|
История 19 век. Библиотеки и читальные залы при земствах, учебных заведениях, музеях Книгопечатанье И. Д. Сытин библиотека для самообразования
История России во второй половине XIX века
Серебряный век
Просвещение
- Научные, технические, литературные, Краеведческие музеи (Русский в Санкт-Петербурге, собрание русской живописи в Москве)
- Библиотеки и читальные залы при земствах, учебных заведениях, музеях
- Книгопечатанье ( И.Д.Сытин «библиотека для самообразования»,Ф.Ф.Павленков « Научно-популярная библиотека по естествознанию»)
- Вечерние народные университеты (например, им. А. Л. Шанявского в Москве в 1908 г.)
- Народные дома (библиотеки, лекции, концерты)
- Бесплатные воскресные школы для взрослых
- Рабочие курсы
Образование
- Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы)
- Среднее (гимназии и реальные училища)
- Высшее (120 университетов и институтов, в них обучалось 130 тысяч студентов
Грамотность населения повысилась: с 6 % в 60-х гг. XIX в. До 30% в начале XX в.
| Ученые
| Труды и экспедиции
| История
| С. М. Соловьев
В.О. Ключевский
П.Н. Милюков
| «История России с древнейших времен»
«Курс русской истории»
Работы по истории России XVIII-XIX
| География
| Н.М.Пржевальский
Н.Н. Миклухо- Маклайн
| В центральную Азию
В Юго-Восточную Азию, Австрию, Океанию.
| Философия
| В.С.Соловьев
Н.А,Бердяев
П.А.Флоренский
| «Оправдание добра»
«Философия свободы»
«Столп и утверждение истины»
| Гуманитарные науки
| Ученые
| Изобретения
Исследования
| Биология
Медицина
| К.А. Тимирязев
И. И. Мечников
И. П. Павлов
| Физиология растений
Фагоцитарная теория иммунитета
Учение о Высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения
| Физика
Механика
| К.Э. Циолковский
Н. В. Жуковский
А. С. Попов
| Ракетодинамика
«отец русской авиации»
Радио
| Математика
| П. Л. Чебышев
С.В. Ковалевский
| Теория чисел
Теория вероятности
| Химия
| Д. И. Менделеев
Н.Д. Зеленский
| Периодический закон химических элементов
Учение об органическом катализе
| Литература
Направления
| Традиции
| Поэты и писатели
| Критический реализм
| Гуманизм, народность, гражданственность
| И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
Ф.М. Достоевский
И.А. Гончаров
| Модернизм
| Интерес к личности, ее внутреннему миру, культ красоты и экзотики, поиск новых изобразительных средств и форм
| | Символизм
| Художественное выражение по средством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия
| А.А. Блок
К.Д. Бальмонт
В.Я. Брюсов
| Направления
| Традиции
| Поэты и писатели
| Акмеизм
| Освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённый метафоричности, возврат к материальному миру, к стихии «естества», точному значению слова
| Н.С.Гумелев
А.А.Ахматова
О.Э. Мандельштам
| Футуризм
| Стремление создать искусство будущего: отрицается традиционная культура, культивируется урбанизм, сочетается документальный материал и фантастика, разрушается естественный язык
| В.В.Хлебников
В.В.Маяковский
Саша Черный
| И.С. Тургенев
А.А. Блок
В.В.Хлебников
Музыка
«Могучая кучка»
М. А. Балакирев
(1836-1910)
Увертюра на темы трех русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», романсы, сборник русских народных песен
М.П. Мусоргский
(1839 – 1881)
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», цикл «Картинки с выставки», песни «Калистрат».
А.П. Бородин
(1833-1887)
Опера «Князь Игорь»,» 2-ая богатырская симфония», песни вокальной лирики
Н.А. Римский- Корсаков
(1844- 1908)
15 опер : «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок»
Ц. А. Кюи
(1835-1918)
Оперы «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», романсы, музыкальная картина.
А.Г. Рубинштейн
1859- русское музыкально общество
М.А. Балакирев
Г.Я.Ломакин
1860-е гг. : бесплатная музыкальная школа
Консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и д.р.
Кино
1896
| Первая демонстрация кинофильмов в Москве и Санкт-Петербурге
| Известные деятели
Режиссер
Я. А. Портазанов
Актеры:
Вера Холодная
Иван Мозжухин
| 1913
| 30 кинофильмов
| | 1908
| Игровая картина «Сетенька Разин»
| | 1911-1912
| Полнометражная лента «Оборона Севастополя»
| | Архитектура
Стили
| Архитектор
| Здания
| Архитектурная эклектика (смешение стилей)
| А.И. Резанов
| Дворец в кв.Владимира Александровича в Санкт –Петербурге
| Русский стиль
| В.О. Шервуд
Д.Н. Чичагов
А.Н.Померанцев
| Исторический музей
Городская дума
Верхние торговые ряды
| Нерусские
| А.В.Щумев
| Казанский вокзал
| Неоклассицизм
| И.И.Рерберг
И.В.Жолтовский
| Киевский вокзал
Музей ИЗО
Госбанк
| Исторический музей В. О. Шервуд
казанский вокзал А. В. Щусев
музей изобразительных искусств И. И. Рерберг
Скульптура
М.М. Антокольский
«Иван Грозный»
«Ермак» «Петр I»
«Нестор-летописец»
М.О. Микешин
Памятники : «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге и Екатеринодаре, Б.Хмельницкому в Киеве
А.М.Опекушин
Памятник А.С.Пушкину
«Иван Грозный»
М.М. Антокольский
«Памятник тысячелетие России»
М.О.Микешин
Направление
| Принципы
| Художники
| Реализм
| - Объективное отражение существенных сторон жизни
- Воспроизведение типичных характеров
- Интерес к проблеме «личность и общество»
| И.Н.Крамской
Г.Г. Мясоедов
В.Г.Перов
Члены «Артели»
| Импрессионизм
| | К.А.Коровин
И.И.Левитан
| Направление
| Принципы
| Художники
| Объединение
«Мир искусства»
| Индивидуализм, свобода искусства от социальных и политических проблем. Главное- красота и традиции русской национальной красоты
| А.Н. Бенуа
И. Э. Грабарь
К. А. Сомов
| Авангард
| Искусство «чистых» форм и внешней беспредметности
| К. С. Малевич
М. З. Шагаль
Р. Р. Фальк
| | Сочетание русских художественных традиций с новыми изобразительными формами
| М. А. Врубель
Б. М. Кустодиев
И. Я. Билибин
| «Женщина с зонтиком»
Иван Крамской
Осенний день в Сокольниках.
И.И.Левитан
Три женщины на дороге - Казимир Малевич.
История России 8 класс. Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна
МКОУ Белоярская СОШ,
Красноярский край
- Русская живопись второй половины 19 века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
- Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни.
«Крестный ход на пасху» 1861 г. «Чаепитие в Мытищах , близ Москвы» 1862 «Приезд гувернантки в купеческий дом» «Тройка» передвижники - В 1863 г. В художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали в Петербурге артель художников, которая в 1870 г. Была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.
- Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской.
И.Н.Крамской - Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов деятелей русской культуры – портреты М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.
Л.Н.Толстой
Многие произведения
Крамского стоят на грани портрета и тематической картины.
«Неизвестная»
- Вершиной реализма в русской живописи второй половины 19 века справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа.
- Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»
«Бурлаки на Волге» «Не ждали» «отказ от исповеди» «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» В 70-80-х гг. художник
увлёкся историческими
темами. Картина «Запорожцы
пишут письмо турецкому султану» - одна из них.
Василий Иванович суриков Полотна Сурикова - это художественно
воссозданная история, главным героем
которой является русский народ.
«Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в
Берёзове», «Боярыня Морозова»,
«Покорение Сибири Ермаком» –
эти картины вошли в золотой фонд
Русской художественной культуры.
«утро стрелецкой казни» 1881. «Меньшиков в Берёзове» «Боярыня Морозова» «покорение Сибири Ермаком» 1895 «Взятие снежного городка» Переход Суворова через
Альпы
Степан Разин Виктор Михайлович Васнецов К жанру русских народных сказаний
обратился В.М.Васнецов. Его
Картины проникнуты духом народных сказок. Религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа – богатыря.
«алёнушка» «ива царевич и серый волк» «витязь на распутье» «Богатыри» «После побоища Игоря Святославовича» Иван Иванович Шишкин Главным объектом внимания многих
художников стал среднерусский пейзаж,
Суровая природа Русского Севера.
Картины И.И.Шишкина создают
впечатление могущества, силы, величия
русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу.
«рожь» «Хвойный лес» «опушка леса» «Утро в сосновом лесу» Архип иванович куинджи Особое место в пейзаже второй
половины 19 века занимает Архип
Иванович Куинджи, который был
Мастером поразительных световых
эффектов. «Украинская ночь»,
«Ночь на Днепре», «Берёзовая роща»
«Украинская ночь» «Ночь на Днепре» «Берёзовая роща» Иван константинович айвазовский Иван Константинович Айвазовский больше всего любил изображать море. Его полотна пользовались огромной популярностью
Ночь. Голубая волна «Буря на море» Значения
- Исследования русских ученых были выдающимся в мировой науке ;
- Имена русских путешественников были занесены на географическую карту мира;
- Русская литература занимала авангардное место в мировой литературе, т.к. отличалась высокими гуманистическими идеалами, гражданственностью, чувством нациольного самосознания, поисками социальной справедливости
- В изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали влияние на развитие мирового искусства
- Русская культура получила мировое признание ,и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира.
|
|
|