Главная страница

доклад гомер. Биография 2 Гомеровский вопрос 3 Художественные особенности


Скачать 34.16 Kb.
НазваниеБиография 2 Гомеровский вопрос 3 Художественные особенности
Дата10.05.2022
Размер34.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоклад гомер.docx
ТипБиография
#520946

Содержание
Введение

1 Биография

2 Гомеровский вопрос

3 Художественные особенности

Заключение

Список используемых источников







Введение
Уже со времени ф. А. Вольфа было построено много остроумных гипотез о происхождении гомеровской поэзии. Имя Гомера мы употребляем символически для обозначения двух больших эпических поэм, которые возникли среди эолян и ионян азиатского берега между Х и VIII веками до Р. X. Об этих поэтических произведениях сложились известные неправильные представления, от которых удалось освободиться только с трудом. Илиада и Одиссея являются перед нами в виде цельных законченных поэм и, кроме того, в качестве древнейшего литературного памятника греческого народа. Иллюзия цельности устраняется уже внимательным чтением, при котором скоро становится заметным, что Одиссея носит на себе печать более позднего происхождения, чем Илиада, и что даже в Илиаде и в Одиссее, взятых отдельно, отдельные части часто не согласуются одна с другой.

Гомер есть действительно древнейший из известных нам греческих писателей и поэтому на него часто смотрят как на свидетеля первобытного состояния. Уже греки держались этого воззрения, так как их критика мифов о богах почти всегда направлялась против Гомера. Геродот приписывает Гомеру и Гесиоду, которых он относил ко времени за 400 лет до своего собственного, изобретение важнейших религиозных представлений. Впрочем, при точном чтении этот отрывок много теряет из того значения, которое иногда ему придается.

Геродот говорит, что оба названных поэта создали Феогонию греков, но это в гораздо большей мере может относиться к Гесиоду, чем к Гомеру; затем, они дали богам их имена, распределили между ними “почести и искусства” определили признаки их образов.
1. Биография Гомера

Гомер - древнегреческий поэт, который жил 3000 лет назад, примерно в 9 веке до нашей эры. До сих пор исследователи спорят и не могут доказать существовал ли он в реальности, где родился и какую жизнь прожил.

Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы. «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» — говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 веке до нашей эры (после Троянской войны) и кончая 7 веке до нашей эры. Существует легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 веке до нашей эры на основании мифологических сказаний о Троянской войне.

В работах различных историков упоминается, что своё имя Гомер мог получить из - за приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». Якобы при рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

По другой версии его имя значит «ведущий», то есть в определённом возрасте он прозрел и стал говорить мудро. Историки считают, что он выступал на пиршествах знатных людей, на рынках и городских собраниях. Путешествуя от города к городу, поэт декламировал части своих произведений и пользовался заслуженным почтением. Хозяева щедро предлагали ему ночлег и еду, причем выглядел он очень достойно. Совершенно не таким грязным и неряшливым стариком, как часто изображают его на портретах.

Наиболее подробно историю жизни и становления Гомера в качестве поэта описал Геродот Галикарнасский. В его трудах поэт был рожден в Смирне и наречен Мелезигеном. Он был талантливым учеником и даже наставником. Но однажды ему захотелось узнать мир и, закрыв школу, он отправился в путешествие. По пути он беседовал с народом, собирал истории и легенды В Итаке он тяжело заболел, а потом пошёл пешком и ослеп, дойдя до города Колофона. Там он взял себе новое имя.
2. Гомеровский вопрос

В 1795 году Фридрих Август Вольф в предисловии к изданию текста поэм древнегреческого сказителя выдвинул теорию, которая получила название «Гомеровский вопрос». Основной смысл мнения ученого заключался в том, что поэзия во времена Гомера была устным искусством. Слепой странствующий сказитель не мог быть автором сложного художественного произведения.

Вольф сделал вывод, что Гомер сочинял малые формы, например песни, музыкальный эпос и гимны, которые легли в основу «Одиссеи» и «Илиады», обработанных уже другими авторами.

3. «Аналитики» и «унитарии»

Так произошло разделение на два лагеря тех, кто занимался изучением творчество Гомера - аналитики поддержали теорию Вульфа, а унитарии старались доказать строгое единство эпоса.

К аналитикам относились Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их «теорией основного ядра», в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский). В пользу аналитического подхода свидетельствовали противоречия в текстах поэм, наличие в них разновременных слоёв, пространные отступления от основного сюжета. А также в трудах ряда античных авторов (в том числе Цицерона) упоминается, что поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха. Эта так называемая «писистратова редакция» была нужна, чтобы упорядочить исполнение «Илиады» и «Одиссеи» на Панафинеях.

Унитариями, сторонниками строгого единства эпоса были переводчик Гомера Иоганн Генрих Фосс и филолог Г. В. Нич, Иоганн Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гете, Георг Вильгельм Фридрих Гегель в Германии, Николай Иванович Гнедич, Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин в России. Они выдвигали свои доказательства. Подвергали сомнению версию о «писистратовой редакции», так как все сообщения о ней достаточно поздние. Эта легенда могла появиться в эллинистические времена по аналогии с деятельностью тогдашних монархов, которые заботились о приобретении различных рукописей. Также противоречия и отступления не свидетельствуют о множественном авторстве, так как неизбежно встречаются в больших произведениях. «Унитарии» доказывали единство автора каждой из поэм, подчеркивая целостность замысла, красоту и симметрию композиции в «Илиаде» и «Одиссее».
4. «Устная теория» и «неоаналитики»

В 1930 году американским профессором Милмэном Пэрри была сформулирована устная теория, которая родилась в результате масштабных экспедиции для исследования традиций южнославянского эпоса и сравнение их с произведениями Гомера. Согласно этой теории, в гомеровских поэмах можно найти черты устного эпического сказительства, важнейшей из которых является система поэтических формул. Устный сказитель может каждый раз заново создавать одно и то же, при этом сохраняя общий смысл и зачастую неграмотен. Таким образом, из устной теории следует, что текст «Илиады» и «Одиссеи» приобрел фиксированную форму при жизни их великого автора или авторов (то есть Гомера). Классический вариант устной теории предполагает запись этих поэм под диктовку, так как при устной передаче в рамках импровизационной традиции их текст радикально изменился бы уже при следующем исполнении.

Неоанализ - направление в гомероведении, занимающееся выявлением более ранних поэтических слоев, которые использовал автор (каждой из) поэм. «Илиада» и «Одиссея» сравниваются с киклическими поэмами, дошедшими до современного читателя в пересказах и фрагментах. Получается, неоаналитический подход не противоречит господствующей устной теории. Знаменитый современный неоаналитик - немецкий исследователь Вольфганг Кульманн, автор монографии «Источники Илиады»
5. Художественные особенности

Гомеровские поэмы при всем разнообразии их содержания поражают единством своего художественного стиля, лишенного эпически-монолитной строгости. Трагизм, комизм, ирония во всем свидетельствуют о происходящих сдвигах в этом эпическом стиле и говорят о наступлении небывалого раньше идеологического и стилистического свободомыслия. Иронию можно понимать более широко - как изображение чего-нибудь противоположного тому, что ожидалось или на что были надежды. В этом смысле почти все основные герои обеих поэм являются у Гомера предметом иронии. Сатирический элемент тоже очень силен в обеих поэмах.

Также можно выделить следующие черты фольклора и древнейшего эпоса:

  • Все поэмы написанные гекзаметром - шестистопный размером, в котором чередуются долгие и краткие слоги, а в середине 3 стопы есть остановка для дыхания. То есть предполагается, что поэма будет читаться вслух.

  • У большинства персонажей есть постоянные эпитеты, которые создают статичность образа. Большинство героев имеют однозначную оценку, то есть они либо умные, красивые и смелые, либо уродливые, трусливые и глупые. Никакие происходящие события не могут этого изменить.

  • Хронология четко определена в пространстве и времени. События в «Илиаде» занимают 51 день, а в «Одиссее» - 40. Хотя сама хронологичность часто нарушается, потому что события, которые происходят одновременно, подаются как последовательные. При этом некоторые действия замедляются во времени и длительности, с помощью использования описаний, вставок и ретроспективы.

  • В поэмах используются специфические художественные приемы. Примитивный реализм, состоящий в подробном описании бытовых картин и деталей, призван создавать впечатление реалистичности. Так называемые гомеровские сравнения, которые представляют самостоятельные художественные зарисовки, понятные исключительно автору и некоторым слушателям. Например, Диамед сравнивается с рекой, а рядом даётся картина осеннего наводнения.

  • Наконец, мифологический характер эпоса выбран не случайно. Ведь для античного человека миф представляется прообразом действительности, а мифологические сказания о богах и героях подаются как действительная песня, описывающая истинные события. Более того, красивая песня и мастерство поэта это дар Музы, а не его собственная заслуга.


Заключение

В своих поэмах Гомера обращается к проблеме счастья и несчастья в жизни человека. Необходимости выполнять свой долг и думать о своих поступках, как гражданин. Тому, какое огромное влияние имеет благословение или проклятие богов для жизни и судьбы человека и целой страны.

Писатель через свои стихи ведёт людей к мысли, что жизнь - это борьба и за счастье близких надо сражаться, ведь каждый человек всеми своими силами стремится достигнуть успеха и счастья. Именно поэтому современники Гомера и последующие поколения могли не только слушать и наслаждаться, но учиться и получать воспитание по великим текстам поэмы. И сегодня, внимательно и вдумчиво читая «Илиаду» и «Одиссею», можно найти много важного, задуматься о вечных проблемах.

Список используемых источников


  1. Альтман М. С. Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера. (Известия ГАИМК. Вып. 124). М.-Л.: ОГИЗ, 1936. 164 стр. 1000 экз.

  2. Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тб.: Изд-во Тбил. ун-та, 1978. 394 стр.

  3. Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Пг., Изд-во АН, 1920.

  4. Лосев А. Ф. Гомер. М.: ГУПИ, 1960. 352 стр.

  5. Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913.

  6. Русский прозаический перевод: Полное собрание творений Гомера. / Пер. Г. Янчевецкого. Ревель, 1895. 482 стр. (приложение к журналу «Гимназия»)

  7. Толстой И. И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Наука, 1958. 63 стр.

  8. Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М.: ХЛ, 1976. 397 стр.

  9. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит. 1978. 2-е изд., доп. М., 2000.

  10. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. 296 стр.

  11. Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе. Вестник древней истории, 1962, № 2, с. 4-26.





написать администратору сайта