2) переработка в другой вид и жанр.

    Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. Автор имеет право самостоятельно переводить и использовать перевод своего произведения, а также право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически. Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения в переводе. После смерти автора в течение срока действия авторского права наследники осуществляют право давать согласие на переработку. Никаких иных временных или других ограничений данного права законодательство не предусматривает.

    Наряду с рассмотренными выше правовыми возможностями авторы произведений литературы, искусства и науки обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. К ним относятся: свободное использование произведения; имущественное право авторов на практическую реализацию проектов, связанных с использованием произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна; право на вознаграждение, в том числе на вознаграждения авторов служебных произведений; группа прав, связанных с использованием авторских произведений в тех формах и теми способами, которые не перечислены в законе.








    3. Защита авторских прав в гражданском праве Российской Федерации



    3.1. Понятие и способы защиты авторских прав.



    Согласно ст. 1259 ГК РФ авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения. И.А. Зенин уточняет: «С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат интеллектуальной деятельности признается творческим и попадает под авторско-правовую охрану»1.

    Защита авторских прав представляет собой совокупность мер, целью которых является восстановление и признание таких прав в случае их нарушения либо оспаривания. В соответствии с ч. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Следует учитывать, что защита авторских прав – это не только защита прав авторов, но и защита авторских прав правопреемников авторов.

    Определенные меры защиты субъективных авторских прав предусмотрены нормами уголовного и административного права. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Только способы гражданско-правовой защиты субъективных прав могут обеспечить признание интеллектуального права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

    В соответствии со ст. 1250 ГК РФ интеллектуальные права защищаются теми способами, которые предусмотрены ГК РФ с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Обладатель авторских прав, а также другие установленные законом лица вправе обратиться для защиты своих прав в суд (в том числе арбитражный и третейский), органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией (юрисдикционная форма защиты субъективных прав). Обладатель авторских прав (а равно и другие установленные законом лица) может также использовать свое право на самозащиту (неюрисдикционная форма защиты субъективных прав).

    В статье 12 ГК РФ перечисляются способы защиты гражданских прав, которые распространяются на защиту авторского права и смежных прав. К ним относятся:

    1) признание права;

    2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    3) признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

    4) признание недействительным решения собрания;

    5) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

    6) самозащита права;

    7) присуждение к исполнению обязанности в натуре;

    8) возмещение убытков;

    9) взыскание неустойки;

    10) компенсация морального вреда;

    11) прекращение или изменения правоотношения;

    12) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

    13) иные способы, предусмотренными законом.

    Существуют также специальные способы защиты авторских прав:

    1) компенсация;

    2) возмещение морального вреда при нарушении неимущественных прав;

    3) конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

    За нарушение авторских прав установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    3.2. Защита авторских прав от нарушений в сети Интернет
    На современном этапе развития общества проблема защиты авторских прав обострилась в связи с развитием сети Интернет. Это связано, в первую очередь, с тем, что сеть Интернет сложно контролировать любыми (в том числе и правовыми) способами. Именно сеть Интернет дает фактическую возможность бесконтрольного использования авторских материалов, и проследить дальнейшее использование скопированного материала бывает очень сложно. Впоследствии этот же самый материал может появиться на другом сайте без указания имени автора или в искаженном виде, что провоцирует массу конфликтов именно относительно авторства контента сайта.

    Нарушение авторских прав в информационной сфере сети Интернет представляет собой противоправные, виновные действия лица, направленные на объект авторского права, расположенный в информационной сфере сети Интернет и влекущие за собой нарушение имущественных и личных неимущественных прав автора.

    Способы защиты и охраны авторских прав в сети Интернет условно можно разделить на следующие виды.

    1. Техническая защита (самозащита) позволяет предотвратить нарушения авторского права в сети Интернет с использованием технологических и технических устройств.

    2. Общественное и государственное регулирование устанавливает определенный набор правил и / или законодательных актов, регулирующих правоотношения в сети Интернет.

    3. Гражданско-правовая защита сводится к восстановлению нарушенных авторских прав, выплате компенсации и возмещению убытков.

    На практике, в большинстве случаев защита авторских прав осуществляется в судебном порядке.

    Не менее важной проблемой выступает незаконное размещение произведений в сети Интернет. В соответствии с ГК РФ автор может использовать законодательно-закрепленные способы защиты или потребовать выплаты компенсации.

    При этом первостепенной проблемой становится доказывание авторства. Перед обнародованием произведения через сеть Интернет рекомендуется предпринимать некоторые шаги заранее. В частности, опубликовать материал в печатном варианте, нотариально засвидетельствовать дату создания произведения и др.

    Исследовав данную проблему, мы пришли к выводу, что российское законодательство в области защиты авторских и смежных с ними прав нельзя считать совершенным. Особое внимание требует регулирование авторских прав в сети Интернет.

    Заключение
    В данной работе мы рассмотрели некоторые вопросы авторского права в Российской Федерации.

    Итогом нашего исследования стали следующие выводы.

    Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности - произведений науки, литературы и искусства.

    Включение в Гражданский кодекс Российской Федерации положений об авторском праве явилось результатом многолетней эволюции отечественного законодательства.

    Будучи институтом гражданского права, авторское право решает конкретные задачи, среди которых охрана имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

    Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права могут быть как физические, так и юридические лица.

    Авторское право включает  личные  неимущественные  и имущественные права. Личные неимущественные права могут принадлежать только авторам. Основным неимущественным правом автора является право авторства. Имущественные права призваны охранять имущественные интересы авторов произведений.

    Актуальным вопросом является защита авторских прав. К наиболее часто используемым гражданско-правовым способам защиты авторских прав относятся:

    1) взыскание убытков;

    2) компенсация за нарушение исключительных авторских прав.

    Изучив действующее законодательство Российской Федерации, мы пришли к заключению, что в целом он стимулирует творческую деятельность в области науки, литературы, искусства и обеспечивает осуществление авторами предоставленных законом полномочий по распоряжению своими произведениями, а также охрану авторских прав.

    Однако на пути реализации возникает ряд проблем. Мы обозначили проблемы, которые, на наш взгляд, требуют скорейшего решения как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях.

    В первую очередь, законодатель должен внести четкость в такие фундаментальные вопросы, как законодательное разделение имущественных и неимущественных прав.

    Кроме того, на наш взгляд, законодательство должно урегулировать применение передовых средств охраны авторских прав, таких как цифровые лицензии на произведения. Помимо этого должна быть создана система надзора за их исполнением.

    Существенной проблемой является отсутствие устоявшейся практики по доказыванию авторства на произведение.

    Не меньшей проблемой в области авторского права является отсутствие специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, а также авторов, признанных законом недееспособными.

    Особо следует обратить внимание на регулирование авторских прав в сети Интернет, на которую не влияют государственные границы, а значит необходимо принимать соответствующие нормы на международном уровне.

    Несмотря на существующие проблемы, действующее законодательство РФ представляет авторам и иным правообладателям действенный набор средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты.

    Список использованных источников
    Нормативно-правовые акты
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 31 С. 398;

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: [федер. закон № 230-ФЗ: принят 18.12.2006 (ред. от 18.07. 2019]// Собрание законодательства РФ. – 2006.- № 52 (1 ч.) - ст. 5496
    Учебная литература
    3. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575

    4. Гражданское право: учеб.: в 4 т. Т.1.- 2-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Статут, 2019. –576 с.

    5. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2016. С.47.

    6. Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. 

    7. Позднякова, Е. А. Авторское право: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. - 2-е изд., перераб. и доп. -

    М.: Издательство Юрайт, 2017. — 243 с.

    8. Щербак, Н. В. Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 182 с.


    1 Позднякова, Е. А. Авторское право: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. С.15


    1 Щербак, Н. В. Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 12.

    2 Суханов Е.А. Гражданское право [Электронный ресурс]./Е. Суханов.- Режим доступа: https://be5.biz/pravo/g015/23.html

    1 Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. С. 31


    1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]./Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2e5f7a6ad08a484234d2fb2e82558971e37eac2e/


    1 Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. С. 30



    написать администратору сайта