Білім алушының нұсқаулық картасы/
Инструктивная карта обучающегося
Оқу материалдары мен ресурстары
Учебные материалы и ресурсы
| Білім алушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
| Ұйымдастыру кезеңі/
Организационный этап
| ФИО преподавателя
| Гурина Марина Рудольфовна
| Оформление тетрадей
| Образец подписи тетради
| Дата: 11.12.2021г.
Тема: Устное народное творчество и искусство
| Записать дату и тему урока в тетрадь
| Сабақтың мақсаты / Цель урока:
сегодня на уроке вы раскроете особенности ораторского, музыкального искусства и устного народного творчества казахской культуры.
| Білім алушылардың теориялық білімдерін бақылау/
Контроль теоретических знаний обучающихся
| Ответьте на вопросы
1.В какой день празднуется Наурыз?
2.Из каких компонентов состоит наурыз коже?
3. Как отмечается праздник Наурыз?
4. Что желают казахи в праздник Наурыз?
| Ответить на вопросы
| Жаңа материалды меңгеру/
Изучение нового материала
| История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.
Виды устного народного творчества
1.Сказка
2.Легенда
3.Эпос
4.Лиро-эпические жыры
5.Загадки
6.Пословицы- поговорки
7.Афоризмы
Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей. Роль сказки – воспитание.
Легенды - они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан.
Эпос - воспевается героизм батыров. «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай»
Лиро - эпические жыры – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа. «Козы Корпеш- Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан»
Пословицы - поговорки - это жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет. В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке - предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.
Загадки - это вопрос для ума, остроумия.
«Черная корова стоит, а красная корова ее лижет» (Огонь и казан).
Афоризмы - краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.
Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох. В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература, историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество и народные увеселительные игры.
Термин фольклор (англ. — народная мудрость). Казахский фольклор — богатейшее духовное наследие, часть национальной культуры казахского народа. Фольклор казахского народа представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями, стихами, посвященным явлениям природы, ритуалам, хозяйству: пословицами, поговорками, загадками, эпосом, поэтическими состязаниями (айтысами). Он накапливался множеством поколений, в нем мудрость, вера, традиции предков.
Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы. Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели. Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.
Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся “Жар-жар” - проводы невесты в форме хорового пения с ведущими, как со стороны девушек, так и со стороны парней - сверстников новобрачных. Другая ритуальная песня “Сынсу” - прощание с родным очагом - исполнялась невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня “Беташар” для ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке. “Жоктау” - плач по усопшему. По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после смерти.
Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора, шлифовавших исконно народные произведения на протяжении веков. В силу того обстоятельства, что они передавались из уста в уста, из поколения в поколение, эти произведения изменялись и дополнялись. Единение народа - главная цель всех героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры. Их жены оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в “Кобланды”, Акжунус в “Ер-Таргыне”, наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности, лишения, но в конце концов выходят победителями. Лирико-эпические поэмы “Кыз-Жибек”, “Козы-Корпеш - Баян-Сулу” сходны между собой по содержанию, по теме и развертыванию событий, для их жанра характерны социально-бытовая направленность, любовная лирика. А в поэме “Айман-Шолпан” все явления жизни и быта тогдашнего казахского общества изображаются реально, без особой гиперболичности. В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты из окружающей среды.
Будто белый сокол, она На перчатке ловчей была. Несомненной красотой, Словно утренний снег бела.
Так воспевается красота девушки в поэме “Камбар и Назым”. Разнообразна тематика казахской сказки, особенно волшебной, представляющей во многом синкретическую форму. Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические, генеалогические, топонимические сказания, предания, легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, которые ловко проводят своих противников.
Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку. Выдающимся памятником устного народного творчества является “Кырык отирик” - “сорок небылиц”, не поддающийся до сих пор точному переводу на русский и другие языки. Жесток нрав ханов-властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость за сорок своих небылиц. Распространителями и популяризаторами народного творчества в прошлом были:
жыршы- сказитель, который мог спеть целую поэму на память, пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства, импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Таким был Мурын-жырау (1860-1954), владевший феноменальной памятью, талантом актера “театра одного исполнителя”, пел на память и эмоционально рассказывал содержание целой серии эпических поэм “О сорока батырах” - памятника устного народного творчества XIV-XVII вв., записи которых хранятся ныне в редком фонде Национальной Академии наук Казахстана; анши - певец, достигший высоты исполнительного мастерства на народной основе. Такими были Биржан-сал, Ахан-серэ, Балуан-шолак, Мади, Ибрай и др. А вот Амре Кашаубаеву - выдающемуся казахскому певцу суждено было спеть на домбре такие сложные, требующие сценического воплощения и высокого профессионального мастерства песни как “Агаш аяк”, “Жалгыз арша”, “Смет”, “Уш дос” на Всемирных выставках в Париже (1925 ), во Франкфурте-на-Майне (1927);
акын- певец, обладающий искусством импровизации.
Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов - поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирались большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах. Большой популярностью среди народа пользовался среди народа великий казахский акын Жамбыл (1846-1945).
| Прочитать и сделать опорный конспект
| Презентации
| Изучить материал презентации и сделать опорный конспект
| Өткен материалды бекіту /
Закрепление изученного материала
| Задание 1.Продолжите:
- Добро совершить никогда…..
- Человек без друзей- что дерево …..
- Скромность украшает ….. Задание 2. Отгадайте загадки
- Утром встал- на две дороги попал…..
- У одной мыши два хвоста…… Задание 3. Мини-тест по теме «Искусство казахского народа в 15-18веках»
1. Гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки, ученик кюйши Узака:
А) Курмангазы В) Жаяу Мусса С) Биржан-сал Д) Даулеткерей Е) Таттимбет
2. Гениальный кюйши, автор 60 кюев, учитель Дины Нурпеисовой:
А) Жаяу Мусса В) Биржан-сал С) Даулеткерей Д) Таттимбет Е) Курмангазы
3. Кюйши-композитор, автор кюя «Сарыарка», в котором слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной степи:
А) Жаяу Мусса В) Таттимбет С) Курмангазы Д) Даулеткрей Е) Биржан-сал
4. Знаменитый кюйши-композитор втор.пол.19в., основоположник лирического направления в домбровой музыке:
А) Жаяу Мусса В) Таттимбет С) Курмангазы Д) Даулеткрей Е) Биржан-сал
5. Казахский композитор, в своих кюях создал тонкие психологические женские портреты:
А) Даулеткерей В) Таттимбет С) Биржан-сал Д) Курмангазы Е) Жаяу Мусса
6. Автор кюев «Кос-алка», «Кыз-Акжелек», «Акбала-кыз»:
А) Жаяу Мусса В) Таттимбет С) Курмангазы Д) Биржан-сал Е) Даулеткерей
7. Кюйши-композитор, как новатор, не нарушая содержания казахской музыки, в некоторых своих произведениях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки:
А) Жаяу Мусса В) Таттимбет С) Курмангазы Д) Даулеткрей Е) Биржан-сал
8. Выдающийся казахский композитор втор.пол.19., певец и поэт, на становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г.:
А) Дайлеткерей В) Таттимбет С) Биржан-сал Д) Курмангазы Е) Жаяу Мусса
9. Выдающийся казахский композитор, в народе широко известен его айтыс с девушкой Сарой, до нас дошло 40 его кюев:
А) Курмангазы В) Даулеткерей С) Жаяу Мусса Д) Таттимбет Е) Биржан-сал
10. Выдающийся народный композитор, преклонялся перед гением Абая, посвятил ему одно из своих стихотворений, был знаком с Шоканом Уалихановым:
А) Жаяу Мусса В) Таттимбет С) Курмангазы Д) Даулеткрей Е) Биржан-сал
| Выполнить задание в тетради
Письменно в тетради ответить на тесты.
| Үй тапсырмасы /
Домашнее задание
| Конспект
| Выучить конспект
| |