народ. Народное театрально-зрелищное искусство. Доклад Народное театрально зрелищное искусство
Скачать 96 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени НИЗАМИ Кафедра «Национальная идея, основы духовности и правовое образование » Доклад «Народное театрально – зрелищное искусство» По дисциплине «Этнокультура» Выполнила: ст. гр. MG - 205R Рустамва Г. О. _______ Проверил: профессор д.ф.н. Халиков И. _______ Оценка _________ Ташкент 2022 г. Театральное творчество- древний и богатый вид народной культуры. Существует несколько разновидностей театрально-зрелищных форм народного творчества: 1)Театрализованные зрелища масхарабозов и кизикчи; 2)Спортивно-цирковые зрелища дарбозов (канатоходцев), магалакчи (акробатов), найрангбозов (клоунов), афсунгаров (волшебников), кузбуямачи (фокусников) и др.; 3)Спектакли кугирчокбозов (кукольников)и др Особые интерес представляет такой зрелищный вид народного творчества, как искусство масхарабозов и кизикчи который на территории Узбекистана подразделяется на два цикла представлений малье и больше. В Фергане они именовались «Кичик масхарабозлик» и «Катта масхарабозлик», в Бухаре – «Майда кизиклик» ва «Катта кизиклик», в Хоразме» «Туква» и «Хатарли уйин» Для того чтобы лучше понять специфику и характер зрелищных форм народного творчества рассмотрим некоторые их характерные особенности 1. Масхарабозы ведя бродячий образ жизни, постоянно передвигаясь с одного места на другое давали представления в разных местах: на больших площадях базарах, в загородных местностях. 2.Зрелищные формы народного творчества представления на основе произведений устной драматургии и импровизации. Существует традиционная логическая схема построения сюжета, которая обогащается художественно переработанным материалом о новых и интересных событиях на злобу дня. 3. Все формы традиционного узбекского театра в основном имеют комедийный и сатирический характер. Даже серьезные социальные проблемы здесь раскрываются в комедийном плане. 4. В зрелищных формах народного творчества используется большой диапазон художественно-выразительных средств. Выступления народных актеров особенно ценились зрителями, ибо они сочетали в себе не только драматическое и комическое мастерство, но и танцевальные, певческие, музыкальные и акробатические приемы и представляли собой сложное синтетическое зрелище. 5. В представлениях устраиваемых на открытых площадках, устанавливается тесный контакт актера со зрителями. К тому же актеры в ходе представления часто обращаются к зрителям разыгрывая с ними аския, что позволяет активизировать массы. Исторический опыт накопленный народными мастерами искусства в течение многих веков, должен стать достоянием мастерами широких масс. Однако если непосредственно перенести опыт прошлого в условия современности, это вряд ли будет отвечать требованиям сегодняшнего дня. Даже когда речь идет об использовании традиций народных мастеров, то нельзя представить их в том виде, в каком они существовали раньше. Прежде всего, к народным традициям следует подходить творчески постепенно «примеряя» их к новому «одеянию» Рассматривая малье и большие формы зрелищных представлений, таких как «Туква», «Кулги хикоя», «Хатарли уйин» следует искать оптимальные эффективные пути их творческого использования на современном этапе развития традиционного узбекского театра. Определенный интерес в этом плане представляет «Туква» -своебразная литературно- музыкальная композиция, которая в видоизмененном плане еще сохраняется в быту но уже утратила многие свойственных ей ранее качеств, прежде всего синтетичность. Между тем, восстановление свойственных ей ранее качеств может вернуть ей прежний колорит, богатый такими образно-художественными средствами, как художественное слово, пение и пантомима. Использование «Туква» может стать основной для создания своеобразного театра одного актера. Практика показывает, что в культурно-просветительных учреждениях республики следует создавать что в культурно-просветительных учреждениях республики следует создавать кружки и объединения с тем, чтобы вовлекать в их деятельность старых и пожилых людей, знакомых с подобными формами, а также литературоведов, способных помочь в восстановлении традиционных элементов самостоятельного музыкального творчества и создании новых. Весьма важно такую работу в Хорезме, на родине «Туква» с тем чтобы впоследствии распространить приобретенный опыт по всей республике. Среди больших традицтонных представлений широкое применение в культурно-массовой работе может найти «Хатарли уйин» многодневное игровое театрализованное представление с широким участием масс, что весьма характерно для большинства празников народов Средней Азии, в частности таких как «Навруз байрами», «Пахта байрами», «Ковун сайли»и др. При организации «Хатарли уйин» в современных условиях следует учитывать то, что каждый его эпизод, как и в традиционном варианте должен быть целостной и законченной частью имеющей свою композицию (завязку, развитие действия кульминацию и развязку) но то же время выступающей в органическом единстве с общей сюжетной канвой представления Таким образом традиционное народное творчество бесценный источник обогащения деятельности современных коллективов художественной самодеятельности и культурно-массовой работы культпросвет учреждений. Использование традиционных форм не только обогащает современную практику, но и придает ей богатый и своеобразный колорит. Наиболее оригинальной и своеобразной формой традиционного народного творчества является искусство дарбозов, частично сохранившееся в отдельных регионах республики. В республике создан ряд коллективов и группы дарбозов которые с одной стороны способствовали восстановлению утерянного с другой обогатили традиционную форму народного творчества элементами современного театрально-комического спортивно-игрового и циркового искусства. Современный вариант искусства дарбозов бесспорно, имеют свои отличия от традиционного. Как и прежде дарбозы разъезжают (или говоря современным языком, гастролируют) по населенным пунктам выступают на больших открытых площадках. Их представления состоят из разнообразных номеров: «дор уйини» игры на канате, выступлений кизикчи, аскиячи и силачей. Искусство дарбозов- канатоходцев вобрало в себя важные и необходимые элементы традиционного театра масхарабозов и кизикчи , что обогатило его содержание. В то же время в представлениях дорбозов ощущается заметное влияние современного циркового искусства, в частности, использование технической атрибутики. Ныне канатоходцы чаще всего проводят свои выступления в театрализованной форме, по заранее утвержденному органами культуры сценарию. Их представления состоит не просто из набора оригинальных и развлекательных номеров, но и выполняют воспитательные функции. Так, при обращении к зрителям кизикчи и аскиячи в комических сценках прославляют такие качества, как честность, смелость, правдивость, и высмеивают лживость, алчность, тунеядство, подхалимство. Все это в сочетании в современной манерой исполнения выглядит зрелищно и увлекательно. Опыт и традиции в организации деятельности трупп дорбозов представляют значительный интерес в наше дни, когда многие клубные коллективы переходят на путь самоуправления, самоорганизации и самофинансирования. Коллектив дорбозов во главе со своим руководителем занимается подбором и воспитанием молодежи, разрабатывает сценарии и осуществляет постановки, обновляет программу, решает множество организационных вопросов, таких, как подготовка к проведению гастролей, материально- техническое обеспечение труппы, финансирование и т.д. Большую роль в коллективе играет руководитель, который, как правило, обладает незаурядным талантом и имеет вес и авторитет. Он должен сочетать в себе качества как режиссера и организатора(составителя программ), так и педагога (воспитателя членов коллектива), тренера (обучающего спортивно – цирковым навыкам), а также главного исполнителя основного номера- «гвоздя» программы. Как исполнитель он, как правило, является ведущим канатоходцем или силачом. Помимо этого, в ходе программы могут проявиться и другие его качества, касающиеся, в частности, актерской игры, музыкальных способностей и т.д. Ныне традиционное искусство дорбозов пользуется большой популярностью не только у себя на родине, но и за рубежом , обретая былую славу. Театральное народное искусств. Если история возникновения традиционного узбекского театра уходит своими корнями в глубь веков, то новый театр европейского типа начал входить в жизнь узбекского народа в начале ХХ века. Огромную роль в популяризации театра европейского типа в Узбекистане сыграли гастролировавшие здесь татарские, азербайджанские и русские театральные труппы. Представители местной интеллигенции (Бехбуди, Фитрат, Хамза, Уйгур и др.), усмотрев в театре европейского типа большие возможности для дела просвещения народа, повышения культурного уровня населения, еще до революции создали первые образцы пьес и спектаклей нового типа. Важный этап в формировании и развитии нового узбекского театрального искусства начался в 20-е годы, когда были созданы многочисленные театральные труппы, в том числе передвижные политагитационные театры (руководимые Хамзой, М.Уйгуром, К.О. Шорштейном, Е.Вольным и др.). В эти же годы были разработанный и новые формы театрально-зрелищного искусства, такие, как агитспектакли, массовые инсценировки, карнавальные шествия, театрализованные агитсуды, праздники и представления. В Средней Азии они проводились с учетом особенностей региона и национальных традиций. Следующим этапом стали 30-е годы, когда в содержании театрально-зрелищного искусства начал снижаться агитационно- пропагандисткий накал, а в его форме- массовость, зрелищность и наглядность. С этого периода театрально-зрелищное искусство сосредотачивается в государственных театрах, а также в созданных на местах профессиональных (или, точнее, полупрофессиональных) колхозно-совхозных театрах. Истинно народное театральное творчество оставалось в тени явлений. Наряду с созданием новых театров, находившихся под попечительством органов культуры, постепенно стали сводиться на нет такие традиционные формы народного искусства, как представления кизикчи и масхарабозов, дарбозов и народных бродячих циркачей, кугирчокбозов и т.д. Более того, началась борьба против традиционного искусства, и профессионалы и любители начали «отходить» от национальной почвы. 60-е годы- следующий этап в развитии театрально- зрелищного искусства, когда под влиянием изменений в политической жизни страны появилось немало новшеств, в числе которых было создание народных театров вместо старых колхозно—совхозных, где всё стремились организовать так, как в профессиональных театрах, что, естественно, тормозило развитие любительского искусства. На развитие народных театров отрицательно воздействовала и «теория бесконфликтности», царившая в те годы. Для того чтобы излечить эту «болезнь», потребовалось немало времени. Постепенный поиск «своего» репертуара, рассчитанного на самодеятельный коллектив, привел к появлению так называемой «малой» или «местной» драматургии, с развитием которой народные театры стали обретать свое истинное лицо. Дальнейший этап связан с последней четвертью ХХ столетия, когда в рамках фестивалей народного творчества стали проводиться смотры- конкурсы самодеятельных театральных коллективов, что сыграло определенную роль в развитии театральных жанров. В период независимости особое развитие получают детское и молодежное театральное искусство, проводятся фестивали, в том числе и студенческих театров. Процесс обновления, охвативший вес сферы социальной жизни, не мог не оказать воздействия и на любительское театральное искусство, ибо здесь, как и во многих других жанрах народного творчества, требовались переосмысление, изучение его современного состояния и решение насущных проблем, поскольку общий уровень постановочно- исполнительской работы во многих коллективах оставлял желать лучшего. Наиболее актуальные проблемы самодеятельного театрального творчества- репертуар, материально- техническая база и отсутствие должного внимания со стороны вышестоящих органов культуры. Во-первых, репертуар народных театров в основном рассчитан а профессиональный уровень. Во-вторых, их работа стоится на произведениях «малой» или «местной» драматургии, что по тематике особенно сложности в плане постановки и исполнения. В-третьих, коллективы народных театров, реально оценивая свои силы и возможности, сотрудничают с местными авторами, создавая собственный репертуар. 4. Декоративно- прикладное творчество Истоки декоративно-прикладного искусства уходят в глубокую древность. Оно было связано в основном с изготовлением необходимых для быта и домашнего обихода орудий труда, предметов утвари, одежды, игрушек и т.д. В ходе исторического развития особую ценность у народа приобретали те предметы, которые отличались оригинальным испольным и новаторским подходом, что удовлетворяло не только бытовые, но и эстетические потребности людей. Произведение народно-прикладного искусства создавались с разными целями. Одни из них предназначались для использования в быту, например, деревянные чашки, ложки, кувшины, кетмени, косы и многое другое. При их создании они имели чисто утилитарное значение, однако спустя многие годы стали представлять определенную историко- культурную ценность. Другая часть предметов предназначалась как для бытовых целей, так и для удовлетворения эстетических потребностей людей, например, ковры, покрывала и т.д. Среди них были предметы, которыми пользовались в особо торжественных случаях – в празднично- бытовых и обрядовых действиях. Например, в ритуальных обрядах использовались нарядные праздничные костюмы и маски, которые в другое время представляли собой сугубо символические предметы. Некоторые изделия создавались лишь как декоративно-символические произведения, которые, хотя и выполняли роль предметов домашнего обихода, никогда не использовались по своему прямому назначению. Например, глиняные ляганы с изображением классиков восточной поэзии создавались как произведения искусства для украшения стен, а не для использования в быту в качестве посуды. Для этих же целей предназначались полотенца с изображением пейзажа, животных. В отдельных местностях изготовление предметов обихода (посуды из дерева а Нурате, ножей и тюбетеек в Чусте, резьбы по дереву в Намангане, ручной вышивки в Ургуте, чугунной посуды в Бухаре) было поднято до уровня искусства. Переломным этапом в развитии декоративно-прикладного искусства стал конец XIX-середина XX столетия , когда под влиянием развития промышленности предметы домашнего обихода начали изготавливаться на заводах и фабриках в массовом порядке, вытесняя кустарный промысел и домашнее творчество. Этот процесс привел к тому, что были утеряны такие виды декоративно-прикладного искусства узбекского народа, как роспись по папье-маше, кустарная выделка бархата, орнаментация из коже, шитье золотом, мозаика, а также традиции и технология изготовления красок для росписи и т.д. Наряду с этим ослабевали и традиции передачи опыта от одного поколения к другому, терялись рецепты изготовления красок, использовавшиеся в течение многих веков. Такие виды декоративно - прикладного искусства, как чеканка по меди, резьба и роспись по дереву, находились на грани исчезновения. В конце XX столетия стали предприниматься меры по сохранению самобытной национальной культуры, народно – прикладного творчества, в основном культивировавшихся в далеких от центра населенных пунктах. Это, например, такие известный села, как Кубачи в Дагестане, а в Узбекистане – Сайёд (Фаришский район Джизакской области) и Гилан (Шахрисабзский район Кашкадарьинской области). Развитие кустарного промысла среди населения этих местностей, например, у живущих далеко в горах гиланцев, в основном связано с наличием большого количества свободного времени. Зима, длящаяся здесь около шести месяцев, перекрывает снегом дороги, и складываются благоприятные условия для занятий разнообразными видами творчества. Большой популярностью здесь пользуются такие виды кустарного промысла, как ювелирное искусство, кузнечное и гончарное дело, изготовление деревянной посуды, музыкальных инструментов и т.д. В селе Сайёд также сохранились древние традиции по изготовлению предметов домашнего обихода, таких, как косы, чашки, ляганы, седла и сбруи для лошадей, а также музыкальные инструменты, отличающиеся не только прочностью, его духовном обогащении, воспитании преданности родине и независимости. Одним из самых распространенных видов народного искусства является резьба и роспись по дереву. Талантливые мастера вручную изготавливают всевозможный утилитарно- декоративный изделия: восьмигранные столы, «хонтахты», резные ляганы, двери, стулья, шкатулки, пеналы, медальоны, панно, тарелки, столики и табуретки разных конфигураций двери колонны с тонкой орнаментальной резьбой, инкрустированные деревянные решетки панджара, уникальные подставки для Корана (лаух) без применения клея и гвоздей и.т.д. Мастера орнаментальной росписи (наккоши) создают с помощью масляных и натуральных красок бесконечное множество вариаций орнаментальных композиций, воплощенных в столиках, шармах, колоннах, дверях и пналах. Одним извидов росписи по дереву является лаковая миниатюра. При росписи шкатулок художники-миниатюристы развили традиции миниатюры средних веков и обогатили их современным содержанием. В оригинальных произведениях миниатюрной живописи на бумаге, мелковерностом хлосте, коже, в лаковой миниатюре на шкатулках, пудреницах, баулах, панно, блюдах художники используют классические сюжеты восточной поэзии, исторические и современные сцены из жизни народа. В росписи по дереву используются краски 12 цветов и такие орнаменты, как «ислми», «гирих», «волнистые ветки», «мадохил», «тумары». В технике резьбы по ганчу (гипсу) изготавливают панно, люстры, решетки. В их арсенале разные растительно-геометрические арабесковые построения и.т.д. Керамика (гончарное искусство) одно из самых древних ремесел. В каждом регионе сформировалась своеобразная керамическая школа. Керамическое искусство представлено плоскими блюдами, ляганами, сферическими чашами, пиалами, вазами, крынками, бадьями, кувшинчиками разной формы и древней терракотово-крашеной мелкой пластикой-лепными игрушками, свистульками. Самые распространеные гончарные изделия Ташкента и Риштана ляганы, косы, вазы, сервизы, поливные изделия, терракота. Искусство вышивки по исполнительскому мастерству отличается в каждом регионе. Так, в Ташкентской вышивке, именуемой «паляк», изображаются небесные тела-«лунный паляк», «звездный паляк»: в Бухарской на белую материю наносят тонкие цветочные ветки в виде круга; Нуратинская вышивка с тонким орнаментом «ислимий» считается самой лучшей в Средней Азии; Шахрисабзкая «ироки» выделяется тем, что орнамент располагается по всему периметру ковра; в ярко расцвеченной Сурхандарьинской и Кашкадарьиской вышивке круги располагаются по очередности и украшаются ветками. Вышивкой в основном занимались женщины. Девочки, овладевая секретами вышивки, готовили для себя приданое. Раньше не было ни одного узбекского дома, где стены не были бы украшены вышивкой. Дома украшались такими изделиями, как «паляк», «гулкурпа», «зардевор», «чайшаб», «кирпич» и др. Кроде того, вышивкой украшались такие предметы бата, как «сандалпуш», «джайкамаз», покрывало для зеркала, чехлыдля расчесок, жакеты, воротники, подол клатья паранджа. Большой популярносью пользуются узбекиские тюбетейка. Они отличаются большим разнообразием ташкенские «ироги», «чоргул», «чаманда гул», «такдузи», «окпар», шахрисабзкие, чусткие «калампир», деанауские, ургутские, самаркандские, которые отличаются своеобразным орнаментом. Один из уникалыных видов художественного кустарного ремесла Узбекистана золотое шитье сюзане. Оно было очень развито и Бухаре. Золото-швеи шили чапаны, сапоги и чальмы только для эмира Бухоры и его чиновников. Своеобразным художественным орнаментом, выполненым в традициях узбекской национальной одежды и распространеным в Самарканде, Бухаре, Хоразме, Тошкенте и Ферганской долине, выделяются платья из атласа чапаны из бекасама, различные кашкадарьинские и сурхандарьинские женские и мужские чапаны, жакаты, а также ургутские поляки, кирпичи, ястикпуши, тахманпуши, белбоги, женские и мужские тюбетейки, национальные мужские, женские и детские халаты чапаны из Шахрисабза и Ферганской долины. Особого внимания заслуживают женские ювелирные украшения, выполненные ценные в традиционном национальном стиле начиная с середины XIX века до наших дней. Особенно неповторимыми формами выделяются хорезмские украшения. Ювелирные изделия Ташкента, Самарканда, Бухары, Сурхандарьи, Сырдарьи, Ферганы и Каракалпакстана отличаются большим разнообразием: головные украшения — «тиллякош», «тиллябаргак», «болоабру», «синсила», «сарсузан», «бибишак», «шоукалла», «тахиядузи», «бодомой», «зулф», серьги и др.; нагрудные - «зебигардон», «бозбанд», «кукрактумор», жемчужные «мунчаки»; наплечные; для волос - «чочпопук», «найча», «калитбоги»; раличные браслеты, кольца и т.д. Очаровывают глаз вытканные вручную коротковорсовые ковры (гилям) и паласы, накидки для кресел, сумки и маленькие паласы, сотканные в Нукусе ковры из Галляаральского района; длинноворсовые ковры «жулхирс», изготовленные в Нурате, Джизаке; Заамине. Камаши; разноцветные паласы; паласы «араби»; хурджуны; ковры «хидирша», изготовленные по киргизским мотивам. Изделия, выполненные в технике чеканки (мисгарлик, кандакорлик), передают локальные черты местности — эта кумганы, вазы, кувшины, чашки, лампы, чайдиши, абдаста, пиалы, блюда, афтоба, сервизы Хорезма, Маргилана, Ташкента и Бухары. Особым изяществом отличаются кольца, серый, бусы, браслеты, кулоны, туморы, отражающие богатейшие традиции узбекского ювелирного искусства. В домашнем обиходе широко использовалась медная посуда — «чайдуши» для хранения и кипячения воды, кувшины, чайники, самовары, «обдаста», «офтоба», «кумган», для продуктов и сладостей — коса, шарбат коса, ляганы, тазы, баркаш, подносы, «кашкул», «сатил», «сархуми», «дулча капгир», «дастшуй», «чилпочин», «галадон», «чилим», «каламдон», выполненные в разной манере и украшенные красивой чеканкой в традициях различных школ (Хорезм, Бухара, Ташкент, Коканд, Маргилан, Карши). Среди фарфора особенно выделяются оформленные в восточном стиле поливные сервизы, вазы различных форм, сувениры. Восточным своеобразием и изящными линиями отличаются ляганы, косы, пиалы, таксимча, вазы. Изготовление ножей — отдельная отрасль кузнечного ремесла. Они являются не только предметом домашнего обихода, но и предметом искусства. Мастера (пичокчи) гравируют и инкрустируют лезвия, украшают рукоятки и делают их цельными или из разных материалов деревянные, костяные, металлические, обрабатывают чеканкой или просто раскрашивают. Особенно ценятся чустские ножи, рукоятки которых украшены тонкими цветками из пластмассы и кости; изготовленные мастерами из Шахрихана сабли, кортики, ножи, на рукоятки которых нанесены изображения тигров, леопардов, драконов, орлов; хивинские ножи и ножны, украшенные тонким орнаментом. Популярны также ножи Коканда, Маргилана, Кора-су, Ургута и Хивы. С большим мастерством изготавливаются украшенные драгоценными камнями, перламутром и тонким орнаментом национальные инструменты – дутар, сато, тамбур, гиджак, рубаб, сурнай, карнай, най, чанг, дойра, ногора и др. Причудливые формы и роспись тыквянок горлянок (носковок) часто имитируют национальный обрядовый фольклор. Производство национальных сундуков – старинное народное искусство, имеющее свои традиции и школы. Художественно оформленные кожаные папки для документов (джуздоны) -оригинальные произведения искусства. При их создании мастера используют сюжетные и орнаментальные мотивы по древним технологическим традициям . Не оставляют равнодушными и замечательные эмалевые росписи с незабываемыми и трепетными образами людей, птиц, животных, природы, букетов цветов, занимательными сюжетными сценками. Представляют интерес изделия, созданные способом литья и ковки: декоративная посуда, панно резной формы, старинной формы гвозди, дверные ручки и петли для сундуков из латуни и бронзы. Для украшения интерьера используются изделия из верблюжьей кости - подсвечники, подкарандашники, а также искусно сплетенные из ивовых прутьев изящные вазы и корзины для овощей и фруктов, клетки для птиц, подносы для хлеба и др. На территории Узбекистана в течение веков формировались своеобразные центры народных художественных ремесел. Это, в частности, Риштан, Хорезм Самарканд, Гиждуван, Шахрисабз, где развита художественная керамика- Самарканд, Ташкент - резьба по ганчу; Шахрисабз, Бухара – золотошвейное искусство; Каракалпакия - ковровое искусство; Хива - чеканка, тиснение на коже, Гиждуван - керамика и т.д. Чует широко известен тюбетейками, ножами, Риштан –лазурной керамикой, Маргилан - радужно переливающимся атласом, Бухара - золотым шитьем. У каждого региона свое направление. Однако степень использования тех или иных видов прикладного творчества в работе культпросвет учреждений по сравнению с другими видами творческой деятельности, в частности музыкальной и театральной, гораздо ниже. В деятельности учреждений культуры почти не используются такие виды традиционного прикладного искусства, как художественная керамика, резьба по дереву, чеканка, национальная роспись и др. Многие виды традиционного прикладного творчества в большей или меньшей степени еще бытуют среди населения. Это ткачество, вязание, вышивание, рисование, национальная декоративная роспись, резьба по дереву или ганчу и т.д. Сравнительно слабо представлены гончарное дело, керамика, чеканка, гравировка. Широкое распространение вышивки среди узбекские женщин связано с традициями далекого прошлого, когда женщина обязательно должна была уметь шить и вышивать. В настоящее время около 20% женщин занимается этим видом творчества. Сохранившиеся в быту населения разнообразные виды народного творчества можно развивать в системе клубных учреждений, ибо в них ощущается большая потребность. Как показал опыт, существует несколько направлении в деле стимулирования самодеятельного народно-прикладного искусства. Это, в частности, организация студий, кружков в системе культпросвет учреждений, а также создание кооперативов па местах (по линии объединения «Усто»), которые заключают договоры с местными народными умельцами и реализуют их продукцию. Однако наиболее фундаментальным является распространение и развитие народно-прикладного творчества в быту. Это послужит прочной основой и для развития клубной самодеятельности, и для кооперативного движения. Развитие прикладного творчества в быту населения создаст благоприятные условия не только для организации досуга, но и принесет практическую пользу для всех окружающих. Народно-прикладное творчество «вписывается» в любительские занятия на дому, ибо каждый по своему желанию и усмотрению может создать необходимые условия для занятий любимым видом творчества. Среди его разнообразных видов, прежде всего, потребностям семьи отвечают прикладные виды, сочетающие досуг с полезной для семьи деятельностью. В деле развития народно-прикладного творчества в быту, семье клубные учреждения как центры народной культуры на местах должны изучать местные традиции и народный опыт с тем, чтобы восстанавливать утерянное и развивать сохранившиеся жанры народно-прикладного творчества. Здесь важно определить, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали ранее и какиe из них сохранились до наших дней, выявить их специфику и роль, которую они играют в жизни населения. Чрезвычайно важным представляется сохранение традиций, специфичных для конкретной местности. Так, для узбекского гончарного искусства характерна отчетливая специфика разных регионов и местностей. Например, художественная керамика Риштана отличается от хорезмской, гиждуванская от шахрисабзской, самаркандская от ташкентской. Важно сохранить их своеобразие, местный колорит, а также создать условия для поиска, восстановления традиций и опыта старых мастеров. Ярким примером тому может служить творчество народного художника Узбекистана М.Рахимова, который, изучив образцы древних гончаров и афросиабской керамики, сумел восстановить не только орнаментальные мотивы, но и состав красителей, применявшихся в древнем гончарном ремесле и утерянных 10-12 веков назад. |