Главная страница

Конспекты первоисточников по философии. Бенедикт Спиноза. (1632 1677) Этика, доказанная в геометрическом порядке


Скачать 133.5 Kb.
НазваниеБенедикт Спиноза. (1632 1677) Этика, доказанная в геометрическом порядке
АнкорКонспекты первоисточников по философии.doc
Дата20.12.2017
Размер133.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспекты первоисточников по философии.doc
ТипДокументы
#12264
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия

Бенедикт Спиноза.

(1632 – 1677)

Этика, доказанная в геометрическом порядке.

Часть первая.

О Боге.


Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.

Конечная вещь вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.

Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Модус состояние субстанции, т. е. то, что существует в другом и представляется через это другое.

Бог существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция , состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Свободная вещь – вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой.

Необходимая (принужденная) вещь – вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

Теорема 11:

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.

Теорема 14:

Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Теорема 15:

Все, что только существует, существует в боге. Без бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо.

Схолил. Телесная субстанция, поскольку она субстанция не может быть делима.

Материя повсюду одна и та же и части ее различаются только модально, а не реально.

Вне бога не может быть никакой субстанции.

Все, что существует в боге, и все, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной природы бога и вытекает из необходимости его сущности.

Теорема 17:

Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.

Схолил. В природе бога не имеют место ни ум ни воля.

Ум бога, поскольку он понимается составляющим его сущность, на самом деле есть причина вещей, как по отношению к их существованию, так и по отношению к их сущности.

Теорема 18:

Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.

Теорема 19:

Бог, иными словами все атрибуты бога, вечны.

Теорема 20:

Существование бога и сущность его одно и то же.

Теорема 24:

Сущность вещей, произведенных богом, не заключает в себе существования.

Теорема 25:

Бог составляет производящую причину не только существования вещей, но и сущности их.

Королларий. Отдельные вещи составляют состояния или модусы атрибутов бога.

Теорема 26:

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена, таким образом, богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.

Схолил. Бог есть абсолютно первая причина вещей, непосредственно произведенных им.

Теорема 29:

В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.

Королларий 1. Бог не действует по свободе воли. 2. Воля и ум относятся к природе бога точно так же как движение и покой и вообще все естественное, что (по т.29) к существованию и действию по определенному образу должно определяться богом.

Теорема 30:

Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Схолил 2. Бог раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может.

Бог необходимо существует; он един; он существует и действует по одной только необходимости своей природы; он составляет причину всех вещей, все существует в боге и таким образом зависит от него; все предопределено богом из его абсолютной природы, бесконечного его могущества.

Часть вторая.

О природе и происхождении души.


Сущность вещито, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено.

Идея понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая.

Слово «понятие» выражает действие души.

Адекватная идея – та, которая имеет все свойства или признаки внутренней идеи.

Длительность – есть неопределенная неопределенность существования.

Реальность = совершенство.

Отдельные вещиконечные вещи, имеющие ограниченное существование.

Теорема 1:

Мышление составляет атрибут бога, иными словами бог есть вещь мыслящая.

Королларий. Человеческая душа есть часть бесконечного разума бога.

Теорема 13:

Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, то есть единство тела и души.

Схолил. Чем какое-либо тело способнее других к большему числу одновременных действий или страданий, тем душа его способнее других к одновременному восприятию большего числа вещей: чем более действия какого-либо тела зависят только от него самого и чем менее другие тела принимают участие в его действиях, тем способнее душа его к отчетливому пониманию.

Тело человеческое слагается из очень многих индивидуумов (различной природы), из которых каждый весьма сложен.

Теорема 14:

Человеческая душа способна к восприятию весьма много и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело.

Королларий. 1. Душа человеческая воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел. 2. Идеи, которые мы имеем о внешних телах. Более относятся к состоянию нашего тела, чем к природе тел внешних.

Теорема 18:

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

Схолил. Память есть ни что иное как сцепление идей, заключающих в себе природу вещей, находящихся вне человеческого тела, происходящее в душе сообразно с порядком и сцеплением человеческого тела.

Теорема 19:

Человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом.

Схолил. Идея души и сама душа составляют одну и ту же вещь., представляемую под одним и тем же атрибутом, именно атрибутом мышления.

Идея души, то есть идея идеи, есть ни что иное как форма идеи.

: раз кто-нибудь что-нибудь знает, он тем самым знает, что он это знает и т.д.

Теорема 22:

Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также и идеи от этих состояний.

Теорема 32:

Все идеи, поскольку они относятся к богу, истинны.

Схолил 2. Мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия:

  1. из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно – познание через беспорядочный опыт;

  2. из знаков;

1) и 2) есть познание первого рода, мнение или воображение.

  1. из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей – это познание второго рода или рассудок.

Третий род познания – интуитивное знание. Этот род познания ведет от интуитивной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей.

Теорема 41:

Познание первого рода есть единственная причина ложности, познание же второго и третьего рода необходимо истинно.

Часть третья.

О происхождении и природе аффектов.


Аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Если, т. о., мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то аффект состояние активное, в противном случае – пассивное.

Теорема 2:

Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому.

Схолил. Само тело в силу одних только законов своей природы способно ко многому, от чего приходит в изменение его душа.

Опыт более чем достаточно учит. Что язык всего менее находится во власти людей и, что они всего менее способны умерять свои страсти; всего менее мы свободны в том, к чему стремимся с великой страстью.

Теорема 56:

Существует столько же видов удовольствия, неудовольствия и желания, а следовательно и всех аффектов, слагающихся из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т.д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.

Схолил. Главнейшие аффекты и душевные колебания происходят из сложения трех начальных аффектов, именно желания, удовольствия (радости) и неудовольствия (печали).

Определение аффектов.

  1. Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием.

  2. Удовольствие есть переход человека от меньшего совершенства к большему.

  3. Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.

  4. Ненависть есть неудовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.

  5. Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

  6. Чревоугодие есть неумеренное желание или любовь к пиршествам.

Общее определение аффектов:

Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим.

Часть четвертая.

О человеческом рабстве или о силе аффектов.


Рабство – человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов.

Одна и та же вещь может быть и хорошей и дурной равно как и безразличной.

Добро – то, что, как мы наверное знаем, для нас полезно.

Зло – то, что, как мы наверное знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром.

Теорема 7:

Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению.

Теорема 18:

Схолил. Т.к. разум не требует ничего противного природе, то он требует, следовательно, чтобы каждый любил самого себя, искал для себя полезного, что действительно полезно, и стремился ко всему тому, что действительно ведет человека к большему совершенству.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Теорема 26:

Все, к чему мы стремимся вследствие разума, есть ни что иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает полезным для себя только то, что ведет к познанию.

Теорема 35:

Схолил. Человек человеку бог, однако редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают ненавистны и тягостны друг для друга.

Схолил2.каждый существует по высшему праву природы, и, следовательно, каждый по высшему праву природы делает то, что вытекает из необходимости его природы. А потому каждый по высшему праву природы судит о том, что хорошо и что дурно, по-своему заботится о собственной пользе, мстит за себя и стремиться сохранить то, что любит и уничтожить то, что ненавидит. Если бы люди жили по руководству разума, то каждый обладал бы этим своим правом без всякого ущерба для других. Но так как люди подвержены аффектам, то часто они влекуться в разные стороны и бывают противны друг другу, нуждаясь между тем во взаимной помощи. Поэтому, для того, чтобы люди могли жить согласно и служить друг другу но помощь, необходимо, чтобы они поступились своим естественным нравом и обязались друг другу не делать ничего, что может служить во вред дргому.

Общество, зиждущееся на законах и власти самосохранения, называется государством, а люди, находящиеся под защитой его права, - гражданами.

Теорема 45:

Ненависть никогда не может быть хороша.

Теорема 46:

Живущий по руководству разума стремится, насколько возможно, воздавать другому за его ненависть, гнев, презрение к себе и т. д., напротив, любовью или великодушием.

Самое полезное в жизни – совершенствовать свое понимание и разум, и в этом одном состоит высшее счастье или блаженство человека.

Часть пятая.

О могуществе разума или о человеческой свободе.


Теорема 3:

Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его.

Теорема 6:

Поскольку душа познает вещи как необходимые, оно имеет тем большую власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них.

Теорема 23:

Душа человеческая не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.

Теорема 34:

Душа подвержена аффектам, относящимся к пассивным состояниям, только пока продолжает существовать тело.

Королларий. Отсюда следует, что кроме познавательной любви к богу, ни какая другая любовь не вечна.

Теорема 39:

Имеющий тело, способное к весьма многим действиям, имеет душу, наибольшая часть которой вечна.

Теорема 40:

Королларий. Та часть души, которая остается, какова бы ни была она по своей величине, совершеннее другой части. Ибо вечная часть души (по т.23 и т.29) есть разум, в силу одного которого мы называемся действующими (по т.3 ч.3); та же часть, которая, как мы показали, погибает, есть воображение (по т.21), благодаря которому мы называемся страдательными.

Теорема 41:

Схоллил. Если бы в людях не жили надежда и страх, если бы, наоборот, они верили, что души погибают вместе с телом и что для несчастных, сокрушенных бременем уважения к общему благу, нет другой жизни, они стали бы жить по своему нраву и предпочли действовать во всем под влиянием страсти и повиноваться скорее счастью, чем самим себе.

Теорема 42:

Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти.


Френсис Бэкон

(1561 – 1626)

Новый органон.

Афоризмы об истолковании природы и царства человека.


Человек столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может.

Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, так что все эти прекрасные созерцания, размышления, толкования – бессмысленная вещь, только нет того, кто бы это видел.

Ложка, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины.

Слова суть знаки понятий. Поэтому, если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлеченны от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда в истинной индукции.

Субстанция, качество, действие, страдание, даже бытие не являются хорошими понятиями. Все они вымышлены и плохо определены.

Есть 4 вида призраков, которые осаждают уши людей. Для того, чтобы изучить их мы дали им названия. Назовем первый вид призраков призраками рода, второй – призраками пещеры, третий – призраками рынка, четвертый – призраками театра.

  1. Призраки рода находят свое основание в самой природе человека. Ибо можно утверждать, что чувство человека есть мера вещей. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

  2. Призраки пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы.

  3. Существуют еще призраки, которые проистекают как бы из взаимной связанности и сообщество людей. Эти призраки мы называем имея ввиду порождающее их общение и сотоварищество людей, призраками рынка. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.

  4. Призраки театра – призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии. Ибо мы считаем, что сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыгранно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Человеческий разум по своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит.

Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял.

Разум человека не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше, но тщетно.

Человеческий разум питают воля и чувства.

Бесконечным числом способов, иногда незаметных, чувство пятнает и портит разум.

Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений и соответствующих, целесообразно поставленных опытов. Здесь чувство судит об опыте, опыт судит о природе и о самой вещи.

Одни умы склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового. Истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен.

Корень заблуждения ложной философии троякий: софистика, эмпирика и суеверие.

Наиболее заметный пример первого рода являет Аристотель, который своей логикой испортил естественную философию, так как построил мир из категорий. Он всегда больше заботился о том, чтобы всегда иметь на все ответ и словами высказать что- либо положительное, чем о внутренней истине вещей.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

Науки, которые у нас имеются, почти все имеют источником греков. Но мудрость греков была ораторская и расточалась в спорах, а этот род исканий в наибольшей степени противен истине.

Общее согласие – самое дурное предзнаменование в делах разума, исключая дела божественные и политические, где есть право подачи голоса. Ибо большинству нравится только то, что поражает воображение и охватывает ум узлом общих понятий, как сказано выше.

Что же касается древности, то мнение, которого люди о ней придерживаются, вовсе не обдумано и едва ли согласуется с самим словом. Ибо древностью следует почитать престарелость и великий возраст мира, а это должно отнести к нашим временам, а не к более молодому возрасту мира, который был у древних. Этот возраст по отношению к нам древен и более велик, а по отношению к самому миру – нов и менее велик.

Во всех науках мы встречаем ту уже ставшую обычной уловку, что создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. И то, что недостижимо для из науки, то они на основании той же науки объявляют невозможным и в самой природе.

Те, кто занимался науками были или эмпириками или догматиками. Эмпирика подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме.

Три вида (степени) человеческих домагательств.


  1. Люди желают распространить свое могущество в своем отечестве, этот род низменен и подл.

  2. Люди стремятся распространить власть в силу родины на все человечество. Этот род заключает в себе больше достоинства, но не меньше жадности.

  3. Но если кто-либо попытается установить и распространить могущество и власть самого человеческого рода по отношению к совокупности вещей, то это домогательство, без сомнения разумнее и почтеннее остальных.

Власть же человека над вещами заключается лишь в искусствах и науках. Ибо над природой не властвуют, если ей не подчиняются.

Книга вторая.


В природе ничего не существует действительного помимо обособленных тел, осуществляющих сообразно с законом отдельные чистые действия, однако в науках этот же самый закон и объяснение служат основанием как знанию, так и деятельности. И этот же самый закон и его разделы мы разумеем под названием форм.

Исследование форм, которые (по смыслу и по их закону) вечны и неподвижны, составляет метафизику, а исследование действующего начала и материи и скрытого схематизма (все это касается обычного хода природы, а не основных и вечных законов) составляет физику. Им подчиняются две практики: физика-механика и метафизика-логика (в очищенном смысле слова), ради и широких дорог и большей власти над природой.

Под формами мы понимаем ни что иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую-либо чистую природу, как например теплоту, свет, вес во всевозможных материях и воспринимающих их предметах.

Людвиг Фейербах

Предварительные тезисы к реформе философии.


С психологической точки зрения абсолют или бесконечное, в использовании спекулятивной философии, есть ни что иное, как нечто неопределенное, недетерминированное, это – абстракция от всякой определенности.

С исторической точки зрения это ни что иное как не конечная, не человеческая, не материальная, не определенная сущность.

Божественная сущность теологии есть идеальная или абстрактная совокупность всех реальностей.

В теологии все имеется в двойном виде, то – в абстрактном, то – в конкретном.

Сущность теологии есть трансцендентная сущность человека, вынесенная за пределы человека.

Сущность человеческой логики есть трансцендентное мышление, человеческое мышление, вынесенное за пределы человека.

Метафизика – эзотерическая психология.

Искусство и религию нельзя отделить от человеческих ощущений,, фантазий, созерцания, философию же нельзя отделить от мышления, т.е. абсолютный дух нельзя отделить от субъективного духа.

Теология есть вера в призраки.

Философии Гегеля не хватает непосредственного единства, непосредственной достоверности, непосредственной истинности.

Субъективный ход развития и источник философии есть также ее объективный ход и источник. До того как помыслить качество, ты чувствуешь это качество. Мышлению предшествует страдание.

Бесконечное есть истинная сущность конечного, подлинное конечное. Настоящее умозрение, или философия, есть ни что иное как подлинный и универсальный опыт.

Задачей подлинной философии является познание конечного, как неконечного, как бесконечного, но как бесконечного в конечном.

Философия есть познание того, что есть. Высший закон, высшая задача философии заключается в том, чтобы помыслить вещи и сущность так, познать их такими, каковы они есть.

Правдивость, простота, определенность – формальные признаки реальной философии.

Только сознание есть реальное единство духа и природы..

Пространство и время составляют формы бытия всего сущего.

Только существование в пространстве и времени есть существование.

Отрицание пространства и времени есть только отрицание их границ, а не их сущности.

Развитие вне времени равносильно развитию без развития.

Пространство и время – формы раскрытия реального, бесконечного.

Только испытывающее нужду существо есть существо необходимое; существование без потребностей есть бесполезное существование.

Только преисполненное скорбью существо есть существо божественное. Существо, не испытывающее страданий есть существо без сущности, существо без чувственности, существо без материи.

Философия своей противоположностью неизбежно имеет опыт. Философ должен включить в состав философии ту сторону человеческого существа, которая стоит скорее в оппозиции философии. Только таким способом философия становится универсальной, свободной от противоречий, неопровержимой, непреодолимой силой. Философия должна начать не с себя самой, но со своей антитезы, с того, что ни есть философия. Важнейшими орудиями, органами философии является: голова – источник активности, свободы и сердце – источник страдания, потребностей. Сердце – это женский принцип, это чувство конечного, это средоточие материализма; голова – мужской принцип, средоточие идеализма. Сердце ни во что не верит, кроме себя самого, а голова, сердцу не внимающая, превращает собственную сущность сердца в обособленную, объективную, внешнюю сущность.

Теизм кроется в разладе между головой и сердцем, пантеизм есть устранение этого разлада. У антропотеизма нет разлада, антропотеизм есть сердце, возведенное к уму.

Новая философия, отрицая теологию, отвергающего подлинность религиозного аффекта, есть утверждение религии.

Шиллинг и Гегель – противоположности.

Гегель – представитель мужского принципа самостоятельности, идеального принципа.

Шиллинг – представитель женского принципа рецептивности, восприимчивости.

Гегелю не хватает созерцания, Шиллингу – силы мысли и определения.

Гегель превращает вещи в чистые мысли, Шеллинг же превращает чистые мысли в вещи.

Философия Гегеля есть устранение противоречия между мышлением и бытием. У Гегеля мысль – это бытие; мысль- субъект, бытие – предикат. Гегель мыслил объекты лишь как предикаты самомыслящей мысли.

Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии.

Действительное отношение к бытию таково: бытие – субъект, мышление – предикат. Мышление исходит из бытия, а не наоборот. Бытие существует потому, что небытие есть небытие, иначе говоря, ничто, бессмыслица.

Сущность бытия как бытия есть сущность природы. Возникновение во времени распространяется только на виды природы, а не на ее сущность. Бытие только там выводится из мышления, где разрушено подлинное единство мышления и бытия.

Природа есть неотличимая от бытия сущность, человек есть сущность отличающая себя от бытия.

Новая философия есть отрицание философии, как абстрактного, она есть сам мыслящий человек – человек, который существует и знает себя, как природное существо.

Новая философия составляет единство всех противоположных истин, будучи абсолютно самостоятельной и чистой истинной.

Чтобы человек ни называл и ни выражал, всегда он раскрывает свою собственную сущность; поэтому, язык есть критерий того, на каком уровне находится человеческая культура. Имя же божье есть название того, что у человека имеет смысл величайшей силы.

В основе всех наук должна лежать природа. Учение до тех пор является простой гипотезой, покуда не найдено его собственное основание.

Философия должна вновь связаться с естествознанием, а естествознание с философией.

Новая философия есть реализованная идея, она есть правда христианства.

Непротиворечивая, чистая, не извращенная правда есть новая правда, новый автономный акт человечества.

Иммануил Кант

Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки.

Предварительные заключения об особенности всякого метафизического познания.

Об источниках метафизики.


Источники метафизики не могут быть эмпирическими. следовательно принципы метафизики (куда принадлежат не только ее основные наложения, но и ее основные понятия) никогда не должны браться из опыта, поскольку она должна быть познанием не физическим, а метафизическим, т.е. лежащим за пределами опыта. Метафизика есть познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума. Т.о. метафизика может называться чистым философским познанием.

О том роде познания, который единственно может называться метафизическим.


  1. О различии синтетических и аналитических суждений вообще.

Метафизическое познание должно содержать исключительно суждения a priori. У всех суждений есть различие по содержанию, в силу которого они бывают поясняющими и ничего не прибавляют к содержанию познания, или бывают расширяющие, которые увеличивают данное познание; отсюда первые – аналитические, вторые – синтетические суждения.

Аналитические суждения – когда я говорю: все тела протяженны, то нисколько не расширяю своего понятия о теле, а только разлагаю его.

Синтетические суждения – когда говорим: некоторые тела имеют тяжесть, это положение увеличивает познание, прибавляя нечто новое к моему познанию.

  1. Общий принцип всех аналитических суждений есть закон противоречия.

Положения: всякое тело протяженно, никакое тело непротяженно.

  1. Синтетические суждения нуждаются в другом принципе, помимо закона противоречия.

Существуют синтетические суждения a posteriori, происхождение которых эмпирично, a priori, которые достоверны и происходят из чистого разума.

И те и другие сходятся между собой в том, что должны выводиться согласно с законом противоречия, ибо ничто не должно противоречить этому закону.

Синтетические суждения делят на классы:

  1. Опытные суждения и

  2. Математические суждения.

Примечания к общему разделению суждений на аналитические и синтетические.


Это разделение необходимо в отношении критики человеческого рассудка.

Общий вопрос пролигомен: возможна ли вообще метафизика?

Мы не можем признать действительность метафизики как науки, но можем сказать, что известные чисто синтетические познания a priori действительно нам даны, именно чистая математика и чистая естественная наука, потому что обе содержат наложения достоверные из одного разума, хотя берутся и из опыта.

Т.о. мы имеем неоспоримое синтетическое познание a priori.

Пролегамены: общий вопрос: как возможно познание из чистого разума?

Есть различия между аналитическими и синтетическими суждениями. Аналитические суждения основываются на законе противоречия. Синтетические суждения дочерпываются из опыта, поскольку сам опыт есть непрерывное соединение (синтез) восприятий (a priori) .

A priori их возможность должна быть изыскана или исследована, т.к. основывается на др. принципах, помимо закона противоречия.

Возникает главный трансцендентальный вопрос, разделивший его на 4 другие вопроса:

  1. Как возможна чистая математика?

  2. Как возможно чистое естествоведение?

  3. Как возможна метафизика вообще?

  4. Как возможна метафизика вообще как наука?




  1. Как возможна чистая математика?

Математическое познание имеет особенность – оно должно представить свое понятие сначала в воззрении и априорном, или чистом, а не эмпирическом. Средства математики всегда воззрительны, а философия должна удовлетворяться дискурсивными суждениями из одних понятий. Отсюда возможность ее существования: в ее основании должно лежать какое-нибудь чистое воззрение. В котором она может представлять все свои понятия конкретно и между тем a priori, т.е. конструктировать их.

Мы можем созерцать a priori только посредством формы чувственного созерцания.

Пространство и время – вот не воззрения, которые чистая математика полагает в основу всех своих познаний и суждений, являющихся сразу – и анодиктическими и необходимыми; ибо математика должна представлять свои понятия сначала в воззрении, т.е. она должна их конструировать, без чего ей нельзя сделать ни шагу, потому что только в чистом воззрении может быть дана материя для синтетических суждений a priori. Геометрия кладет в основу чистое воззрение пространства. Арифметика производит свои чистые понятия через последовательное прибавление единиц во времени. Чистая математика и чистая геометрия может иметь объективную реальность только над тем условием, что она относится единственно к предметам чувств, а относительно их твердо установлено положение, что наше чувственное представление никак не есть представление вещей самих по себе, а только таких, какими они являются нам.

Все геометрические положения о пространстве применяются равно ко всем предметам чувств, ко всему возможному опыту.

  1. Как возможно чистое естествоведение?

Природа есть существование вещей. Однако если бы природа означала существование вещей самих по себе. Нам бы ни удалось познать ни a priori, ни a posteriori.

Имеются общие законы природы, существующие вполне a priori, например: субстанция пребывает неизменно и постоянно; все, что совершается всегда определено известною причиной по постоянным законам.

Кроме этого природа имеет и другие знания, определяющие объект.

Природа в материальном отношении есть совокупность всех предметов опыта.

Чтобы вывести возможность опыта, насколько он основывается на чистых рассудочных понятиях a priori, нужно представить в полной таблице то, что принадлежит к суждению вообще, и различные моменты рассудка в суждении.

Логическая таблица суждений:

1. По количеству

всеобщие

особенные

единичные

2. По качеству

утвердительные

отрицательные

бесконечные

3. По отношению

безусловные

условные

разделительные

4. По модальности

возможные

действительные

необходимые (анодиктические)


Трансцендентальная таблица рассудочных понятий.

1. По количеству

единство (мера)

множественность (величина)

всеобщность (целое)

2. По качеству

реальность

отрицание

ограничение

3. По отношению

субстанция

причина

взаимодействие

4. По модальности

возможность

существование

необходимость


Чистая физиологическая таблица всеобщих принципов естественной науки.

1. Аксиомы воззрения

2. Предворения восприятия

3. Аналогии опыта

4. Постулаты эмпирического мышления вообще


Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, поскольку подводит все явления под свои собственные законы и через это производит опыт (по его форме) a priori, в силу чего всякое опытное познание необходимо подчинено его законам. Отсюда мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима от условий нашей чувственности и рассудка, а с природой как с предметом возможного опыта – и тут рассудок, делая возможным этот опыт, приводит вместе с тем и то, что чувственный мир или совсем не должен быть предметом опыта, или должен быть природой.

Приложение к чистому естествознанию. О системе категорий.

Для философа нет ничего более необходимого, как желание вывести из одного принципа a priori и соединить этим в одно познание все разнообразие понятий и суждений, которые раньше были рассеяны.

Аристотель собрал 10 таких чистых элементарных понятий под именем категорий или предикаментов.

  1. Субстанция

  2. Качество

  3. Количество

  4. Отношение

  5. Действие

  6. Страдание

  7. Когда

  8. Где

  9. Положение

  10. Состояние

Потом он прибавил еще 5 постпредикаментов, которые содержались частью в первых.

  1. Противоположность

  2. Прежде

  3. Вместе

  4. Движение

  5. Иметь

Такое понимание природы категорий, ограничивающее их одним опытным употреблением, не приходило в голову ни Аристотелю, ни кому-либо другому после него; но без этого понимания категории вполне бесполезны и представляют собой только список названий, без объяснения и правил их употребления.

  1. Как возможна метафизика вообще?

Метафизика имеет дело с чистыми понятиями разума, которые никогда не даются ни в каком возможном опыте. Также она имеет дело с естественными понятиями, находящими всегда свое применение в опыте.

Каждый отдельный опыт есть только часть всей области опыта, но абсолютное целое всего возможного опыта само уже не есть опыт, но образует необходимую задачу для разума. Рассудок нуждается для опыта в категориях, а разум содержит в себе основания идей. Эти идеи также лежат в природе разума, как категории в природе рассудка, и если первые имеют в себе обманчивость, могущую легко соблазнить, то эта обманчивость неизбежна, хотя и можно остеречься от ее искушения.

Чистый разум в своих идеях не относится к особым предметам, лежащим за пределами опыта, но он требует лишь полноты рассудочного познания в совокупной связи опыта. Но эта полнота может быть лишь полнотою принципов, а не восприятий предметов.

Предварительное заключение к диалектике чистого разума.

Чистота категорий от всякой примеси чувственных определений может побуждать разум распространять их употребление за пределы опыта до вещей самих по себе, несмотря на то, что эти категории, как чисто логические функции, хотя и могут представлять вещь вообще, но не могут одни дать никакого определенного понятия о какой-либо вещи, т.к. им самим не соответствует никакое чувственное воззрение, которое могло бы им сообщить конкретное знание и смысл.

  1. Психологическая идея. ( «Критика чистого разума», глава о паралогизмах).

Во всех субстанциях нам не известен настоящий субъект, т.е. то, что остается по выделении всех принадлежностей (как предикатов), т.е. самое существенное. Чистый разум требует, чтобы мы искали для каждого предиката вещи принадлежащий ему субъект. Особенность нашего рассудка состоит в том, что он мыслит все дискурсивно, т.е. в понятиях или посредством одних предикатов.

Понятие душа, как субстанция, мыслящая самость имеет значение лишь в том смысле, если из всего возможного нам опыта есть жизнь; следовательно, можно заключить о постоянстве души лишь в жизни, что смерть человека есть конец всякого опыта, а поэтому и души как предмета опыта. Т.о., можно доказать постоянство души лишь при жизни человека, а не после его смерти.

  1. Космологическая идея. («Критика чистого разума», глава об антиномиях).

Космологическая идея всегда берет свой объект только в чувственном мире и употребляет только такие понятия, предмет которых есть объект чувств. Эта идея расширяет связь обусловленного с его условием настолько, что опыт никогда ей не может соответствовать.

Существуют 4 космологические идеи – столько же и классов категорий; но для каждого класса идея выражает только абсолютную полноту в ряде условий данного обусловленного. Соответственно этим космологическим идеям существует 4 рода диалектических утверждений чистого разума, каждому из которых противостоит обратное утверждение, исходящего из такого же мнимого принципа чистого разума; и этого противоречия нельзя избежать.

Антиномия – не выдуманная произвольно, но основанная в природе человеческого разума, содержит 4 положения с их противоположениями.

Положение 1: Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве.

Противоположение: Мир во времени и пространстве бесконечен.

Положение 2: Все в мире состоит из простого (неделимого).

Противоположение: Нет ничего простого, а все сложно.

Положение 3: В мире существуют свободные принципы.

Противоположение: Нет никакой свободы, а есть природа (т.е. необходимость).

Положение 4: В ряду мировых причин есть некое необходимое существо.

Противоположение: В этом ряду нет ничего необходимого, а все случайно.





написать администратору сайта