литература6. Быль, рассказанная дьячком ской церкви Фомой Григорьевичем. Панич в гороховом кафтане, тоже мастер рассказывать истории, хотел обрадовать дьячка
Скачать 19.54 Kb.
|
Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви Фомой Григорьевичем. «Панич в гороховом кафтане», тоже мастер рассказывать истории, хотел обрадовать дьячка. Он привез ему книжку с напечатанной там историей Петра и Пидорки (Федоры). Дьячок объявил, что «писака» историю переврал, и рассказал ее по новой. Узнал он ее от покойного деда. Тот уверял, что это не сказка, а быль. Больше ста лет назад на месте села Диканька был бедный хутор. Кто ютился в хате, а кто и вовсе в яме жил. Придут враги – ляхи (поляки), крымцы, литвины, а разорять нечего. Тетка деда держала шинок на Опошнянской дороге. И повадился туда «бесовский человек» Басаврюк. Откуда родом – неизвестно. Козаков поит, девушкам подарки дарит. А сам страшный: брови щетинистые, взгляд угрюмый. Взять у него подарок, все равно что с нечистой силой спутаться. Отец Афанасий из церкви святого Пантелея (Пантелеймона) всем объявил, что он враг Церкви и людей, его и на Пасху в храме никто не видал. Жил тогда на хуторе богатый козак Корж. И была у него дочь-красавица Пидорка, ясноглазая, чернокудрая, да 6-летний сынок Ивась. А в работниках у Коржа жил Петр Безродный (сирота), молодец черноусый, статный и пригожий, только бедный. Петр и Пидорка любили друг друга. Когда отец застал их целующимися, хотел нагайкой отхлестать парубка (парня). Но за Петруся заступился Ивась. Прогнал Корж работника. Хотел молодой козак идти воевать с турками, да вернуться с золотом, но узнал через Ивася, что Пидорке нашли жениха, ляха, «обшитого золотом». Девушка готова умереть («темная моя будет хата… из дерева, и вместо трубы крест»), лишь бы не идти за немилого. Был вечер в канун Ивана Купала (языческий праздник в день памяти св. Иоанна Крестителя). К пьющему с горя в шинке Петру подсел Басаврюк. Он пообещал парню гору золота за одно дельце. Ударили по рукам, условились о встрече в полночь в Медвежьем овраге. Привел Басаврюк парня к трем пригоркам, велел сорвать для него волшебный цветок папоротника. Распустился нужный цветок, схватил его Петр, хотя и мешали мохнатые руки чертей. И явилась старая ведьма, «согнутая в дугу», с крючковатым носом, выхватила цветок, пошептала. Потом Петр подбросил его, тот взлетел, а где упал – там был схоронен клад. Нечистыми руками взять его нельзя, потому Басаврюку и понадобился простой, честный парень. Рыл Петр, но сундук ему не дался. Ведьма приказала ему пролить крови невинного дитя под простыней. Сбросил парень простыню – Ивась перед ним! А вокруг манит золото. Как безумный, ножом перерезал он горло ребенку. После этого два дня и ночи спал он дома. Очнулся – ничего не помнит. Только видит: стоят два мешка с золотом. Корж мигом назвал его зятем, сыграли веселую свадьбу. Пидорка рассказала, что Ивася украли цыгане. А Басаврюк как в воду канул. Живут первый месяц – невесел Петр. Все силится вспомнить – что было. Припомнит, как пил, как шел по лесу, дальше никак. Знахари давали советы Пидорке – ничего не помогло. Так прошли лето, осень, зима. Наконец, «щука хвостом лед расколотила» (ледоход), а одичавшему, злому Петру нет покоя. Исплакалась Пидорка. Последнее средство – помощь колдуньи из оврага. Ввела ее Пидорка в дом. Был вечер в канун Купальской ночи. Всмотрелся Петр в старуху, узнал ее. И все вспомнил. Расхохотался, как безумец, швырнул в колдунью топор. Та исчезла, зато явился окровавленный Ивась лет семи. Вся хата вспыхнула кровавым светом. Пидорка выскочила – дверь намертво захлопнулась за ней. Конечно, дверь высадили. Но в хате было пусто. На месте Петра – пепел и пар над ним, вместо червонцев в мешках «битые черепки». Пидорка ушла на богомолье в Киево-Печерскую лавру, украсила дорогим окладом икону Божией Матери. И стала монахиней, молчаливой, высохшей, как скелет. А Басаврюк вновь объявился, только никто с ним, «сатаной», больше не знался, а жители перебрались на место нынешнего села. И тетка бросила свой шинок у дороги, обустроила новый. Мстительный Басаврюк частенько пугал пьющих (раз даже ожил жареный баран). А в брошенном шинке поселились черти. Но невеселое у них стало житье: никто туда не ходил и с ними не водился. Читательский дневник по повести «Вечер накануне Ивана Купала» (из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») Гоголя Сюжет Век назад в селе жил богач козак Корж с дочкой Пидоркой (Федорой), сыном шести лет Ивасем. Девушка и бедняк Петр Безродный полюбили друг друга, но отец нашел дочке богача жениха. Басаврюк, то ли человек, то ли черт, обещал парню золото. В волшебную Купальскую ночь Петр срывает для него и колдуньи цветок папоротника. Потом убивает Ивася, чтобы клад дался в руки. И теряет память. Через год Пидорка привела ту колдунью лечить мужа. Увидев ее, Петр вспомнил, что наделал. Жена убежала, а когда вернулась – нашла от мужа кучку пепла, да черепки вместо червонцев. Пидорка стала монахиней, а с Басаврюком больше никто не водился. Отзыв В основе истории – фольклор. Зарисовки природы всех времен года. Тема трудной жизни украинцев той эпохи, впрочем, было в ней место и личному счастью. Спесивый богач отец разлучил влюбленных – и погубил всех. Тема любви, которая дороже не только своей, но и чужой жизни. Тема сговора с нечистой силой, всегда замешанного на крови. Добытое нечестным путем богатство не приносит счастья. Тема мук совести, раскаяния. Повесть учит не падать духом, бороться с испытаниями, беречь свою совесть и руки от зла. |