Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет №2 Общая характеристика первобытно - общинного строя. Протогосударства

  • Билет №3 Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность

  • Билет №4 Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока

  • Билет №6 Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи

  • Экзамен. ИГПЗС. Билет 1 Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеБилет 1 Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран
    АнкорЭкзамен
    Дата14.01.2020
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИГПЗС.doc
    ТипДокументы
    #104002
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Билет №1 Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран

    Предмет истории государства и права зарубежных стран:

    • изучение возникновения, развития и функционирования государства и права зарубежных стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

    • анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и 6

    • исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

    Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

    • исторический;

    • сравнительно-исторический;

    • системно-структурный;

    • статистический.

    Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

    Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

    Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.

    Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.

    Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

    Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-правовых и хронологических исследований.

    Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ.

    При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

    Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

    Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

    Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.

    Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

    Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

    История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

    история государственно-правовых институтов Древнего мира (конец 4-го столетия до н.э. - до падения Римс.империи - середина 5-го века н.э.);ё

    история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.);

    история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв.-конец XIX в.);

    история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

    Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время.

    Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. - до падения Римс.империи - середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. -до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее - 20-21вв

    Билет №2 Общая характеристика первобытно - общинного строя. Протогосударства

    История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями.

    До появления государства существовало первобытное общество. До VIII-III тыс. до н. э. человек не отличался от животного, он жил за счет присвоения природных продуктов. Со временем он научился использовать простейшие каменные орудия, разводить огонь. Родственники старались держаться вместе, общими усилиями добывать пищу.

    На смену праобщине приходит родовой строй, состоящий из многочисленных семейно-клановых групп (родов). Позже сложились союзы родов (фратрии), а союзы,в свою очередь, объединились в племена. Люди перешли к оседлому образу жизни. Земля и орудия труда находились в общей собственности. Отношения людей внутри рода строились на основе равенства. Носителем власти выступало само общество. В первобытном обществе на базе верований, обычаев, обрядов сложились правила поведения, регулировавшие простейшие отношения между людьми, они исполнялись добровольно. Между обязанностью и правом не было существенных различий.

    С накоплением знаний и навыков из общей массы варваров выделились группы скотоводов, земледельцев и ремесленников.

    Производящее хозяйство позволяло получать большее количество продуктов, чем было нужно для прокорма рабочей силы. Первоначально излишки (прибавочный продукт) делились поровну между членами рода. Некоторое время спустя эти излишки стали менять на недостающие продукты. Увеличение объемов торговли потребовало участия в ней посредников.

    Появились купцы. Развитие обмена вызвало расширение производства продукции, возникла необходимость в увеличении количества рабочих рук. Использовать чужой труд стало экономически выгодно. У глав некоторых родов накопились существенные богатства. Постепенно богачи присвоили землю и скот, ранее находившиеся в общей собственности. Имущественное неравенство повлекло неравенство социальное. Общество разбилось на классы (богатых и бедных, свободных и рабов).Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную.

    Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.
    Билет №3 Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность

    Понятие "Древний Восток" традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.

    При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

    Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.

    Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

    Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда - монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

    Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующее - контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

    Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

    Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.).
    Билет №4 Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока

    Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

    Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта.

    Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивала-сь советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр. Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии". В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

    Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ. Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

    Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.
    Билет №5 Государства месопотамии

    1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

    Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

    2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Ста*до-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

    В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.
    Билет №6 Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи

    Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи Законов; обширное заключение.

    Источниками при составлении сборника послужили:

    -обычное право;

    - шумерские судебники;

    -новое законодательство.

    Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж.

    Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью:

    -она могла иметь свое имущество,

    -сохраняла право на принесенное ею приданое,

    -имела право на развод,

    -могла наследовать после мужа вместе с детьми.

    Однако права жены были ограничены:

    -за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию;

    -если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

    Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог,

    -продавать детей,

    -отдавать их в качестве заложников за свои долги,

    - отрезать язык за злословие на родителей.

    Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону.

    В качестве наследников выступали:

    -дети;

    -усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

    -внуки;

    -дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими

    . Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают.

    Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

    - против личности;

    - имущественные;

    -против семьи.

    К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

    Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

    Основными видами наказаний являлись:

    -смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

    -членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

    -штрафы;

    -изгнание.

    При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта