Главная страница
Навигация по странице:

  • На тему

  • Якутск 2015 Доме́нико Андре́а Трези́ни

  • ССЫЛКИ

  • Доменико Трезини. Биография Доминика Трезини


    Скачать 362.2 Kb.
    НазваниеБиография Доминика Трезини
    Дата02.04.2019
    Размер362.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоменико Трезини.docx
    ТипДоклад
    #72324

    Санкт-Петербургский университет управление и экономики ( Якутский филиал)

    ДОКЛАД

    По предмету История Санкт-Петербурга

    На тему: «Биография Доминика Трезини»



    Выполнила: Еремеева Туяра Николаевна

    Студентка группы Э-15

    Проверила: Никитина Саргылана Иннокентьевна

    Якутск

    2015

    Доме́нико Андре́а Трези́ни — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

    Архитектурному делу Доменико учился в Венеции. Возвратившись домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной ди Вентис, которая родила ему дочерей [2, с. 10]. Но семью надо было кормить, Доменико был вынужден отправиться на заработки в другую страну. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген власть в королевстве сменилась, троном завладел Фредерик IV, который от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

    Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I. Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется "зело жесток и здравию его вредный", то он волен будет ехать "куда он похощет" [Цит. по 1, с. 25].



    Александро-Невская лавра

    27 июля 1703 года Трезини оказался в Архангельске и сразу же отправился в Москву для получения конкретной работы, куда прибыл в августе. В середине февраля следующего года он отправился на берега Невы.

    Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

    После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил не сохранившиеся до наших дней триумфальные ворота.

    В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки (ныне участок дома HYPERLINK "http://walkspb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1732"12), напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.

    Главной и самой известной работой Трезини в Петербурге стала Петропавловская крепость. С момента закладки её возведением руководил инженер Иоганн Кирхенштейн. Но проработав на берегах Невы чуть более двух лет, он умер, не выдержал местного тяжёлого климата. 30 мая 1706 года Доменико Трезини начал перестройку земляной Петропавловской крепости в каменную [3]. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собораПетровских ворот, строил казармы, погреба и другие постройки.

    Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.

    В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.

    В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I.



    Петропавловский собор

    Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.

    Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства, Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади, таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца.

    В 1712 году по проекту Доменико Трезини начался строиться каменный Петропавловский собор. Тогда же он выполнил модель, по которой начал возводиться монастырь в честь князя Александра Невского. Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь. Одновременно с этим Трезини составил проект каменного дома адмирала Ф. М. Апраксина, строил мазанковые дома А. М. Апраксина, царицы Марфы Матвеевны.

    Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова. Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий. Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.

    По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки паралельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных КирочнойФурштатскойЧайковского, Захарьевской, Шпалерной улиц.

    В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.

    Из доклада Трезини в Канцелярию от строений в сентябре 1716 года известно, что тогда под его руководством были выполнены следующие работы:

    "В Петропавловской крепости стены Государева бастиона подняты от воды на полтора метра, а стены Петропавловского собора - на сорок два метра, на Петровские ворота поставлены фигуры, завершены внутренние работы на Почтовом дворе и плотничьи в обоих корпусах мазанкового госпиталя на Выборгской стороне, между которыми строится церковь" [Цит. по: 3, с. 35].

    Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и "подлых" (слово "подлый" тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).

    В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить "образцовый" дом для зажиточных, и поселиться в нём, "для примеру". Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома 45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.

    Когда границей Петербурга была река Фонтанка, Пётр I придумал обустроить её берега за частный счёт. В 1721 году он начал раздавать береговые участки своим соратникам, которые должны были устроить здесь свои усадьбы. Проекты таких усадеб разарабатывал Трезини. В Центральном государственном военно-историческом архиве сохранились 10 чертежей загородных домов с автографом архитектора. Среди таких усадеб - Летний сад с Летним дворцом Петра I, где работал швейцарец в конце 1710-х - начале 1720-х годов.

    Трезини - самый востебованный архитектор петровской эпохи. Сохранились записи, из которых видно чем ему было поручено заниматься, к примеру, в 1720 году [Цит. по 1, с. 143]:

    • Больверк Царского Беличества и другие места в крепости.

    • Строение церкви Петра и Павла там же.

    • Шпиц для колокольни церкви Петра и Павла.

    • Подъёмный мост при фортеции.

    • Установка на крепостных воротах большого двуглавого орла.

    • Строение каменного госпиталя.

    • Большой пороховой погреб на Васильевском острове.

    • Над старыми государевыми хоромами, что на городовом острове, сделать сарай с крышей (имеется в виду домик Петра I).

    • На острове против Екатерингофа строить государевы хоромы и бить под них сваи (Подзорный дворец).

    • В казармах форта Кроншлот поставить новые печи и оконные рамы.

    • На острове Котлин ставить магазины (имеются в виду амбары).

    Среди работ Трезини на Петербургском острове в 1721 году было достройка бывшего дома князя М. П. Гагарина для Синода, возведение церкви Матвея апостола за Сытным рынком. В следующем году зодчему поручили ремонт домика Петра I. С целью его сохранения Трезини окружил домик галереей с арками.

    В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.

    В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что "Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне..."

    С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови. Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.

    В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.

    Трезини вёл "Журнальный реестр разным работам, которые указом е.и.в. приказаны мне", в котором сам записывал все порученные ему объекты. В декабре 1724 года таковыми были: Петропавловская крепость и все сооружения на её территории, включая собор; места под строения для гарнизонных полков, пороховые погреба, укрепление берегов на Петербургском острове; госпиталь на Выборгской стороне и дальнейшая планировка её территории; освидетельствование всех государственных построек; "отвод местам и размерение под каменное и деревянное строение и надзирание, чтоб строено было регулярно по чертежам"; возведение Мытного и Гостиного дворов на Васильевском острове, здания Двенадцати коллегий, дома для академических профессоров позади Кунсткамеры, прокладка канала от взморья к Чёрной речке и сооружение Галерной гавани; укрепление Васильевского острова; завершение Исаакиевской церкви; строительство Главной аптеки, конторы Партикулярной верфи, пороховых погребов при Кронштадте, а также каменных и деревянных зданий в Шлиссельбурге [3].

    Справляться с таким огромным объёмом работ архитектору помогали гезели В. Зайцев и Г. Несмеянов, ученики И. Клеров, И. Людоговский, О Чепкирин, П. Кормалин, писарь И. Гаврилов, кондукторы И. Мауринов, Н. Назимов, Т. Култашев. В качестве "офиса" Трезини было выделено четыре покоя в Петропавловской крепости и пять на Васильевском острове.

    Только после смерти Петра I Доменико Трезини получил прибавку к жалованию. Екатерина I задабривала верных слуг своего супруга. Канцелярия от строений решила назначить архитектору жалование размером в 1 700 рублей в год. Меншиковым эта сумма была скорректирована - 1 500 рублей в год. 1 января 1726 года Доменико Трезини "за его труд и прилежность" было дано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах это давало право на титул "ваше высокоблагородие" и российское потомственное дворянство. Ещё через год жалование архитектора всё таки было доведено Екатериной I до 1 700 рублей в год.

    9 мая 1726 года Екатерина I повелела Трезини строить при Зимнем дворце двухэтажные каменные "надворные палаты", окружив ими полностью внутренний двор. 20 мая был заложен фундамент, а уже к концу сентября "новое палатное строение каменною работою... построено вчерне".

    Уже в следующем году супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здась никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец. Работал архитектор и в Меншиковском дворце. В 1726-1727 годах по его проектам были сделаны два новых крыльца и галерея "по левую сторону наверху". В погребах пол выстлан кирпичом, "на верхней галерее конторка деревянная с живописным плафоном", под ней "мыльня деревянная на каменной стенке", "печей обращатых сделано четырнадцать, очаг один, каминов восемь", заложен фундамент под восточное крыло дворца [3, с. 36].

    Почему же именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре I на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. ЛеблонА. Шлютер, Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. МаттарновиБ. К. Растрелли. Дело в том, что именно швейцарский архитектор был наиболее добросовестен, трудолюбив и энергичен. А эти качества очень ценились русским царём. Только такой архитектор смог воплотить большинство желаний Петра I, создать тот самый петровский "парадиз" на, казалось бы, совсем непригодном для этого месте.

    При взошествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.

    Не всё начатое Трезини было завершено при его жизни. Так строительство каменного госпиталя на Выборгской стороне затянулось на 40 лет. Из двенадцати корпусов коллегий на Васильевском острове при Трезини было построено только шесть, тогда как остальные были завершены только к 1740-м годам его зятемКарло Джузеппе Трезини. Не были достроены до конца "надворные палаты" при Зимнем дворце.

    4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши наБольшой Морской улице, конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий... и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.

    При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли. Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.

    21 июля 1730 года стареющий архитектор написал императрице прошение о передаче ему "в Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи - в вечное и потомственное владение". И это было сделано - уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.

    В августе 1731 года Доменико Трезини было поручено перенести Почтовый двор на новое место - участок близ Исаакиевской церкви. Освобожившийся участок Миних приказал застроить кордегардией и конюшнями лейб-гвардии Конного полка. После передачи Меншиковского дворца Кадетскому корпусу Трезини составлял смету на переустройство дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял он и заказы дочери Петра I Елизаветы, переделывая для неё галерею и печи в доме Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово поле).

    Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют "петровским барокко". Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестанской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.

    Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора, могила не сохранилась. Трёхэтажный каменный дом семьи Трезини в Астано сохранился до наших дней.

    ССЫЛКИ:


    написать администратору сайта