Клиническая п. в геронтологии. Бабусятак называли когдато ее маленькие внуки, на то время мать с отцом служили на железной дороге и были постоянно в разъездах. Она была для всех воплощение любви и заботы
Скачать 49.5 Kb.
|
Задание 1 БАБУСЯ-так называли когда-то ее маленькие внуки, на то время мать с отцом служили на железной дороге и были постоянно в разъездах. Она была для всех воплощение любви и заботы. Все родственники грелись в её безграничном щедром душевном тепле. Проходит время, пролетают года. Внуки выросли, обзавелись своими семьями. Бабушка продала свой дом. Деньги после продажи деревенского дома бабуся делит поровну между тремя внуками – Любой, Таей и Толиком, а сама переезжает к дочке Вере, которая живет с зятем в городской квартире. Но тут случилась беда — тяжело заболела, а потом и умерла дочь Вера. Зять категорически отказался жить с бывшей тещей. Он собирался заново устроить свою личную жизнь и не хотел брать на себя такую обузу. Зять отвозит бабушку в деревеньку к родной сестре Анне, откуда она сама когда-то пришла. Сестра Анна проживала со взрослым сыном, который частенько выпивал. Нелегко приходилось женщинам прятаться в сарае пока проходило «буйство» сыночка. В городе умирает дочь бабуси Вера, что окончательно подрывает силы старой женщины. Сестра преданно ухаживает за бабусей, оберегая от своего талантливого, но непутевого и сына Виктора. Но сестра Анна ломает ногу и попадает в больницу. Дочь Анны Лиза – известная тележурналистка приезжает из Москвы и пытается пристроить тетю Тосю к родственникам. Но никто не хочет поступиться собственными интересами, а ссылается на жизненные обстоятельства и старые обиды. Все позабыли про бабусю которая отдавала львиную долю своей доброты. Только самый неустроенный внук Толик соглашается взять бабусю к себе. Не смотря на то что Толику приходилось нелегко, они живут в старой хижине, имеют статус беженца, тяжелое финансовое положение плюс ко всему ребенок будучи к десяти к годам после травмы не говорит. И тут ночью она слышит разговор Толика с женой, которая боится лишиться жилья. Не желая причинить неприятности, бабуся уходит в холодную зимнюю ночь, совершая акт жертвоприношения… Уходит, чтобы вернуться в свое прошлое, где ее все любили, где она была всем нужна, где стоит среди вечного лета и детских голосов ее нетронутый дом. И она смотрит на него и на нас, а откуда-то издалека-издалека доносится голос: «Бабуся!»… В данной картине по началу демонстрируется первая расширенная семья состоящая из Бабуси, ее дочери Веры с мужем Иваном а так же дети-Тая, Толик и Люба. Учитывая количество детей-внуков а так же продолжение рода в данной семье можно предположить что она полностью выполняет репродуктивную функцию. Бабушка полностью реализует воспитательную функцию, ведь ей приходится воспитывать, ухаживать за тремя внучатами-непоседами, что наверняка нелегко ей дается, если учесть ее пожилой возраст. Родители выбирают работу, которая обязывает постоянных разъездов, и только иногда появляются дома. В качестве компенсации они привозят гостинцы с подарками детям, оставаясь в неведении как растут их дети. Таким образом это дистантная семья. Помимо воспитательной функции на бабушку падает ряд других функций-это хозяйственно-бытовая функция. Домик в деревне обязывает наличием хозяйства, внуки маленькие, помогать не могут. Это и приготовить и убрать и постирать все руками. Даже старшая внучка не подала руку помощи, в фильме есть такой отрывок где дети играют на полу, а старшая учить пытается, потом выкрикивает: «Бабууся, чтоб ноги их тут до вечера не было, а Тайка спит пускай»! Таким образом бабушка организовывала досуг для внучат выполняя тем самым досуговую функцию, функцию социального контроля,где она должна была уследить за каждым, регуляции и опеки, ну и самое главное в чем нуждается каждый ребенок –это Функция эмоционального обмена, эмоциональной поддержки и принятия, которая проявлялась в привязанности, эмоционально-позитивных контактах, в удовлетворении потребности в любви. Внуки любили свою бабушку, я думаю на тот момент она была для них самым близким человеком. Чуть что не то, все бежали к ней, поэтому и ласково так называли свою бабусю. Со временем внуки вырастают и уезжают в город, образуя тем самым свои нуклеарные семьи. Бабушка остается жить с больной дочерью Верой и ее мужем в семье уже старшего семейного возраста. Муж во главе , на примере чего именно он решает избавится от тещи, что и происходит, а значит семья патриархальная. Проблемы существуют в этой семье всегда, зять вечно не доволен, жена больна, отсутствует с его стороны эмоциональная поддержка, а значит нарушена функция эмоционального обмена. Бабушку отвозят в деревню к ее родной сестре Анне в неблагополучную семью из-за пьющего сына. Это неполная семья, отсутствует муж Анны. Нарушены ряд функций-репродуктивная, сын Виктор уже не молод для деревенских мерок, детей ему заводить было не с кем, фелицитологическая функция- Анна не была счастлива будучи в такой семье, матери было больно смотреть как ее сын спивается, та теряла надежду на обретение семейного счастья. Она не верила в то что можно излечить сына от данного недуга, ее цитата из фильма: -А лечить его не пробовала? –Горбатого могила исправит.. Одна надежда оставалась на дочь Лизу, которая помогала деньгами матери. Частично показана в картине коммуникативная функция в этой семье. Они не раз ходили на концерты, совместные праздники в деревне, провожание(посиделки за столом) тетки, то есть бабушки в город к внукам. Почему частично, потому-что отсутствовало совместное обсуждение проблем, общения в контексте. И так приезжает Лиза после всего случившегося пытается пристроить бабушку, которые разъехались по разным краям и которые когда-то ее очень любили... И так привозит Лиза бабушку к старшей внучке Любе. В картине проиллюстрированы большой красивый дом с высоким забором, дорогая иномарка, и толстый муж по двум причинам, либо болен, либо от «обжорства» что вероятнее всего, эта семья бездетна, а значит не репродуктивную не воспитательную функцию она не выполняет. Зациклена на своем финансовом положении и статусе. Когда Лиза попросила указать дорогу к другой внучке, «толстый» муж побрезговал сесть в старенький жигуль в котором сидела бабуся. Конечно же и речи не могло быть о том, чтобы поселить бабушку в доме Любы, вероятно семья патриархальная и муж все решил, даже без того чтобы уведомить Любу. Следующую семью в которую Лиза попыталась устроить Бабушку, была внучки Таи. По началу все вроде шло хорошо. Тая хорошая девочка, как и говорила бабушка : «Тая примет меня, вот увидишь, не переживай». Квартира в элитном районе, достижения ее сына: «Мой сын, моя гордость» и муж который так красиво обставил обычную троех-комнатную квартиру. И тут когда зашла речь о бабусе, Тае приходится признатся о проблемах в ее семье. Семья абсолютно авторитарна : -А ты в этом доме кто? –Да никто! Все что происходит в семье Таи, всего лишь выполнение некоторых функций-статусная и функция хозяйственно-бытовая: «А я что вон щи приготовь, да носки постирай»! Ну и репродуктивная, если учитывать что есть сын. Как таково эмоциональная поддержка отсутствует, Тая боится собственного мужа. Она в любую минуту может оказаться на улице. И вот Лиза приезжает к последнему внуку Толику. Его ситуация в жизни сложилась крайне не приятно. Тяжелое финансовое положение, живут они в старой избушке, обладают статусом беженцев, дочь больна, после травмы полученной при взрыве в Чечне перестала говорить. Толик единственный внук, который рад своей родной бабушке, они ее принимают. В такой семье присутствует функция эмоционального обмена, поддержки и принятия. Из всех вышеперечисленных семей, эта первая в которой можно указать проявление в привязанности, эмоционально-позитивных контактах(день рождение дочери, совместное задувание свечей), уважении, признании к другому а так же психологической защите. Самой важной цитатой что я услышал в фильме прозвучало: «Мы остались живы, мы живём не в палатке, не в чистом поле, а в тёплом доме. У нас есть хлеб»! Я думаю такой цитатой много сказано о семье , о людях. Картина ранит с первого кадра. Автор картины попытался до нас донести разного рода проблемы, это и семейные, бытовые, социальные.. нищие ветераны войны. Прослеживается в течении всего фильма бабушкина любовь к Родине, медали за заслуги, автором порицается государство, которое не в состоянии обеспечить старость таким людям. Самые "затасканные" проблемы — очерствение людских душ, неблагодарность, отсутствие сострадания, то же пьянство. Есть спокойная и грустная констатация факта: пьют до потери человеческого облика. В нашей картине в нечеловеческом облике выступал Виктор к которому по пьяни приходил сатана. Кто не пьет, тому вообще ничего не надо, кроме спокойной жизни, которую бабуся одним своим появлением в доме, само собой, нарушит. У кого повернется язык осуждать внука-беженца, живущего в чьей-то избенке на птичьих правах, да еще с больной дочкой? Или внучку, которая знает, что, приведи она бабусю, муж ее непременно выгонит? Параллельно на экране проходят картины быта не деревни и не города, а некоего межеумочного пространства, обитатели которого делают вид, что у них все как у людей. Автор фильма смотрит на всех глазами самой бабуси, а у той глаза любящие, она по-прежнему за внучат, уже давно выросших, переживает. Да, у бабуси не просто лицо, а лик. В нем нет и намека на агрессию - лишь всепрощение, одухотворенность и любовь. Режиссер почти лишила слов главную героиню, что усиливает ее сходство с иконой Богоматери. Она смотрит в сердце каждому с экрана. Черствость людей подчеркнутая в данной картине к сожалению доминирует у людей на сегодняшний день. Проблема семей на сегодняшний день актуальна, и авторитарность, тиранство, неполные семьи, неблагополучные семьи и так далее, перечислять можно очень много. Сегодня актуальна проблема брошенных стариков, у которых нет детей или не хотят таких родителей, государство не может обеспечить даже минимальную поддержку. От таких детей и внуков никто не застрахован. Задание 2 Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же, как и новое восприятие окружающего. Этот факт породил коренное расхождение точек зрения по поводу того, изменяется ли личность человека в старости. По мнению ряда авторов, личность старого человека, претерпевая известную трансформацию, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, «ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются». Другая позиция по этому вопросу заключается в том, что при нормальном течении старости личность пожилого человека изменяется, но эти изменения не носят выраженный негативный характер. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, К.Рощак обнаружил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых по сравнению с людьми зрелого возраста. Специфика изменений заключается в изменении их структуры: потребности пожилых смещены в определенном направлении. На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и независимости, потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Существуют две стратегии адаптации к старости: сохранение себя как индивида и сохранение себя как личности. Они определяют факт и характер личностных изменений в старости . В соответствии с первой стратегией адаптации (сокращение социальных связей с миром) картина эмоциональных переживаний приобретает специфическую старческую окраску. Постепенная утрата значимых глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших особенностях психической жизни: снижении поведенческого контроля и «истощении» чувствительности Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убежденности стариков в неоспоримой справедливости их позиции и как следствие амбициозности, обидчивости и нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма, мнительности. . Снижение функций самодетерминации и саморегуляции закономерно приводят к «заострению» личностных черт: постепенному перерастанию осторожности в подозрительность, бережливости в скупость, а также появлению консерватизма стариков, их безучастного отношения к настоящему и будущему ». Стратегия адаптации по «замкнутому контуру» предполагает несколько индивидуальных вариантов: согласно их концептуальным моделям, мир видится пожилым людям как неясный, непредсказуемый, иногда угрожающий, гибельный. В любом из этих вариантов концептуальной модели (даже в наиболее позитивном из них) пожилой человек не «владеет» этим миром, социально не причастен ему, перспектива его собственной жизни не зависит от него самого, а стратегия его поведения наиболее полно описывается житейским понятием: «доживать свой век». В этом смысле суть исканий и притязаний пожилого человека в данной стратегии адаптации расценивается как стремление приспособиться к жизни, которую он не принимает, и одновременно желание по возможности отдалить конец своего существования. Характерный для стариков отлет сознания в прошлое имеет особое значение — в данном варианте старения люди просто живут в прошлом, где все было ясно, потому что они сами строили свою жизнь и влияли на жизнь других. Пребывание в воспоминаниях помогает отвлечься от неясного настоящего и не думать о будущем, в котором они не видят ничего, кроме умножения физических страданий, грядущей немощи, неизбежной смерти. Другим характерным эмоциональным состоянием пожилых людей в соответствии с данной стратегией адаптации является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Все происходящее перед их глазами кажется им малозначащим и неинтересным; интересной, полной смысла представляется лишь жизнь в прошлом, и она никогда не вернется. Но эти переживания воспринимаются пожилыми людьми как обычные и не носят болезненного характера. Они являются результатом переосмысления жизни, носителями новых смыслов и имеют адаптационную ценность, поскольку предохраняют человека от стремлений, борьбы и от сопряженного с ним волнения, которое крайне опасно для стариков. У людей, избравших в старости цель сохранения себя как личности, сохранения системы социальных связей, считающих необходимых для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта, личность в старости не претерпевает существенных изменений. Принятие ими состояния старости, открытие в нем нового смысла во многом обусловливает особую структуру эмоциональных переживаний этих пожилых людей, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни» Сравнение эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся альтернативными стратегиями адаптации к старости, показывает, что стратегия сохранения себя как индивида сопряжена со сбережением эмоциональных ресурсов; в то время как стратегия сохранения себя как личности предполагает относительно большие возможности траты эмоциональных ресурсов . Как отмечает Р. М. Грановская, если порыв к продолжению социальной активности силен, то он провоцирует отрыв от реальности даже в область возможности тратить эмоциональную энергию; и те, кто долго наслаждается жизнью в старости, — это активные личности, а не скупцы, малотратящие свои чувства и свои силы на действие. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик — негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; 2) старик — экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдения за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, изменения—новшества в области техники, социальной жизни и т. д.); 3) интравертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т. п. . И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические виды старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т. д., — живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т. п. То есть для этого типа стариков характерны тоже хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя. Третий тип (это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность. Наряду с выделенными благополучными типами старости И. С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития: а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей, она выделяет пять видов приспособления личности к старости ): 1) конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих.Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока. Отношение зависимости. Зависимая личность — это человек подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха. 2) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами, сомнениями. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу. 3) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, т. к. используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил.Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого от ношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти. 4) Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувства одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично: завершение жизни, смерть трактуется этим людьми как избавление от страданий Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости — это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Немного потренировавшись, пожилые люди часто в состоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость. |