Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпитеты

  • Год написания

  • Билет №8 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Анализ стих «Три пальмы», чтение наизусть. Что такое баллада Ответы

  • 2)Анализ «Три пальмы».

  • 2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».

  • Ответы: 1)

  • Ответы: 1)

  • Водить за нос

  • Ответы: 1)

  • Лирический герой

  • Сравнение

  • Автор произведения Название произведения

  • Ответы: 1).

  • 2.Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

  • билеты по литер. 6 кл.. Билет 1 Что такое фольклор Назови жанры устного народного творчества. Что такое пословица Примеры. И. А. Крылов. Слово о писателе. Что такое басня, мораль Выразительное чтение одной из басен на выбор Ответы


    Скачать 268.4 Kb.
    НазваниеБилет 1 Что такое фольклор Назови жанры устного народного творчества. Что такое пословица Примеры. И. А. Крылов. Слово о писателе. Что такое басня, мораль Выразительное чтение одной из басен на выбор Ответы
    Дата21.01.2023
    Размер268.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по литер. 6 кл..docx
    ТипДокументы
    #897300
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.
    Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.
    Метафоры«… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».
    Эпитеты«стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».
    Сравнение «одета, как ризой».

    Билет № 7

    1. Слово о А.П.Чехове. Литературный портрет писателя.

    2. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.

    3. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

    1. Платов а) «Левша»

    2. Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

    3. Санька в) «Дубровский»

    4. Троекуров г) «Алые паруса»
    Ответы:

    1)Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
    Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца, который держал небольшую лавку. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова было непростым: отец держал сыновей в строгости, заставлял много репетировать и петь в церковном хоре. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески. На творчество Чехова значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
    Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
    Затем в биографии Чехова было долгое путешествие на Сахалин (апрель–декабрь 1890 г.), которое можно назвать гражданским подвигом писателя. Там он изучал жизнь ссыльных, составлял их перепись. Большой труд Чехова «Остров Сахалин» повествует об этой поездке.
    Из-за обострения болезни-туберкулёза писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.

    2). Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.
    Год написания – 1883 год.
    История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.
    Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.
    Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.
    Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.
    Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.
    “Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они не видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.
    Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования.
    Основная мысль – вызвать отвращение к угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

    Билет №8

    1. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

    2. Анализ стих «Три пальмы», чтение наизусть.

    3. Что такое баллада?

    Ответы:

    1)М. Ю. Лермонтов, великий русский поэт, родился в Москве 15 октября 1814 года. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном. Мать, Мария Михайловна Лермонтова, занималась воспитанием мальчика лишь до трех лет. Родители будущего поэта поссорились и жили раздельно. Мама часто пела сыну грустные песни, и он очень любил их слушать.
    Марии Михайловне был всего 21 год, когда она умерла. Воспитанием Михаила стала заниматься бабушка, Елизавета Алексеевна, богатая помещица. Михаил с бабушкой жили в Тарханах Пензенской губернии. Она очень любила внука. Он часто болел, поэтому в возрасте 10 лет бабушка отвезла юного Мишу на Кавказ для лечения. С тех пор Кавказ стал горячо любим Лермонтовым. Лермонтов учился дома. У него был гувернер-француз и няня-немка. Они научили его читать по- немецки и французски, и он в оригинале читал Байрона и Гейне, которых очень полюбил. В детстве он начали писать стихи. В ранних стихах молодого поэта были подражания Дж. Г. Байрону, Г. Гейне, А. С. Пушкину. Будущий поэт закончил факультет словесности в Московском университете и школу прапорщиков, служил корнетом гусарского полка в Царском селе. В эти года он осознал, что стихотворения – это его стихия. Вместе с полком Лермонтов был отправлен воевать на Кавказ. Именно здесь поистине раскрылся талант писателя. Здесь были написаны «Демон», «Мцыри», «Думы». Кроме этого, Лермонтов был талантливым художником – сохранились его картины, где изображены красоты Кавказа. После возвращения в Петербург Михаил Юрьевич продолжал писать и публиковать стихотворения.
    3)Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
    2)Анализ «Три пальмы».
    История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.
    Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.
    Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.
    Жанр – баллада.
    Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.
    Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.
    У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.
    Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой.
    Отрывок наизусть
    В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли.
    Родник между ними из почвы бесплодной,
    Журча, пробивался волною холодной,
    Хранимый, под сенью зеленых листов,
    От знойных лучей и летучих песков.
    И многие годы неслышно прошли;
    Но странник усталый из чуждой земли
    Пылающей грудью ко влаге студеной
    Еще не склонялся под кущей зеленой,
    И стали уж сохнуть от знойных лучей
    Роскошные листья и звучный ручей.

    Билет № 9

    1. А.П.Платонов. Слово о писателе.

    2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».

    3. Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Чтение наизусть стихотворения «Листья» и его анализ.

    Ответы:

    1)Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Поскольку его отношения с властью были натянутыми, лучшие произведения Платонова как писателя в большинстве своем были опубликованы и получили признание только после его смерти. Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов. Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрея Платоновича. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются. Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время». В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.
    2. Краткий пересказ рассказа «Неизвестный цветок».

    «Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить вопреки всем жизненным невзгодам. События в повести происходят в России, в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь. Главные герои: Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремленное и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях. Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
    Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне, и сделали из пустыря настоящий цветник.
    На глухом пустыре, где даже «трава не росла, а лежали одни старые серые камни», рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а «в камне и глине семена умирали».
    Жизнь цветка также началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины «долго томилось это семечко», но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики.
    Цветку было очень трудно бороться за жизнь. Он бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и «всю ночь сторожил росу», чтобы по капельке смочить ею листья. В его жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре. Летом цветок «распустил венчик вверху», и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней.
    Как-то раз мимо пустыря проходила девочка Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Девочка несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась.
    Неожиданно «Даша почувствовала благоухание» и, осмотревшись, заметила цветок. Она нигде раньше не видела такой необычный цветок: «ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде». Девочка удивилась, как он смог вырасти на пустыре. Поговорив с цветком, она узнала, как трудно ему живется.
    Даша была доброй, отзывчивой девочкой, и на следующий день она привела с собой всех пионеров. Ребята решили привезти на пустырь навоз и золу, «чтобы и на пустыре земля стала доброй». На плодородной почве цветок сможет, наконец, отдохнуть и дать жизнь своим детям – таким же красивым благоухающим цветам, как и он сам.
    На следующий год Даша вновь приехала в пионерский лагерь и сразу же решила навестить знакомый цветок. Старый пустырь теперь зарос травами и цветами, но крошечной «звезды» нигде не было. Даша расстроилась, но вскоре увидала между двумя тесными камнями точно такой же цветок – он был такой же «живой и терпеливый, как его отец».
    Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки, и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
    Сам автор определил жанр произведения как сказка-быль, которая учит сопереживанию и стойкости духа.

    3). Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Чтение наизусть стихотворения «Листья» и его анализ.

    Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая эмоции и чувства. В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком. Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении. Тютчев в своих стихотворениях описывает природу, очень часто прибегая к приему противопоставления, контраста, который еще называют антитезой. Этот прием обычно используется автором в его произведении для того, чтобы более полно раскрыть тему, отдельный образ, пояснить читателю видение того или иного явления, характера героев.
    2. «Листья»
    Пусть сосны и ели Всю зиму торчат,
    В снега и метели
    Закутавшись, спят.
    Их тощая зелень,
    Как иглы ежа,
    Хоть ввек не желтеет,
    Но ввек не свежа.
    Мы ж, легкое племя,
    Цветем и блестим
    И краткое время
    На сучьях гостим.
    Все красное лето
    Мы были в красе,
    Играли с лучами,
    Купались в росе!..
    Но птички отпели,
    Цветы отцвели,
    Лучи побледнели,
    Зефиры ушли.
    Так что же нам даром
    Висеть и желтеть?
    Не лучше ль за ними
    И нам улететь!
    О буйные ветры,
    Скорее, скорей!
    Скорей нас сорвите
    С докучных ветвей!
    Сорвите, умчите,
    Мы ждать не хотим,
    Летите, летите!
    Мы с вами летим!..

    История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
    Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
    Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром.
    Билет № 10

    1.А. С. Грин. Слово о писателе.

    2. Сюжет книги «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.

    3. Определите соответствия между автором и названием произведения:

    1. А.П. Чехов а. «Дубровский»

    2. А.С. Пушкин «Толстый и тонкий»

    3. А.П. Платонов «Корова»

    4. М.М. Зощенко «Встреча »

    Ответы:

    1)Александр Грин (1880–1932 гг.) – выдающийся представитель русского неоромантизма, писатель, поэт, философ. Автор популярной повести «Алые паруса».
    Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома. В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.
    Самостоятельную жизнь юноша начал в 15 лет.
    Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.

    2)Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”. Год написания – 1916 – 1920.

    История создания – Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.
    Тема – В произведении можно выделить несколько главных тем – сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.
    Композиция – Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы – пейзажи, портреты.
    Жанр – Повесть
    Темы «Алых парусов» – заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности.

    Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса. Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты. В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном. Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй. В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести.

    Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.
    Сюжет помогает определить идею. А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.
    Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя:
    «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя».
    Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя. Но сидеть и ждать волшебства не стоит. Кроме того, что его нужно совершать самим, нужно развивать себя и оберегать свою душу, чтобы она оставалась живой и не черствела. Тогда человек откроется миру, откроется его магии. Так, Ассоль была близка природе, наблюдала за растениями и дружелюбно относилась к животным. И лес, и поля, и море откликались ей, создавая все новые фантазии и сюжеты. Грэй, имея в жизни с детства все, но чувствуя мертвенность места, в котором жил, сбегает из него, чтобы отправиться на поиски приключений и осуществить свою мечту – стать капитаном. Казалось бы, сама судьба свела героев, однако если проанализировать их образы, становится понятно, что и Грэй, и Ассоль как бы готовились к волшебству, которое может произойти.
    Основная мысль: мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам – вот чему учит писатель. Кроме идеи чуда, которое человек творит своими руками, Грин хотел призвать своих читателей быть добрее по отношению к другим людям и не судить их, слушая общественные толки.

    Билет №11

    1.А.А.Фет. Слово о поэте.

    2.Стих. «Ель рукавом мне тропинку завесила» Чтение стихотворения наизусть и его анализ.

    3.Что такое поговорка? Приведи примеры поговорок

    Ответы:

    1)Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892 гг.) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Вторую половину жизни был агрономом и посвятил себя домашним заботам, писал в журналы очерки о сельском хозяйстве. Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах. Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.
    2)Анализ стих.

    « Ель рукавом мне тропинку завесила».

    Ель рукавом мне тропинку завесила.
    Ветер. В лесу одному
    Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
    Я ничего не пойму.

    Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
    Листья кружатся у ног.
    Чу, там вдали неожиданно слышится
    Тонко взывающий рог.

    Сладостен зов мне глашатая медного!
    Мертвые что мне листы!
    Кажется, издали странника бедного
    Нежно приветствуешь ты.

    История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».
    Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.
    Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою.
    Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует. Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

    3)Поговорка —образная фраза или словосочетание, которая используется для красоты речи. Поговорка выступает частью предложения. Её можно легко заменить другими словами. Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей.

    1.Примеры поговорок:

    Гол как сокол
    Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
    Водить за нос
    Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. 
    Зарубить на носу
    Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память

    Билет № 12

    1. А.С.Пушкин. Слово о поэте.

    2.Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Чтение стихотворения наизусть и его анализ.

    Ответы:

    1)Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
          Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
          — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
          Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
          Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
         2) Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. 

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно.
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    .Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

    Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».
    Центральные персонажи
    Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном. Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы
    Лирический герой
    Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор
    Сравнение:
     узник сравнивает себя с вольной птицей.
    Эпитеты: сырой,молодой,грустный,вольные
    Олицетворения: орел – товарищ, ветер гуляет

    Билет №13

    1.В.П.Астафьев. Слово о писателе.

    2.«Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Нравственные проблемы рассказа.

    3.Соотнесите названия произведений и авторов.




    Автор

    произведения

    Название

    произведения

    1.

    Л.Н. Толстой

    «Тучи»

    2.

    А.С. Пушкин

    «Бирюк»

    3.

    М.Ю. Лермонтов

    «Зимнее утро»

    4.

    Н.В. Гоголь

    «Светлана»

    5.

    И.С. Тургенев

    «Бедные люди»

    6.

    В.А. Жуковский

    «Тарас Бульба»

    7.

    А.И. Куприн

    «Толстый и тонкий»

    8.

    М.М. Пришвин

    «Конь с розовой гривой»

    9.

    А.П. Чехов

    «Кладовая солнца»

    10.

    В.П. Астафьев

    «Тапёр»


    Ответы:

    1).Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Его книги пользовались огромной популярностью и издавались миллионными тиражами ещё при жизни автора.
    Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды». Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, деревенскую тематику.
    2.Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – воспоминания писателя о детстве, переданные при помощи художественного слова. Кажется, что взрослый человек наблюдает за собой со стороны. Он не просто рассказывает о поступках сорванца-мальчишки, но и анализирует их, подталкивая читателя к серьезным выводам.
    Год написания – 1963.
    История создания – Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон». В нем автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.
    Тема – В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности. Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник – коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты. Бабушка и внук Витя – главные герои произведения. Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Центральное событие сюжета – сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.

    Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату», но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения – ключ к толкованию названия рассказа. Розовый конь – символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть. В произведении раскрываются такие моральные проблемы: отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба. Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью. Также главная проблема, поднятая в данном произведении, это проблема ответственности за свои поступки, способности признать свою неправоту, проблема мужества. Главный герой обманул родного и дорого себе человека, и теперь сам от этого мучается. Мучается не от того, что бабушка приедет и отругает его, а от того, что поступил нечестно, безнравственно, подвёл бабушку, обидел её своим поведением. Бабушка же как поистине мудрый человек поступает очень правильно. Она привозит внуку пряник, дабы он запомнил надолго свой поступок и через много лет ему было стыдно за содеянное. Рассказ очень интересный и полезный для молодого поколения, собственно, как и вся классика, не теряющий своей актуальности через много лет.

    Билет №14

    1.Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

    2.Анализ стихотворения «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Почему стихотворение обращено к детям?

    3. Отрывок наизусть.

    Ответы:

    1)Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
    Некрасов начал писать стихи с раненого возраста. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки». Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875). Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.
    2)“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги.
    Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.
    Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.
    Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем.
    Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
    Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.
    В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

    Билет № 15

    1.Слово о В. Г. Распутине.

    2. Тема, сюжет, идея рассказа “Уроки французского”. Уроки нравственности и доброты. Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Роль учительницы в жизни мальчика.

    3.Слово о К.С. Симонове. Стихи поэта К. С. Симонова о Великой Отечественной войне

    1)Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015 гг.) – советский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». С раннего возраста Валя пристрастился к чтению и читал буквально все, что попадалось ему под руку. Мальчик рос очень умным и сообразительным. После окончания университета Распутин переехал в Красноярск, где устроился журналистом в одно из местных газетных изданий.
    2)Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.
    Жанр – рассказ. В произведении поднимается
    1   2   3


    написать администратору сайта