вопросы и ответы по русскому языку. БИЛЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗ.. Билет1 1 Что такое экспо
Скачать 118.29 Kb.
|
Билет 32 А.Ахматова. Поэма «Реквием» - памятник страшной эпохи сталинского режима. Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию. Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла. В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене. Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу. Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху. Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени. В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада. В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний. Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме. Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания. По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды: определение дополнение о бстоятельство. Синтаксический разбор предложения: Генеральский прокурор сетовал о том, что узнал о задержании из средств массовой информации. Билет 33. С.Назарова “Мой зеленоглазый аруах” Одно из лучших прозаических произведений С.Н. Назаровой -рассказ «Мой зеленоглазый аруах", раскрывающий тему семьи, дома, взаимоотношений поколений, их духовного родства. «Бабушку я помню с тех пор, как научился крепко ходить. Или мне так кажется. Но помню ее раньше, чем свою мать. Мама отвезла меня в аул рано — они с отцом жили в городе, ей надо было работать, а я не был устроен в детсад по настоянию бабушки. Бабушка считала, что отдавать детей в казенный сад — дело плохое и опасное» - так начинается этот рассказ. Повествование от первого лица позволяет не только описывать события, но и образно их комментировать. Рассказчик - молодой человек, ретроспективно восстанавливая моменты своей жизни, повествует о приобщении ребенка, окруженного любовью и заботой бабушки и дедушки, к социальным и нравственным нормам. Национальная картина мира, современный мир казахской аульной жизни передаются через описание внешнего пространства, где живут герои рассказа, и древних бытовых атрибутов: «Саманный домик, в котором жили мои ажешка и аташка, был выбелен с добавлением синьки и в вечернем воздухе был похож на облачко. Сходство добавлял голубоватый дымок, который поднимался от летней печи или от казана, установленного на камнях рядом»; «Была у нас и юрта, которую собирали во дворе по особым случаям, а в основном дедушка брал ее с собой на джайляу»; «Вечером мы втроем... садились за низенький столик, уставленный баурсаками, свежим сливочным маслом, куртом, сушеными дольками яблок и абрикосов, вяленым казы, и долго и неторопливо пили душистый чай..» Для героя рассказа дом в ауле не столько жилище, сколько национальный символ, родное место и земля предков: "Пока я рос в ауле, я выучил родной язык»; ‹я ощущал себя казахом»; «научился ездить на коне"; «играть в асыки". В.В. Савельева пишет: «С. Назарова плетет свой текст с любовью, не щадит слов. Любовь внука к бабушке одухотворяет и возвышает каждодневный быт, превращает мальчика в художника: «Помню, однажды ночью я проснулся от тоненького прерывистого звука и не мог понять, что за итица его издает. Прислушавшись, я понял, что это храпит бабушка, и удивился тому, что она как будто пела во сне. Дед храпел по-другому, он как будто угрожал кому-то, отгонял опасность. Я обрадовался уюту нашего саманного домика...» И когда, уже взрослый, герой провожает бабушку в последний путь, то видит: «Белые как снег редкие облака были неподвижны в синем воздухе. Они не мешали солнцу. Облака были похожи на платок моей бабушки» Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин). Между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Бессоюзное предложение — особый класс сложных предложений, разнообразных по семантике и структуре, иногда сопоставимых с союзными сложными предложениями. Для сравнения: «Она спит так, что разбудить невозможно»; «Чувствую, что устала»; «Делу — время, а потехе — час». В некоторых случаях, например в предложениях присоединительного типа («Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь» — А. С. Пушкин), подстановка союза невозможна. Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения. Синтаксический разбор предложения: Отдельная часть из наших депутатов склонны драматизировать обстановку. Билет 34. Л.Н.Толстой «Война и мир» Война 1812 года показана Львом Толстым как судьбоносное событие в жизни народа. Кульминационная сцена – эпизод изображения Бородинской битвы. Это точка, где сходятся многие сюжетные линии романа, ярко проявляются личностные качества и определяются жизненные пути героев. Именно поэтому Бородинское сражение в романе «Война и мир» играет практически ключевую роль. Толстому важно подчеркнуть главную мысль: при Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа. Писатель многократно показывает, что общая беда объединила русских людей, независимо от чинов и сословий. Например, накануне сражения Кутузов поклоняется Смоленской чудотворной иконе вместе с простыми солдатами, причём присутствие Кутузова «обратило на себя внимание высших чинов», солдаты и ополченцы продолжали молиться. То есть автор показывает, что молитва для них важнее присутствия командования. Важным для понимания философии Толстого в романе «Война и мир» является разговор Пьера Безухова и Андрея Болконского накануне Бородинского сражения. Андрей объясняет, что сражение будет выиграно, потому что исход любой битвы зависит от того чувства, которое есть в каждом солдате. Мы проиграли под Аустерлицем, так как солдаты не понимали, для чего и за что сражаются. Сейчас же каждый знает, что он спасает от беды свою родину, и каждый понимает, что отступать некуда. Пьер Безухов, не являясь военным, всё же решает отправиться на Бородинское поле, чтобы самому видеть происходящее. По пути он встречает обозы с ранеными, его удивляет, как спокойно солдаты говорят о готовности умереть. Символом всеобщего единения русского народа становятся для Пьера слова раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». Это общее чувство – «скрытую теплоту патриотизма» - видит Пьер на лицах всех солдат. Толстой в романе «Война и мир» использует важный приём – он показывает главную часть Бородинского сражения глазами Пьера, человека невоенного, ничего не понимающего в вопросах тактики и стратегии. Пьера удивляет, как просто и чётко солдаты выполняют своё дело, внешне как будто не испытывая страха. В этом писатель видит истинный героизм – выполнять своё дело, не слушаясь страха, вопреки ему. Кроме того, Пьер понимает весь ужас войны, глядя на огромное число убитых и раненых. Ему кажется, что именно теперь люди должны одуматься, ужаснуться происходящему и понять, что война – это самое страшное событие. Изображая Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстой показывает, каким должен быть истинный полководец. Таковым является Кутузов. Он понимает, что исход сражения определяется не распоряжениями командующего, а действиями каждого участника события. Свою роль полководца он видит в том, чтобы поддерживать моральный дух армии. Именно поэтому он гневно отвечает генералу, утверждающему, что солдаты бегут и сражение проиграно, и поддерживает Ермолова, который докладывает о стойкости войска. Именно для поддержания боевого духа Кутузов отдаёт приказ о завтрашнем наступлении ещё до окончания битвы. Кутузов вместе с каждым русским человеком понимает, что на Бородинском поле русскими была одержана нравственная победа. Эта мысль становится главной и для самого Толстого при изображении Бородинского сражения в «Войне и мире». Правописание наречий 1. Если наречие образовано от краткого прилагательное и имеет приставку в-, на-, или за-, то на конце пишется гласная о (направо, влево, заново), если же наречие также образовано от краткого прилагательного, но имеет приставку до-, из-, с-, то на конце пишется гласная а (справа, изредка, добела); 2. На конце наречий после шипящей 50 всегда пишется ь (мягкий знак), Исключение: уж, замуж, невтерпеж. 3. Наречия пишутся слитно: если они образованы путём соединения предлога с наречием (навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево), если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательному числительному (втрое, надвое), если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению (вручную, напропалую, вовсю) Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую), если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются (взаперти, вдребезги), наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, начало и т.д. (вдаль, сначала), примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги), если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетайте существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в коней коридора): 4. Наречия пишутся через дефис: если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчи- веющихся на -оме, -ему, -ни, ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи), если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих), если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов (еле-еле, тихо-смирно); 5. Наречные сочетания пишутся раздельно: если они состоят из существительных с предлогом между ними (с газу на глаз, плечом к плену), если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, с и т.д. (без удержу, на бегу, сходу), если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы (за границу, на совесть), если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую). Синтаксический разбор предложения: Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту гору, потому что была уже осень и гололедица. |