доклад по биоэтике на тему: Биоэтика и религиозные ценности. Биоэтика. Биоэтика и религиозные ценности
Скачать 37.54 Kb.
|
«Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра «Философских и гуманитарных дисциплин» Дисциплина «Биоэтика» Зав. Кафедрой, Кандидат педагогических наук, доцент Чурсина П.В Доклад на тему: Биоэтика и религиозные ценности Выполнили: Студентки 1 курса 107 группа Лизак Беата Андреевна и Милитонян Милена Арамовна Проверил: профессор, Доктор философских наук, Доцент Режеп Светлана Владимировна. Ставрополь 2020 Содержание Введение…………………………………………………………………2 Биоэтика и Христианство..............................................................................3 1.1. Биоэтика и Православие……………………………………………….5 1.2. Биоэтика и Католицизм………………………………………………..6 1.3. Биоэтика и Протестантизм…………………………………………….7 Биоэтика и Ислам…………………………………………………………...9 Биоэтика и Иудаизм……………………………………………………….10 Заключение………………………………………………………………...11 Список литературы………………………………………………………..12 Введение Ни для кого не секрет, что биоэтика является своего рода мостиком между пациентом и врачом. Вследствие этого, особое значение приобретает тема биоэтики и религиозных ценностей, ведь врач, как никто другой, должен знать особенности и традиции каждой из религий, чтобы избежать конфликтных ситуаций с пациентами. Собственно, в этом и заключается цель данной работы. Задачи, которые необходимо решить при выполнении данной работы: - провести анализ традиций и особенностей каждой из религий - выяснить основные черты и различия каждого направления Предметом исследования данной работы будет выступать биоэтика, как наука. Объектом исследования данной работы является особенности каждой религии и ее взаимосвязь с биоэтикой. В данной работе использовались такие методы исследования, как анализ и синтез. Биоэтика и Христианство В Христианстве, как известно, существует несколько основных направлений: -Православие -Католицизм -Протестантизм Кроме того, существуют различные исторические парадигмы: греко-александрийская, римско-августиновская, средневековая томистская, реформационная и современная критическая. В литературе, посвященной христианской биоэтике, можно найти указания на ее связь с тремя направлениями: томистским, реформационным лютеровским и современным (П. Тейяр де Шарден). Теоретико-мировоззренческим основанием ценностей и норм биоэтики, является персонализм. Ему принадлежит значительная роль в возвращении современной теоретической мысли к понятиям «персоны», «личности» и «личностного». Так, в классическом персонализме ценность личности определяется тем, что она есть, а не тем, что она может сделать выбор. Личность предстает здесь как единство тела и духа, как цель и исток общества. Оценка вклада христианской этики в решение современных этических проблем биомедицины, а также экологии неоднозначна. Карл-Отто Апель, например, считал, что, несмотря на ее достоинства, мы все же должны вернуться к принципам этики, основанной на разуме, а на место инстинктивного отношения к греху необходимо поставить «ответственный разум», принципы которого следует рассматривать по аналогии с неизменными законами природы. По мнению Витторио Хёсле, в наши дни претендовать на верность духу христианской этики вправе тот, кто осознает наличие глобального экологического кризиса, нежели тот, кто следует христианским традициям. Любовь и сострадание играют важную роль в формировании личностных и профессиональных качеств врача, выступают духовной сердцевиной практики паллиативной помощи. Однако не являются универсальными для всего круга проблем, решаемых этикой жизни. Например, врач не может руководствоваться исключительно принципом любви и сострадания как безусловным при распределении тех или иных ограниченных медицинских ресурсов среди больных; при выполнении национальных программ, преимущественно направленных на помощь одним контингентам больных в ущерб другим с более редким заболеванием и т.д. В этом случае для морального обоснования подобных решений и программ приходится прибегать к утилитаристским доводам, оправдывающим ущерб меньшему количеству индивидов и достижение положительного результата для «большинства». В целом, подход христианских теологов к биоэтическим проблемам можно рассматривать в двух важнейших аспектах: защита жизни и продолжение жизни. Понимание того, что каждый человек создан по образу и подобию Божьему предполагает у каждого пациента право на уважение достоинства личности, информированное согласие, конфиденциальность и др. Исключения и ограничения данных обязательств могут быть сделаны только во благо самого пациента. Прерывание жизни путем аборта морально приемлемо, с точки зрения православной христианской этики, только в одном случае — когда развитие плода подвергает опасности материнскую жизнь. Христианская этика отвергает все виды прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая подобные действия как особые случаи убийства (если предприняты без ведома и согласия пациента), или самоубийства (если санкционированы самим пациентом). Одно из самых серьезных возражений христиан против эвтаназии заключается в сложности проведения черты между «переносимыми» и «непереносимыми» страданиями, особенно с точки зрения восточного Православия, рассматривающего страдания, как важнейший источник духовного роста личности. Церковь учит, что человеческая сексуальность и естественные репродуктивные функции являются божественными измерениями человеческой жизни, находящими свое воплощение в браке и воспитании детей. Поэтому практика оплодотворения яйцеклетки in vitro спермой анонимного донора, суррогатное материнство, использование противозачаточных средств — неестественны, «противны человеческой природе», ибо вызваны стремлением искусственным путем контролировать человеческую сексуальность и репродукцию. Прослеживая разнообразные векторы взаимодействия христианства и биоэтики, следует, по-видимому, выделить два важнейших: 1) изучение предпосылок и оснований собственно христианской биоэтики, которая разрабатывается в крупных католических и православных центрах; 2) анализ взаимоотношений христианства как доктрины (христианской этики) и секулярной биоэтики. Отличия секулярной биоэтики, как публичного дискурса, от христианской этики заключаются в том, что она: имеет универсальный характер, включает в предмет этической ответственности мир живой природы, как ценность саму по себе, трансформирует традиционные христианские ценности и добродетели в принципы уважения автономии, достоинства, целостности личности. В основаниях христианской и секулярной этической мысли можно обнаружить ряд общих антропологических установок и этических принципов, важных и необходимых для биоэтики. Только человек может жить, упорядочив свои отношения с природой; знает, хоть и не совершенно, природу; выступает в качестве целостного, планетарного социоприродного преобразователя природы; является личностью, которая обладает самосознанием и любовью к ближнему, как основанием нравственности и права. Проведенный анализ философских и христианских предпосылок позволяет определить главный вектор современной этики жизни — развитие в направлении индивидуализации и персонализации морали, в основе которой лежит признание соразмерности человека жизни и всему жизненному, его стремление к непосредственности в познании феномена жизни, культивирование экзистенциального чувства самости, неповторимости, индивидуальности, и, в то же время, осознание им долга и нравственной ответственности за сохранение и развитие жизни на земле. Биоэтика и Православие. Православие – разновидность христианства, распространенная, главным образом, в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Православие, как самостоятельное направление, возникает лишь в XI веке. Ее особенностью вероучения является: -признание исхождения Святого Духа только от Бога-Отца; -непогрешимость церкви в целом -неизменность догматов; -отрицание чистилища. К культовые отличия будет относится: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, а также византийская система церковного пения. Кроме того, отличительной чертой католицизма от православие заключается в том, что оно не имеет единого центра, а включает 15 автокефальных церквей. Русское православие изложило свои взгляды на биоэтические проблемы в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000, раздел XII). Православие в оценке биоэтики акцентирует внимание на двух ключевых проблемах: защита и продолжение жизни. В решении этих проблем РПЦ исходит из основанных на божественном откровении представлений о жизни как о бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности. Православная христианская этическая мысль утверждает, что жизнь есть дар Божий, и, как таковая, является необходимой предпосылкой всех других физических, духовных и моральных ценностей. Жизнь есть моральное благо, доверенное индивидууму, но, тем не менее, он не является ее абсолютным властителем, а лишь ее хранителем. Таким образом, ключевым аргументом этического решения является защита и продолжение жизни. Болезнь, с точки зрения православия, является одной из составляющих состояния первородного греха. Поэтому естественно, что священник и врач зачастую выступали в одном лице. В основании любой медицинской процедуры должно лежать глубокое уважение к пациенту как образу и подобию Божиему. Поэтому пациент никогда не является вещью, а медики обязаны сохранять конфиденциальность и добиваться информированного согласия на процедуры, связанные с большим риском. Специфика православия состоит в том, что его нравственная традиция ориентирует на длительный, устойчивый тип поведения человека, определяемый в большей степени естественными склонностями – стыдом, жалостью, совестью, благоговением. 1.2 Биоэтика и Католицизм. Католицизм (греч. Katholika – вселенский) – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Особенности вероучения: признание исхождения Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; признание догмата о чистилище; о верховности римского папы и др. Особенности культа: безбрачие духовенства (целибат); признание культа Богородицы. Организационным центром является Ватикан. Религиозно-философским содержанием католицизма является неотомизм. В 1879 г. энцикликой римского папы Льва XIII учение святого Фомы Аквинского было признано единственной истинной философией. После II Ватиканского собора (1962-1965) была принята новая ориентация философии католицизма на приобщение томистских принципов к идеям экзистенциализма, философской антропологии, феноменологии. Католицизм первым из религиозных конфессий обратил внимание на биоэтику. По многим проблемам современной медицины он сформулировал свои взгляды и рекомендации. Основанием подхода католической церкви к биоэтическим проблемам выступают следующие принципы: - понимание человека как субъекта и объекта одновременно; - утверждение достоинства и богоподобия человека; - понимание тела человека как божьего храма; - усматривание значимого смысла страданий и отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия. В современном католицизме формируется понимание христианской биоэтики как «антропологии человеческого достоинства». Единственным и обязательным регулирующим основанием для католической церкви является свод официальных документов: этика неотомизма, энциклики римских пап, документы Ватиканских соборов. 1.3 Биоэтика и Протестантизм Протестантизм (лат. «protestari» – возражать) – разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Протестантизм распространен главным образом в Скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. Особенности вероучения: учение о непосредственной связи бога и человека; не признает чистилища, католических и православных святых; монопольное положение занимает христианский триединый бог; признание спасения благодаря личной вере и воле бога; благодать от бога на человека снисходит, минуя церковь; пробуждает в человеке чувство собственного достоинства. Особенности культа: - число таинств сведено до 2-х (крещение, причастие); отсутствуют поклонения иконам. Форма богослужения: пение псалмов, совместные молитвы, проповеди. Для протестантской этики основополагающим подходом к биоэтическим проблемам является принцип моральной автономии личности. В идее моральной автономии протестантизм утверждает права и ценности духовной свободы человека. В полемике со средневековым католицизмом протестантизм отстаивал идею независимости и автономности духовно-моральной жизни человека. Для современного человека это очень важный принцип, так как именно он защищает человека от возможного обращения с ним как безвольным объектом биомедицинских исследований. Принцип моральной автономии пресекает любое посягательство на личность независимо от того, какими мотивами посягательство продиктовано: «всеобщее счастье», «всеобщее благо», «здоровье нации», «интересы народа» и др. Поэтому не случайно в современной биомедицинской этике принцип моральной автономии становится основополагающим и работающим принципом уважения автономии пациента. Биоэтика и Ислам. Ислам (арабск. – ал-Ислам – «предание себя богу», «покорность») - одна из мировых религий, возникшая в начале VII века н.э. среди арабских племен. Основными источниками веры выступают Коран («слово божие») и сунны («арабское предание» о жизни и деяниях пророка Мухаммада). В исламе отсутствует институт священнослужителей. Поэтому на возникшие у мусульманина вопросы находить ответы приходится ему самому. Ответственность за принятое решение несет сам верующий. Осмыслить проблему и выработать отношение к ней помогает верующему мусульманину «Иджтихад», один из источников мусульманского права. Среди биоэтических проблем важнейшими для ислама являются: контроль рождаемости, управление наследственностью и нервной системой. Ислам запрещает посягательство на свою собственную жизнь и на жизнь другого человека. Подвижнический долг врача состоит в спасении человеческой жизни, а не в ее укорачивании. Кроме того, Ислам запрещает любое посягательство на физическую, а также психическую целостность человека. Где бы врач ни находился, он должен заниматься своей профессиональной деятельностью, т.е. лечить больных и облегчать их страдания. Соответственно, врач обязан предоставить больному всеобъемлющую информацию и сообщить обо всех возможных последствиях лечения или хирургического вмешательства. Добровольное согласие больного или его семьи является важным элементом, но превыше всего – его жизнь. Профессиональная врачебная тайна – принцип и норма медицинского работника. Но она имеет свои пределы. Она может быть нарушена, если сохранение тайны чревато нанесением физического ущерба третьему лицу. Биоэтика и Иудаизм. Иудаизм – национальная религия евреев, сложившаяся как монотеистическая в конце VII века до н.э. Сторонников иудаизма в середине 80-х годов XX века насчитывалось около 13 млн человек. Основными источниками иудаизма выступают Тора («предписание», «закон», Пятикнижие Моисея) и Талмуд («обучение», интерпретация Торы). Этический кодекс иудаизма фундирован исходным постулатом универсальности морального долженствования, обусловленный единством и единственностью Бога. В самом деле, из 613 общеэтических заповедей 365 – запреты, остальные 248 – долженствование. В иудаизме недобровольное подчинение заповедям осмысливается как моральная ценность. Отношение иудаизма к биоэтическим проблемам диктуется его этическими и правовыми (Галаха) нормами. Жизнь человека – священна. Иудаизм придает высокую ценность индивидуальной жизни: «Кто отнимает одну жизнь, уничтожает целый мир; а кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Жизнь – наивысшая ценность, и человек не имеет права отказаться от жизни или покончить с собой. Он обязан следовать советам врача. А забота о своем здоровье и применения всех необходимые меры для предотвращения болезни – это первый долг, который предписывает Тора («Тщательно храни себя»). Жизнь пациента выше всяких прочих соображений, врач имеет право и обязан действовать и прописывать лекарства даже без согласия больного. Врач обязан информировать больного о последствиях проводимого лечения. Если жизни пациента угрожает опасность, врач может принять решение об операции даже без его согласия. Иудаизм придает большое значение врачебной тайне. Но признает, что бывают случаи, когда тайна может быть нарушена. Уважение к частной жизни и нерушимость профессиональной тайны не может быть выше интересов защиты и безопасности жизни других людей. Заключение Подведя итоги вышесказанному, хочется сказать, что каждая из религий внесла неоценимый вклад в развития биоэтики, ведь те правила и позиции, которые она придерживается в современном мире, родом именно оттуда. Кроме того, нам следует еще раз подчеркнуть главные черты каждой из религий, которые в большей степени повлияли на нее. В православии мы можем подчеркнуть, что в основе любой медицинской процедуры должно лежать глубокое уважение к пациенту как образу и подобию Божиему, поэтому пациент никогда не является вещью, а медики обязаны сохранять конфиденциальность и добиваться информированного согласия на процедуры, связанные с большим риском. В католицизме- утверждение достоинства человека; понимание тела человека как божьего храма. В протестантизме- принцип моральной автономии личности; ислам- долг врача состоит в спасении человеческой жизни, а не в ее укорачивании; иудаизм- жизнь является наивысшей ценностью. Конечно, есть вещи, которые отвергались по мере развития биоэтики, однако знания особенностей каждой из вер, во многом упрощает жизнь врача, дает ему ориентир в этом мире, что правильно, а что нет, а также то, как ему следует поступать в той или иной ситуации, так как есть ситуации, в которых представители разных вер будут по-разному реагировать. Список литературы «Православие и проблемы Биоэтики» Д. Смирнов, А. В. Недоступ, И. В. Силуянова, 2017г «Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии» А. Т. Щастный, С. П. Кулик, В. А. Лоллини, 2016г «Биоэтика в России: ценности и законы.» М.: «Грантъ» И.В. Силуянова, 2001г.-192с. Захаркин В. свящ. «Размышления православного ученого, врача и богослова об этических вопросах генной инженерии. М., 2000г. «Биомедицинская этика» И.А. Асеева, В.Е. Никитин, 2002г. «Биоэтика» Е.В. Ушаков, 2020г «Биоэтика. Учебник и практикум для ВУЗов» Е.С. Протанской, 2017 г. |