Балясова Автобиографизм в романе М.Булгакова. Белая гвардия
Скачать 60.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Филологический факультет Кафедра литературы, журналистики и методики обучения Автобиографизм в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» Выполнил: студент 3 курса, группа ФФ- б19РЛз, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), Направленность (профиль): «Русский язык» и «Литература» Балясова Мария Николаевна Подпись Проверил: к.фил.н., доцент С.Е.Подлесова Подпись_________________ Оценка «отлично» «19» ноября 2022 Самара, 2022 Вступление Интерес к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова не угасает до сих пор. С каждым годом выходит большое количество работ, связанных с жизнью и творчеством знаменитого русского писателя. Исследователи стремятся открыть в творчестве М.А. Булгакова новые глубины, кто-то исследует творчество писателяв рамках традиционного литературоведения, кто-то занимается изучением мотивной структуры творчества Булгакова в целомначало которому положил Б. М. Гаспаров. А кто-то старается расшифровать «коды» самого Булгакова, заложенные в его произведениях от культурных до изотерических. Мы решили остановиться на исследовании автобиографического начала в произведениях Михаила Афанасьевича. В какой-то степени практически все творчество Булгакова является автобиографичным. Естественно полное жизнеописание не присутствует в произведениях писателя, он умело маскирует автобиографическое начало за художественным вымыслом. Особое место в автобиографической прозе писателя занимает его роман «Белая гвардия». Чтобы понять, в чем особенность автобиографизма в произведении М.А. Булгакова «Белая гвардия», я поставила перед собой следующие цели и задачи. Объект исследования роман М.А. Булгакова “Белая гвардия”. Предметом исследования является автобиографическое начало в романе М.А. Булгакова. Цель: выявить особенности автобиографизма и охарактеризовать его роль в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия”. Задачи: Проанализировать особенности автобиографизма в художественных произведениях; Выявить автобиографизм в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия”. Глава 1. Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» В романе описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. Произведение повествует о тяжелых временах для интеллигенции, после убийства императора Николая II. Не можем сделать вывод, что в сложные времена людей сплачивает одно общее дело, одна общая цель">только для интеллигенции время было непростое, но и для офицеров, которые всегда были готовы исполнять свой долг перед Родиной. Роман рассказывает нам о жизни двух офицеров Алексее и Николке Трубиных, которые готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они оказываются бессильными. Алексей Турбин – молодой дивизионный врач, который честно отдавал долг своей родине, но по стечению обстоятельств он получает серьезное ранение и в последующем борется уже не за отечество, а за собственную жизнь. Брат Николка, сестра Елена, а также Юлия Рейсс долго пытаются вытащить его с того света. Герой выздоравливает, но становится мрачным. Видимо, он осознает, что его надежды на восстановления прежнего уклада жизни в России напрасны. Николай Турбин - младший брат Алексея. Он также готов сражаться за свою родину до последнего, но по настоянию полковника ему приходиться сорвать с себя знаки отличия и убежать с поля боя, так как он уже не имел значения. Николка, как и его старший брат добрый и самоотверженный человек, когда Алексей был на грани жизни и смерти Николай помогал своей сестре ухаживать за ним. Братья Турбины – центральные персонажи романа Михаила Булгакова. Они олицетворяют честность, смелость и решительность. Персонажи изображены с таким трепетом, что говорит о автобиографическом начале в романе. Глава 2. Автобиографизм и его особенности в художественных произведениях Каждый писатель в своем творчестве опирается на личный опыт, но не каждое произведение можно назвать автобиографическим. Автобиографиз может присутствовать в произведении скрыто и не всегда можно понять, что автобиографическое начало присутствует в тексте. Попробуем внести ясность в определение данного понятия. М. Медарич в статье «Автобиография/автобиографизм» пишет следующее: «Автобиографизм – стилистически маркированный литературный прием, представляющий собой эхо жанра автобиографии; он проявляется в текстах, которые сами по себе не являются автобиографией, не писались и не воспринимались как автобиографии»1. Следуя этой трактовке, можно сделать вывод, что автобиографизм – модус автобиографии как отправная точка для всех документальных жанров. По моему мнению, И. П. Карпов в книге «Авторология» дает, наиболее точное и универсальное определение автобиографизма: это трансформация автором «жизненного материала» в направлении своей экзистенциальной сферы, своего эмоционального комплекса и видения человека; в литературно-художественном произведении такое понимание автобиографизмареализуется указанием субъекта речи на автобиографическую основу повествования.2 Выделяют следующие формы проявления автобиографизма в тексте: проекция психологии, душевных качеств, иногда и личностных особенностей автора на образы-характеры героев произведения; сюжетно-событийная связь между биографией авторского «я» и его героев (героя); наличие основных мотивов, ситуаций, имеющих повторяющийся (лейтмотивный) характер и также обнаруживающих прямую или символическую связь с личностью (жизнью) автора, что впоследствии приобретает форму художественно-смысловой закономерности. По отношению к личности автора автобиографизм может выражать следующие функции: осмысления, осознания жизни - функция рефлексии, извлечения опыта; прогностическая функция автобиографизма; подтверждение достоверности изложенных в тексте событий; оправдание своей жизни, своего опыта (факультативно). Автобиографизм как художественный феномен может быть интерпретирован вдвух разных аспектах; прежде всего, это специфический способ соотношенияхудожественноготекстаи действительности,илииначе–художественной и вне художественной реальности. В основе автобиографизмалежит процесс трансформации, преломления жизненного материала черезпризму свойственной автору идеин̆офилософской рефлексии. При этом фактличной биографии в творчестве писателя перерастает в факт художественный, внекое художественноеобобщение.Вболееширокомпониманииавтобиографизм произведения – это отражение в тексте личности автора ибиографии, поданной под его собственным углом зрения. Глава 3. Автобиографизм в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия” Как и многие произведения Булгакова роман «Белая гвардия» имеет отражение личности самого Михаила Афанасьевича. Произведение можно поистине считать автобиографичным, естественно в нем не обошлось без всяческого вымысла. Прообразом семьи Турбиных, является семья самого Булгакова. Даже фамилия «Турбины», не выдуманная автором, а является девичьей фамилией бабушки писателя по материнской линии, Анфисы Ивановны Покровской.Семья Булгаковых жила на Андреевском спуске, 13 (Турбины — на Алексеевском спуске, 13). В семье Булгакова было семеро детей, но в романе он использовал личность трех. Прототипом Алексея Турбина является сам автор. Булгаков тоже был мобилизованным врачом, он также пережил страшное время Гражданской войны на Украине, это можно подтвердить его словами, написанными в очерке«Киев-город», он пишет: «По счёту киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причём 10 из них я лично пережил». Описание Алексея напоминает самого Михаила Афанасьевича: «Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года ».3Сослуживец Валентин Катаев вспоминал Булгакова так: «Мы его воспринимали почти как старика».4 Из этих воспоминаний мы можем провести параллель между Булгаковым и старшим Турбиным. Николка Турбин является точным прототипом младшего брата Михаила Афанасьевича, которого также звали Николай. Из писем Е.С. Булгаковой (третья жена писателя) к Н.А. Булгакову (брат Михаила Афанасьевича) мы можем сделать вывод, что именно он появляется в романе в образе Николки: Письмо от 17 октября 1960 года «…Вы так любите Мишу, и он Вас любил невероятно сильно. Николка в «Днях Турбиных», в «Белой гвардии», в рассказе «Красная корона», в одном черновике романа, все это посвящено Вам…».5 Варвара Булгакова, скорее всего, является прообразом младшей сестры Турбиных. У Варвары Булгаковой так же, как и у героини романа Елены был муж, хотя в произведении муж Турбиной бросил ее и сбежал в Германию, в реальности такой ситуации не было. Муж Варвары был оскорблен образом предателя и интерпретировал события из «Белой гвардии» по-своему. В повести «Тайному другу» Булгаков пишет: «Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрёму в постели, книги и мороз…».6 Именно так он и описывает дом Турбиных, с трепетом и нежностью, говоря об этом месте он вспоминает свой дом, где когда-то вся его семья была счастлива: «кремовые шторы», «изразцовая печка», «чёрные часы», «мебель старого красного бархата, кровать с блестящими шишечками, потёртые ковры, турецкие с чудными завитушками», «бронзовая лампа под абажуром», «лафитные стаканы, яблоки в сверкающих изломах ваз, ломтики лимона, крошки, крошки, чай…». Заключение Михаил Афанасьевич Булгаков прочно вошел в сознание русских читателей, несмотря на все трудности он сумел привлечь внимание всего читающего мира. Интерес к его личности с годами не угасает, а лишь набирает «обороты». Да, судьба Булгакова действительно драматическая, но были ведь и счастливые годы, которые нам подарили его замечательные произведения, одним из которых является роман «Белая гвардия». Чтобы в большей степени сблизиться с читателем автор использует во многих своих произведениях автобиографизмы. Именно благодаря сплетению автобиографического начала и художественного вымысла, мы видим глазами героев произведения окружающую для Булгакова, на тот момент, действительность. Читая роман, мы как будто путешествуем по биографии Михаила Афанасьевича, узнаем больше о его непростой жизни. Сам Булгаков о своем романе говорил следующее: «…Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех моих вещей».7 Список использованных источников Книги, печатная периодика: Медарич М.Автобиография / автобиографизм // Автоинтерпретация: сб. ст. по рус. лит. XII–XX вв. / под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. Письма. Жизнеописание в документах. / Вступ. статья В.В. Петелина; Коммент. В.И. Лосева и В.В. Петелина. – М.: Современник, 1989. – 576с. Полное собрание романов и повестей в одном томе / Михаил Булгаков. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 1248с. – (Полное собрание сочинений) Электронные ресурсы: Карпов И. П.Авторология (рабочий словарь): Литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология. [Электронный ресурс] - http://slovar.lib.ru/dictionary/avtorologija.htm (Дата обращения: 16.11.2022) М.А. Булгаков фильетон «Киев – город»/ [Электронный ресурс] - https://librebook.me/kiev_gorod/vol1/1 (Дата обращения : 17.11.2022) В. Катаев «Встречи с Булгаковым»/ «Воспоминания о Михаиле Булгакове» Булгакова Е.С.»/ [Электронный ресурс]- https://biography.wikireading.ru/153130 (Дата обращения: 16.11.2022) М. Булгаков «Тайному другу» М.: Современник, 1990[Электронный ресурс]- http://lib.ru/BULGAKOW/r_tajnyj.txt (Дата обращения: 17.11.2022) 1Медарич М.Автобиография / автобиографизм // Автоинтерпретация: сб. ст. по рус. лит. XII–XX вв. / под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. С.5 2Карпов И. П.Авторология (рабочий словарь): Литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология. Электронный ресурс: http://slovar.lib.ru/dictionary/avtorologija.htm. 3М.А. Булгаков фильетон «Киев – город»/[Электронный ресурс] - https://librebook.me/kiev_gorod/vol1/1 4В. Катаев «Встречи с Булгаковым»/ «Воспоминания о Михаиле Булгакове» Булгакова Е.С.»/ [Электронный ресурс]- https://biography.wikireading.ru/153130 5 Письма. Жизнеописание в документах. / Вступ. статья В.В. Петелина; Коммент. В.И. Лосева и В.В. Петелина. – М.: Современник, 1989. – 576с. С.553 6 М. Булгаков «Тайному другу» М.: Современник, 1990[Электронный ресурс]- http://lib.ru/BULGAKOW/r_tajnyj.txt 7Письма. Жизнеописание в документах. / Вступ. статья В.В. Петелина; Коммент. В.И. Лосева и В.В. Петелина. – М.: Современник, 1989. – 576с. С. 95 |