Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • Анти́чная филосо́фия

  • Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции

  • философия 3. Была закрыта последняя философская школа в Афинах


    Скачать 39.52 Kb.
    НазваниеБыла закрыта последняя философская школа в Афинах
    Дата16.05.2023
    Размер39.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 3.docx
    ТипДокументы
    #1134422

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра Психология

    Форма обучения: заочная/очно-заочная

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Философия

    Группа Ал22П111в

    Студент: Ыхласова Улмекен Рустем кизи

    МОСКВА 2022

    Античная философия


    Анти́чная филосо́фия — раздел философии, охватывающий античное время. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.

    Античная философия сформировалась на основе древнегреческой традиции мудрствования и мистерий, под влиянием воззрений мудрецов и жречества ЕгиптаМесопотамии, других древневосточных стран. Пребывая изначально в круге мифологических представлений, древнегреческая мысль впервые сформулировала само понятие о философии как об особой деятельности, имеющей свой собственный предмет и метод, оказала большое влияние на становление и развитие христианства, а также стала источником рационального дискурса, развитие которого считается характерным для Западной цивилизации в широком смысле и легло в основу науки как особой формы общественного сознания.


    Периодизация по смене основных проблем


    Выделяют следующие периоды:

    1. Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

    2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистовСократ;

    3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. ПлатонАристотель;

    4. Эллинистический (центр перемещается из античной Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикураскептиковстоиков;

    5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

    6. Зарождение христианской мыслимонотеистической религии.

    Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:

    • именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;

    • именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, в восточной философии, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира.

    Периоды


    Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

    • натуралистический (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеаты, пифагорейцы);

    • гуманистический (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

    • классический (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

    • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);

    • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).

    Характерные черты


    В чем цель философствования? Цель этой деятельности находится внутри самой деятельности. Что же становится предметом античного философствования? Предметом являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм — признание первичности природной реальности. Синонимом природы для греков была красота. Способ познания, к которому они прибегали, — абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции.

    Характерные черты античной философии:

    • функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

    • космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

    • имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;



    Особенности


    В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

    • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

    • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

    • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

    • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

    • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;

    • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

    • были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

    Хронологическая периодизацияПравить

    Ранняя классика (архаика)Править


    • VIIIVII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители:

      • Гомер

      • Гесиод

      • Орфей

      • Лин

      • Мусей

      • Эпименид

      • Ферекид

      • Акусилай

    • VIIV вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:

      • Милетская школа

        • Фалес

        • Анаксимандр

        • Анаксимен

      • Пифагорейцы

        • Пифагор

        • Алкмеон Кротонский

        • Архит

        • Тимей Локрский

        • Филолай

      • Элеаты

        • Ксенофан

        • Парменид

        • Зенон Элейский

        • Мелисс

      • Школа Гераклита

        • Гераклит

        • Кратил

      • Школа Анаксагора

        • Анаксагор

        • Архелай

        • Метродор Лампсакский

      • Атомисты

        • Демокрит

        • Левкипп

        • Метродор Хиосский

      • Вне школ

        • Эмпедокл

        • Диоген Аполлонийский

      • Софисты

        • Старшие софисты

          • Горгий

          • Протагор

          • Антифонт

          • Продик

          • Гиппий

          • Ксениад

        • Младшие софисты

          • Фрасимах

    КлассикаПравить


    • VIV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:

      • Сократ

      • Платоники

        • Платон

        • Спевсипп

        • Ксенократ

        • Полемон

        • Крантор

        • Кратет Афинский

        • Клеарх

      • Мегарская школа

        • Евклид из Мегары

        • Стильпон

        • Диодор Крон

        • Евбулид

        • Клиномах

      • Киники

        • Антисфен

        • Диоген Синопский

      • Киренаики

        • Аристипп

        • Арета Киренская

        • Аристипп, сын Ареты

        • Феодор-Атеист

        • Гегесий

        • Аникерит

        • Эвгемер

      • Элидо-Эретрийская школа

        • Федон из Элиды

        • Плистен из Элиды

        • Менедем

      • Другие сократики

        • Главкон из Афин

        • Кебет

        • Критон

        • Симмий

        • Симон-кожевник

        • Эсхин

    • IVIII вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:

      • Аристотель

      • Теофраст

      • Эвдем Родосский

      • Стратон

      • Аристоксен

      • Дикеарх

      • Клеарх

    Эллинистическая философияПравить


    • IVI вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:

      • Скептицизм — их философия не оформилась в самостоятельную школу

        • Пиррон

        • Энесидем

        • Агриппа

        • Ксанф

      • Эпикуреизм

        • Эпикур

        • Метродор Лампсакский

      • Стоики (Ранняя и Средняя стоя)

        • Зенон Китийский

        • Клеанф

        • Тимон

        • Хрисипп

        • Зенон Тарсийский

        • Кратет Малльский

        • Панетий Родосский

        • Посидоний

      • Средняя и Новая Академия

        • Аркесилай

        • Лакид из Кирены

        • Эвандр из Фокиды

        • Карнеад

        • Клитомах

        • Филон Ларисский

        • Антиох из Аскалона

    Римская и позднеантичная философияПравить


    • I в. до н. э. — V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:

      • Эклектизм

        • Цицерон

      • Римский эпикуреизм

        • Каций

        • Лукреций

      • Поздняя Стоя

        • Руф Гай Музоний

        • Сенека

        • Эпиктет

        • Марк Аврелий

        • Калиетес

        • Максим Клавдий

    • I в. до н. э. — V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:

      • Неопифагореизм

        • Аполлоний Тианский

      • Средний и поздний платонизм

        • Плутарх

        • Клеанф

        • Цельс

      • Скептицизм

        • Фаворин

        • Секст Эмпирик

      • Перипатетики

        • Александр Афродисийский

        • Фемистий

      • Неоплатонизм

        • Аммоний Саккас

        • Плотин

        • Кастриций

        • Порфирий

        • Ямвлих

        • Клавдиан

        • Прокл Диадох

        • Зенодот

        • Дамаский

        • Симпликий

      • Христианская философия

        • Климент Александрийский

        • Ориген

        • Августин Блаженный

        • Боэций



    ЛитератураПравить




    • Фрагменты ранних греческих философов. / Подгот. изд. Лебедев А. В. Отв. ред. И. Д. Рожанский. — М. : Наука, 1989. — Ч. 1. — 575 с. — ISBN 5-02-008030-6

    • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1999.

    • Буряк В. В. Античная философия: Учебник. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. — 256 с. — ISBN 978-966-491-084-9.

    • Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.

    • Гайденко П. П.Античная философия: космоцентризм. — Глава из учебника: Введение в философию. Авторский коллектив под руководством И. Т. Фролова. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Республика, 2003. — 623 с. — ISBN 5-250-01868-8

    • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 288 с.

    • Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М, 1989.

    • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. — В 2 кн. — М.: Искусство, 1988.

    • Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1997.

    • Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 286 с.

    • Солопова М. А. Античная философия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. ГусейновГ. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.


    написать администратору сайта