Главная страница
Навигация по странице:

  • Историю монастырских библиотек

  • Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря

  • Библиотеки на Руси 14-17 веков. библиотеки на руси. Библиотеки на Руси 1417 веков


    Скачать 19.07 Kb.
    НазваниеБиблиотеки на Руси 1417 веков
    АнкорБиблиотеки на Руси 14-17 веков
    Дата17.09.2022
    Размер19.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабиблиотеки на руси.docx
    ТипЛекции
    #681699

    Библиотеки на Руси 14--17 веков


      В XIV–XVII вв. в Москве появляются Патриаршья библиотека, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции крупных бояр. Развиваются также подсобные, «учрежденческие» библиотеки, которые должны были обслуживать государственный аппарат и службы этого аппарата – царские приказы. Сохранились сведения о библиотеке Аптекарского приказа, отвечавшего за медицинское дело в стране, подготовку врачей, лечение царской семьи, Посольского приказа («министерства иностранных дел»), Пушкарского, который ведал артиллерийским и фортификационным делом. 

    Крупнее всего расширяются монастырские библиотеки: Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского монастырей.
    Монастырские библиотеки, появившиеся в XI веке и постоянно опустошавшиеся при пожарах и войнах, во время монгольского нашествия подверглись почти полному разгрому. Исключением были только Новгород и северные области. Начиная с XIV века, на Руси постепенно вновь собираются библиотеки при монастырях, которые на протяжении XV-XVII веков были у нас самыми распространенными и значительными библиотеками. 

    Росту монастырских библиотек особенно благоприятствовала общая обстановка, сложившаяся на Руси после Куликовской битвы, когда высоко было поднято национальное самосознание русского народа, ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы и оживилась культурная жизнь. Росту монастырских библиотек благоприятствовали также особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди, и они располагали

    большими богатствами. Многие монастыри были хорошо укреплены, могли защищаться от врагов и выдерживали осады

    В монастырях были грамотные люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, имевшей до конца XVII века преимущественно духовный характер. Здесь велись летописи, переписывались книги. В некоторых монастырях списывание книг было обязанностью монахов. Постоянно, и в обширных размерах велась переписка книг в основанном в XIV веке под Москвой Троице-Сергиевом монастыре и на далеком севере в Соловецком монастыре. Монастырями организовывалась переписка и закупка книг и на стороне, в том числе на Афоне и в Константинополе. Книги писались не только для себя, но и на продажу. 

    Историю монастырских библиотек помогают восстановить сохранившиеся описи их, которые составлялись по различным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или переписные книги. 

    С половины XVI века для учета монастырского имущества по решению Стоглавого собора был заведен порядок, по которому "казны манастырскые ведают и отписывают по всем монастырем Царя и Великого Князя дворецкие и диаки". С тех пор в этих отписных, писцовых, дозорных книгах особенно часто встречаются описи монастырских и церковных книг. Они составлялись также при передаче книг от одного книгохранителя к другому и при смене монастырских властей. Известны описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века; опись книг Слуцкого монастыря 1494 года; описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545, 1573, 1655 годов описи книг библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря 1601, 1621, 1635, 1664 годов; выборочная сводная опись книг сорока степенных монастырей XVII века и другие. 
    такие сохранившиеся описи библиотек XVI и XVII веков можно считать сотнями. Большую ценность как источник при исследовании истории монастырских библиотек имеют материалы, относящиеся к древней русской литературе, а также общие исторические материалы и работы о монастырях. Изучению истории монастырских библиотек помогают и многочисленные различного характера послесловия, приписки, пометки, встречающиеся на рукописях и старинных книгах. Обычай делать надписи на книгах установился на Руси еще в глубокой древности. Вначале эти надписи приписывались в охранительных целях, затем, когда это вошло в обычай, записи на книгах стали также делать читатели, покупатели, переплетчики, жертвователи книг. 

    Для выявления и обозрения послесловий, приписок и пометок на книгах большую ценность представляют собой описания рукописей библиотек и описания рукописей частных собраний. Все эти материалы не только раскрывают фонды монастырских библиотек на Руси в XIV-XVII веках, но и дают возможность проследить организацию их и до некоторой степени представить себе картину их работы. От XVII века сохранилась обширная опись книг степенных монастырей, в большой степени раскрывающая фонды монастырских библиотек и частично показывающая их организацию и работу. Опись составлена по выпискам из отписных книг по указу патриарха Никона. Это своего рода сводный каталог, в котором учтены 2672 книги из сорока крупнейших монастырей. Хотя в эту опись включены далеко не все книги, бывшие в перечисленных ниже монастырях, но, тем не менее, она дает очень ценные сведения, отражающие действительное положение монастырских библиотек в средине XVII века. 

    Из описи книг сорока степенных монастырей, составленой по довольно строгой и продуманной системе, особенно показательна выписка из отписных книг Троицы-Сергиева монастыря. Наиболее подробно описываются дорогие книги в богатых, украшенных драгоценными камнями, золотом, серебром и дорогими материями переплетах, а также книги с иллюстрациями.
    Наиболее подробными были описи библиотек больших монастырей. Описи монастырских библиотек преследовали прежде всего охранительные цели и не раскрывали достаточно подробно содержания перечисленных книг. Исключением является опись книг Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в конце XV века, на характеристике которой мы остановимся подробнее, как на блестящем для своего времени образце библиографического описания книг. 

    Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря состоит из краткого перечня книг монастырской библиотеки и из подробного описания ее отдельных рукописей, сохранившегося в черновике и в перебеленной копии. Перечневая опись не отличается чем-либо особым от монастырских описей XVI-XVII веков: она сообщает названия книг, указывает их формат и материал, на котором они написаны, "иногда для отличия одной рукописи от другой называет имя ее бывшего владельца или писца, от которых рукописи носили в свое время прозвища". Строгой системы в перечислении рукописей нет, их записано двести двенадцать (или двести одиннадцать), но опись не закончена и показывает не все книги, бывшие в монастыре. Совершенно иной характер имеет вторая часть описи. В беловой копии ее описано содержание двадцати четырех сборников с обозначением заглавия каждой статьи сборника в отдельности, начальных слов всех глав, числа листов, занятых каждой из них, и их нумерации. Заглавия отдельных статей и первая буква начального слова каждой статьи написаны киноварью. Как заглавия, так и начальные слова начинаются с новой строки. Киноварными цифрами на полях описи занумерованы статьи описываемых сборников. Благодаря таким приемам достигается исключительная наглядность описи, включающей в себя 957 статей. 

    Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря является выдающимся для своего времени библиографическим трудом, "из разных отделов ее получается вполне определенное представление о формате, составе, содержании, объеме, а иногда и времени составления описанных книг". В некоторых монастырях составлялись указатели для ориентировки в книгах.


    Как мы уже отмечали, по припискам на книгах и по описям монастырских библиотек можно собрать многочисленные данные по истории, организации и работе этих библиотек. Остановимся на некоторых относящихся сюда моментах. Прежде всего, описи и приписки на книгах дают ответ на вопрос, из каких источников собирались книги монастырских библиотек. 

    Книги в монастырские библиотеки поступали путем вкладов от лиц, поступающих в монастырь, по наследству от монахов, по вкладам разных лиц, особенно на помин души. Последним обстоятельством объясняется распространение на книгах приписок с указанием условий хранения книг, с заклинаниями против тех, кто решится их похитить.

    Насколько дорого ценились книги, как вклад в монастырь при поступлении в него, видно из вкладной приписки на одном псалтыре XIV века, где сказано, что вкладчик за двадцать три книги, вложенные им в монастырь, обязал последних кормить и одевать себя с сыном пожизненно и притом не хуже всех монахов.
    В Соловецком монастыре в числе вкладов было до трехсот пятидесяти рукописей только из книг духовного содержания. Первоначально монастырские книги хранились в алтарях. Затем, когда книг накапливалось много, для них отводились особые помещения, которые назывались книгохранительннцами. Книги в них расставлялись на полках в шкафах. Иногда место, где хранились книги, как это видно из исторических документов XVI-XVII веков, называлось книгохранительной палатой (палаткой), книгохранительной казной. Иногда о монастырских книгах говорится просто, что они находятся в казне, - это означает, что они были собственностью монастыря и хранились в помещении, где сберегалось наиболее ценное имущество. Книги, выделенные из общего книгохранилищ а, иногда сберегались в сундуках и коробьях. При библиотеках устанавливались должности книгохранителей из монахов, о которых упоминается в ряде документов XVI-XVII веков


    написать администратору сайта