|
Библейские сюжеты. Библейские сюжеты в картинах великих мастеров (часть I)
Библейские сюжеты в картинах великих мастеров (часть I) Библия – одна из величайших и наиболее читаемых книг в мире. Для одних она – Священное Писание, для других – уникальный исторический источник. Библию можно рассматривать как памятник мировой культуры, как уникальный сборник легенд о жизни древних народов На протяжении многих веков художники используют библейские сюжеты для своих произведений. Однако для людей XXI века картины на библейские сюжеты подчас непонятны из-за незнания Библии. Данная презентация поможет узнать не только о художественных достоинствах и особенностях великих полотен, но и получить представление о библейских сюжетах, которые были использованы художниками. « Христос в пустыне» И. Н. Крамской Картину « Христос в пустыне» Иван Николаевич Крамской (1837-1887) художник писал, говоря его словами, «слезами и кровью». Он сознательно хотел создать свой образ Христа, не похожий на другие Его изображения. В течении 5 лет Крамского буквально «преследовал» образ героя. Художник выбрал для картины вполне традиционный библейский сюжет. Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он крестился. Сделал Он это, чтобы показать пример всем людям. После крещения Иисус Христос удалился в пустыню. В библейской символике пустыня это этап на пути к Богу. Каждый, посвящавший себя Богу обязан был очиститься от всего дурного, в единении возвысить свой дух молитвой и постом. Христос пробыл в дикой пустыне без пищи и воды 40 дней и 40 ночей. Он считал Себя Сыном Бога и был готов претерпеть любые муки, чтобы в дальнейшем исполнить Свой долг перед людьми. В пустыне Иисус Христос встретился с дьяволом-искусителем. Хитрыми вопросами и обольщениями дьявол хотел соблазнить Христа на грех, как всякого человека. Но в итоге пришлось просрамлённому дьяволу оставить Иисуса Христа в покое. - Перед людьми того времени стоял выбор пойти тернистой дорогой самоотверженной борьбы за социальную справедливость или, успокоив свою совесть рассуждениями о невозможности устранения зла, заняться личными делами.
- Крамской дал совершенно новое толкование библейскому сюжету. Образом Христа, общепонятным для людей того времени, И. Н. Крамской воспользовался для выражения вполне современных художнику возвышенных гражданских мыслей и чувств, нравственные переживания. Он показал, что мучительные раздумья Христа – это, по существу, нравственный выбор любого человека.
Работа «Христос в пустыне» принесла Крамскому огромную известность и популярность. Перед этим произведением стояли часами, обсуждали. Тема Иисуса Христа «не отпускала» И. Н. Крамского все последующие годы. Она стала в итоге едва ли не самой важной в его творчестве. « Явление Христа народу» А. А. Иванов Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество Александра Андреевича Иванова (1806-1858). Главным его произведением стала картина « Явление Христа народу». Он писал её около 20 лети и закончил в 1857 году незадолго до своей смерти. За время работы автор написал более 600 этюдов и эскизов. Художник хотел изобразить не близкую толпу, а большую группу людей с индивидуальными чертами и характерами. - На берегу Иордана сошлись разные люди. Худой старик и рядом с ним цветущий здоровьем юноша, костлявый, бледный, но могучий своей убеждённостью Иоанн Креститель и покорные его воле ученики, тучный богач и жилистый раб, дряхлый старик с отвисшей нижней губой и рыжеволосый юноша, хрупкий мальчик и рядом с ним мускулистый отец. Каждый по-своему реагирует на речь Иоана и появление Иисуса Христа.
Толпе людей противостоит фигура Иисуса Христа. Он появляется в совершенном одиночестве. В нём, как ни в одной другой фигуре, заключено величайшее спокойствие. Все остальные чему-то обращены, к чему-то стремятся, на что-то смотрят, к чему-то прислушиваются. Он один никуда не спешит и ни на что не взирает, а потому не растворяется в толпе и служит центром всеобщего внимания. Необычайное цветовое решение картины. Одежда персонажей окрашена в самые разные цвета. Иванов рассматривал явление Христа как реальное историческое событие, основное содержание которого – духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. По трактовке Иванова явление Христа – это встреча людей с добром и справедливостью, исполнение сокровенных чаяний народа, жаждущего освобождения от гнёта и насилия. Нравственно преобразованное через воспитание великим примером человечество обретёт свободу, установятся новые отношения между людьми, наступит благоденствие, всеобщее счастье, братство и равенство на земле. Художник создал свою прекрасную иллюзию и свято верил в её осуществление. « Христос и грешница» В. Д. Поленов Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927) написал серию картин « Из жизни Христа», которую открывало полотно « Христос и грешница». Поленов давно хотел «… создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа». Художник выбрал для картины библейский сюжет. Однажды фарисей привёл к Иисусу Христу грешницу, уличённую в измене мужу. Фарисей проповедовал буквальное и жестокое исполнение всех заповедей, изложенных в Библии. Хотя сами они вели образ жизни, весьма далёкий от собственных проповедей. «Учитель, - сказал фарисей, - эта женщина грешна. Моисей заповедал нам бить таких камнями. Что Ты скажешь об этом?» Фарисей хорошо знал, что Христос проповедует доброту и милосердие, милость к падшим, любовь и сострадание. Им казалось, что Он не сможет выйти из трудного положения. Ведь по Моисееву закону оправдать грешницу было нельзя. Если Христос её оправдает, то нарушит закон, а если сочтёт достойной казни, Он нарушит собственное учение. В ответ на обращение фарисеев Иисус Христос сказал: « Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень». Услышав такие слова, фарисеи один за другим стали тихо уходить. Наконец Христос и женщина остались одни. Грешница, низко склонив голову, ждала своей участи. Христос сказал ей: « И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши. Иисус у художника не похож на Бога, а выглядит как странник, мудрец. Официальные власти долго не хотели показывать новую картину Поленова на выставке, так как народу полагалось показывать Христа как Бога. Работа Поленова « Христос и грешница» вызвала огромный интерес и породила жаркие споры. Реакцию точно иллюстрируют оценка писателя В. В. Вересаева: « Картина даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, не Бога, а человека с огромной душой». |
|
|