Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание этического учения

  • Свобода человека

  • Вопрос №13 Культурно-исторические условия развития средневековой философии. Ее основные проблемы, характерные черты.

  • Вопрос №14 Реализм и номинализм в средневековой философии.

  • Ответы на экзаменационные билеты. Билеты к экзамену по философии Вопрос 1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека


    Скачать 309 Kb.
    НазваниеБилеты к экзамену по философии Вопрос 1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
    Дата23.11.2022
    Размер309 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на экзаменационные билеты.doc
    ТипДокументы
    #807615
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Идеи Платона в их критическом осмысливании были развиты его учеником Аристотелем (з84 – 322). Родился в г. Стагиры Þ его часто называют стагиритом.



    Понимание Аристотелем Души и познавательной способности человека

    Душа свойственна только естественным предметам, способным к жизни

    3 вида души:

    1. растительная

    2. животная – способность ощущать, и поэтому способность к разным чувствам, эмоциям, страстям

    3. разумная – способная к познанию мира


    1 и 2 связана с телом и смертна, разумная – бессмертна (у человека есть все три вида души)

    Разумная душа – частица мирового божественного разума, где она из божественного разума переходит в тело человека при его рождении, после смерти – опять сливается с божественным разумом.

    Разумная душа получает все знания о формах, сущностях. Однако, являясь душой человека, разумная черта утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить знания, необходимы интеллектуальные усилия человека и чувственный внешний толчок ------ познай самого себя, познай свою душу.

    Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которые аккумулированы в памяти и создают чувственное знание – опыт.

    Опыт, будучи обработан с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний
    Содержание этического учения:

    Основа: идея свободы. Человек – свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и волей.

    Именно от воли зависит выбор человеком пути: добродетель или порок

    Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие.

    Заложенная в человеке цель может быть реализована:

    1. В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности

    2. При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом

    3. Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она есть цель (впервые в А.Ф.была поставлена проблема «средства-цель»)

    Т.о., свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.
    Дальнейшая истори7я А.Ф. связана с её третьим – эллинистическим – периодом. Это время, когда Греция утрачивает политическую самостоятельность, полисы исчезают, Греция – часть империи А. Македонского. Образ жизни меняется, в обиход входят война, разруха. Это отразилось на учениях эллинистического периода: в центр внимания философских учений выходит вопрос: как человеку выжить в таких условиях.

    Этот период включает три философских направления:

    • Эпикур (341 – 270 до н.э.) – эпикуреизм. Представители: Эпикур, Лукреций Кар

    • Стоицизм. Родоначальники: Зенон китийский, Сенека, Марк Аврелий

    • Скептицизм – Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик


    Исходя из идей атомизма Эпикур понимал, что движение атомов – хаотично, случайно, не предопределено чем-либо, а это и лежит в основе свободы человека. Эпикур полагал, что цель философии – во-первых, освободить человека от страха перед богами и, особенно, перед смертью; во-вторых, определить путь человека к счастью.

    Каким он его видел? Эпикур указывал на то, что человеку нет смысла бояться смерти, ибо когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть – жизни нет Þ человек со смертью не сталкивается и не знает, что такое смерть. Говоря о смерти, Эпикур был на материалистических позициях: бессмертной души не существует, душа состоит из атомов и после смерти распадается. Человек, который не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, а потому должен стремиться к счастью Þ ПУТЬ Þ человек в жизни должен стремиться к удовольствию (эпикуреизм). Он полагал, что удовольствие не связана с чувственным наслаждением. Удовольствие достигает при существовании двух условийздоровое тело и безмятежная, уравновешенная душа. Синоним счастья – душевный покой и воля. Чтобы достичь этого, человек должен руководствоваться разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Эпикур связывал жизнедеятельность человека с удовлетворением потребности, различая естественные (необходимые) потребности и потребности, которые не являются таковыми Þ путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет только эти естественные и необходимые потребности.

    Свобода человека – его воля, которой подчинены его чувства, страсти и т.д.

    Стоицизм – материалистическое, сенсуалистическое, но не атомистическое учение (см. раньше).

    Жизнь человека предопределена во всех ситуациях. Но это не исключает свободы человека. Свобода человека заключается в том, что он, опираясь на познанные законы (необходимость действительности), может добровольно учитывать необходимость, ставя цели своей деятельности. Т.о., свобода оказывается познанной необходимостью и добровольным следованием её в своей деятельности.

    В основе учения скептицизма – логика. Опираясь на решение логических проблем, скептики переносили логику на человека.

    Суть: логическое познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопоставить равносильное ему противоположное суждение Þ многообразие точек зрения Þ человек в своей жизнедеятельности не должен полагаться на логическое познание и вообще иметь какие-либо суждения.

    Познаваемо только явление, то есть то, как вещь является человеку, каковы чувственные восприятия, впечатления человека об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтверждающие эти идеи (они называются «тропы» – всего 15 шт.).

    Важный вклад в развитие философии внесла античная философия, т.к. именно в этот период была поднята такая проблема, как проблема человека, да и вообще в этот период была поднята вся проблематика философии и на дальнейший этапах развития философии философы уже отвечали на вопросы, которые ставили перед собой античные философы. Теория припоминания Платона была впоследствии использована при развитии гуманистических взглядов философов эпохи возрождения.
    Вопрос №13

    Культурно-исторические условия развития средневековой философии. Ее основные проблемы, характерные черты.

    В 1-2 веках усиливается положение христианской религии и церкви в З/Европейских странах (Р. Империя). Если в 1-2 вв. католическая церковь была занята борьбой с язычеством и ересью, то к концу 2-го века, достаточно укрепившись, христианская религиозная идеология стала испытывать необходимость в распространении идей => необходима была рационализация христианского мировоззрения. Эта потребность предполагала соответствующие методы: логический аппарат, мировоззренческие идеи, которые позволили бы систематизировать христианскую идеологию. В качестве такого средства и выступает философия, a стала выполнять подчинённую роль. Влияние христианства – определённый фактор развития средневековой философии – обоснование христианского мировоззрения.

    Характерные черты:

    • Средневековая философия – прежде всего новый, особый способ философствования, в основе a – основоположные идеи хр. религии:

      • идея монотеизма, т.е. признание одного единственного Бога (отличие от А.Ф.)

      • идея креоцианизма – творения мира Богом. Бог – вечен, Бог предшествует миру.

      • идея божественного откровения как важнейшего способа, посредством a Бог своей благодатью открывает человеку истины мира.

    • Важнейшей мировоззренческой установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм предполагал определённое понимание Бога как творца мира. В богословии существует 2 подхода в учении о бытии Бога:

    • апофатический подход

    • катафатический подход

    Это взаимодополняющие подходы, позволяющие наиболее полно описать бытие Бога. Апофатический подход – постижение бога в отрицательных терминах, т.к. бытие Бога принципиально закрыто для человеческого сознания. Указывается, чем Бог не является: Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не материален и не телесен, не обладает привычными свойствами вещей.

    Катафатический – через положительные термины – качества Бога, a указаны в священном писании, присутствующие там благодаря откровению Бога. Их – строго определённое количество. Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, творчество. Эти термины не придуманы (а в апофатическом подходе можно некоторые моменты придумать).

    В соответствии с пониманием Бога осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

    • Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. Это не мировой разум. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога (противопоставление микрокосму). Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении.

    «Ретро» - взгляд назад.

    • Ретроспективность и традиционализм, a определяются неизменностью, догматичностью христианской религии.

    • Назидательный, дидактичный характер средневековых учений. Изложение вопросов не нейтрально. Это было во многом связано с назидательной установкой религии, а философы по роду своей деятельности были проповедниками.

    Основными проблемами для средневековой Ф являются следующие проблемы:

    1. проблема бытия Бога;

    2. проблема соотношения веры и логического разума;

    3. соотношение бога и сотворенного им мира;

    4. проблема человека (души и тела, добра и зла…);

    5. проблема универсалий.


    Вопрос №14

    Реализм и номинализм в средневековой философии.

    Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.

    Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).

    Одной из основных проблем средневековых философов была проблема бытия Бога и его отношения к сотворенному миру. Она выступает как проблема соотношения общего и единичного (идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, телесные вещи, сотворенные Богом – единичное). В средние века существовало два подхода к решению этой проблемы: реализм и номинализм.
    Аврелий Августин: Бог мыслится как творец мира, личностного духовного существа.

    Отношение Бога как творца мира на основе концепции реализма – мир (единичные телесные вещи) сотворен волей Бога в соответствии с теми совершенными идеями, α находятся в разуме Бога. Сущность вещей (идеи Бога) оторваны от мира единичных вещей и существуют только в разуме Бога, Þ крайний реализм.(общ и единич разведены по концам)


    I Универсалии

    II Возникновение единичных вещей

    Общие идеи в разуме Бога как идеальные духовные прообразы единичных вещей.-первичны

    Не содержат общих идей, универсалий


    Пьер Абеляр:

    Бог

    I Единичные вещи

    II Универсалии

    Воля в соответствии с разумом творит мир

    Общие идеи в разуме Бога

    Которые содержат сходные общие черты.(пер)

    Общее в вещах как их сущность

    В разуме человека (общие понятия)

    Общее в определении понятий


    Умеренный номинализм, так как единичное и общее не разорваны в понятиях. Возрастает ценность познания единичных вещей.
    Фома Аквинский:

    Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный реализм:

    I Бог (общие идеи)

    II Единичная вещь

    III Универсалии

    Универсалии как форма в разуме Бога

    Универсалии как сущность, форма вещей.

    Как понятия в разуме человека, общее в мысли

    Фома Аквинский признает троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека.

    Попытался «примирить» реализм и номинализм.
    Дунс Скот

    БОГ Þ Единичные вещи Þ Через познание, Þ Универсалии как абстракции

    (воля) (ЕДИНИЧНОЕ) абстрагирование (ОБЩЕЕ)

    Это умеренно номиналистическое учение.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта