Бахаизм. Бахаизм Вера бахаи, религия бахаи так называют свою религию её последователи. Слово бахаи происходит от арабского слова баха, означающего свет, сияние, слава. Слайд
Скачать 26.2 Kb.
|
Бахаизм “Вера бахаи”, “религия бахаи” - так называют свою религию её последователи. Слово “бахаи” происходит от арабского слова “баха”, означающего «свет», «сияние», «слава». Слайд Бахаизм возник в Ираке в 60-х гг. XIX века. Ирак тогда находился в составе Турецкой империи. Городом, в котором сформировалась первая бахаистская община, был Багдад. Основателем новой религии был перс по имени Мирза Хусейн Али, ставший известным под именем Бахаулла (в переводе с арабского: Слава Божия). Слайд Родился Бахаулла в Тегеране в 1817 г. в семье знатного человека, который занимал пост первого министра при шахском дворе. В 1844 г. Бахаулла стал сторонником религиозного учения, которое называлось бабизмом. Бабизм, став важным идейным источником бахаизма, в дальнейшем прекратил своё существование, причём именно его последователи и образовали первые общины бахаи. Главная идея бабизма, унаследованная бахаизмом, состояла в утверждении, что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определённого исторического этапа, что после него новый этап открывают два пророка, одним из которых является Баб, а имя второго, который придет позже, пока неизвестно. Баб объявил о своей миссии провозвестника нового Откровения в 1844 году в персидском городе Ширазе. За пропаганду инакомыслия он был арестован, подвергнут заключению и в 1850 г. расстрелян, а его последователей еще долго жестоко преследовали. В 1852 г. был арестован и Бахаулла. Он провёл в тюрьме 4 месяца, а затем, в 1853 г., был выслан из Тегерана в Багдад, а через 10 лет, в 1863 г., власти приняли решение выслать Бахауллу из Багдада в Стамбул. Перед выездом из Багдада 12 дней (с 21 апреля по 2 мая) Бахаулла жил в загородном саду. Этот сад впоследствии назвали словом Ризван (арабско-персидское слово “ризван” в переводе «довольство», «удовлетворение»). 21 апреля 1863 г. (этот день бахаисты сейчас называют «первым днём Ризвана», считают днём рождения бахаизма и ежегодно отмечают его как большой религиозный праздник) он открыл своим ученикам истину, полученную им от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Бахаулла и является тем вторым пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб. С этого дня Бахаулла перестал быть проповедником бабизма и стал проповедником новой независимой религии - бахаизма. Слайд Умер он в Бахджи - предместьи города Акки в 1892-м году в возрасте 75-ти лет. Слайд После смерти Бахауллы, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844-1921), известный как Абдул-Баха (араб. "Слуга Бахауллы"). Абдул-Баха преследовался султанскими властями. Младотурецкая революция 1908 года освободила его из 40-летнего тюремного заключения. Состоялись визиты Абдул-Баха в Европу и Америку в 1911—1912. После смерти Абдул-Баха, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его внук Шоги Эффенди Раббани (1897-1957), вошедший в историю движения бахаи как Хранитель и Толкователь Веры. Слайд Рост религиозной общины стал поводом для того, чтобы обратиться к правительству за разрешением на постройку первого в истории существования нового вероучения храмового комплекса. Архитектор взял за основу своего проекта Тадж-Махал, но при строительстве храма учел все нюансы и особенности Бахаи. Сооружение получилось монументальным с явно читающимся восточным колоритом. В его основе лежал девятиугольник, соответствующий представлениям о количестве путей к единому Богу. Слайд Храм выстраивался в трех уровнях, они символизировали ветви власти в религии. Данные принципы стали основными для всех последующих религиозных сооружений Бахаи. К сожалению, храм просуществовал недолго и до наших дней не сохранился. В 1948 году он был серьезно поврежден землетрясением, а через пятнадцать лет его снесли и разбили на этом месте парковую зону. Слайд После смерти Шоги Эффенди до избрания 21 апреля 1963 г. Коллегиального органа управления Всемирного Дома Справедливости движение бахаи фактически возглавляли отдельные верующие, известные как Десницы Дела Божьего. Этот институт защиты духовных и административных принципов создал Бахаулла и развил Абдул - Баха. Это обстоятельство было связано с тем, что Шоги Эффенди не имел детей и не назначил приемника, а Всемирный Дом Справедливости, о котором говорил Бахаулла, еще не был избран. Часть бахаи признала объявившим себя вторым Хранителем Чарльза Мэсона Рими, однако затем раскололась еще на несколько групп (ортодоксальные бахаи, движение сердца веры бахаи и др.) и к моменту смерти Рими в 1974 г. фактически перестала существовать. С 1963 г. мировой общиной бахаи руководит находящийся в Хайфе (Израиль) Всемирный Дом Справедливости, состав которого последний раз был переизбран в 2008 году. Слайд В вероучении бахаизма можно выделить шесть основных положений. Это религиозные учения:
Слайд Количество священных книг в бахаизме точно не подсчитано, но во всяком случае их более ста. Все священные книги можно разбить на две группы. В первую группу входят сочинения, которые написали Баб, Бахаулла, его сын Абдул-Баха (“Слуга Бога”) и его правнук Шоги Эффенди, а также послания Всемирного Дома Справедливости. Во вторую группу входят некоторые священные книги других религий. В частности, в качестве священных бахаисты почитают Библию, Коран и Бхагавадгиту (индуизм). Из всех священных книг особо выделяется книга Бахауллы “Китаб-и-Агдас” (с арабского - “Наисвятая книга”). Слайд По вероучению бахаизма, Бог - это единственное сверхъестественное существо в мире. Бог - творец всего, что существует в видимом и невидимом мирах. Будучи абсолютно благим, Бог не сотворил ни демонов, ни Сатану; они не существуют. Слово “демоны” используется бахаистами лишь для символического обозначения низменных побуждений, проявляющихся в низшей природе человека, а слова “Сатана” и “Дьявол” для обозначения совокупного зла, существующего в мире. Слово “ангелы” употребляется тоже символически: для обозначения наиболее чистых и совершенных душ, покинувших этот мир и живущих в мире ином. Людей, которым Бог дал поручение и возможности возвещать людям истину, в бахаистской литературе называют и посланниками, и пророками, и явителями Бога. По вероучению, Бог через посланников постепенно и последовательно давал людям Свое Откровение. На протяжении всего существования рода человеческого Бог посылал (и будет посылать) посланников с учениями, соответствующими потребностям людей в определённом месте и в определённую эпоху. В бахаистской литературе есть разночтения по вопросу о количестве посланников, приходивших на землю. Чаще всего речь идет о девяти посланниках. Называются следующие имена:
В некоторых вариантах к этому списку добавляется Ной, а иногда в нём опускается Авраам. Посланники отличаются от обычных людей прежде всего тем, что их души были сотворены Богом ещё до сотворения мира. Общей целью всех посланников было повышать степень единения людей, учить их высоким моральным принципам, способствовать прогрессу человеческой цивилизации. Каждый последующий посланник сохранял истину, принесённую ранее, и возвещал новые идеи, которые давали людям более широкое и глубокое овладение истиной. Поэтому бахаисты считают, что отдельные существующие религии по сути составляют главы единой религии Бога. Как и в Христианстве, и в Исаме, в Бахаизме содержатся все те же пять идей о душе: душа - сверхъестественная часть человека, составляющая его сущность, душа не зависит от тела, душа - целостное образование (а не совокупность мельчайших частиц, как в буддизме), душа каждого человека сотворена Богом, души всех людей бессмертны. Также Бахаисты признают существование рая и ада. Рай - это духовная близость к Богу, а - ад - удаление от Бога. Душа блаженствует, когда она рядом с Богом, и мучается, когда она далеко от Него. если пребывание праведников в раю является вечным, то пребывание грешников в аду - событие временное. Слайд Вступление в общину бахаи крайне упрощено. Бахаи следует отличаться не словами, а делами. Поэтому именно с момента вступления в общину человек должен придавать особое значение своему духовному росту‚ так как, согласно учению, структура человеческой жизни не случайна, а согласуется с определенными основными принципами и нормами. Главное назначение человека в жизни — обнаружить принципы и нормы и действовать в соответствии с ними. Иными словами: искать истину и следовать ей. Слайд Численность последователей Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн.[17], однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн. Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру. Слайд и Фильм Бахаи в Иране Вера Бахаи преследовалась в Иране с момента его основания в середине 1800-х годов. Власти Ирана во все периоды относили бахаи к категории «незащищенных неверных», у которых нет никаких прав, несмотря на то, что это самое крупное религиозное меньшинство Ирана, численность которого (350 тыс. человек) существенно превышает численность всех остальных религиозных меньшинств страны, вместе взятых. После Исламской революции 1979 г. бахаи подвергаются преследованиям по причине своей религиозной принадлежности. Более двухсот бахаи были убиты, сотни брошены в тюрьмы и тысячи лишились работы, имущества и возможности получать образование. В 1983 г. все организации бахаи были запрещены; этот запрет действует до сих пор. В конце сентября 1998 года стало известно об арестах в разных городах страны свыше 36 преподавателей и сотрудников Института Высшего Образования Бахаи (ИВОБ), учрежденного, чтобы дать молодежи бахаи возможность альтернативного образования; имущество и оборудование было конфисковано. Слайд Бахаи в России, СССР, СНГ Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси, однако все они были уничтожены в советское время. Начиная с 1991 года местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 местных духовных собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года до 424. Слайд Бахаи – религия или секта? Часто последователей этой религии обвиняют в сектантстве и даже запрещают их деятельность в некоторых странах. Многие социологи говорят о Бахаи как об исламской секте, памятуя, что образовалась она как течение в шиитском исламе. Однако стоит учитывать, что термин "секта" включает в себя следующие характеристики, не свойственные Бахаи: обособленность; исключительность; авторитарность; управление членами общины за счет харизмы ее лидера; наличие многочисленных доктрин; жесткие нормы поведения, вводимые для всех членов организации. Самая молодая религия не попадает ни под одну из перечисленных категорий. Она находится вне привычной системы, что дает право считать религию Бахаи вероучением совершенно особенным, которое полностью выходит за рамки изученного и не может являться сектой в общепринятом значении этого слова. |