Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Ссылки на источники

  • Батыршин Ф.Ф.статья 14. Батыршин Фанис Файзирахманович, аспирант кафедры культурологии и Казанский государственный культуры, г


    Скачать 27.77 Kb.
    НазваниеБатыршин Фанис Файзирахманович, аспирант кафедры культурологии и Казанский государственный культуры, г
    Дата18.08.2022
    Размер27.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБатыршин Ф.Ф.статья 14.docx
    ТипДокументы
    #648175

    Батыршин Фанис Файзирахманович,

    аспирант кафедры культурологии и Казанский государственный культуры, г.

    batyrshin.fanis@yandex.ru

    Руководитель: д.п.н., профессор Лев Юрьевич
    Культурообразующее пространство в народной музыке
    Аннотация. В рассматриваются понятие пространство, анализ пространства и времени в хронотопичные образы в узбекских народных инструментов, в интонациях и в макомных

    Ключевые слова: Пространство и время в народные инструменты,
    Понятие «Художественное восходит в происхождении к скульптуре, театру и видам искусства, в художественное повествование в физическом В дальнейшем данного понятия и оно охватывать и те виды которые не непосредственно в пространстве (литература, и др.) [5].

    Художественное пространство охарактеризовать как произведению искусства связь его частей, придающую особое внутреннее и наделяющую его в счете характером явления [4].

    Существует трехслойная пространства и в искусстве: 1) пространство-время (физическое), собой обычный объект, вещь с другими 2) Концептуальное пространство-время – это определенного класса или мыслимых в нём замысел автора, качества, отступление неосуществимое в действительности, оно интуитивный характер. 3) пространство-время, выступает в художественного образа, это реального пространства-времени чувств человека, его это отражение в субъективном.

    Можно рассматривать вышесказанных трехслойных пространства и времени. По P.А. Зобова, и A.M. музыкальное произведение как аспект представляет динамическую систему волн, распространяющихся в пространстве. Например, в известно, что волна представляет процесс механических определенной амплитуды и передающихся в и подчиняется отражения, преломления, рассеяния и Любой звук, образом, заполняет пространство и некоторую протяженность во зависящую от самого источника а также той в которой он Пространство и в звучание сплочены между Чем длительное звучания, тем пространство заполняет В музыке концептуальное пространство не как и не концептуальное время в По утверждению духовная длится во но не в пространстве. музыка как один из искусства, наиболее к стихии духовной жизни неизбежно должна быть по искусством временным. Но,

    если мы от концептуального пространства и к пространству и перцептуальному, то с временным значение приобретает и пространственный аспект — пространственного воображения и а подчас и зрительный аспект [2, с.

    Если сравнить P.А. Зобова, и A.M. Мостепаненко о пространстве и времени в музыке, было выше нами то представления М.С. Кагана иначе. М.С. в своей книге в мире [7] пишет, что безусловно, временное это как бы само материализованное в структурах [7, с. 31]. книги считает, что произведение рождается, течет и во времени, этим и от других видов искусств и от действительности. Действительность и в и во существует, нужно разделять в пространство и время. Музыка «хроно» от оперируя «освобожденными от характеристик динамическими - считает М.С. [7, с. 4].

    Дополняют С.Ю. Баранова [1, с. Е.В. Климая [6, с. 54], В.И. [9, с. Во-первых, они что музыкальное неразрывно связано не только со но и с Будет если время в произведении анализировать в от пространства, так как и пространство единый пространственно-временной его где структура однородная, зависит от времени и Например, смысл в тексте развертывается как в так и во Во-вторых, музыкальный как звук связан с и временем. Звук не как считает М.С. звук является ощущением акустических который распространяется с воздушной среды. Но эти колебания и есть реальность, то есть Однако не сами по себе воздушной среды на слушателя, но и образ в слушателя.

    Таким образом, в музыке как сосуществование объектов, а есть длительность материальных объектов и смены их И можно вывод, что

    пространство и в музыкальных неразрывно связаны с

    Фундаментальной частью пространственно-временной организации в музыке является звук. При исполнении произведения на узбекских инструментах

    рубабе, дутаре, музыкант извлекая звук, всегда имеет в виду не только указанное в нотах время его звучания, но и дальность «полета», а также акустику помещения, руководствуясь слышанием звука не только в момент его возникновения, но и в пространстве, как некоторой результирующей волн, по-разному отраженных и стенами концертного зала, учебного класса и т. д. Можно пространственно-временной образ в узбекского ударного инструмента дойры. дойры «бум» и чередуясь, клеймят и нижнюю пространства, создавая никогда не и не звуковой «ленты». В силу природы звука это объемно так же, как палеолитические светотеневые животных. Высокий тон дойры соответствует быстрому, – медленному; это – земля, и тон принимается за земли-преисподней; высокий тон, свойственны небу. «Высокое» и – образы пространственные, но и Как земля, соответствует холоду, преисподней, зиме, так – теплу, внешнему небу. низкого и есть «гармония», означает космос.

    Организующий художественный во времени и в в макомных музыкальных пьесах считаются ритмаформулы. Например, при слушании ритмов первой инструментальной части «Тасниф» [ХVIII в.] и пьесы вокальной «Сарахбор» [ХVIII в.] можно ощутить чувство ения к духу древности. Эти коротенькие возрождают образ незнающего движения, и собой как бы вечности. Пространственно-временные производимые ритмаформулами в («Мушкилот») и («Наср») разделах, между собой. мифопоэтическая модель в из разделов по-своему, с создаваемого в них и профанного В процессе «Мушкилот» течением возникает такое что ритм в «Тасниф» [ХVIII в.] и [ХVIII в.], воспринимавшийся как времени, вызывает объединение с биением сердца, с что неизменно и как биоритмы с тем, что и отсчитывается, в момент пересемантизируется и отождествляться с развертывающегося пространства. Ритмаформулы «Мухаммас» на 7-16 в различных а также ритмаформулы «Сакил» протягиваются на такта, которые в эмпирическом времени, и их несистематичность затрудняет отслеживания ритмоформулы. В формирующийся в этом образ движения образ, который с пульсацией остинатной повторности). И так, в структуре «Мушкилот» образ сакрального времени-пространства развертывается в и динамическую пространства-времени, аналогичную в мифах о героях, «Томарис», «Тимур», , которые героические по пути странствий, чьи остались в , и мифами [11, c. 175-176]. По Е. М. мифы такого типа «переходные» обряды, в частности, трансформации психологического в социальный [10, c. 30]. Следующим за ритмом и опирающимся на него уровнем организации звуков во времени является интонация. Интонация упорядочивает музыкальный материал, развертывающийся во времени, за счет смысловых, логических, -следственных связей. Интонация во многом определяет психологическое восприятие в музыке [8, c. 4]. Музыкальное искусство ссылается и на свой многолетний опыт выражения. Простенькие интонации в обобщенные музыкальных жанров и В средневековых можно звучание древних Например, в жанрах можно интонации плача. Интонации большинства лежат в основе макома. Если слушать «Рост» [ХVIII в.], то в воображении слушателя рождается образ плачущего первого Адама, который по потерянному раю и блаженству. Также «плача» представляется в «Ушшак» [ХVIII в.], который к праотцу Ною имя которого от слова нуха - плач, плач Ноя и маком. При слушании

    макома «Рост» [ХVIII в.] и [ХVIII в.], человек в сознании перемещается во в пространство первовремени. В трактате о Дервиша Али Чанги было зафиксировано, что первые семь пришли от семи Это основной момент в отношения музыкантов и к макомам: это всего Дар нечто дарованное сакральной воздействующей на независимо от насколько глубоко он ее [3]. Музыкант при макома «Рост» [ХVIII в.] и [ХVIII в.], непосредственно на подсознание , влияя на «духовное , как исполнитель, и слушателя в аналогичное состоянию архаического обряда, себя с природой. Плачи в своей нисходящую интонационно-мелодическую Тенденция к мелодической основы в имеет как бы характер. Это объясняется, видимо, их (единым) генетическим Современное этномузыковедение нисходящие интонации как одну из первичных структур (мелодического) мышления. Как история мировой «нисходящее» музыкально-интонационное господствовало на довольно длительного истории человечества. Но и по сей день встретить специфические его проявления в песнях разных мира.

    Таким образом, в узбекской народной музыке пространственно-временные образы можно определить в звуках узбекских народных инструментов, в ритмаформулах и в интонациях макомных пьес. Пространство в узбекской музыке и переживалось, и отражалось как находящееся в нерасчленённом единстве со временем.
    Ссылки на источники:

    1. Баранова С.Ю. Пространство и время в музыке / С.Ю. Баранова // Омский научный вестник: сб. науч. тр. / Ред. – сост. А.В. Косых, Б.Д. Женатов, С.М. Овчаренко. – Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2007. - №. - 6 (62). – С. 194-196.

    2. Зобов Р., Мостепаненко А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства / Р. Зобов, А. Мастепаненко // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 11-25.

    3. Интернет портал «The Ethno Trip: Макомы (Узбекистан)». – Режим доступа: http://ethnotrip.blues.ru/tripz/russiaround/uz_makom.html#tp (time: 10.04. 2017).

    4. Интернет портал «Проблема единства пространства и времени в художественном творчестве». – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/DErC1hKN0tY/all.html (time: 26.03. 2017).

    5. Интернет портал «Художественное пространство». – Режим доступа: http://proartschool.ru/149-hudozhestvennoe-prostranstvo.html (time: 30.03. 2017).

    6. Климай Е.В. Пространственный временной образ в музыке / Е.В. Климай // Ценности и смыслы: сб. науч. тр. / Ред. – сост. С.В. Иванова. – М.: Изд-во АНОО ИЭТ, 2009. – С. 54-61.

    7. Каган М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. - СПб.: «Ut», 1996.- 208 с.

    8. Карась С.С. Школа игры на фортепиано / С.С. Карась. – М.: Современная музыка, 2011. – 63 с.

    9. Мартынов В. Время и пространство как факторы музыкального формообразования / В. Мартынов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 238-247.

    10. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе / Е.М. Мелетинский // учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2000. – 478 с.

    11. Чахвадзе Н.В. Усули макома и продуцируемый ими пространственно-временной образ / Н.В. Чахвадзе. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2011. - №. – 25 (240). – С. 174-180.


    написать администратору сайта