билингвистическая система обучения глухих. Билингвистическая система обучения глухих. Билингвистическая система обучения глухих Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.
Скачать 21.15 Kb.
|
■ Билингвистическая система обучения глухих Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка. Билингвистический подход – обучение глухих детей словесному языку в письменной и устной формах следует через «родной» жестовый язык. Сложившаяся на протяжении многих лет система учебно-воспитательной работы в закрытых учебных заведениях для детей с нарушениями слуха и речи, ориентирована в первую очередь на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни. Воспитанники школ-интернатов невольно находятся в изолированности от общества, что делает их часто беспомощными при общении с новыми людьми, новыми ситуациями и обстоятельствами самостоятельной жизни, либо, наоборот, конфликтными и озлобленными. Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами. Именно так на современном этапе возникают концепции интеграции (обучение в общем потоке) и билингвизма, (двуязычие), который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру» собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства. Рассматривая разговорный жестовый язык глухих как высокоразвитую лингвистическую систему, сторонники билингвистического подхода отстаивают необходимость ситуации словесно-жестового двуязычия учащихся и обучения словесному языку как второму языку глухого ребенка. Русский язык жестов — жестовый язык, самостоятельный, естественно возникший язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Этот язык в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. В самом начале прошлого века был изобретен первый слуховой аппарат. Сейчас мир звуков слабослышащим людям возвращают программируемые цифровые слуховые приборы. А совсем глухим возможность слышать возвращает операция – кохлеарная имплантация, иначе слухопротезирование, вживление человеку специального аппарата. (Первый вакуумный слуховой аппарат был запатентован военно-морским инженером Эрлом Хансоном в 1920 году. Он назывался Вактуфон и использовал телефонный передатчик для превращения речи в электрические сигналы. После того как сигнал был преобразован, он усиливался, когда попадал в приемник.) Но, несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерей слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерей слуха ставится годами упорной работы с дефектологами. Поэтому эти люди вынуждены применять в своей жизни жестовый язык. Сейчас общество готово воспринимать людей с врожденной глухотой не как «неполноценное», а как «культурное и лингвистическое» меньшинство. Этот факт обусловил возможность создания педагогических систем, ориентированных на воспитание глухого как человека, отличного от слышащего, своеобразного и самоценного. Глухой человек имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, творчестве. А дело общества так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку и воспитание, чтобы он смог, осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразная и самоценная личность. И те глухие, которые идентифицируют себя как членов микросоциума глухих, имеют право развивать свой язык, свою культуру, получать образование на национальном жестовом языке. Борьба за реализацию прав глухих как членов лингвистических и культурных меньшинств под руководством национальных негоциации(переговоры) и Всемирной Федерации глухих уже привела к официальному признанию статуса жестового языка и целесообразности построения на его основе билингвистического обучения глухих парламентами Швеции, Финляндии и ряда других стран, Европарламентом, Комиссией ЮНЕСКО по специальному образованию. Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии. В России последователи: Я.Т. Спешнев, И.Я. Селезнев, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговской, Д.В. Фельдберг, Ф.А. Рау. В России известная билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которой является профессор Галина Лазаревна Зайцева. Как отмечает Г.Л. Зайцева (1998) и другие специалисты, использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между педагогами и учащимися и создает искренние, доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивает эмоционально окрашенное обучение. Можно назвать несколько факторов, способствовавших развитию этого направления в сурдопедагогике в 80-е гг. XX в. Во-первых, исследование национальных жестовых языков (В. Стоку, М. Бренон, Г.Л. Зайцева) показало, что жестовые языки — полноценные, сложные и самостоятельные лингвистические системы со своей особой грамматикой, лексикой, морфологией. Во-вторых, сегодня общепризнана важная роль жестовой речи в когнитивной и коммуникативной деятельности глухих. В-третьих, в результате увеличения миграционных потоков во всем мире (например, в Англию, Францию и США лился приток иммигрантов из Азии и Африки) возникла проблема обучения людей, чей первый язык не является языком страны, в которую они иммигрировали. В-четвертых, в результате изменения взглядов общества и людей, которые «в чем-то не такие как все», что сделало необходимым понимание мира «других», стала отживать идеология подчинения стандартам большинства. Глухих стали расценивать как людей, имеющих право на свой особый путь развития, разделяющих и свою культуру, и культуру большинства. Например, глухой гражданин Норвегии шведского происхождения является носителем трех языков и принадлежит трем культурам: — норвежской как культуре государства, в котором он живет, шведской — как культуре его предков и культуре глухих, своих друзей. Вместе с тем отнюдь не все глухие поддерживают идею билингвизма. Так, слепоглухой А.В. Суворов (доктор психологических наук) не признает серьезными разговоры об особой, «малой » культуре, считая, что тутпроисходит подмена понятий: на самом деле речь идет просто об «особенностях, индивидуальных модификациях поведения, вызванных необходимостью жить в жесткой ситуации слепоглухоты». А.В. Суворов пишет, что многие люди поддерживают такое самосознание глухих из гуманных побуждений, и считает такое внимание к специфике инвалидности чрезмерным. В своих работах он довольно резко подчеркивает, что, «не опираясь на выстраданную человечеством мировую духовную культуру, инвалиды — да и кто угодно — способны лишь на безграмотный, беспомощный, бессвязный лепет». Однако можно полагать, что для части глухих детей билингвистическое обучение в качестве альтернативной модели окажется достаточно эффективным. Методология билингвистического обучения основана на признании: • культуры микросоциума глухих и жестового языка как полноценного естественного языка; • лингвистического и культурного плюрализма современного цивилизованного общества; • необходимости прекращения дискриминации глухих людей как представителей микросоциума; • равных возможностей и прав человека независимо от этнического происхождения, расы, пола и наличия особых проблем в развитии Цель подхода в обучении глухих — воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи. Жестовая речь— способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Дактильная речь—это словесная форма речи. В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита—например—о, л, м, с, ш и т.д. Иное—мимическая ( жестовая) речь. Она противопоставляется словеснойчленораздельной речи. Это речь, где целое слово или даже фраза передаѐтся с помощью одного жеста. Жесты не изменяются по родам, числам и падежам Использование жестовой речи в обучении глухих способствует: · устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися; · созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми; · эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; · увеличению объема учебной информации; · ускорению её передачи; · восприятию учащимися и усвоению программы общеобразовательной школы в полном объёме. При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи: · найти оптимальное соотношение жестокого и словесного языка в учебном процессе; · разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка; · создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы; · разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста. Билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при: · формировании новых понятий; · объяснении лексического значения слов; · сообщении новой информации; · проведении экскурсий и бесед; · разборе детских конфликтов; · проведении коллективных мероприятий; · общении с глухими родителями и т.д. Оба языка выступают в качестве равноправных средств в общении между глухими и слышащими учителями, учениками и родителями. Важные факторы педагогической среды словесно-жестового двуязычия: свободное владение учителями обоими контактирующими языками, участие в педагогическом процессе глухих учителей — носителей жестового языка. Глухие учителя, взаимодействуя со слышащими сотрудниками и неслышащими детьми, исполняют роль социальной модели для учащихся, помогают совершенствовать жестовый язык слышащим коллегам, организуют обучение жестовому языку технического персонала, родителей и других членов семей. Метод обучения на практике. Учитель или воспитатель объясняет тему голосом, чётко артикулируя слова, и сопровождая свою речь жестами (не дактилем), а от ученика следует требовать устный ответ! Жестовый язык даёт возможность глухим, постигать все предметы легко, с интересом и в большом объёме. Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др. Также дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом. Когда слово подкреплено жестом, расширяется словарный запас, у детей возрастает интерес к учению, они чувствуют себя увереннее. Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми. Билингвистический подход в обучении глухих позволяет в определенном смысле учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов этого социокультурного меньшинства. Цель билингвистического подхода в обучении глухих – воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи. Чаще всего, уроки делятся на три вида: · уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь; · уроки с глухим учителем; · уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком. На более поздних ступенях обучения коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, русской жестовой речи и калькирующей жестовой речи.( система общения, являющаяся визуальным отображением словесного языка и выражаемая в виде артикуляции слов, сопровождаемых жестами). Изменится решение — изменится способ получения образования. Самое главное в идее образования по выбору — диалог разных культур и воспитание свободного человека. |