Инструментоведение. Банджо. История появления, конструкция, техника исполнения
Скачать 480.82 Kb.
|
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов Факультет искусств Кафедра звукорежиссуры РЕФЕРАТ По дисциплине: инструментоведение Тема: «Банджо. История появления, конструкция, техника исполнения». Выполнил: Студент 1 курса 1 группы очного отделения музыкальной звукорежиссуры Никитин Евгений Андреевич Научный руководитель: Александр Сергеевич Осколков Оценка______________ «____» _______________2020 год Санкт-Петербург 2020 Оглавление: Введение История Конструкция Разновидности банджо Техника исполнения Банджо в современное время Список используемой литературы Введение Банджо — это четырех-, пяти- или шестиструнный инструмент с тонкой мембраной, натянутой на раму, которая имеет круглую форму. Мембрана изготавливается из пластика, хотя кожа животного иногда используется. Ранние формы инструмента были изготовлены африканцами в Соединенных Штатах, адаптированные из африканских инструментов аналогичного дизайна. По сути банджо – это вид гитары, который имеет довольно необычную деку – это резонатор, который натянут на корпус, подобно барабанному «пластику». Чаще всего ассоциируют инструмент с ирландской музыкой, с блюзом, с фольклорными композициями и другим – охват постоянно расширяется, благодаря росту распространения банджо. Примерный рисунок изображения среднестатистической банджы: История Письменные упоминания о банджо в Северной Америке появляются в 18 веке, а все более доступным инструмент становится со второй четверти 19 века. Существует несколько версий этимологии названия "банджо". Оксфордский словарь английского языка утверждает, что оно происходит от диалектного произношения португальского бандора (середина 18 века), восходящего к греч. пандора «цитра, кифара». Ещё оно может происходить из языка народов Африки, на котором говорили в южном центральном регионе континента. В этом языке банджо может быть названо «mbanza», которое представляет собой африканский струнный инструмент, созданный по образцу португальского банза. Банджо с грифами и камертонами известны в Карибском море еще в 17 веке. Некоторые авторы 18-го и начала 19-го века расшифровывали названия этих инструментов по-разному: банги, банза, бонжо, банджер и банджар. На инструментах, подобных банджо играли во многих странах. Другим вероятным родственником банджо является аконтинг, шиповая народная лютня, которую играет племя джола в Сенегамбии. На самой первой известной картине, изображающей раба, играющего на банджо-подобном инструменте, присутствует четырехструнный инструмент с его четвертой струной, которая короче других. В начале 19 века в США банджо серьезно конкурировало по популярности со скрипкой в афроамериканской музыке, затем привлекло внимание и белых профессиональных музыкантов, среди которых Джоэл Уокер Суини, который в 1830 годах популяризировал банджо и вывел его на сцену. Ему же банджо обязано своему внешнему преображению: он заменил тыквенный корпус барабанным, шейку грифа разграничил ладами и оставил пять струн: четыре длинные и одну короткую. Конструкция Конструкция банджо представляет собой круглый акустический корпус и гриф. Корпус напоминает барабан, на который натянута при помощи стального кольца и винтов мембрана. Мембрана может быть изготовлена из пластика или кожи. Пластики обычно используют без напыления или прозрачные. Стандартный диаметр пластика современного банджо 11 дюймов. Установлен несколько больший по диаметру деревянный съёмный полукорпус-резонатор (снимаемый при необходимости для понижения громкости инструмента или для доступа к анкерному стержню, крепящему гриф и регулирующему расстояние от струн до плоскости грифа). Струны натягиваются через деревянную подставку ("кобылку"), опирающуюся прямо на мембрану. Мембрана и резонатор придают банджо чистоту и силу звука, которые позволяют ему выделяться среди остальных инструментов. Поэтому оно получило место в джазовых группах Америки, где исполняло одновременно ритмический и гармонический аккомпанемент, а иногда - короткие энергичные соло и связки. Наиболее популярное банджо имеет пять струн, причем пятая струна укорочена и имеет специальный колок, который установлен сбоку грифе на пятом ладу. Разновидности банджо 1.Четырехструнное банджо-тенор является классическим. Его можно услышать в оркестрах, при сольном исполнении или аккомпанементе. Гриф такого банджо короче, чем у пятиструнного и чаще всего используется для дикселенда. Строй инструмента – до, соль, ре, ля. Для исполнения ирландской музыки строй банджо меняется на соль, ре, ля, ми. 2.Пятиструнные банджо чаще всего можно услышать в музыке кантри или блюграсс. Данный вид банджо имеет более длинный гриф и простые струны, которые короче, чем струны с настроечным ключом. Укороченная пятая струна не зажимается, оставаясь открытой. Строй данного банджо: ре, соль, си, ре. Размер банджо с пятью струнами в значительной степени стандартизирован, но существуют меньшие и большие размеры. Миниатюрные вариации банджо с пятью струнами доступны с 1890-х годов. Представил С.С. Стюарт банджорин, настроенный на четверть выше стандартной пятиструнки. Банджо Piccolo меньше по размеру и настроено на одну октаву выше стандартного банджо. Многие производители выпускают банджо другой длины и с различными инновациями. 3.Шестиструнное банджо еще называют банджо – гитара и настраивается оно также: ми, ля, ре, соль, си, ми. 4.Банджолеле – это банджо, совмещающее в себе укулеле и банджо, оно имеет четыре одинарные струны и настраивается так: до, соль, ре, соль. 5.Банджо-мандолина имеет четыре сдвоенных струны, настраиваемых как мандолина-прима: соль, ре, ля, ми. Техника игры Существуют две техники игры, тесно связанные с банджо с пятью струнами: 1. Роллы; 2. Дроны. Роллы — это аккомпанементная схема аппликатуры правой руки, которая состоит из восьмых нот, входящих в один такт. Дроны — это быстрые маленькие ноты, обычно восьмые, играемые на 5-й (короткой) струне, чтобы заполнить ноты мелодии. Щипки и удары по струнам осуществляются при помощи плектров, надеваемых на пальцы и напоминающие ногти. Также музыкант использует медиатор либо пальцы. Во время игры на банджо, афроамериканцы использовали такой стиль игры как клохамер (от английского -молоток с раздвоенным концом): он состоит из удара вниз по одной или нескольким из четырех основных струн указательным, средним или обоими пальцами, в то время как пятая струна играются с «подъемным» движением большого пальца. Ноты, созданные при ударе большим пальцем таким образом, как правило, не соответствуют ритму. Мелодии могут быть довольно сложными, если добавлять и другие техники. В старинной музыке Аппалачи-Маунтин также использовался стиль, называемый «поднятие двумя пальцами». Ещё есть версия с тремя пальцами, которую Эрл Скраггс разработал для знаменитого выбора стиля «Скраггс» в 1945 году. В то время как игра на пятиструнном банджо традиционно осуществляется перебором, на тенор-банджо (четыре струны) и плектрум-банджо - с помощью медиатора, либо берутся полные аккорды, либо чаще всего в ирландской традиционной музыке, играется одноголосная мелодия. Банджо в современное время Современное банджо бывает разных форм, включая четырех- и пятиструнные версии. Но есть и шестиструнная версия, которая похожа на гитару. Почти во всех своих формах игра на банджо характеризуется быстрой арпеджированной щипковой техникой игры. Лады стали стандартом с конца 19-го века, хотя банджо без них по-прежнему производятся и используются теми, кто желает применить глиссандо, сыграть четверть тона или иным образом достичь звучания и ощущения ранних стилей игры. На современных банджо обычно натянуты металлические, не кишечные струны. Некоторые исполнители могут использовать нейлоновые струны, чтобы получить более мягкое звучание. Банджо выделяется особо звонким и ярким звуком, который позволяет выделяться среди других инструментов. У многих банджо ассоциируется с музыкой кантри и блюграсс (как уже говорил). Но это очень узкое восприятие данного инструмента, ведь его можно встретить в самых разных музыкальных жанрах: в поп-музыке, панке, джазе, блюзе, хардкоре. Изготавливают банджо производители гитар, например, Fender, Cort, Washburg, Gibson, Stagg. Специально для банджо сочинили произведения такие композиторы-исполнители, как Бак Трент, Стив Мартин, Тодд Тейлор, Путнам Смит и другие. На банджо переложены и великие произведения классиков, как иностранных, так и российских. Сегодня наиболее известными джазменами-банджистами являются Урбан, Стюарт и Сатриани. Ссылки и используемая литература: Gaddy, Kristina. "Legacy of Slavery and Indentured Labour." Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004 Odell, Jay Scott. "Banjo". Oxford University Press. 23 February 2015 Metro Voloshin, The Banjo, from Its Roots to the Ragtime Era: An Essay and Bibliography Music Reference Services Quarterly, Vol. 6(3) 1998. "Banjoes Rang Out". Princeton Traditional Music Festival. 2 December 2016. Epstein, Dena J. (September 1975). "The Folk Banjo: A Documentary History". https://ru.wikihow.com/играть-на-банджо https://web.archive.org/web/20101227071335/http://www.thebanjoguru.com/music/276-how-did-banjos-get-their-name/ |