Главная страница
Навигация по странице:

  • Что движет твое необъятное лоно

  • Невыразимое Отрывок Что наш язык земной пред дивною природой

  • Но где, какая кисть ее изобразила Едва-едва одну ее чертуС усилием поймать удастся вдохновенью…Но льзя ли в мертвое живое передать

  • И обессиленно безмолвствует искусство

  • В. Жуковский. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей


    Скачать 17.77 Kb.
    НазваниеБезмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей
    Дата31.03.2022
    Размер17.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ. Жуковский.docx
    ТипАнализ
    #432698

    Элегия

    Безмолвное море, лазурное море,
    Стою очарован над бездной твоей.
    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
    Тревожною думой наполнено ты.
    Безмолвное море, лазурное море,
    Открой мне глубокую тайну твою.

    Что движет твое необъятное лоно?
    Чем дышит твоя напряженная грудь?
    Иль тянет тебя из земныя неволи
    Далекое, светлое небо к себе?..
    Таинственной, сладостной полное жизни,
    Ты чисто в присутствии чистом его:
    Ты льешься его светозарной лазурью,
    Вечерним и утренним светом горишь,
    Ласкаешь его облака золотые
    И радостно блещешь звездами его.
    Когда же сбираются темные тучи,
    Чтоб ясное небо отнять у тебя —
    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
    Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
    И мгла исчезает, и тучи уходят,
    Но, полное прошлой тревоги своей,
    Ты долго вздымаешь испуганны волны,
    И сладостный блеск возвращенных небес
    Не вовсе тебе тишину возвращает;
    Обманчив твоей неподвижности вид:
    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
    Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

    Анализ стихотворения «Море» Жуковского

    Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.

    История создания

    Произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства. Однако мать девушки была против отношений пары. Боль от несбывшегося счастья отразилась в творчестве поэта.

    Жанр, тема и идея

    Произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.

    Темой анализируемого произведения является изображение нескольких состояний водной стихии.

    Идея элегии истинно романтическая — описать состояние моря, которое, как истинный романтический герой, борется с тёмными силами, пытающимися разрушить его счастье.

    Основной мотив и образы стихотворения

    Произведение проникнуто печалью. Хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье».

    В элегии можно выделить два образа:

    • лирический герой, очарованный красотой бездны;

    • морская стихия, обладающая человеческими чертами.

    Море любит небо, ласкает его и блещет «звездами его». Когда же тёмные тучи норовят разлучить их, спокойное до этого море приходит в ярость. Оно воет, борется и… мгла отступает.

    Композиция

    «Море» не было поделено на строфы, однако в нём можно выделить 3 смысловые части:

    1. Изображение спокойной морской глади.

    2. Описание борющегося с тучами моря.

    3. Возвращение к умиротворённой картине.

    Ритмический строй

    Элегия написана трёхсложным размером — амфибрахием. Данный факт позволяет при чтении будто услышать перекаты волн, борьбу и вой моря. Стоит отметить, что строки стихотворения не рифмуются между собой.

    Художественные средства

    При описании стихии поэт щедро использует и изобразительно-выразительные средства языка, и синтаксические фигуры:

    • эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;

    • олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;

    • антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;

    • риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;

    • градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».

    Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.

    Невыразимое

    Отрывок


    Что наш язык земной пред дивною природой?
    С какой небрежною и легкою свободой
    Она рассыпала повсюду красоту
    И разновидное с единством согласила!

    Но где, какая кисть ее изобразила?
    Едва-едва одну ее черту
    С усилием поймать удастся вдохновенью…

    Но льзя ли в мертвое живое передать?
    Кто мог создание в словах пересоздать?
    Невыразимое подвластно ль выраженью?..
    Святые таинства, лишь сердце знает вас.
    Не часто ли в величественный час
    Вечернего земли преображенья,
    Когда душа смятенная полна
    Пророчеством великого виденья
    И в беспредельное унесена, —
    Спирается в груди болезненное чувство,
    Хотим прекрасное в полете удержать,
    Ненареченному хотим названье дать —

    И обессиленно безмолвствует искусство?
    Что видимо очам — сей пламень облаков,
    По небу тихому летящих,
    Сие дрожанье вод блестящих,
    Сии картины берегов
    В пожаре пышного заката —
    Сии столь яркие черты —
    Легко их ловит мысль крылата,
    И есть слова для их блестящей красоты.
    Но то, что слито с сей блестящей красотою —
    Сие столь смутное, волнующее нас,
    Сей внемлемый одной душою
    Обворожающего глас,
    Сие к далекому стремленье,
    Сей миновавшего привет
    (Как прилетевшее незапно дуновенье
    От луга родины, где был когда-то цвет,
    Святая молодость, где жило упованье),
    Сие шепнувшее душе воспоминанье
    О милом радостном и скорбном старины,
    Сия сходящая святыня с вышины,
    Сие присутствие создателя в созданье —
    Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
    Все необъятное в единый вздох теснится,
    И лишь молчание понятно говорит.

    1819 г.


    написать администратору сайта