скд теория. Билет к зачету 10 по учебной дисциплине Социальнокультурная деятельность история, теория, практика
Скачать 202.09 Kb.
|
Билет к зачету № 10 по учебной дисциплине: «Социально-культурная деятельность: история, теория, практика» Общественно-добровольные формирования фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы. В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно-полезных делах. Массовые общественные формирования (фонды, движения и объединения) тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Профсоюзные организации проводят работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы. Для большинства общественных формирований характерно активное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и предложения, своего рода «социально-культурный заказ» различных инициатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условиями, программными требованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культурной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному признаку. Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству и т.д. Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ - интернатов. В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья и др. Четвертая группа - государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты - убежища для бездомных детей и т.д. В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, качки, мажоры и др.);объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.). К шестой группе относятся общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация «Семья и здоровье» и др. Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите: Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов и т.д Наконец, в восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические и психокоординационные колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов - организаторов досуговой деятельности. Финансово-правовая база организации социально-культурной деятельности. Правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности как государственная задача Процесс формирования новой правовой базы культурной деятельности, начатый в 1992 г. принятием базового закона «Основы законодательства о культуре в Российской Федерации», был затем продолжен как на федеральном, так и региональном уровнях. «Основы законодательства о культуре» впервые в истории Российского государства гарантировали всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, право на национально-культурную автономию. В развитие этого положения Государственная Дума приняла закон «О национально-культурной автономии», в котором определены правовые основы национальнокультурной автономии, сформулированы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Наделение национально-культурных автономий правом создавать негосударственные учреждения национальной культуры, организовывать творческие союзы, проводить массовые мероприятия в области национальной культуры, учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами, издавать литературу на национальных (родных) и иных языках и т. д., создало реальные предпосылки сохранения и развития национальной культуры всем этническим общностям как важным структурам становящегося гражданского общества. Принятие данного закона способствовало снижению напряженности во взаимоотношениях с определенными этническими общностями, их национально-культурному объединению в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В настоящее время правовая база для проведения государственной национально-культурной политики опирается на следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации; Декларация о государственном суверенитете РФ; Законы «О реабилитации репрессированных народов»; «О языках народов РСФСР» и др. Признавая одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как важного ресурса гражданской самодеятельности в экономической и культурной сферах, был принят закон «О народных художественных промыслах». Важное место в реализации государственной политики по правовой поддержке культурно-досуговой деятельности занял Указ Президента «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». В соответствии с данным указом были повышены размеры стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, учреждены гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Реализация принятого Закона «Об авторском праве и смежных правах» явилась защитой гражданских прав самых различных творцов культуры. Важным шагом в этом направлении явились принятые Дополнения в закон «Об административных правонарушениях», устанавливающие наказания за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм, введение в 1996 г. в Уголовный кодекс новой статьи, определяющей наказания за нарушения авторских и смежных прав и внесение в Уголовно-процессуальный кодекс поправок, устанавливающих порядок предварительного рассмотрения органами прокуратуры дел о нарушениях этих прав. Билет к зачету № 11 по учебной дисциплине: «Социально-культурная деятельность: история, теория, практика» Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Клубные учреждения и их виды. 4.1. Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально - культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. 4.2. Основными видами деятельности Клубного учреждения являются: - создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармоний, музеев, любительских объединений и клубов по культурно - познавательным, историко - краеведческим, научно - техническим, природно - экологическим, культурно - бытовым, коллекционно - собирательским и иным интересам, других клубных формирований; - организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований; - проведение спектаклей, концертов, других театрально - зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов; - демонстрация кинофильмов и видеопрограмм; - организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности, в том числе на абонементной основе; - проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями; - организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно - развлекательных программ; - создание благоприятных условий для неформального общения посетителей Клубного учреждения (организация работы различного рода клубных гостиных, салонов, кафе, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т.п.); - организация в установленном порядке работы спортивно - оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, проведение спортивных выступлений, физкультурно - массовых соревнований, иных спортивных, физкультурно - оздоровительных и туристских программ; - предоставление в рамках возможностей Клубного учреждения разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению с учетом его запросов и потребностей; - оказание по социально - творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами консультативной, методической и организационно - творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно - досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат музыкальных инструментов, реквизита, продажа репертуарно - методических материалов и т.п.; - осуществление других видов культурно - творческой, культурно - познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям Клубного учреждения. Примеры: Дома (Дворцы) культуры и досуга; Культурно-спортивные комплексы; Дворцы молодежи; Социально-культурные центры; Национально-культурные (Этно-культурные) центры; Дома ремесел (Центры ремесел); Дома фольклора; Билет к зачету № 12 по учебной дисциплине: «Социально-культурная деятельность: история, теория, практика» Музеи, их функции и формы работы. Функции музея Зарубежное и российское музееведение традиционно выделяют две основные социальные функции музея — документирования и образовательно-воспитательную. А. М. Разгон выделил четыре основные функции: Документирования, Охранную, Исследовательскую Образовательно-воспитательную. Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологическую функцию (ценностную, т. е. нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), эстетическую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией музеев на организацию досуга населения, Д. А. Равикович предложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение. Однако весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций — документирования и образовательно-воспитательной. Так, документирование предполагает хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности и т. д. Таким образом, многообразие взглядов отражает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователя к большей детализации в ходе их описания. Общеизвестными формами деятельности музея являются: научно-фондовая работа; экспозиционно-выставочная работа; научно-просветительная работа; научно-исследовательская работа и редакционно-издательская деятельность. Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности. В современной социологии есть направление, которое называется социология свободного времени или социология досуга — это отрасль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, «индустрии досуга». Большинство исследователей под досугом (или свободным временем) понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими). Современный досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма. Научно-технический прогресс (НТП) вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить время необходимого труда и значительно увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную досуговую миграцию (отпускную и конца недели). Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным. социальным группам типы и образцы досугового поведения. Отмечается возросшая ценность досуга как сферы потребления культуры и культуротворчества. По характеру осуществляемой человеком деятельности в рамках досуга можно выделить несколько составляющих в составе трех групп: а) активный досуг: — активная творческая (в том числе общественная) деятельность; — учеба и самообразование; — культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение книг, журналов и т.п.) публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и пр.) характер; — физические занятия (спорт, туризм и т.п.); — любительские занятия типа хобби; — занятия и игры с детьми; — товарищеские встречи и общение с другими людьми; б) пассивный досуг: — пассивный отдых (расслабление, релаксация и т.п.); в) затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры: — злоупотребление алкоголем и пр. В рамках досуга самым простым видом, предназначенным для восстановления сил, является отдых, который разделяют на пассивный и активный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает работоспособность. Основная функция пассивного отдыха — релаксация — уменьшение напряжения, расслабление, эмоциональная разрядка, восстановление. Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Такой отдых является упрощенной формой досуга, которая не предполагает каких-либо развивающих занятий. Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности. Такой отдых воспроизводит силы человека. К нему относят физкультуру, спорт, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, чтение, общение. Основные функции активного отдыха — восстановительная, развивающая и функция гармонизации. |