Биоэтика, этапы, история Подготовила: Анисимова И.К., ОП-410 - Этика (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος - этос, «нрав, обычай, характер») философское исследование морали и нравственности. Впервые термин употребил Аристотель, как учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали, а также нормы, правила, обычаи, регулирующие поведение и взаимоотношения людей в обществе.
Медицинская этика является составной частью этики - Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice– изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon– долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
- Медицинская этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.
Огромное влияние на развитие медицинской этики и деонтологии оказали врачи Востока - Ибн-Сина (Авиценна) - создатель «Канона врачебной науки» - рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающегося за помощью.
- Ему принадлежит изречение «Врач должен».
- Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Ты должен знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру».
- •Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
I этап развития Медицинской этики - 8-3 тыс. до н.э (период неолита) - V – IVвв. до н. э. (клятва Гиппократа) I этап развития Медицинской этики период неолита - V - IV вв. до н. э.В период неолита (новый каменный век, ок. 8-3 тыс. до н.э.) возникла, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Одновременно и начался первый этап развития науки о регулировании поведения человека владеющего искусством исцеления, то есть медицинской этики.
- На первом этапе развития медицинской этики сформировались:
Первые законы: - “Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло”.
- “Не навреди”
- “Не убий”
Фундаментальные принципы медицинской этики: - справедливости
- благодеяния
- непричинения зла
- Сократ (469- 399 гг. до н.э.).
- Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
- Гиппократ Великий Косский (460г. –377 гг. до н.э.)
- Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.
- М. Я. Яровинский. 2001г.
- Одним из самых древних медико этических документов является “Клятва Гиппократа”.
- Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.
- Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.
- Основным принципом в “Гиппократовской модели” биомедицинской этики: является правило не навреди
- Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с “формирующийся медицины”, завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов “Корпуса Гиппократа”.
- По М.Я. Яровинскому Медицинская этика 2001г.
II этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий - Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий.
- Буддизм.
- Этический принцип буддизма стремление делать добро
- “Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного” – обращение Будды к монахам. Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян.
- “Практическая этика врача” Аль-Рухави, “Приказ медицины” Ибн-абу Усейби, “Канон медицины” и “Фирузнома” Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.
- Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.
- III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.
- Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики.
- Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г.
- Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудрова.
- В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).
- В предисловии Персиваль указывает, что хотел назвать работу “медицинская юриспруденция”, но понял, что это неправильно, так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.
- Труды Т. Персиваля и М. Я. Мудрова подводят итог третьему этапу развития медицинской этики.
- IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап
- Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.
- Термин «деонтология» введен англ. философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом.
- С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века),которую он назвал - “категорический императив”
- С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.
- Биоэтика – систематические исследования поведения человека (не только врача) в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в какой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов «энциклопедия биоэтики» по Р. Перес Ловелле, Н.В. Кудрявая
- Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером (Van Rensselaer Potter)
- Биоэтика рассматривается В. Поттером как “новая дисциплина” (которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда “биоэтика”.
- Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда. Она охватывает социально-этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.
|